ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Монополистическая конкуренция





При = q* = 50 кривая dd представительной фирмы имеет вид: р = 150 - q, а кривая тг = 150 - 2q. При тг = тс имеем:

150 - 2q* = 25 + 0,5<7*, или q* - 50.

Цена/?* = 100 соответствует пересечению кривых DD (р = 200 - 2q) и dd(p = = 150-9).

Краткосрочная кривая, полученная таким образом, является к тому же равно­весной кривой долгосрочного периода, если фиксированные издержки равны 3125 ден. ед. Так как кривая тс является линейной (тс = 25 + 0,5q), соответству­ющие кривые avc и ate могут быть представлены следующим образом:

avc = 25 + 0,25g,

ate =---- + 25 + 0,25<7.

Я

Если q = 50, ate = 100 = p.

Экономический излишек и эффективность.На рис. 10.5 эффекты благосо­стояния от увеличения объема выпуска измерялись с помощью фигур GhL.

При этом G представляла «выигрыш» от расширения выпуска, a L — соответ­ствующие «потери» благосостояния, вызванные сдвигом вниз кривых dd.

-В рамках линейной модели, использованной выше, G и L могут быть представ­лены следующим образом:

G = (р- тс) dq = (p - mr)dq = (bq) dq.

L = [(n - 1) aq] dq.

Равновесный объем выпуска эффективен, если G ~ L, если Ъ = (п - \)а. Это условие достигается при b = 1, я = 101 и а = 0,01.

Контрольные задания Вопросы на повторение

1. Какие из структурных переменных имеют особое значение в модели монополисти­ческой конкуренции?

2. Поясните, почему свойство симметрии является необходимым для формирования концепции репрезентативной фирмы.

3. Прокомментируйте значение линий спроса mutatis mutandis и ceteris paribus в мо­дели монополистической конкуренции.

4. Поясните действия фирмы в ответ на снижение спроса в краткосрочном периоде.

5. Каковы условия равновесия цены и выпуска фирмы в краткосрочном периоде? Что произойдет, если в отрасль войдет слишком много новых фирм?

6. Каковы условия долгосрочного равновесия на рынке монополистической конку­ренции?

7. Как вы понимаете концепцию избыточной мощности?



Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены


Проблемы для обсуждения

8. Предположим, что все фирмы в монополистически конкурентной отрасли объе­
динились в одну большую монополию. Производила бы эта фирма то же количе­
ство различных видов товаров? Производила бы она только один вид товара? По­
ясните.

Задача

9. Каждая из 20 фирм отрасли монополистической конкуренции имеет кривую dd, за-

данную уравнением: Р = 10 - 0,001(2- Какой будет кривая dd для каждой фирмы после вхождения в отрасль 5 новых фирм?


Глава 11 Олигополия


Хорек женился на крысе, А крыса взяла хорька. И сделал хорек Алисе Презент в четыре ларька. И жизнь потекла на диво, Сияют она и он: За каждую склянку пива Запрашивают миллиён.


(1995)


Николай Тряпкин


Ключевые понятия

Равновесие Нэша Дуополия Ожидаемая цена Ломаная кривая спроса Олигополия Ценовое лидерство Функция реакции


Дуополия:

—Курно

—Бертрана

—Штакельберга Сговор

Ценовое лидерство Картель


Олигополия— это рыночная структура, в которой небольшому количеству продав­цов противостоит множество покупателей.

Принято считать, что крестным отцом термина «олигополия» был известный социалист-утопист и государственный деятель Томас Мор (1478-1532), автор знаменитой «Утопии» (1516 г.).

Пожалуй, немногие проблемы микроэкономической теории вызывают столько дискуссий и разногласий, как олигополия. В реальной жизни типично монополис­тическими отраслями являются автомобильная, металлургическая, алюминиевая, химическая и др.

Принципиальное отличие олигополии от монополистической и чистой конку­ренции заключается в том, что при олигополии в отрасли существует лишь несколь­ко соперников, а потому каждая фирма обязана учитывать реакцию остальных уча­стников на свои действия. Действия любого олигополиста в отрасли оказывают непосредственное влияние на каждого из соперников, т. е. фирмы в отрасли явля­ются взаимозависимыми.

Рассмотрим олигополию как одну из четырех главных рыночных структур на основе структурных переменных, приведенных в четырех предыдущих главах (табл. 11.1).

Мы уже знаем, что в модели совершенной конкуренции продукция однородна, а в монополистической конкуренции неоднородна (дифференцирована). В олигопо-листической модели продукция может быть как однородной, так и неоднородной.



Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены


Таблица 11.1 Структурные переменные олигополии

 

Инстуцио-нальные 1. Условие спроса 2. Количество продавцов 3. Количество покупателей 4. Вход в отрасль и выход Продуктовая дифференциация разной степени Немного Много Ограничен
Поведенческие 5. Целевая функция 6. Стратегические переменные 7. Ожидания относительно действий соперников Максимизация прибыли в краткосрочном периоде Уровень цен и выпуска Интенсивные

Возможности входа в отрасль также варьируются в широких пределах — от полностью блокированного входа до достаточно свободного (в зависимости от особенностей стратегического поведения олигополистов).

В модели совершенной конкуренциифирмы проводят оптимальную полити­ку поведения: при нахождении рынка в равновесии они не имеют причин изме­нять цену или объем выпуска. При равенстве спроса и предложения фирма про­дает все, что производит, и максимизирует свою прибыль.

В модели монополиифирма-монополист находится в равновесии при усло­вии MR = МС. В этом случае монополист максимизируют свою прибыль и также проводит оптимальную политику (с точки зрения монополии).

В модели олигополиифирма также имеет тенденцию осуществлять оптималь­ную политику с учетом действий своих соперников и предполагает, что прочие фирмы в отрасли будут поступать аналогичным образом. Данная концепция была впервые сформулирована Дж. Нэшем (в 1951 г.).

Равновесие Нэша:каждая фирма-олигополист ведет себя наилучшим образом при данном поведении своих конкурентов.

Прежде всего рассмотрим условия возникновения олигополии.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.70.175 (0.011 с.)