Политический режим: понятие, сущность и виды



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический режим: понятие, сущность и виды



Феномен полит власти тесно связан с полит режимами,т.к в полит практике

основные принципы,методы и способы организации,удержания и использования

власти реализуется именно через полит режимы.Полит режим–это

сис-ма способов и методов осуществления полит власти,формы

взаимодействия государственно-властных структур и населения.

Понятие полит режим включает в себя:порядок формирования представительных

учреждений;положения и условия деятельности полит партий;правовой

статус личности;права и обязанности граждан;условия функционирования

карательных и правоохранительных органов;соотношение и

регламентация разрешенного и запрещенного.Виды полит режима:

демократический–гос-нная власть обеспечивает свободное развитие

личности,ее законных прав и интересов; антидемократический–характеризуется

авторитарностью,тоталитаризмом и т.д,он характерен наличием таких форм

как тоталитаризм при которой господствующей идеологией является

идеология правящей партии или структуры,захватившей власть;автократия-

коллективный тоталитаризм в лице аристократии или олигархии;единоличная

автократия-проявляется деспотией,тиранией,режимом личной власти;фашистский

–нацизм,сионизм,исламизм.

 

Природа политического лидерства, типы и функции

Полит лидерство–это такое полит отношение субъекта

к сообществу, при кот. лидер наделен объемом прав

и ответственности формулировать и выражать интересы, цели

сообщества, выступать инициатором в их осуществлении,

организовывать участие в нем всего сообщества и

направляет его на достижение общих целей. Полит лидерство

–это управленческий статус, социальная позиция

субъекта, связанная с принятием властных решений.

Истоки:1.психологический подход стремится дать

психологическое объяснение истоков, функций лидерства;

2.системно-функциональный подход тесно связывает

причины возникновения с социальными потребностями

общества.Функции:1.диагностическая–лидер изучает ситуацию,

оценивает ее, определяет наиболее важные проблемы,

вычленяет негативные тенденции, устанавливает, что и как

должно быть исправлено;2.директивная-принятия

решения, включающая в себя приказы, что и как следует

предпринять;3.мобилизующая,состоящая в мобилизации

масс на выполнение решений идостижение поставленных целей;

4.коммуникативная–полит лидер выступает как своеобразный

аккумулятор идей и настроений в обществе, выразитель

жизненных стремлений людей;5.интегративная–направлена

на поддержание целостности и стабильности общества,

гражданского мира и согласия;6.легимитизация строя–

устанавливается культ личности, на основе которого

принимаются усилия по обретению доверия граждан

к установленному режиму. Типы лидерства:1.традиционное

-основывается на силе традиций, т.е лидеры выявляются,

определяются в соответствии с правилами, содержащимися

в многолетнихобычаях;2.харизматическое-основывается

на вере присутствия у человека исключительных качеств,

т.е все способности индивида рассматриваются его

последователями как сверхестественный дар;3.легальное

-основывается на убежденной вере в законность порядка,

его разумность.

 

Основные концепции происхождения государства

Гос-во–исторические сложившееся детерминированная общественная

организация, осуществляющая суверенную власть при помощи специального

аппарата, защищает общественные отношения, выступает как

официальный представитель всего общества. Концепции

возникновения:1.теологическая-объясняется божественным вмешательства

;2.патриархальная-возникло в процессе механического соединения родов в племена;

3.теория общественного договора-гос-во как результата договора, между властителем

и подданными;4.генезиса гос-ва в связи с борьбой и насилием, т.е.организация

гос-ва победителей над побежденными; 5.экономическая теория-продукт

исторического прогресса. Прогресс экономики приводит к общественному

разделению труда и появлению гос-ва;6.классовая теория-возникло в силу

общественного разделения труда, появления прибавочного продукта,

частной собственности и раскола общества на классы с противоположными

экономическими интересами;7.органическая теория-рассматривается как

результат постепенной эволюции общества .Гос-во можно определить как

универсальную полит организацию, осуществляющую суверенную власть

в интересах проживающих в пределах определенной территории людей

и регулирующую их взаимоотношения на основе права и с помощью

специального аппарата.

 

Принцип разделения властей. Механизм «сдержек и противовесов»

Смысл теории разделения властей–разделение власти на

три главные ветви: законодательную, исполнительную,

судебную, каждая из которых достаточно независима друг

от друга, и в то же время они постоянно взаимодействуют

между собой в процессе формирования и осуществления

государственной политики. Т.образом разные ветви власти

сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая

гарантию против нарушения демократических норм и

злоупотребления властью. Разделение властей предотвращает

узурпацию власти каким-либо органом или соединение всех

трех ее ветвей в руках одной личности, что и гарантирует

свободу как главный принцип демократии. Однако самого

разделения властей еще не достаточно для обеспечения

суверенитета народа–необходимы соответствующие механизмы

взаимодействия и сбалансирования, сим-ма сдержек

и противовесов. В демократическом обществе каждая

из ветвей власти наделена полномочиями, но и каждая

из них уравновешивает одна другую, не позволяя ни

одной из них занять господствующее положение в

обществе, что и является одним из важнейших

механизмов сбалансирования ветвей власти.

Не менее значимым является наличие независимого

контроля за деятельностью государственных властных

структур, осуществляющего не только«сверху»,но

постоянно и эффективно«снизу». К этим механизмам

относятся также императивный мандат избранников

народа, которые непосредственно подотчетны своим

избирателям, имеющих право отозвать их.

Деятельность правительства и представительных органов

уравновешивается также соревновательными методами,

что регулируется правилами соревнования.

Важное значение имеет конституция узаконивающая

государственные интересы и гарантирующая обеспечение

реализации их властных полномочий..

 

18. Органом законодательной власти является Парламент –

Национальное собрание РБ. Наряду с Парламентом

законодательную деятельность осуществляет и Президент РБ,

который согласно Конституции имеет право издавать особый

вид нормативных актов — декреты, законы. Парламент Беларуси

называется Национальное собрание РБ. Является органом

представительной и законодательной власти РБ.

Парламент Беларуси состоит из двух палат:

Палата представителей и Совет Республики

Палата представителей ежегодно проводит по 2 очередные сессии.

Внеочередные сессии созываются по инициативе Президента страны.

В Беларуси парламент избирается сроком на 4 года.

В составе Палаты представителей 110 депутатов, избираемых

народом Беларуси. Депутаты должны быть гражданами Беларуси

в возрасте от 21 года. Они могут быть членами правительства,

но не могут вто же время работать в Совете Республики.

Функции Палаты представителей:

рассмотрение проектов законов

назначение выборов Президента

одобрение кандидатов, назначаемых Президентом на пост

Премьер-министра;оценка работы правительства

инициация вотумов недоверия, если это необходимо

Совет Республики

Совет Республики – это региональный представительный орган,

состоящий из 64 членов. Местные Советы избирают 56 членов:

8 от каждой области и 8 от Минска. Еще 8 членов назначает

Президент Беларуси. Кандидаты в члены СР должны:

быть в возрасте от 30 лет постоянно проживать в соответствующем

регионе Беларуси по меньшей мере 5 лет Основная функция

Совета Республики принятие или отклонение проектов законов,

одобренных Палатой представителей.

 

19. Исполнительную власть в РБ осуществляет Правительство

- Совет Министров РБ - центральный орган государственного

управления. Правительство в своей деятельности подотчетно

Президенту РБ и ответственно перед Парламентом РБ.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным

Президентом РБ. Правительство РБ состоит из Премьер-министра,

его заместителей и министров. В состав Правительства могут

входить и руководители иных республиканских органов

государственного управления. Премьер-министр назначается

Президентом РБ с согласия Палаты представителей.

Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей

не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения

предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае

двукратного отказа в даче согласия на назначение

Премьер-министра Палатой представителей Президент РБ

вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра,

распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Работой Правительства руководит Премьер-министр.

Премьер-министр:

1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью

Правительства и несет персональную ответственность за его работу;

2) подписывает постановления Правительства;

3) в двухмесячный срок после своего назначения представляет

Парламенту программу деятельности Правительства,

а в случае ее отклонения представляет повторную программу

деятельности Правительства в течение двух месяцев;

4) информирует Президента об основных направлениях деятельности

Правительства и о всех его важнейших решениях;

5) выполняет другие функции, связанные с организацией и

деятельностью Правительства. Президент вправе по собственной

инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить

от должности любого члена Правительства. Правительство РБ

издает постановления, имеющие обязательную силу на всей

территории РБ. Президент Республики Беларусь:

1) назначает республиканские референдумы;

2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей,

Совет Республики и местные представительные органы;

3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

4) назначает шесть членов Центральной комиссии РБ по выборам

и проведению республиканских референдумов;

5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента

РБ, другие органы государственного управления, а также

консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

7) определяет структуру Правительства, назначает на должность и

освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров

и других членов Правительства, принимает решение об отставке

Правительства или его членов;

 

Общественные объединения

Общественными движениями наз более или менее многочисленные

объединения граждан создающихся для достижения соц значимой

цели. Гл отличие общ движений как и общ организаций не ставят

цель завоевания власти, а оппеляция к власти.

Динамика их появления:

-возникает опред соц проблема, появл группа людей, которая придает

целенаправленный характер решению данной проблемы.

-вырабатывается конкретные цели и задачи, программы

-вербовка сторонников, агитация

-развернутая деятельность, которая воплощается а оппеляции к

власти или даже в давлении на власть.

-затухание движения, это либо корректировка цели либо

распад движения.

Функции общественных движений.

-защита интересов членов данного движения и их представительство

-объединение граждан

-мобилизация членов организации на разрешение разл соц проблем

-обеспечение обратной связи между гражданами и властью.

Типология общественного движения:

1..политические, экологические, правозащитные

2.. неполитические (красный крест, защита памятников)

3..консервативные за сложившийся порядок

4..протеста – выдвижение требований

5.. реформаторские – ратование за проведение реформ сверху

-насильственная -ненасильственная.

Разделяются по половозрастным признакам:

-движение женщин -дети в борьбе за мир.

Общ организации не правительственные, не государственные

институты, которые создаются для реализации общ интересов.

Их отличия от общественных движений:

-постоянное членство -устав

-наличие аппарата управления-централизованное руководство.

 

21. Термин «партия», означающий часть более крупной общности,

известен со времен античности. Сейчас партии представляют

собой объединенные организационно и идеологически общности

людей, выражающие интересы классов, социальных слоев или

общественных групп и ставящие целью их реализацию путем

завоевания власти или участия в ее осуществлении. Помимо

завоевания власти, партии выполняют также идеологическую,

политическую и организаторскую функции. Идеологическая

состоит в выяснении, обосновании и выражении интересов

людей. В результате ее осуществления партии вырабатывают

идейно-политическую концепцию своей деятельности.

Политическая функция предполагает практическую борьбу

за власть. Организаторская заключается в реализации партийных

программных установок и решений. Она проявляется в

сотрудничестве с представительными и исполнительными

органами власти, различными общественными объединениями,

в проведении акций либо в поддержку, либо в противодействие

проводимой властями политики. Партии обладают правовым

статусом. Причем в одних странах их образование не регулируется

правом, они приобретают статус юридического лица в силу того,

что провозгласили сами себя. В других для этого партии обязаны

представить компетентным органам только определенные документы.

В третьих предусмотрена обязательная регистрация. Партиям

предоставляется право выдвигать своих кандидатов в органы власти,

пропагандировать свои идеи и цели, получать доступ к государственным

СМИ, распространять собственные издания. Они имеют право также на

самороспуск, слияние, создание молодежных и других организаций.

Классифицируются партии по различным основаниям: в

зависимости от социально-классовой сущности (марксистская традиция),

идеологической направленности (либеральная), по положению в

политической системе общества, организационным принципам и др.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.013 с.)