Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и гражданское обществоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государство – основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой властью. Территория гос-ва представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это не только так называемая "твердая земля", суша, но и недра, водное и воздушное пространства. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством). Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с гос-вом в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Важным атрибутом государства является наличие отделенной от общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и оснащения материально-техническими средствами. Отличительными признаками государства в ряду других общественно-политических образований являются также: - Суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. - Монопольное право на применение принуждения. Обладая исключительным правом на легальное или узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами (армия, полиция, службы безопасности, суд) и средствами (оружие, другие ресурсы).- Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. - Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для материального обеспечения гос-нной деятельности и содержания управленческого аппарата. Гражданское общество – это сфера свободной и самостоятельной деятельности граждан. К гражданскому обществу относят: экономику, культуру, церковь, образование, политические партии, профсоюзы, общественные организации, СМИ. Признаки гражданского общества: • полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; • самоуправляемость; • конкуренция образующих его структур и различных групп людей; • свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; • всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию; • жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации; • многоукладность экономики; • легитимность и демократический характер власти; семью; церковь; систему образования; научные, профессиональные объединения; объединения по интересам.
35. Политическая модернизация: основные современные концепции Сущность ПМ: преобразование эл-тов полит. системы в рамках сохранен. ее основ, определенная перестройка функций и стр-р одгого и того же типа властных отошений. ПМ – естественный процесс самообновления системы. Черты ПМ: системность и постепенность кач. Изменений полит. институтов, их функций; целенаправленный, управляемый процесс. Стр-ра ПМ: изменения полит. режимов, образцов полит. поведения, тех или иных норм, идеологических ценностей, ориентаций и полит. языка. ПМ противопоставляется радикализму, ориентированному на деструктивную критику, разрушительство, исключающую какую бы то ни было позитивность. Необходимость ПМ – напор обострившихся противоречий. ПМ – уступка со стороны господств. соц. сил негосподствующим. ПМ неоднозначна: 1) предполагает дв-ие вперед, расширяет права и свободы масс. 2) явл. предохранит. реакцией, сохраняющей господствующ. систему от нападения. Факторы ПМ: обострение полит. противоречий в рез-те устарелости тех или иных эл-тов и ф-ций системы власт; возникновение кризисных ситуаций; стремление ведущих соц. групп к преобразован. полит. отношений и институтов; формир. в полит. сознании господств. групп и широких масс, ориентация на изменение полит. стр-р. Первый тип – оригинальная модернизация - был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития. Второй тип – вторичная модернизация - был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые более ускоренным способом за счет использования опыта последних. Обычно к этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости. В настоящее время в центре внимания исследователей находятся политические процессы в странах Восточной Европы, Китае, СНГ.
36. Политическое сознание: содержание, виды и функции Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития. Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях: Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни; Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Обыденный уровень политического сознания — повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни. Другое название этого уровня — «общественная психология». В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают: индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней); групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит); массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс). Индивидуальное политическое сознание формируется в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней. Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлен о в виде программы деятельности этих организаций. Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением. С ролевой точки зрения политическое сознание выполняет следующие функции: регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия); оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям); интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок); познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность); прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях); мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.90 (0.01 с.) |