Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория выявленных предпочтенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сквозь прорези в маске Глаза актера смотрят туда, Где лотос благоухает. Мацуо Басе (1644-1694) Как нам известно, традиционная ординалистская теория потребления покоится на шести аксиомах предпочтений (см. параграф 4.2.1). Используя упомянутые шесть аксиом, отвечающие их условиям кривые безразличия и бюджетные ограничения, мы смогли определить спрос потребителя. Теперь же нашей задачей является построение карты кривых безразличия потребителя, основываясь на информации о спросе и бюджетных ограничениях экономического субъекта. Карта кривых безразличия может быть построена, если вкусы потребителя (в течение определенного периода времени) неизменны. Это предположение является сутью теории выявленных предпочтений. Теория выявленных предпочтений (theory of revealed preference) — подход к анализу потребительского спроса, в котором на основе исследования поведения субъекта вскрываются особые свойства его вкусов (карта кривых безразличия). Формально теория выявленных предпочтений независима от теории полезности. Теория выявленных предпочтений базируется на очень простой идее": потребитель решает купить определенный набор благ либо потому, что этот набор ему больше нравится, либо потому, что он дешевле (бюджетное ограничение) по сравнению с другими наборами.1 Этим условиям соответствуют две поведенческие аксиомы. Слабая аксиома выявленных предпочтений (weak axiom of revealed preference — WARP): если какой-то потребительский набор А явно предпочитается другому набору В и рассматриваемые наборы не тождественны, то набор В не может явно предпочитаться набору А. Сильная аксиома выявленных предпочтений (strong axiom of revealed preference — SARP): если набор А явно предпочитается набору В, который, в свою очередь, явно предпочитается набору С, то набор С не может явно предпочитаться набору А. 1 Наиболее существенный вклад в теорию выявленных предпочтений был сделан рядом ведущих западных экономистов с 1937 по 1948 г. Среди них особо следует отметить Самуэль-сона и Хикса: Samuebon P. A. Consumption Theory in terms of Revealed Preferences //Economica. 1948. Nov. PP. 64-74; Hicks J. R. A Revision of Demand Theory. Clarendon press. 1956. 162 ________________________________ Часть I. Основы рыночного анализа Смысл слабой аксиомы проиллюстрирован на рис. 4.33. Исходное бюджетное ограничение индивида представлено линией ММ'. При этом подразумевается, что все товарные наборы, лежащие ниже линии ММ', являются для потребителя достижимыми. Если индивид выбирает набор А, то это подразумевает, что А предпочтительней всех других наборов, лежащих ниже ММ', — последние достижимы при более низких расходах, но отвергнуты как худшие. В соответствии со слабой аксиомой ни один из этих наборов не может быть выбран при обстоятельствах, если товарный набор А достижим. Y i L М' К' О L М К х' Рис. 4.33. Слабая аксиома выявленных предпочтений И напротив, если выбран какой-то иной товарный набор, он не может быть достижимым при исходных условиях. Например, имеется новое бюджетное ограничение КК', избранный набор В должен лежать вне границ ММ'. Выбор набора С яри этих условиях противоречил бы слабой аксиоме. Но нельзя сказать, что набор С никогда не будет выбран. Если бы бюджетным ограничением была линия LL', то набор С был бы достижим, так как недостижимым набором становится А. Теперь посмотрим на рис. 4.34 и выясним, как «работает» сильная аксиома. Как и на рис. 4.33, потребитель первоначально выбирает А из набора альтернатив, лежащих на линии ММ'. О N F М К X Рис. 4.34. Сильная аксиома и построение кривой безразличия Глава 4, Теория индивидуального потребления Набор А предпочтителен относительно всех товаров, расположенных ниже линии ММ'. Таким образом, нас не интересует зона М'МО, как и зона выше и правее точки А, так как она не достижима для нас при любых обстоятельствах, т. е. кривая безразличия должна пройти через точку А, но между зонами М'МО и А"АА'. Зона прохождения может быть сужена. Рассмотрим для этого другую точку, например, точку В. Она лежит на линии бюджетного ограничения К'К и менее предпочтительна, чем точка А, так как одновременно находится и на линии бюджетного ограничения М'М, а ведь потребитель ранее выбрал на линии М'М именно точку Л, а не В. Поэтому к «неинтересной» для нас зоне М'МО можно добавить зону ВКМ— она тоже исключена для прохождения кривой безразличия. Теперь рассмотрим точку G. Она лежит на линии бюджетного ограничения F'F, которая проходит и через точку А. Но теперь зона правее и выше точки G (зона G"GG') является для нас недостижимой, а значит, также выпадает из сферы возможного прохождения кривой безразличия. Теперь рассмотрим точку С. В результате вышеприведенных умозаключений из сферы наших интересов выпадает зона N'СМ' и т. д. Мы видим, что постепенно зона возможного прохождения сужается, принимая форму искомой кривой безразличия, проходящей через точку А. И таким образом, на основе выявленных предпочтений, мы получаем кривую безразличия. Контрольные задания Вопросы на повторение 1. В чем различие между общей полезностью и предельной полезностью? 2. Предположим, что потребитель предпочитает товар А товару В, а товар В товару С, но при этом он утверждает, что предпочитает товар С товару А. Объясните: в чем заключена в данном случае логическая проблема? 3. Какие свойства товара изображаются: а) вертикальной кривой безразличия, Ь) горизонтальной, с) с положительным наклоном? 4. Почему кривые безразличия не могут пересекаться? 5. В соответствии с законом уменьшающейся предельной полезности, чтобы увеличить предельную полезность товара, надо сократить его потребление. Объясните кажущийся парадокс. 6. В чем смысл законов Госсепа? 7. Почему эффект замены всегда отрицателен? 8. Почему модель потребительского поведения Ланкастера считается более объективной по сравнению с традиционными (количественной и порядковой) теориями потребления? 9. Каково предназначение теории выявленных предпочтений? 10. Почему подход Хикса более соответствует ординалистской концепции потребления, чем подход Слуцкого? Проблемы для обсуждения 11. Перед вами — двустишие украинского поэта Левко Боровиковского (1806-1889): Голодный средь степи нашел мешок с деньгами. Взял и откинул прочь: «Я думал — с сухарями!».
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.62.10 (0.006 с.) |