Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Монополистическая конкуренция и ее основные черты. Равновесие фирмы - монополистического конкурента в краткосрочном и в долгосрочном периоде.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Монополистическая конкуренция — это такой тип рыночной структуры, при котором относительно многочисленные мелкие производители выпускают неоднородную продукцию и имеют свободный вход и выход с рынка. Она относится к реальным рыночным структурам, которые получают развитие в легкой, пищевой промышленности, в сферах розничной торговли и общественного питания. Рассмотрим основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию: • наличие множества фирм, среди которых нет крупных или которые имели бы преимущества над мелким производством; • сравнительно легкое вступление новых фирм в отрасль • некоторые ограничения в доступе к информации. В условиях монополистической конкуренции неоднородность продукции резко увеличивает степень неопределенности информации, что затрудняет для фирмы принятие решений по объему производства и цене продукции; • продаваемая (выпускаемая) продукция является неоднородной и дифференцированной, т.е. различается по виду, качеству. Дифференциация продукта — наиболее существенная отличительная черта рынка монополистической конкуренции. Выпускаемый каждой фирмой продукт рассчитан на определенного потребителя, но тот может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них. Например, на рынке зубной пасты предлагаются различные наименования этого продукта. Производитель, используя рекламу, доводит до потребителя информацию о высоком качестве и исключительном эффекте своего продукта. Патентование товарных знаков и промышленных марок закрепляет уникальность товара и позволяет его производителю иметь ограниченный контроль над ценами. В краткосрочном периоде поведение монополистически конкурентной фирмы очень похоже на поведение монополии и совершенного конкурента. Но если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что спрос на рынке с монополистической конкуренцией не настолько эластичен, как на рынке совершенной конкуренции, но гораздо более эластичен, чем при чистой монополии. Так же, как у чистой монополии, предельный доход фирмы — монополистического конкурента не равен цене: осуществляя некоторый контроль над ценой, фирма вынужденно ее снижает, чтобы продать больше своего продукта. Поэтому кривая предельного дохода монополистического конкурента лежит ниже кривой спроса (рис. 5.1), и фирма выбирает комбинацию объема производства и цены, которая максимизирует прибыль. Точка равновесия Е определяется пересечением кривых МС и MR, т.е. условием максимизации прибыли и равновесия фирмы является МС = MR. Рис. 5.1. Равновесие монополистически конкурентной фирмы в краткосрочном периоде (максимизация прибыли В долгосрочном периоде ситуация иная, поскольку возможен приход на рынок новых фирм и выход уже функционирующих. Получение фирмами прибыли стимулирует приток в отрасль свежих игроков, что сократит спрос на продукцию аборигенов. Эластичность спроса увеличится, и экон-я прибыль снизится. При возникновении убытков фирмы начинают покидать рынок. С уменьшением числа производителей спрос на продукцию повышается, его эластичность снижается и происходит рост экономической прибыли. В результате восстанавливается долгосрочное равновесие, при котором кривая спроса на товар любой фирмы отрасли является на графике просто касательной к долгосрочной кривой средних общих затрат фирмы (рис. 5.2.). Точка равновесия находится на кривой АТС, экономическая прибыль равна нулю, а доход — издержкам. Фирма функционирует безубыточно. долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуют следующие особенности: 1) так же, как и на конкурентном рынке, цена равняется средним общим издержкам, поскольку относительная свобода входа на рынок и выхода с него предопределяет установление нулевой экономич-й прибыли; 2) так же, как и на монопольном рынке, цена товара превышает предельные издержки фирмы. Максимизация прибыли предполагает равенство предельного дохода и предельных издержек, но в результате отрицательного наклона кривой спроса предельный доход фирмы отстает от цены, поэтому точка равновесия не соответствует наименьшим средним издержкам. Значит, равновесная цена при монополистической конкуренции выше равновесной цены, устанавливаемой в условиях совершенной конкуренции, и фирма производит меньше товара, чем могла бы при минимальных средних издержках, что говорит о наличии у нее избыточных производственных мощностей. В условиях монополистической конкуренции свободное вхождение в отрасль и нулевая экономическая прибыль в долгосрочном периоде создают видимость эффективного распределения и использования ресурсов. Многообразие товаров, отвечающее индивидуальным запросам покупателей, намного предпочтительнее, нежели однообразная продукция, производимая в большом объеме и продаваемая по более низким ценам. Но с точки зрения оптимальности по Парето рынок монополистической конкуренции неэффективен, поскольку не выполняется условие производства с минимальными издержкам
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.120.112 (0.008 с.) |