Устройство рыночной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устройство рыночной экономики



Устройство рыночной экономики

Микроэкономическое устройство рыночной экономики - наиболее общее представление о строении и функционировании рыночной экономики с точки зрения поведения экономических субъектов.

Экономические субъекты – субъекты экономических отношений, осознающие свои интересы, принимающие и реализующие экономические решения

Экономическое взаимодействие субъектов – механизм согласования интересов субъектов в процессе реализации принятых ими экономических решений

Устройство рыночной экономики можно представить в модельном виде, который будет включать:

-пространство жизнедеятельности домохозяйств

-пространство производственной деятельности фирм

-продуктовые и ресурсные рынки

-товарный поток (кругооборот экономических благ)

-денежный поток (кругооборот доходов и расходов)

Домохозяйство - экономический субъект, которому в рамках модели присваиваются роли: *внутри собственного пространства д-ти:

ü собственник ресурсов

ü потребитель экономических благ

*в рыночных пространствах

ü покупатель продуктов на рынке благ

ü продавец ресурсов на ресурсном рынке

Фирма - экономический субъект, которому в рамках модели присваиваются роли: *внутри собственного пространства д-ти:

ü потребитель факторов производства

ü производитель экономических благ

*в рыночных пространствах

ü продавец товаров на рынке продуктов

ü покупатель факторов производства на рынке ресурсов

Кругооборот продукта: домохозяйства поставляют на рынок факторы производства, приобретаемые фирмами. С помощью этих факторов производств фирмы осуществляют производство товаров и услуг и поставляют их на рынок благ, где они находят спрос со стороны домохозяйств

Кругооборот доходов и расходов: в то время как предложение факторов производства со стороны домохозяйств является основой формирования их доходов, фирмы, приобретающие эти факторы, несут затраты. Те же фирмы, реализуя продукцию на рынке благ, получают доходы от реализации. Домохозяйства расходуют полученные ими факторы дохода на приобретение благ

Государство играет большую роль в устройстве рыночной экономики:

Поддержание функционирующих потоков, отражающих взаимодействие гос-ва с домохозяйствами и фирмами:

Ø от фирм и домохозяйств к гос-ву – налоговые потоки

Ø от гос-ва домохозяйству – трансфертные потоки

Ø от гос-ва фирмам – субсидийные потоки

Ø от гос-ва на товарные рынки – закупки

 

Вопрос №2

Потребность – жизненная необходимость в чем-либо для производства или потребления. Потребности у человека самые различные, а для удовлетворения этих потреб­ностей существуют разнообразные блага. Блага могут быть доступны в ограниченном и неограничен­ном количестве.

Благо – полезная вещь

Экономические ресурсы - совокупность материальных и нематериальных факторов и средств, обеспечивающих функционирование общественного производства

Основные виды ресурсов:

1. Природные

2. Трудовые

3. Материальные

4. Финансовые

5. Информационные

Факторы производства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг

ü Труд

ü Капитал

ü Земля

ü Предпринимательские способности

Производство – преобразование веществ природы в благо

Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или более точно — процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования.

 

Вопрос № 3

Экономические потребности – ограниченные потребности; необходимость в благах производства вещей и их личностного потребления. Экономические потребности представляют собой внутренние мотивы, побуждающие к экономической (производственной) деятельности. Они делятся на первичные (жизненно важные) и вторичные (все остальные).

Неограниченность потребностей определяется, во-первых, тем, что

население Земли постоянно обновляется, а новые люди приходят

в мир со своими потребностями; во-вторых, неограниченность

потребностей обусловлена тем, что потребности каждого отдельного

человека непрерывно растут и развиваются. Этот рост связан

с постоянным появлением новых видов материальных и духовных

благ и возможностей их получения.

Для удовлетворения постоянно растущих потребностей людей

нужны соответствующие производственные ресурсы.

Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Эта подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.

 

Вопрос № 4

ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ — недостаточность природных и трудовых ресурсов, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества.

БЛАГО - полезная вещь, средство для удовлетворения потребностей

Ресурсы — всё, что необходимо человеку (физическому лицу) и организации (в том числе юридическому лицу) для достижения цели, для удовлетворения собственных потребностей и потребностей субъектов или объектов внешней среды. Ресурсы могут быть трудовые, информационные, материальные, финансовые.

Факторы производства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО - поступающее в общественное потребление после его производства через обмен или распределение как ограниченное благо

Ресурсы производства всегда ограничены по отношению к разнообразным безграничным потребностям общества. Ограничителем труда как ресурса выступает общая численность трудоспособного населения каждой страны. Количество средств производства ограничивается производственными возможностями экономики в конкретный период времени. Что же касается земли и полезных ископаемых, то сегодня осталось очень мало неосвоенных земель, пригодных для сельскохозяйственного производства. Крупномасштабное использование полезных ископаемых привело к сильному истощению их месторождений во многих регионах планеты.

Абсолютная ограниченность ресурсов связана с недостаточностью ресурсов для удовлетворения всех потребностей членов общества одновременно.

Относительная ограниченность ресурсов характеризуется тем, что для удовлетворения определенных, ограниченных потребностей ресурсов достаточно. Ограниченность ресурсов может быть различной. Прежде всего, это естественная ограниченность ресурсов, имеющихся в природе, неодинаковое соотношение количества этих ресурсов. Ограниченность охватывает и ресурсы, созданные человеком. Это касается не только запасов ресурсов, имеющихся в данный момент, но и возможностей, имеющихся для их восполнения в данных условиях.

 

Вопрос № 5

Различные классификации факторов производства:

· классический подход-теория трех факторов производства Ж.Б. Сэя

Ж.Б.Сэй, задавшись целью популяризировать учение А.Смита, ввел в научный оборот так называемую теорию трех главных фак­торов производства. Суть этой теории состоит в том, что в обще­ственном производстве взаимодействуют три главных фактора — труд, капитал и земля. Причем степень участия каждого из назван­ных факторов в создании стоимости (ценообразовании) и дохо­дов общества обусловлена якобы тем, кому из трех классов — ра­бочим, капиталистам или землевладельцам — принадлежит соот­ветствующий фактор

· концепция Карла Маркса – производительные силы общества

Производительные силы — средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие. Таким образом, люди — основной элемент производительных сил общества. Производительные силы выступают в качестве ведущей стороны общественного производства. Уровень развития производительных сил характеризуется степенью общественного разделения труда и развитием средств труда, прежде всего техники, а также степенью развития производственных навыков и научных знаний.

Предмет труда — вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда. Предмет труда называется сырым материалом, или сырьём.

Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.

Рабочая сила — способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.

 

Предпринимательские способности является одним из факторов производства, тк они предполагают особые способности человека, заключающиеся в его умениях

 

Вопрос №6

Модель КПВ (стр. 13 – 15)

Что значит экономить?

ЭКОНОМИЯ — бережливое ведение хозяйства, в основе которого лежит уменьшение издержек, расходов, затрат экономических ресурсов: материалов, энергии, оборудования, труда, рабочего времени. Экономия достигается снижением потерь, использованием ресурсосберегающих технологий, рачительным ведением хозяйства, высокой организацией труда.

Деятельность (активность) — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Хозяйственная деятельность является предметом изучения политической экономики, является целесообразной деятельностью. Чтобы осуществить экономизацию хозяйственной деятельности необходимо бережливо расходовать прибыть от ведения хозяйства, оптимизировать затрат экономических ресурсов, труда и рабочего времени.

 

Вопрос № 7

«Потребитель- Производитель»

Потребитель — лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Производитель - это компания, фирма или лицо, изготавливающие товары, продукцию, а также оказывающие услуги.

В экономике существуют два типа взаимоотношений между производителями и потребителями товаров.

В первом тождестве творцом экономических взаимоотношений является "спрос".

"спрос рождает предложение".

то есть рынок покупателя. Покупатель на этом рынке является самодостаточным. От него зависит цена на рынке

Во втором тождестве творцом экономических взаимоотношений является производитель товаров.

"предложение рождает спрос".

Это рынок продавца. Он диктует покупателю номенклатуру товаров и цены на них.

 

«Предприниматель-Собственник ресурсов»

Предприниматель — деловой человек, лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды. В современном значении предприниматель — человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность.

 

Предприниматель имеет взаимовыгодные отношения с соб­ственником. Он периодически меняет сферу деятельности, формы ответственности, осваивая новые сферы бизнеса и применения капитала. Оба они могут не иметь в своих фирмах никаких должностей или присутствовать в них номинально в качестве членов совета управляющих, т. е. не иметь подчиненных.

 

«Предприниматель-Бизнесмен»

Бизнесмен это человек, который эксплуатирует уже существующий бизнес, управляет им. Предприниматель создает новый бизнес с нуля (не имея начального капитала). Это существенно разные виды деятельности и люди, которые создают бизнесы и которые эксплуатируют их имеют существенно разный набор навыков и предпочтений.

Предприниматель: создает принципиально новую реальность, изобретает новые возможности, живет, чтобы рисковать; действует из позиции — выиграть любой ценой,
катализатор идей,

Бизнесмен оптимизирует существующую реальность, использует уже имеющиеся возможности, рискует чтобы выжить; минимизирует риск и неопределенность, действует, исходя из позиции — не потерпеть неудачу, в большой мере организатор

 

Вопрос № 8

Вопрос № 9

Вопрос 10

Экономические отношения — объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства, присвоения, обмена и потребления благ, в особенности - продуктов труда.

Собственность в системе производственных (экономических) отношении. Производственные отношения — это общественная форма развития производительныхсил в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных идуховных благ Собственность — это экономические отношения между людьми по поводу присвоения средств производства, рабочей силы, предметов потребления, услуг, объектов интеллектуальной собственности во всех сферах общественного воспроизводства. Такоеопределение раскрывает качественную сторону собственности как экономическойкатегории. Другой ее стороной является количественная определенность отношенийсобственности названными в определении ее объектами. Значит, подобныеэкономические отношения между людьми не беспредметны, они всегда связаны с

присвоением тех или иных экономических благ.

Юридическое и экономическое содержание собственности взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.е. собственность является одновременно категорией и экономики и права. В этом единстве определяющее значение принадлежит экономической стороне собственности, хотя изменения отношений собственности происходят в первую очередь именно в юридической, правовой форме.

Вопрос 11

Цели и средства

Вопрос 12

Вопрос 13

Вопрос 14

. Цивилизационный подход. Традиционные цивилизации. Социалистическая (плановая) цивилизация. Рыночная цивилизация (частный капитализм, смешанная экономика). Как в разных цивилизациях решаются вопросы Что? Как? Для кого? Производить?

Цивилизационный подход

1. Традиционные цивилизации. Их характерные черты: немашинный характер
производства, ограниченное разделение труда, ограниченное использование денег.
Ответ на вопросы «Что? Как? Для кого?» с помощью традиций и обычаев.

 

2. Социалистическая (плановая) цивилизация. Государственная (обществен
ная) собственность, планирование. Ответ на вопросы «Что? Как? Для кого?» с помо
щью централизованно принимаемых решений. Ресурсоограниченная экономика.
Подъем и кризис социалистической цивилизации.

 

3. Рыночная цивилизация. Частная собственность, отсутствие планирования.
Ответ на вопросы «Что? Как? Для кого?» с помощью рыночных механизмов.

Разновидности рыночных цивилизаций:

 

- Чистый капитализм. Отсутствие вмешательства государства в экономику.
Социальное неравенство.

- Смешанная экономика как разновидность капиталистической. Частная
собственность при сильной социальной функции государства, элементы планирова
ния.

 

Вопрос 15

Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития.

Переходная экономика характеризует "промежуточное" состояние общества – эпоху экономических, политических и социальных преобразований. В исторически небольшой отрезок времени меняются:
отношения собственности;
способы распределения ресурсов;
типы воспроизводства;
цели и средства экономического развития;
модели мотивации;
правовые институты.
Для переходной экономики характерны неустойчивость, наличие множества вариантов "конечных" пунктов перехода, большая роль внеэкономических факторов. Направленность, выбор конечной цели, продолжительность существования переходной экономики во многом зависят от соотношения различных социальных сил, партий, содержания экономической политики, степени поддержки политики государства населением и т.п.
Конец ХХ века – время переходных экономик. Развитые страны переходят от индустриального к постиндустриальному обществу; развивающиеся – от аграрного к индустриальному; постсоциалистические страны – от плановой экономики - к рыночной. При этом в каждой стране есть свои особенности, свои характерные черты, собственные пути и методы перехода.
Особенностям переходной экономики постсоциалистических стран и, прежде всего, России посвящена эта тема.

 

Вопрос 16

Типичные черты

· является открытым;

· оно происходит на общественном разделении труда;

· облегчено применением машинной техники;

· экономическое обособление производителей

Вопрос 17

Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке.

Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью.

Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Она составляет вещественное содержание богатства.

ПС относится ко всем продуктам (сырьё и т.д.)

ПС составляет вещественное содержание богатства.

Потребительская стоимость товара:

1. должна быть создана трудом;

2. должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;

3. должна обмениваться на другой товар (механизм купли-продажи). Товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.

Вопрос 18

Вопрос 19

Вопрос 20

Закон Денежного Обращения

экономический закон, определяющий количество денег, необходимых для обращения. Когда масса денег, находящихся в обращении, превышает общую сумму товарных цен, то наступает инфляция, т.е. поскольку деньги не обеспечены товарами, цены растут.

Формула Фишера

Уравнение, описывающее равновесие между количеством денег, находящихся в обращении, и скоростью их обращения, с одной стороны, и уровнем цен и объемом сделок - с другой.

Это уравнение имеет вид:
MV = PQ,
где М - количество денег в обращении; V - скорость их обращения; P - цена; Q - объем продаж товаров и услуг.
Представляет собой макроэкономическое соотношение, называемое уравнением Фишера; служит одним из важных инструментов монетаристской доктрины.
Согласно уравнению обмена масса денег в обращении прямо пропорциональна уровню цен и объему производства (продаж) товаров и обратно пропорциональна скорости обращения денег.
(Борисов А.Б. "Большой экономический словарь". 2-е изд., перераб. и доп. Москва, 2005)
Если принять, что М - бумажные деньги, а M* - безналичные, то уравнение Фишера принимает следующий вид:
MV + M*V = PQ.
Уравнение выражает глобальное равновесие, существующее между уровнем цен и объемом проданного товара. Это уравнение, называемое также "уравнением обмена", впервые предложено Ирвингом Фишером в рамках количественной теории денег.

Вопрос 21

Вопрос 22

Вопрос 23

Признаки рынка:


- рынок предполагает свободный доступ на него и свободный выход из него,
число участников рынка неограниченно;
- цены образует конкуренция:
- свобода перемещения трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- право каждого участника рынка на полную информацию о спросе и
предложении товаров, услуг, их ценах;
- исключение привилегий для отдельных участников рынка, предоставление
всем равных возможностей.

Вопрос 24

 

Спрос и предложение в л.к


Совершенная конкуренция характеризуется наличием большого количества конкурентов, в результате чего ни один из участников рынка не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждого производителя считается заданной рынком. Реализуемая на рынке продукция является стандартизированной. Спрос очень эластичен, неценовые методы конкуренции не используются. Вход и выход из отрасли свободны. Для совершенной конкуренции характерна весьма высокая информированность продавцов и покупателей о продукции и ценах.

Монополистическую конкуренцию отличает большое количество предприятий, реализующих дифференцированную продукцию, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой. Отличительная особенность рынка – большое количество мелких и средних предприятий, ни одно из которых не занимает лидирующего положения на рынке вследствие незначительной доли продаж. В отличие от чистой конкуренции здесь используются неценовые методы конкуренции. Вход на рынок не затруднен такими барьерами, как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.

Олигополистическая конкуренция характеризуется наличием нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Доля каждого из участников рынка при данной структуре конкуренции значительна, что позволяет осуществлять влияние на рыночную цену. При олигополии продукция предприятий может быть как стандартизированной, так и дифференцированной. Каждый из участников олигополии проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом зависит от конкурентов и вынужден считаться с ними, причем используются преимущественно неценовые методы конкурентной борьбы. Олигополисты стремятся к завоеванию преимуществ за счет ослабления конкурентов, что приводит к частым конкурентным "войнам". Однако, как показывает практика, предприятия-олигополисты чаще стремятся прийти к соглашению по поводу раздела рынка, установления цен, действуя в результате соглашения как единая чистая монополия. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения.

Чистая монополия – крайнее проявление несовершенной конкуренции – может быть охарактеризована как рынок, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист действует на рынке один, осуществляя контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. Чистая монополия характеризуется наличием высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера).

Устройство рыночной экономики

Микроэкономическое устройство рыночной экономики - наиболее общее представление о строении и функционировании рыночной экономики с точки зрения поведения экономических субъектов.

Экономические субъекты – субъекты экономических отношений, осознающие свои интересы, принимающие и реализующие экономические решения

Экономическое взаимодействие субъектов – механизм согласования интересов субъектов в процессе реализации принятых ими экономических решений

Устройство рыночной экономики можно представить в модельном виде, который будет включать:

-пространство жизнедеятельности домохозяйств

-пространство производственной деятельности фирм

-продуктовые и ресурсные рынки

-товарный поток (кругооборот экономических благ)

-денежный поток (кругооборот доходов и расходов)

Домохозяйство - экономический субъект, которому в рамках модели присваиваются роли: *внутри собственного пространства д-ти:

ü собственник ресурсов

ü потребитель экономических благ

*в рыночных пространствах

ü покупатель продуктов на рынке благ

ü продавец ресурсов на ресурсном рынке

Фирма - экономический субъект, которому в рамках модели присваиваются роли: *внутри собственного пространства д-ти:

ü потребитель факторов производства

ü производитель экономических благ

*в рыночных пространствах

ü продавец товаров на рынке продуктов

ü покупатель факторов производства на рынке ресурсов

Кругооборот продукта: домохозяйства поставляют на рынок факторы производства, приобретаемые фирмами. С помощью этих факторов производств фирмы осуществляют производство товаров и услуг и поставляют их на рынок благ, где они находят спрос со стороны домохозяйств

Кругооборот доходов и расходов: в то время как предложение факторов производства со стороны домохозяйств является основой формирования их доходов, фирмы, приобретающие эти факторы, несут затраты. Те же фирмы, реализуя продукцию на рынке благ, получают доходы от реализации. Домохозяйства расходуют полученные ими факторы дохода на приобретение благ

Государство играет большую роль в устройстве рыночной экономики:

Поддержание функционирующих потоков, отражающих взаимодействие гос-ва с домохозяйствами и фирмами:

Ø от фирм и домохозяйств к гос-ву – налоговые потоки

Ø от гос-ва домохозяйству – трансфертные потоки

Ø от гос-ва фирмам – субсидийные потоки

Ø от гос-ва на товарные рынки – закупки

 

Вопрос №2

Потребность – жизненная необходимость в чем-либо для производства или потребления. Потребности у человека самые различные, а для удовлетворения этих потреб­ностей существуют разнообразные блага. Блага могут быть доступны в ограниченном и неограничен­ном количестве.

Благо – полезная вещь

Экономические ресурсы - совокупность материальных и нематериальных факторов и средств, обеспечивающих функционирование общественного производства

Основные виды ресурсов:

1. Природные

2. Трудовые

3. Материальные

4. Финансовые

5. Информационные

Факторы производства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг

ü Труд

ü Капитал

ü Земля

ü Предпринимательские способности

Производство – преобразование веществ природы в благо

Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или более точно — процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования.

 

Вопрос № 3

Экономические потребности – ограниченные потребности; необходимость в благах производства вещей и их личностного потребления. Экономические потребности представляют собой внутренние мотивы, побуждающие к экономической (производственной) деятельности. Они делятся на первичные (жизненно важные) и вторичные (все остальные).

Неограниченность потребностей определяется, во-первых, тем, что

население Земли постоянно обновляется, а новые люди приходят

в мир со своими потребностями; во-вторых, неограниченность

потребностей обусловлена тем, что потребности каждого отдельного

человека непрерывно растут и развиваются. Этот рост связан

с постоянным появлением новых видов материальных и духовных

благ и возможностей их получения.

Для удовлетворения постоянно растущих потребностей людей

нужны соответствующие производственные ресурсы.

Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Эта подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.

 

Вопрос № 4

ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ — недостаточность природных и трудовых ресурсов, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества.

БЛАГО - полезная вещь, средство для удовлетворения потребностей

Ресурсы — всё, что необходимо человеку (физическому лицу) и организации (в том числе юридическому лицу) для достижения цели, для удовлетворения собственных потребностей и потребностей субъектов или объектов внешней среды. Ресурсы могут быть трудовые, информационные, материальные, финансовые.

Факторы производства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО - поступающее в общественное потребление после его производства через обмен или распределение как ограниченное благо

Ресурсы производства всегда ограничены по отношению к разнообразным безграничным потребностям общества. Ограничителем труда как ресурса выступает общая численность трудоспособного населения каждой страны. Количество средств производства ограничивается производственными возможностями экономики в конкретный период времени. Что же касается земли и полезных ископаемых, то сегодня осталось очень мало неосвоенных земель, пригодных для сельскохозяйственного производства. Крупномасштабное использование полезных ископаемых привело к сильному истощению их месторождений во многих регионах планеты.

Абсолютная ограниченность ресурсов связана с недостаточностью ресурсов для удовлетворения всех потребностей членов общества одновременно.

Относительная ограниченность ресурсов характеризуется тем, что для удовлетворения определенных, ограниченных потребностей ресурсов достаточно. Ограниченность ресурсов может быть различной. Прежде всего, это естественная ограниченность ресурсов, имеющихся в природе, неодинаковое соотношение количества этих ресурсов. Ограниченность охватывает и ресурсы, созданные человеком. Это касается не только запасов ресурсов, имеющихся в данный момент, но и возможностей, имеющихся для их восполнения в данных условиях.

 

Вопрос № 5

Различные классификации факторов производства:

· классический подход-теория трех факторов производства Ж.Б. Сэя

Ж.Б.Сэй, задавшись целью популяризировать учение А.Смита, ввел в научный оборот так называемую теорию трех главных фак­торов производства. Суть этой теории состоит в том, что в обще­ственном производстве взаимодействуют три главных фактора — труд, капитал и земля. Причем степень участия каждого из назван­ных факторов в создании стоимости (ценообразовании) и дохо­дов общества обусловлена якобы тем, кому из трех классов — ра­бочим, капиталистам или землевладельцам — принадлежит соот­ветствующий фактор

· концепция Карла Маркса – производительные силы общества

Производительные силы — средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие. Таким образом, люди — основной элемент производительных сил общества. Производительные силы выступают в качестве ведущей стороны общественного производства. Уровень развития производительных сил характеризуется степенью общественного разделения труда и развитием средств труда, прежде всего техники, а также степенью развития производственных навыков и научных знаний.

Предмет труда — вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда. Предмет труда называется сырым материалом, или сырьём.

Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.

Рабочая сила — способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.

 

Предпринимательские способности является одним из факторов производства, тк они предполагают особые способности человека, заключающиеся в его умениях

 

Вопрос №6

Модель КПВ (стр. 13 – 15)

Что значит экономить?

ЭКОНОМИЯ — бережливое ведение хозяйства, в основе которого лежит уменьшение издержек, расходов, затрат экономических ресурсов: материалов, энергии, оборудования, труда, рабочего времени. Экономия достигается снижением потерь, использованием ресурсосберегающих технологий, рачительным ведением хозяйства, высокой организацией труда.

Деятельность (активность) — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Хозяйственная деятельность является предметом изучения политической экономики, является целесообразной деятельностью. Чтобы осуществить экономизацию хозяйственной деятельности необходимо бережливо расходовать прибыть от ведения хозяйства, оптимизировать затрат экономических ресурсов, труда и рабочего времени.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.146 с.)