Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место экономике в системе общественных наук. Система экономических наук. Микро- и макро- экономика. Методы экономической теории.

Поиск

 

В системе экономических наук можно выделить два главных направления:

  • ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ, которая является общетеоретической базой для всех экономических наук.
  • КОНКРЕТНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ, изучающие те или иные отдельные области хозяйственной жизни общества.

Таким образом, если экономическая теория изучает ОБЩИЕ принципы экономики, то все остальные экономические науки – проявление этих принципов и основ в КОНКРЕТНЫХ областях.

Микроэкономика - один из двух основных разделов экономикс, изучающий поведение отраслей, фирм, домохозяйств и других экономических единиц, а также их взаимодействие на рынках, в результате которого формируются цены на конкретные товары и услуги и на факторы производства.

Макроэкономика - один из двух основных разделов экономической науки, изучающий:
- поведение экономики как единого целого, состоящего из экономических агентов;
- закономерности взаимодействия (а) совокупных величин общего уровня цен и безработицы, (б) общего потребления и инвестиций, (в) общего спроса и общего предложения, а также их влияние на (г) изменения объема производства и на (д) экономический рост.

Макроэкономика оперирует агрегированными макроэкономическими показателями.

Методы экономической теории:

1. Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

2. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

3. Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

4. Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

5. Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Вопрос 22

Понятие рынка (разные трактовки), структура рынка:субъекты, объекты и инфраструктура. Классификация рынков по различным критериям

Рынок выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. На каждом из рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей.

К основным элементам рынка относятся:

  • спрос;
  • предложение;
  • цена.

Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.

Структура рынка:

1. по объектам рынка

  • рынок товаров и услуг
  • рынок капиталов
  • рынок труда
  • финансовый рынок
  • рынок информации

2. по географическому положению

  • местный
  • региональный
  • национальный
  • мировой

3. по механизму функционирования

  • рынок свободной конкуренции
  • монополизированный рынок
  • регулируемый рынок

4. по степени насыщенности

  • равновесный рынок
  • дефицитный рынок
  • избыточный рынок

5. в соответствии с действующим законодательством

  • легальный рынок
  • нелегальный рынок

По критериям пространственной сферы рынка труда: федеративный рынок труда, республиканские рынки

труда, краевые, областные рынка труда, рынки труда крупнейших мегаполисов

(Москва, Санкт-Петербург), городские рынки труда, районные рынки труда,

сельские рынки труда.

По критериям временных параметров рынка труда можно различать текущий

(реальный), перспективный, потенциальный и прогнозируемый рынки труд.

По степени эластичности можно выделить гибкий рынок труда и жесткий рынок

труда.

По критерию степени регулируемости рынок труда в контексте всей рыночной

экономики может быть регулируемым и нерегулируемым.

По критерию организации различат организованный и неорганизованный рынки

труда.

По критерию сегментации, например, различают рынок преимущественно

физического труда (рабочие); рынок преимущественно умственного труда

(служащие); рынок преимущественно творческого труда (научная и

художественная интеллигенция); рынок труда менеджеров и специалистов

(техническая интеллигенция, директорский корпус, предприниматели); рынок

крестьянского труда.

По критерию соотношения спроса и предложения труда следует выделить понятие

равновесного (сбалансированного), дефицитного (спрос превышает предложение)

и избыточного (предложение превышает спрос) рынков труда. Эти понятия имеют

региональный и профессиональный срез, отношение как к интегрированному

рынку труда, так и к локальным (региональным, профессиональным) субрынкам

труда.

В условиях перехода от планово-распорядительной системы к рыночной рынок

труда проходит в своем развитии ряд этапов. По этому критерию можно было бы

выделить понятие формирующегося или переходного рынка труда и развитого,

зрелого рынка труда.

По критерию моделирования среды выделяют внешний и внутренний рынки труда.

Вопрос 23

Признаки рынка:


- рынок предполагает свободный доступ на него и свободный выход из него,
число участников рынка неограниченно;
- цены образует конкуренция:
- свобода перемещения трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- право каждого участника рынка на полную информацию о спросе и
предложении товаров, услуг, их ценах;
- исключение привилегий для отдельных участников рынка, предоставление
всем равных возможностей.

Какие функции выполняет рынок?

  1. Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
  2. Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.
  3. Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
  4. Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
  5. Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
  6. Социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка.

 

 

Вопрос 24

 

Спрос и предложение в л.к


Совершенная конкуренция характеризуется наличием большого количества конкурентов, в результате чего ни один из участников рынка не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждого производителя считается заданной рынком. Реализуемая на рынке продукция является стандартизированной. Спрос очень эластичен, неценовые методы конкуренции не используются. Вход и выход из отрасли свободны. Для совершенной конкуренции характерна весьма высокая информированность продавцов и покупателей о продукции и ценах.

Монополистическую конкуренцию отличает большое количество предприятий, реализующих дифференцированную продукцию, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой. Отличительная особенность рынка – большое количество мелких и средних предприятий, ни одно из которых не занимает лидирующего положения на рынке вследствие незначительной доли продаж. В отличие от чистой конкуренции здесь используются неценовые методы конкуренции. Вход на рынок не затруднен такими барьерами, как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.

Олигополистическая конкуренция характеризуется наличием нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Доля каждого из участников рынка при данной структуре конкуренции значительна, что позволяет осуществлять влияние на рыночную цену. При олигополии продукция предприятий может быть как стандартизированной, так и дифференцированной. Каждый из участников олигополии проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом зависит от конкурентов и вынужден считаться с ними, причем используются преимущественно неценовые методы конкурентной борьбы. Олигополисты стремятся к завоеванию преимуществ за счет ослабления конкурентов, что приводит к частым конкурентным "войнам". Однако, как показывает практика, предприятия-олигополисты чаще стремятся прийти к соглашению по поводу раздела рынка, установления цен, действуя в результате соглашения как единая чистая монополия. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения.

Чистая монополия – крайнее проявление несовершенной конкуренции – может быть охарактеризована как рынок, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист действует на рынке один, осуществляя контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. Чистая монополия характеризуется наличием высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.202 (0.008 с.)