Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет политологии, ее взаимосвязь с другими науками

Поиск

Объект и предмет политологии, ее взаимосвязь с другими науками

Объектом политологии является политическая действительность,

или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит

к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований.

политика есть область отношений между различными общностями людей

– классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом

аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной

дифференциацией общества. Главная задача политики как наук и – определение

целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование

различных аспектов политической деятельности. Политология также не может

развиваться изолированно и тесно взаимодействует с рядом других социальных

и гуманитарных наук, с которыми ее объединяет общий объект исследования

– политическая жизнь общества во всем ее многообразии. Наиболее тесно политология

связана с социологией и, особенно, с политической социологией. С точки зрения

объекта и методов исследования политология и политическая социология часто

отождествляются, однако различия в предметеих исследования существуют.

Политология тесно соприкасается и с правовыми науками, так как политические

и правовые отношения неразрывно связаны между собой. Правовые нормы и

отношения получают обязательный характер лишь в системе политической власти,

которая, в свою очередь, не может нормально функционировать без правового

оформления. Политология по отношению к правовым наукам является более

общей теорией. Смежными науками являются политология и политическая история,

исследующая процессы развития политической жизни общества, становление

государственных институтов, партий, движений. Современная политическая наука

проявляет интерес и к таким наукам, как антропология, биология, философия,

Демография, этнография.

 

Категории и функции политологии

Методологическая функция политологии заключается в разработке теории

и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке

законов и категорий данной науки. Познавательная функция политологии

предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности,

анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших

политических проблем и противоречий политического развития. Познавательная

функция политологии направлена на адекватное отражение политической реальности,

раскрытие присущих ей объективных связей, тенденций и закономерностей развития.

Инструментальная, или регулятивная – связана, прежде всего, с вопросами

практической политики. Основным содержанием данной функции является

выработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная

научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов,

методов и средств рационального воздействия на политическую действительность.

Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших

и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов,

моделирование будущих политических процессов и отношений. Прогнозы должны

опираться на вскрытые объективные закономерности и тенденции

общественно-политического развития. Идейно-воспитательная, мировоззренческая

функция политологии связана с выработкой, обоснованием определенных политических

идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политической

системы, соответствующих политических взглядов, убеждений и политических

ориентаций граждан. Политология способствует формированию гражданственности,

политического сознания и политической культуры населения, осуществляет политическую

социализацию граждан.

Методы исследования используемые в политологии

Широко используется в политологии исторический метод

изучение политических явлений в процессе их становления

и развития, в связи с прошлым. Значительное место в

политологических исследованиях занимает системно

-функциональный метод. Системный подход позволяет

устанавливать общие, универсальные закономерности

функционального действия политических систем. Но

системный подход не учитывает таких существенных

особенностей политической жизни, как национальная,

этническая, религиозная и иные особенности. Дополнением

и корректировкой системно-функциональной методологии

служит сравнительный метод. Этот метод опирается на

предпосылку, что имеются определенные общие закономерности

проявления политического поведения, поскольку в политической

жизни, политической системе, культуре различных народов

много общего. Сравнительный метод предполагает

сопоставление однотипных политических явлений:

государственного устройства, политических партий,

электоральных систем и т.д. Использование этих методов

позволяет проводить квантификацию, т.е. количественное

измерение выраженности политических явлений, а,

следовательно, появляется возможность использования

математических методов и компьютерной техники. Наиболее

доступным и не требующим больших финансовых и трудовых

затрат является контент-анализ. Он предполагает целенаправленное

изучение определенных документов (конституций, законодательств,

партийных программ, инструкций). К контент-анализу тесно

примыкает факторный анализ, сводящий множество эмпирических

данных к основным, определяющим. Этот методический прием

позволяет создавать когнитивные карты, фиксирующие наиболее

типичные проявления того или иного политического явления.

Анализ документов удовлетворяет исследователя лишь

в том случае, если для решения проблемы достаточно

фактографической информации. В тех случаях, когда задача

перед политологом поставлена шире, необходимо прибегнуть

к таким методам сбора информации, как наблюдение, опрос.

Под наблюдением понимают метод сбора первичных эмпирических

данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном,

систематическом непосредственном восприятии и регистрации

политических фактов. Наблюдение бывает двух типов: невключенным

и включенным. При невключенном наблюдении события и факты

отслеживаются как бы со стороны. Включенное наблюдение предполагает

участие наблюдателя в том или ином событии, деятельности

организаций и т. д. Одним из самых распространенных методов сбора политической

информации является опрос. Опрос — это устное или письменное

обращение исследователя к определенной совокупности людей —

респондентов с вопросом, содержание которого представляет изучаемую проблему.

Палата представителей и Совет Республики

Палата представителей ежегодно проводит по 2 очередные сессии.

Внеочередные сессии созываются по инициативе Президента страны.

В Беларуси парламент избирается сроком на 4 года.

В составе Палаты представителей 110 депутатов, избираемых

народом Беларуси. Депутаты должны быть гражданами Беларуси

в возрасте от 21 года. Они могут быть членами правительства,

но не могут вто же время работать в Совете Республики.

Функции Палаты представителей:

рассмотрение проектов законов

назначение выборов Президента

одобрение кандидатов, назначаемых Президентом на пост

Премьер-министра;оценка работы правительства

инициация вотумов недоверия, если это необходимо

Совет Республики

Совет Республики – это региональный представительный орган,

состоящий из 64 членов. Местные Советы избирают 56 членов:

8 от каждой области и 8 от Минска. Еще 8 членов назначает

Президент Беларуси. Кандидаты в члены СР должны:

быть в возрасте от 30 лет постоянно проживать в соответствующем

регионе Беларуси по меньшей мере 5 лет Основная функция

Совета Республики принятие или отклонение проектов законов,

одобренных Палатой представителей.

 

19. Исполнительную власть в РБ осуществляет Правительство

- Совет Министров РБ - центральный орган государственного

управления. Правительство в своей деятельности подотчетно

Президенту РБ и ответственно перед Парламентом РБ.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным

Президентом РБ. Правительство РБ состоит из Премьер-министра,

его заместителей и министров. В состав Правительства могут

входить и руководители иных республиканских органов

государственного управления. Премьер-министр назначается

Президентом РБ с согласия Палаты представителей.

Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей

не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения

предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае

двукратного отказа в даче согласия на назначение

Премьер-министра Палатой представителей Президент РБ

вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра,

распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Работой Правительства руководит Премьер-министр.

Премьер-министр:

1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью

Правительства и несет персональную ответственность за его работу;

2) подписывает постановления Правительства;

3) в двухмесячный срок после своего назначения представляет

Парламенту программу деятельности Правительства,

а в случае ее отклонения представляет повторную программу

деятельности Правительства в течение двух месяцев;

4) информирует Президента об основных направлениях деятельности

Правительства и о всех его важнейших решениях;

5) выполняет другие функции, связанные с организацией и

деятельностью Правительства. Президент вправе по собственной

инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить

от должности любого члена Правительства. Правительство РБ

издает постановления, имеющие обязательную силу на всей

территории РБ. Президент Республики Беларусь:

1) назначает республиканские референдумы;

2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей,

Совет Республики и местные представительные органы;

3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

4) назначает шесть членов Центральной комиссии РБ по выборам

и проведению республиканских референдумов;

5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента

РБ, другие органы государственного управления, а также

консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

7) определяет структуру Правительства, назначает на должность и

освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров

и других членов Правительства, принимает решение об отставке

Правительства или его членов;

 

Общественные объединения

Общественными движениями наз более или менее многочисленные

объединения граждан создающихся для достижения соц значимой

цели. Гл отличие общ движений как и общ организаций не ставят

цель завоевания власти, а оппеляция к власти.

Динамика их появления:

-возникает опред соц проблема, появл группа людей, которая придает

целенаправленный характер решению данной проблемы.

-вырабатывается конкретные цели и задачи, программы

-вербовка сторонников, агитация

-развернутая деятельность, которая воплощается а оппеляции к

власти или даже в давлении на власть.

-затухание движения, это либо корректировка цели либо

распад движения.

Функции общественных движений.

-защита интересов членов данного движения и их представительство

-объединение граждан

-мобилизация членов организации на разрешение разл соц проблем

-обеспечение обратной связи между гражданами и властью.

Типология общественного движения:

1..политические, экологические, правозащитные

2.. неполитические (красный крест, защита памятников)

3..консервативные за сложившийся порядок

4..протеста – выдвижение требований

5.. реформаторские – ратование за проведение реформ сверху

-насильственная -ненасильственная.

Разделяются по половозрастным признакам:

-движение женщин -дети в борьбе за мир.

Общ организации не правительственные, не государственные

институты, которые создаются для реализации общ интересов.

Их отличия от общественных движений:

-постоянное членство -устав

-наличие аппарата управления-централизованное руководство.

 

21. Термин «партия», означающий часть более крупной общности,

известен со времен античности. Сейчас партии представляют

собой объединенные организационно и идеологически общности

людей, выражающие интересы классов, социальных слоев или

общественных групп и ставящие целью их реализацию путем

завоевания власти или участия в ее осуществлении. Помимо

завоевания власти, партии выполняют также идеологическую,

политическую и организаторскую функции. Идеологическая

состоит в выяснении, обосновании и выражении интересов

людей. В результате ее осуществления партии вырабатывают

идейно-политическую концепцию своей деятельности.

Политическая функция предполагает практическую борьбу

за власть. Организаторская заключается в реализации партийных

программных установок и решений. Она проявляется в

сотрудничестве с представительными и исполнительными

органами власти, различными общественными объединениями,

в проведении акций либо в поддержку, либо в противодействие

проводимой властями политики. Партии обладают правовым

статусом. Причем в одних странах их образование не регулируется

правом, они приобретают статус юридического лица в силу того,

что провозгласили сами себя. В других для этого партии обязаны

представить компетентным органам только определенные документы.

В третьих предусмотрена обязательная регистрация. Партиям

предоставляется право выдвигать своих кандидатов в органы власти,

пропагандировать свои идеи и цели, получать доступ к государственным

СМИ, распространять собственные издания. Они имеют право также на

самороспуск, слияние, создание молодежных и других организаций.

Классифицируются партии по различным основаниям: в

зависимости от социально-классовой сущности (марксистская традиция),

идеологической направленности (либеральная), по положению в

политической системе общества, организационным принципам и др.

Объект и предмет политологии, ее взаимосвязь с другими науками

Объектом политологии является политическая действительность,

или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит

к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований.

политика есть область отношений между различными общностями людей

– классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом

аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной

дифференциацией общества. Главная задача политики как наук и – определение

целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование

различных аспектов политической деятельности. Политология также не может

развиваться изолированно и тесно взаимодействует с рядом других социальных

и гуманитарных наук, с которыми ее объединяет общий объект исследования

– политическая жизнь общества во всем ее многообразии. Наиболее тесно политология

связана с социологией и, особенно, с политической социологией. С точки зрения

объекта и методов исследования политология и политическая социология часто

отождествляются, однако различия в предметеих исследования существуют.

Политология тесно соприкасается и с правовыми науками, так как политические

и правовые отношения неразрывно связаны между собой. Правовые нормы и

отношения получают обязательный характер лишь в системе политической власти,

которая, в свою очередь, не может нормально функционировать без правового

оформления. Политология по отношению к правовым наукам является более

общей теорией. Смежными науками являются политология и политическая история,

исследующая процессы развития политической жизни общества, становление

государственных институтов, партий, движений. Современная политическая наука

проявляет интерес и к таким наукам, как антропология, биология, философия,

Демография, этнография.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.250 (0.01 с.)