Политические идеи античности и средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические идеи античности и средневековья



Первые теоретические социально-политические концепции

в законченном и сформировавшемся виде появляются в развитом

рабовладельческом обществе и связаны, прежде всего, с именами

древнегреческих и древнеримских мыслителей. Прежде всего

здесь следует назвать Демокрита. Выступая как активный

риверженец рабовладельческой демократии, он считает,

что только она отвечает истинной природе человека для

обеспечения его гармоничного и необходимого появления

общества в результате длительной эволюции природы.

Гос-во же возникает уже как результат развития общества

и представляет собой условное соглашение между людьми,

к чему вынудила их естественная потребность жить в

каком-то установленном порядке. Важное место Демокрит

отводит воспитанию и обучению, за которые должно отвечать

гос-во. Политические идеи Платона изложены в диалоге

«Государство». Участники диалога пытаются смоделировать

облик идеального государства, где царила бы подлинная

справедливость. Побудительной причиной создания гос-ва

Платон считает многообразие материальных потребностей

человека, невозможность удовлетворить их в одиночку.

Залогом стабильности государства является разделение

труда по склонности души. Управлять государством

должно особое сословие философов, специально

подготовленных для этой миссии. Защищать гос-во

призвано сословие стражей. Третье сословие –

земледельцы и ремесленники – обязано добросовестно

трудиться на благо государства. В таком государстве

достигается полная справедливость, так как каждое

сословие занимается своим делом. Аристотель критически

относился к его идеям. Он выдвинул предположение о

естественном происхождении государства из семьи и

поселений, назвав человека политическим существом.

Классифицируя формы государственного устройства по

числу властвующих, правильными формами (монархия,

аристократия) он считал те, где преследуются лишь

собственные интересы и цели, власть имущих.

Залогом стабильности государства он считал

наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных

граждан. Высказывал идею верховенства закона, ввёл

понятие «естественного закона» и др. Римские философы

интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников

в духе условий своей страны. Цицерон создал учение о

государстве как публично-правовой общности, ввёл понятие

юридического лица. В первые столетия новой эры в

пределах Римской империи распространяется христианство.

Раннехристианские богословы мало интересовались проблемами

политики, считая, что нужно отдать «кесарю кесарево, а богу – богово».

Средневековые мыслители в большинстве своем фактически развивали

и уточняли эти идеи Августина. Ф. Аквинский, взяв у Аристотеля

всю схоластику, подкрепив её идеями Августина, считает, что

светской власти принадлежат только тела людей, а их души –

богу, церкви и Папе Римскому, которым должны подчиняться все,

в том числе и монархи. Он утверждал, что, насколько бог выше

человека, настолько и духовная власть выше власти земного государя.

Гелассий, основатель теории «двух мечей». Обладая двумя

мечами (властями), папа один меч (высшую духовную власть)

оставляет себе, а второй (низшую светскую власть) – передает

королю. Поэтому король должен подчиняться папе.

Сигер Брабантский, будучи материалистом-атеистом, признавал

вечность и несотворимость мира, возвеличивал роль

человеческого интеллекта и отвергал теорию божественного

происхождения государства. Недовольство католической церковью

переросло в настоящее массовое явление, называемое Реформацией.

Её деятели в различных странах (М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин)

способствовали укреплению светского понимания государства,

главными ценностями которого являлись бы свобода совести,

свобода мысли и пр. Возникают идеи равенства всех людей

перед законом. Мировоззрению церкви отдельные мыслители

этого периода противопоставляют веру в человека-творца.

 

Политические идеи эпохи возрождения и нового времени

Эпоха Возрождения вызволила человека из пут средневековой

схоластики и возвратила его к самому себе, предоставила ему

возможность свою собственную жизнь объяснять, не из

религиозных догм, а из самой жизни. Основателем новой

науки о политике стал Николло Макиавелли. «Государь»,

«Рассуждения о первой декаде Тима Ливия», «История Флоренции».

Н. Макиавелли отказался от средневековой практики рассмотрения

политической власти как некоего божественного института,

дарованного богом. Он рассматривал политическую жизнь с

чисто земных позиций, показал, что она не подчиняется действию

религиозных догм. По его мнению, политическая власть

развивается по своим собственным закономерностям, которые

не совпадают и даже противоположны закономерностям,

которые действуют в других сферах жизни общества.

В частности, он показал то, что полезно, является «добром»

для власти.Н. Макиавелли ввел в науку понимание

государства как общего политического состояния общества,

его определенней политической организации.

Ж- Боден полагал, что государство обладает специфическим

признаком — суверенитетом. Этот признак отличает государство

от всех других социальных организаций. По мнению Бодена,

суверенитет, верховная власть — это - постоянная, независимая,

единая, неделимая, неограниченная власть над гражданами и

подданными. Выше этой власти нет никакой другой власти.

Эта власть не может быть поделена, ее законы обязательны

для исполнения всеми. Боден отверг утверждение о том,

что власть монарха происходит от бога. Он считал, что народ

имеет право на убийство тирана, а не монарха, власть которого

основывается на законах. В монархической власти Боден

видел единственную силу, которая способна обеспечить

мир и правопорядок в обществе. Эпоха Возрождения

— это время возникновения утопического социализма,

представителями которого явились Т. Мюнцер, Т. Мор,

Т. Кампанелла и другие. Значительные достижения

политической мыслью осуществлены в Новое время

— период утверждения нового социально-экономического

строя — капитализма. В это время появились теории

«естественного права» и «общественного договора».

Видным представителем теории естественного права и

общественного договора явился голландский юрист,

социолог и государственный деятель Гуго Гроций. Его

воззрения получили отражение в ряде произведений, прежде

всего, в главном труде «О праве войны и мира». Гроций

подразделил право па «естественное» и «человеческое». Первое

вытекает из велений разума и природы человека и поэтому

независимо от божьей воли. В ходе исполнения принципов

естественного права возникло право «человеческое»,

которое привело людей к необходимости заключения договора.

Результатом заключения договора между людьми явилось появление гос-ва.

Значительный вклад в развитие политологических знаний внес

английский философ Томас Гоббс (1588—1679). «О гражданине»

и «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного

и гражданского». Сторонником теории общественного дог-вора

был и нидерландский философ Бенедикт Спиноза. В своем

главном труде «Этика» он выводил общественные

закономерности из неизменной природы человека и обосновывал

возможность гармонического сочетания частных интересов людей

с интересами всего общества. Б Спиноза считал, что гос-во возникло

на основе общественного договора. Оно призвано обеспечить

каждому человеку возможность руководствоваться разумом,

обрести свободу. Лучше всего это может быть сделано, по его

мнению, при демократической форме правления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.014 с.)