Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство экономических благ

Поиск

Под производством в современной микроэкономике понимается деятельность по использованию факторов производства (ресурсов) с целью достижения наилучшего результата. Под затратами понимается все, что производитель (фир­ма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата. Выпуском может быть любое благо (продукция или услуга), изготовленное фирмой для продажи. Деятельность фир­мы может обозначать как производственную, так и коммерческую деятельность, например транспортировку, хранение и даже покуп­ку продукции с целью ее последующей перепродажи.

В современ­ном обществе любая фирма производит, как правило, не одно, а целый ряд экономических благ, однако мы в целях упрощения бу­дем пренебрегать этим обстоятельством; предполагается, что про­изводится лишь один товар (или услуга). Экономическая деятельность фирмы может быть описана про­изводственной функцией

Q = f (F 1, F 2,..., Fn), (5.1)

где Q − максимальный объем производства при заданных затратах; Fj − количество использованного фактора fj.

Предположим, что F1 является переменным фактором, а все остальные (n −1) факторов (F 2,..., Fn) постоянны.

Для того чтобы отразить влияние переменного фактора на производство, вводятся понятия совокупного (общего), среднего и предельного продукта. Совокупный продукт (total product) − это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора. Разделив совокупный продукт на израсходованное количество переменного фактора, можно получить средний продукт (average product):

. (5.2)

Предельный продукт (marginal product) определяется как прирост совокупного продукта, полученный в результате бесконечно малых приращений количества использованного переменного фактора:

. (5.3)

Увеличение использования одного из факторов (при фиксированных остальных) приводит к последовательному снижению от­дачи его применения. Этот закон убывающей отдачи никогда не был дока­зан строго теоретически, он выведен экспериментальным путем (сна­чала в сельском хозяйстве, а потом и применительно к другим от­раслям производства). Он отражает реально наблюдаемый факт определенных пропорций между различными факторами.

Теперь предположим, что производственная функция включает не один, а два переменных фактора F 1 и F 2 (от других факторов абстрагируемся), а объем производства является величиной постоянной:

Q = f (F 1, F 2) = const. (5.4)

Пусть, например, в производстве жевательной ре­зинки используются только два ресурса: труд L и капитал K (рис. 5.1).

K
L
I
II
III
A
B
C

 

 


Рис. 5.1. Изокванты

 

При заданной технологии один и тот же выпуск продукции (10 тыс. жевательных резинок) может быть обеспечен с большим применением капитала (как в точке А) или с большим привлечением труда (как в точке C). Возможны и промежуточные варианты (точка В). Если соединить все сочетания ресурсов, использо­вание которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продук­ции, то получится изокванта (isoquant) − кривая, представляющая бесконечное множество комби­наций факторов производства (ресурсов), обеспечивающих одина­ковый выпуск продукции. Изокванты для процесса производства оз­начают то же, что и кривые безразличия для процесса потребления. Они обладают аналогичными свойствами: имеют отрицательный на­клон, выпуклы относительно начала координат и не пересекаются друг с другом. Изокванта, лежащая выше и правее другой, пред­ставляет собой больший объем выпускаемой продукции, например 20 тыс. жевательных резинок, 30 тыс. шт. и т.д. В отличие от кривых безразличия, где суммарное удовлетворение потребителя точно измерить нельзя, изокванты показывают реальные уровни производства: 10 тыс., 20 тыс., 30 тыс. и т.д. Совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресур­сов, называется картой изоквант (isoquant map).

Анализ с помощью изоквант имеет для произво­дителя очевидные недостатки, так как использу­ет только натуральные показатели затрат ресур­сов и выпуска продукции. Максимизировать выпуск при данных издержках позволяет прямая равных издержек, или изокоста (isocost line). Если Р 1 − цена фактора производства F 1, а Р 2 − цена F 2, то, располагая определенным бюджетом С, производитель мо­жет купить X единиц фактора F 1 и Y единиц фактора F 2:

(5.5)

Для труда и капитала:

(5.6)

где w – цена единицы труда (заработная плата); r – цена единицы капитала (процентная ставка).

K
L
I
II
III
C/w
C/r
E

 


Рис. 5.2. Изокоста и равновесие производителя


Это уравнение прямой представляет комбинации ресурсов, использование которых ведет к одинаковым затратам, израсходо­ванным на производство (рис. 5.2). Рост бюджета производителя или снижение цен ресурсов сдвигает изокосту вправо, а сокраще­ние бюджета или рост цен − влево. Точка касания E изокванты с изокостой определяет положение равновесия производителя, поскольку позволяет достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных средствах, которые можно затратить на покупку ресурсов.

5.2. Фирма: определение и основные понятия

Фирма − это основной элемент, экономический агент рыночной экономики. В современном мире насчитывается примерно 40 млн. фирм. Следует различать понятия «фирма» и «предприятие» .Предприятие – это производственная организация, осуществляющая с технологической точки зрения достаточно однородную деятельность (выпуск товаров, оказание услуг). Фирма может заниматься различными видами деятельности, между собой не связанными (производственная, торговая, финансовая).

Поведение фирмы определяется многими факторами: ее издержками, результатами, полезностью продукции, величиной капитала, ценами на свою продукцию и ее заменители, ценами на сырье и комплектующие изделия, доходами покупателей, состоянием конкуренции на рынках и множеством других обстоятельств, причем не только экономического характера. На рис. 5.3 приведены основные типы фирм.

 

Некоммерческие организации
Управляются в интересах трудовых коллективов
Управляются в интересах собственников
Индивидуальные пред­прия­тия Партнерства (товарищества) Акционерные компании
Государственныепредприятия
Частные некоммерческие организации
Частные коммерческие предприятия
Коммерческие организации
Основные типы производственных организаций в рыночной экономике

 


Рис. 5.3. Типы производственных фирм

Наиболее распространенными в рыночной экономике являются коммерческие предприятия, управляемые в интересах собственников. Собственники, или предприниматели, − это лица, рискующие своим имуществом или благосостоянием. Их благополучие прямо зависит от успеха или неудачи предприятия. Существуют три основные правовые формы, в которых может быть организовано деловое предприятие: индивидуальное предприятие, партнерство (товарищество) и акционерное общество (корпорация).

Индивидуальное предприятие принадлежит одному человеку, который полностьюотвечает по обязательствам фирмы. Как правило, предприниматель сам непосредственно работает на своем предприятии, выполняя и управленческие, и трудовые функции. Основные цели: получение прибыли; чувство удовлетворенности; выживание фирмы; общественное положение. Преимущества единоличного владения: высокая гибкость и адаптивность, огромная мотивация (работа на себя). Недостатки: ограничены масштабы бизнеса, слабая конкурентоспособность, высокая зависимость от внешней среды.

Партнерство (товарищество) образуется из двух или более лиц, действующих как совладельцы предприятия. Партнеры делят между собой риск и ответственность. Преимущества:увеличение масштабов предприятия позволяют получить технологические и финансовые выгоды, возможность специализации по разным направлениям бизнеса. Недостатки: сложности, появляющиеся при принятии решений.

Акционерное общество (корпорация) представляет собой наиболее важную форму организации деловых предприятий (по доле в производстве и выручке). Акционеры корпорации являются ее законными владельцами, но их экономическая ответственность ограничена размерами вложений в дело. Это позволяет привлекать финансовые ресурсы огромного числа собственников, которые не участвуют в управлении предприятием. Права собственности легко передаются из рук в руки, корпорация может существовать сколь угодно долго. Она реализует все преимущества крупного производства: технологические, финансовые, облегчаются возможности кредита и дальнейшего роста.

Частные некоммерческие организации являются неприбыльными. Это различные добровольные, филантропические и благотворительные организации, которые составляют заметную долю, особенно в сфере социальных услуг. Их значение в развитых странах растет.

Государственные предприятия могут ориентироваться на рыночный спрос и преследовать цель максимизации прибыли, а могут и не быть нацеленными на прибыльность. Государственные предприятия, компенсируя недостаточность рынка, порождают собственные проблемы, например, рост административных расходов.

Рссмотрим далее некоторые важные понятия теории фирмы: издержки, выручка, прибыль.

Издержки – это потери, жертвы, которые приходится нести для получения полезных результатов. Эти потери могут быть денежными и неденежными.

Существует несколько подходов к определению издержек, каждый из которых имеет свою область применения. Так, издержки делятся на частные и общественные. Они могут рассматриваться с точки зрения либо отдельной фирмы, либо общества в целом. Существуют внешние эффекты – издержки или выгоды, не получившие отражения в ценах. Эти эффекты могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Так, загрязнение заводом окружающей среды − типичный пример внешних для завода, т.е. социальных затрат (эти затраты может нести и государство, и местные власти, и жители близлежащих районов). И общественные, и частные затраты могут быть представлены двумя способами:

· как ценность израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения (бухгалтерский подход);

· как ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных направлений использования тех же ресурсов (экономический подход).

Подход экономистов основан на факте редкости ресурсов и возможностях их альтернативного использования. Выбор определенных ресурсов и вариантов действий означает невозможность производства какого-то другого товара. Издержки фактические могут совпадать либо не совпадать с альтернативными.

Если какой-то ресурс приобретается фирмой на свободном рынке, где он продается по единой рыночной цене, то за него придется заплатить именно такую цену, т.е. цену лучшей альтернативы. В противном случае этот ресурс найдет на рынке лучшее применение. Таким образом, фактическая цена приобретения этой единицы ресурса будет отражать ценность наилучшей из отвергнутых альтернатив и, значит, издержки фактические совпадут с альтернативными.

Явные (внешние) издержки определяются суммой расходов фирмы на оплату покупаемых ресурсов (сырья, материалов, рабочей силы и т.п.). Неявные (внутренние) издержки − это издержки на ресурсы собственные, находящиеся в собственности данного предприятия. Это могут быть собственные денежные средства, станки и оборудование, здания и сооружения, земля, семена, особые преимущества фирмы (например, место расположения, известность торговой марки, владение патентом и т.п.), а также квалификация, управленческие навыки и предпринимательские способности владельца фирмы и членов его семьи. Для подсчета альтернативных издержек, связанных с использованием собственных ресурсов (т.е. с неявными, внутренними издержками), надо оценить выгоду, упущенную из-за неприменения ресурса другим, более рациональным путем.

В собственности предприятия обычно имеются объекты длительного использования − машины и оборудование, здания и сооружения. Предприятие в данном текущем периоде не несет явных затрат в связи с их использованием, помимо тех, которые необходимы для поддержания их в работоспособном состоянии (включая амортизационные отчисления). Однако оно несет неявные затраты, т.е. альтернативные издержки упущенных возможностей по их использованию. Эти издержки могут быть определены двумя путями:

1) имущество можно продать по рыночной, возможно, остаточной, ликвидационной цене и поместить вырученные от продажи деньги в банк под рыночную ставку процента. Соответствующий доход можно учесть как альтернативные издержки использования подобных объектов на данном предприятии;

2) оборудование и другие объекты можно сдать в аренду, и тогда арендная плата позволила бы получить не только доход в сумме, соответствующей банковскому проценту, но и сумму денег компенсирующую потери в рыночной стоимости этого имущества в результате физического или морального износа.

Нормальная прибыль появляется в том случае, когда общая выручка предприятия равна общим издержкам, исчисленным как издержки отвергнутых возможностей для всех использованных ресурсов, включая предпринимательский талант хозяина фирмы (рис. 5.4). Если общая выручка превышает рассчитанные таким образом издержки, фирма получает чистую или экономическую прибыль. Ее наличие означает, что на данном предприятии ресурсы используются более эффективно, чем где бы то ни было. Бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных, внутренних издержек, оцененных как альтернативные издержки отвергнутых возможностей.

Именно экономическая, а не бухгалтерская прибыль служит критерием успеха предприятия, эффективности использования им имеющихся ресурсов. Ее наличие или отсутствие является стимулом привлечения дополнительных ресурсов или соответственно перетока их в другие сферы использования. Ситуация, при которой экономическая прибыль равна нулю, является для фирмы вполне приемлемой, так как это значит, что она действует на рынке не хуже других, получая лишь нормальную прибыль.

 

Экономическая прибыль (сверхприбыль)
Внутренние издержки, включая нормальную прибыль
Внешние издержки
Экономическая прибыль
Экономические издержки
Бухгалтерская прибыль
Бухгалтерские издержки
Валовой доход, или общая выручка

 

 

Рис. 5.4. Доход, издержки и прибыль

 

Если альтернативные издержки следует учитывать, принимая решения, особенно тогда, когда они носят внутренний, скрытый характер, то совершенно иначе следует поступать с невозвратными издержками. Они обычно на виду, т.е. входят в состав бухгалтерских затрат, но принимая решения, их следует игнорировать. Невозвратные издержки − это произведенные ранее и невозместимые затраты. Например, если завод заказал специальное оборудование, неприменимое ни в какой другой сфере, расходы на него можно счесть невозвратными.

В дальнейших темах прибыль будет пониматься в экономическом смысле, т.е. как избыток бухгалтерской прибыли по сравнению с нормальной прибылью. От прибыли, определяемой разностью между выручкой от продажи продукции и издержками ее производства, следует отличать величину чистого денежного потока, определяемую разностью между денежными поступлениями и платежами предприятия за определенный период времени (месяц, год). Очевидно, что этот показатель, как правило, не совпадает с величиной прибыли в силу неравномерности и неодновременности получения денежных доходов и осуществления различных расходов, особенно долгосрочного характера.

Издержки производства

В краткосрочном периоде одни факторы остаются неизменными, другие могут изменяться для увеличения выпуска продукции. Валовые издержки ТС на производство какого-либо товара состоят из двух компонентов: постоянных FC и переменных VC. Постоянные издержкиFC фирма несет независимо от объема выпуска продукции, переменные издержкиVC меняются вместе с объемом выпуска продукции. К постоянным издержкам относятся, например, расходы по содержанию завода, страховые взносы, процент за кредит, арендная плата, оклады части персонала и др. Подобные расходы фирме приходится нести даже в том случае, если производство прекращается или приостанавливается. К переменным издержкам относятся, прежде всего, расходы на используемые сырье, материалы, транспортные издержки, оплата труда привлекаемых работников и т.п.

Средними издержками АТС называются издержки фирмы на единицу продукции:

, (5.7)

где ATC − средние общие издержки; AFC − средние постоянные издержки; AVC − средние переменные издержки.

Переменные издержки могут быть пропорциональными, дегрессивными и прогрессивными. Пропорциональные переменные издержки изменяются относительно в той пропорции, что и производство и реализация. Дегрессивные переменные издержки изменяются в относительно меньшей пропорции, чем производство и реализация. Прогрессивные переменные издержки изменяются в относительно большей прогрессии, чем производство и реализация.

При малых объемах Q производственный процесс дорогостоящ и неэффективен, поэтому переменные издержки прогрессивны. По мере роста объема производства рост издержек замедляется, они начинают носить дегрессивный характер. Но с дальнейшим ростом объемов производства, когда потенциал фирмы максимально использован и уже реализованы преимущества разделения труда и рационализации, переменные издержки VC начинают расти быстрее объема производства, т.е. являются прогрессивными. Это можно объяснить действием закона убывающей отдачи. Как только предельный продукт начинает снижаться − все большее количество дополнительных переменных ресурсов приходится использовать для производства каждой последующей единицы продукции. Поэтому линия AТC выглядит U-образно (рис. 5.5, а).

Предельные издержки МС − это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издерж­ками обычно понимают издержки, связанные с производством пос­ледней единицы продукции:

. (5.8)

Когда МС < ATC, кривая средних издержек идет вниз: производство каждой новой единицы продукции уменьшает средние издержки. Когда МС > ATC, кривая средних издержек идет вверх: производство каждой новой единицы продукции увеличивает средние издержки. Кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке ее минимального значения (рис. 5.5, б).

 
ТC
VC
FC
Q
C
Q
ATC
MC
а)
б)

 


Рис. 5.5. Издержки фирмы

 

В длительном периоде фирма может изменить все ресурсы, которые становятся переменными. При этом фирма стремится расширить произ­водство, снижая средние издержки.

LTC
LTC
LTC
LTC 2
LTC 2
LTC 2
LTC 1
LTC 1
LTC 1
Q
2 Q 1
Q
2 Q 1
Q 1
2 Q1
Q 1
Q 1
Q
LTC2 > 2LTC1
LTC2 < 2LTC1
LTC2 = 2LTC1
б)
в)
а)

 


Рис. 5.6. Кривая долгосрочных затрат

 

Важнейшим фактором, определяющим конфигурацию кривой долгосрочных затрат LTC, является характер отдачи от масштаба:

а) постоянная отдача от масштаба: общие издержки увеличиваются в той же пропорции, в какой растет объем производства (рис. 5.6, а);

б) возрастающая отдача от масштаба: издержки растут медленнее объема производства (рис. 5.4, б);

в) убывающая отдача от масштаба: для удвоения выпуска требуется более чем вдвое увеличить количество применяемых ресурсов (рис. 5.6, в).

В случае возрастающей производительности средние общие из­держки уменьшаются (рис. 5.7, переход от АТС 1 к АТС 2), при убывающей производительности − растут (переход от АТС 3 к АТС 4).

 

ATC 1
ATC 2
ATC 3
ATC 4
Q
LATC
ATC


 

Рис. 5.7. Средние совокупные издержки в долгосрочном периоде

 

Соединив точки минимума АТС 1, АТС 2, АТС 3 и АТС 4, получим средние совокупные издержки в долгосрочном периоде LATC. Если имеет место положительный эффект масштаба, то кривая долгосрочных средних издержек имеет значительный отрицательный наклон; если имеет место постоянная отдача от роста масштаба, то она горизонтальна; наконец, в случае увеличения издержек от роста масштабов производства кривая устремляется вверх.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.75 (0.014 с.)