Монополистическая конкуренция и ее основные черты. Равновесие фирмы - монополистического конкурента в краткосрочном и в долгосрочном периоде.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополистическая конкуренция и ее основные черты. Равновесие фирмы - монополистического конкурента в краткосрочном и в долгосрочном периоде.



Монополистическая конкуренция — это такой тип рыноч­ной структуры, при котором относительно многочисленные мелкие производители выпускают неоднородную продукцию и имеют свободный вход и выход с рынка. Она относится к реальным рыночным структурам, которые получают развитие в легкой, пищевой промышленности, в сферах розничной торговли и общественного питания.

Рассмотрим основные черты, характеризующие монопо­листическую конкуренцию:

• наличие множества фирм, среди которых нет крупных или которые имели бы преимущества над мелким производством;

• сравнительно легкое вступление новых фирм в отрасль

• некоторые ограничения в доступе к информации. В усло­виях монополистической конкуренции неоднородность продук­ции резко увеличивает степень неопределенности информации, что затрудняет для фирмы принятие решений по объему про­изводства и цене продукции;

• продаваемая (выпускаемая) продукция является неодно­родной и дифференцированной, т.е. различается по виду, каче­ству.

Дифференциация продукта — наиболее существенная отличительная черта рынка монополистической конкуренции. Выпускаемый каждой фирмой продукт рассчитан на опреде­ленного потребителя, но тот может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них. Например, на рынке зубной пасты предлагаются различные наименования этого продукта. Производитель, используя рекламу, доводит до потребителя ин­формацию о высоком качестве и исключительном эффекте свое­го продукта. Патентование товарных знаков и промышленных марок закрепляет уникальность товара и позволяет его произ­водителю иметь ограниченный контроль над ценами.

В краткосрочном периоде поведение монополистически конкурентной фирмы очень похоже на поведение монополии и совершенного конкурента. Но если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что спрос на рынке с мо­нополистической конкуренцией не настолько эластичен, как на рынке совершенной конкуренции, но гораздо более эластичен, чем при чистой монополии.

Так же, как у чистой монополии, предельный доход фир­мы — монополистического конкурента не равен цене: осуще­ствляя некоторый контроль над ценой, фирма вынужденно ее снижает, чтобы продать больше своего продукта. Поэтому кри­вая предельного дохода монополистического конкурента лежит ниже кривой спроса (рис. 5.1), и фирма выбирает комбинацию объема производства и цены, которая максимизирует прибыль. Точка равновесия Е определяется пересечением кривых МС и MR, т.е. условием максимизации прибыли и равновесия фир­мы является МС = MR.

Рис. 5.1.Равновесие монополистически конкурентной фирмы в краткосрочном периоде (максимизация прибыли

В долгосрочном периоде ситуация иная, поскольку возмо­жен приход на рынок новых фирм и выход уже функционирую­щих. Получение фирмами прибыли стимулирует приток в от­расль свежих игроков, что сократит спрос на продукцию абори­генов. Эластичность спроса увеличится, и экон-я при­быль снизится.

При возникновении убытков фирмы начинают покидать ры­нок. С уменьшением числа производителей спрос на продукцию повышается, его эластичность снижается и происходит рост экономической прибыли. В результате восстанавливается дол­госрочное равновесие, при котором кривая спроса на товар лю­бой фирмы отрасли является на графике просто касательной к долгосрочной кривой средних общих затрат фирмы (рис. 5.2.). Точка равновесия находится на кривой АТС, экономическая прибыль равна нулю, а доход — издержкам. Фирма функцио­нирует безубыточно.

долгосрочное равновесие на рынке монопо­листической конкуренции характеризуют следующие особен­ности:

1) так же, как и на конкурентном рынке, цена равняется средним общим издержкам, поскольку относительная свобода входа на рынок и выхода с него предопределяет установление нулевой экономич-й прибыли;

2) так же, как и на монопольном рынке, цена товара превы­шает предельные издержки фирмы. Максимизация прибыли предполагает равенство предельного дохода и предельных из­держек, но в результате отрицательного наклона кривой спроса предельный доход фирмы отстает от цены, поэтому точка рав­новесия не соответствует наименьшим средним издержкам.

Значит, равновесная цена при монополистической конкурен­ции выше равновесной цены, устанавливаемой в условиях со­вершенной конкуренции, и фирма производит меньше товара, чем могла бы при минимальных средних издержках, что гово­рит о наличии у нее избыточных производственных мощностей.

В условиях монополистической конкуренции свободное вхождение в отрасль и нулевая экономическая прибыль в дол­госрочном периоде создают видимость эффективного распреде­ления и использования ресурсов. Многообразие товаров, отве­чающее индивидуальным запросам покупателей, намного пред­почтительнее, нежели однообразная продукция, производимая в большом объеме и продаваемая по более низким ценам. Но с точки зрения оптимальности по Парето рынок монополистической конкуренции неэффективен, поскольку не выполняется условие производства с минимальными издержкам

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.005 с.)