Максимизация прибыли конкурентной фирмы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Максимизация прибыли конкурентной фирмы



В краткосрочном периоде

Фирму, действующую на рынке совершенной (чистой, свободной) конкуренции, часто называют конкурентной фирмой. Будем предполагать, что единственная задача фирмы заключается в максимизации прибыли, т.е. разницы между выручкой (доходом) и издержками.

Общий валовой доход или выручка TR − это денежная сумма, полученная продавцом от продажи определенного количества товара.

TR = PQ, (5.9)

где P− цена единицы товара, Q − количество проданного товара.

Средний доход AR − выручка, приходящаяся на единицу проданного товара:

. (5.10)

Предельный доход MR − приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

. (5.11)

На рынке совершенной конкуренции спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен, цена задается рынком, P = const. Поэтому

AR = MR = P. (5.12)

Существует два подхода, позволяющих фирме решать задачу максимизации прибыли. Первый подход заключается в сравнении общего дохода с общими издержками (рис. 5.8).

а)
TR TC
Q
Q1
Q*
Q2
TR
TC
N
M
Зона прибыли
Зоны убытка
p
Q
pMAX
б)
N
L
TC
TR
TR TC
Q
Q*
Q
p

 

 


Рис. 5.8. Достижение фирмой максимальной прибыли (минимального убытка)

 

На рис. 5.8, а предприятие имеет область положительной прибыли при изменении Q от Q1 до Q2, называемых точками безубыточности. Максимальная прибыль будет в точке Q = Q*. При этом величина прибыли определяется длиной отрезка NM. На рис. 5.8, б фирма не получает прибыли ни при каком объеме выпуска продукции. В краткосрочном периоде фирма может работать с убытками, рассчитывая на улучшение экономической ситуации в будущем: на снижение собственных издержек или на повышение цен на свою продукцию. Фирме в этом случае может быть выгодно продолжать производство, но только при условии, что ее выручка превышает переменные издержки. В этом случае перед фирмой встает задача минимизации убытков. Минимальному уровню убытков на рис. 5.8 соответствует отрезок NL в точке Q = Q*.

Второй подход к решению задачи максимизации прибыли заключается в сравнении предельного дохода с предельными издержками. Фирма максимизирует прибыль при таком объеме производства и продаж Q, при котором предельный доход равен предельным издержкам:

MR = MC. (5.13)

Это − «золотое правило» для фирмы. Действительно, прибыль равна p = TRTC и максимизируется в точке, в которой малый прирост объема производства не меняет величины прибыли:

(5.14)

На рис. 5.9 условие максимума прибыли достигается в точке Q = Q*, где MR = MC = P.

Q*
MC
MR = AR =P
Q
MC AC

 

 


Рис. 5.9. Максимизация прибыли в точке равенства предельного дохода

И предельных издержек

 

В длительном периоде фирма может изменять все используемые факторы производства, включая землю и капитальное оборудование. Она может свернуть производство или перейти на выпуск другой продукции. Для того, чтобы конкурентная фирма оказалась в положении долгосрочного равновесия, необходимо выполнение трех условий (если каждое из них выполняется для всех фирм в отрасли, можно говорить о долгосрочном равновесии для отрасли в целом).

1. Фирма не должна иметь побудительных мотивов к увеличению или сокращению объемов выпуска при заданном масштабе предприятия (т.е. при заданном уровне постоянных издержек). Она должна максимизировать прибыль. Это значит, что МС = МR, т.е. условие краткосрочного равновесия также является условием и долгосрочного равновесия. Для конкурентной фирмы это условие, как известно, упрощается до МС = P.

2. Фирма не стремится изменить масштаб производства.

3. Не должно быть мотивов, побуждающих какую-либо фирму покидать отрасль, а новые фирмы вступать в нее. Для этого все фирмы в отрасли должны получатьнулевую экономическую прибыль. Кроме того, цена продукта должна быть такова, чтобы совокупное предложение отрасли было равно совокупному потребительскому спросу.

Установление длительного равновесия (рис. 5.10) − процесс сложный, динамичный, требующий времени, в течение которого (т.е. коротком временном интервале) фирма может иметь убытки или экономическую прибыль.

 

MC, AC
MC
MR = р
ATC
ATC
LATC
LATC
Q*
Q

 

 


Рис. 5.10. Положение равновесия конкурентной фирмы

В долгосрочном периоде

 

В долговременном периоде экономическая прибыль стремится к нулю:P = LАТС. В отрасль, где фирмы получают не только обычную, но и экономическую прибыль, устремляются конкуренты. Они увеличивают совокупное предложение, что приводит к снижению равновесной цены до уровня, обеспечивающего лишь нормальную прибыль. Если фирмы в отрасли будут получать убытки, это приведет к обратному процессу: часть фирм покинет отрасль, тем самым уменьшив совокупное предложение, что приведет к росту равновесной цены до уровня, обеспечивающего нормальную прибыль.

Таким образом, условие равновесия фирмы в долговременном периоде имеет вид

P = MC = ATC = LATC. (5.15)

Достаточно невыполнения любого из этих условий, и долговременное равновесие будет нарушено. Если P ¹ МС, фирма станет изменять объем выпуска продукции Q, оставив неизменными масштабы предприятия. Если АТС ¹ LАТС, фирма, напротив, будет изменять масштабы предприятия. Если P < LАТС, то фирмы станут покидать отрасль, а если P > LАТС, то это привлечет в отрасль новые фирмы. В результате достижения равновесия каждой фирмой складывается равновесие отраслевого рынка.

 

Типы рыночных структур

Совершенная конкуренция

Как уже отмечалось, совершенная конкуренция предполагает наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации, когда производители и покупатели приспосабли­ваются к существующим ценам и выступают как ценополучатели. Это означает, что доля каждой фирмы на рынке отрасли незначительна, так что ни одна из них не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию каждой фирмы всегда горизонтальна (т.е. абсолютно эластична), хотя линия отраслевого спроса имеет отрицательный наклон. В качестве предпосылки совершенной конкуренции необходимо рассматривать также однородность товаров и услуг, т.е. производство стандартной продукции и абсолютную информированность производителей и потребителей.

В действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют).

Достоинства совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция помогает распределить ограничен­ные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовле­творения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить макси­мально возможное количество продукции до тех пор, пока предель­ные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его уда­лось купить. При этом достигается не только высокая эффектив­ность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

Недостатки совершенной конкуренции. Совершенная конкуренции, как и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков. Говоря о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределе­ние ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей поку­пателей, не следует забывать, что она исходит из платежеспособ­ных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако от­нюдь не гарантирует равенство результатов. Совершенная конку­ренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности суще­ствуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются фирма­ми: их осуществляет общество. Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение по­требителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и про­даны каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это отно­сится к таким общественным благам, как противопожарная без­опасность, национальная оборона и т. д. Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необ­ходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как пра­вило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей. Совершенная конкуренция способствует унификации и стан­дартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем, в современном об­ществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются раз­нообразные вкусы. Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее офор­мление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повыше­нием издержек их производства.

Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма и границы фирмы и отрасли совпадают. Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующейценовую дискриминацию.Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигогополии называется дуополией.

Если перейти к изучению различных вариантов сочетаний форм рыночного предложения и спроса, то количество возможных рыночных структур сильно возрастет. При анализе, однако, обычно исходят из предположения, что спрос является конкурентным, ограничиваясь изучением различных форм предложения.

Чистая монополия

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч, «моно» – один, «полно» – продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно ти­пична. В таком городе существует одна электростанция, одна же­лезная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и т. д. В США 5% ВНП созда­ется в условиях, близких к чистой монополии.

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют ре­альные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый про­дукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отне­сти к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может вли­ять на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там, где велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленнос­ти), с естественной монополией (когда какие-либо компании – в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения – закрепляют свое мо­нопольное положение, получая привилегии от правительства).

Силу монопольной власти отдельной фирмы, однако, не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров. Чистая монополия возникает на базе рыночной экономики и функционирует по ее законам. Не следует также сбрасывать со счетов широкомасштабное антимонопольное законодательство, существующее во всех развитых странах. Другое дело – монополия в условиях административно-командной системы. Такая монополия базируется на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита. Административно-командная система развивается, как правило, в условиях закрытой экономики, опирается на государственную монополию внешней торговли. Такая монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной влас­тью, чем экономическая монополия.

Если в условиях совершенной конкуренции фирма, выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену. На монопольном рынке кривая MR лежит ниже кривой спроса D. Дело в том, что монополист, снижая цену для увеличения объема продаж, вынужден снижать цену на все единицы продаваемых товаров, а не только на последний экземпляр. Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р = MR, то на монополизиро­ванном рынке Р > MR.

Было бы ошибкой полагать, что монополист всегда будет назначать максимальную цену. Ему приходится считаться с законом спроса и эластичностью спроса на продукцию его фирмы и отрасли. Если спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки, а если неэластичен, то к ее падению (рис. 6.1). Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

Q0
D
MR
ТR
Эластичный спрос
Неэластичный спрос
ЕD = 1
P
Q0
Q
Q
ТR

 

 


 

 

Рис. 6.1. Спрос, предельный и совокупный доход фирмы

В условиях чистой монополии

 

Целью монополиста является максимизация не выручки, а прибыли. Хотя монополист и стремится выполнять золотое правило MR = MC, здесь будут уже иными, чем при совершенной конкуренции, и цена, и объем выпуска (рис. 6.2). Е1 − точка равновесия для фирмы-монополиста. Ей соответствует объем выпуска Q1 и монопольная цена P1. При данном объеме выпуска кривая ATC не достигает своего минимума (точка В); цена P1 при этом выше ATC (на величину отрезка АВ) и выше P0, а объем выпуска Q1 заметно меньше объема Q0 (на графике точка E0 соответствует равновесию при совершенной конкурен­ции, при котором P0 и Q0 − равновесные цена и объем выпуска).

 

P MR AC
Q
D
MR
P0
Q1
E1
MC
C
P1
ATC
E0
A
B
Q0

 


Рис. 6.2. Определение цены и объема производства

В условиях чистой монополии

 

Итак, если на рынке совершенной конкуренции MR = MC = P = ATC, то здесь уже (MR = MC) < ATC < P. Видно, что на монопольном рынке растет цена и снижается объем выпуска; при этом прибыль монополиста растет, достигая максимума в точке Е1, где MR = MC. На графике (рис 6.2) общая прибыль (экономическая) монополиста равна площади P1АВС. Это его монопольная прибыль.

Рисунок 6.3 иллюстрирует равновесие в условиях совершенной конкуренции и монополии.

P
G
P0
H
S
D
E0
Q0
Q
P
A
P0
B
MC
D
E0
Q0
Q
Q1
P1
а)
б)
MR

 


Рис. 6.3. Равновесие в условиях совершенной конкуренции (а) и монополии (б)

Равновесие в конкурент­ной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмеща­ют свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж (рис. 6.3, а). В точке Е0 достигается равновесный объем производства Q0 и равновесная цена Р0. Площадь 00Q0 соответствует величине из­держек производителей, Р00 составляет прибыль производите­лей, а Р00 – потребительский излишек.

При чистой монополии ситуация меняется (рис. 6.3, б). В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене Р1 и количеству продукции Q1. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Р1 > МС), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника ABE0 соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии. В середине 50-х годов А. Харбергер был первым, кто попытался определить величину этих треугольников с точки зрения издержек всего общества, так как объем производства без монополии больше, чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники часто называют харбергеровскими треугольниками. Используя математический аппарат, он показал, что такие потери в промышленном секторе США в 1929 г. составили менее 0,1% ВНП. В современной экономике США они бы составили около 6 млрд долл. Поэтому проблема чистой монополии не является такой острой, как она представлялась ранее другим экономистам.

По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных фактора – понижающий и повышающий. Понижающий, так как в результате создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т. д.). С другой стороны, действует и тенденция к их повышению, связанная с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослабление стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию Х. Лейбенстайн обозначил как Х-неэффективность.

Для измерения степени монопольной власти используется индекс Лернера:

.(6.1)

Чем больше разрыв между ценой P и предельными издержками МС, тем больше значение IL. При совершенной конкуренции P=МС и IL= 0, т.е. экономическая прибыль при свободном перемещении всех факторов производства стремится к нулю, а прибыль − к нормальной прибыли. С появлением же препятствий переливу капитала появляется монопольная прибыль. Используя выражение для предельного дохода

,(6.2)

формулу коэффициента эластичности

ЕD = , (6.3)

а также условие максимизации прибыли MR = MC, получим

, . (6.4)

Таким образом, индекс Лернера, показывающий степень монопольной власти фирмы, обратно пропорционален эластичности спроса на ее продукцию.

Для характеристики монопольной власти используется также по­казатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля-Хиршмана (IНН). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фир­мы ранжируются по удельному весу Si от наибольшей до наименьшей:

. (6.6)

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IНН = 10000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а IНН = 100. В США высокомонополизированной считается отрасль, в кото­рой индекс Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удель­ный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.190 (0.017 с.)