ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенно рыночная экономика




Северная Китай Россия Франция Британия США Сингапур

Корея

Конец 1990-х гг. Рис. 1.9. Классификаций экономических систем

В настоящее время большинство западных экономистов придерживаются мне­ния, что либерализация экономики является абсолютным благом и все демокра­тические государства должны стремиться к уменьшению планового начала. На самом деле все гораздо сложнее.

Ведущая роль в определении выбора стратегии развития общества возлагается на правящую элиту страны.Именно элита (крупный бизнес, политики, ведущие ученые, средства массовой информации) формирует экономическую стратегию го­сударства, а значит, судьбу развития нации. Вся мировая история изобилует приме­рами, подтверждающими это.

Пример первый: японское экономическое чудо.До 1867 г. Япония была ти­пичной феодальной слаборазвитой страной «чайных домиков». Пришедшая к вла­сти новая элита поставила своей задачей превратить Японию в мирового лидера. Путь к достижению этой цели был нелегок. До середины XX в. японская элита сделала ставку на ускоренную модернизацию экономики и военную экспансию.1 Этот путь привел к сокрушительному поражению страны во Второй мировой вой­не. В 1945 г. Япония представляла собой груду развалин. Многие японские эконо­мисты призывали превратить Японию в мирового производителя риса, в мирную аграрную страну. К счастью для простых японцев, победили иные экономисты, которые выступали за создание современной экономики и ее постепенную интег­рацию в мировое хозяйство в качестве поставщика передовых технологий и това-

1 См.: Селищев А. С. Японская экспансия: люди и идеи. Иркутск, 1993.



Часть I. Основы рыночного анализа


ров. При этом роли государства придавалось и до сих пор придается чрезвычайно большое значение.

Пример второй: судьба Аргентины и США.В середине XIX в. уровень жизни в этих двух странах был примерно одинаковым. Но правящая элита Аргентины сосредоточила экономическое развитие страны на добыче полезных ископаемых и сельском хозяйстве. Элита же США повела страну по пути стремительной мо­дернизации экономики. Сейчас уровень жизни в США практически в 10 раз пре­восходит аргентинский. Представим на секунду, что в Гражданской войне США 1861-1865 гг. победили плантаторы-южане, а не промышленники-северяне. Вряд ли тогда современные США существенно отличались бы от Аргентины. Молодой североамериканский капитализм был надежно защищен протекционистской по­литикой. Недаром основатель протекционизма немецкий экономист Фридрих Лист создал свою теорию именно под влиянием североамериканской экономиче­ской политики XIX в. Экономика Аргентины развивалась на принципах либера­лизма и оказалась незащищенной перед лицом международной конкуренции. Бо­лее подробно эта проблема будет рассмотрена в третьей главе.

Пример третий: судьба России.Предположим, что советская правящая элита 1985-1990 гг. избрала бы иной стратегический путь. Вместо искусственной поли­тизации общественных отношений, радикальной рыночной либерализации (со­провождавшейся крушением системы макроуправления) существующая плано­вая экономика мягко преобразовывалась бы в рыночную на основе тщательно продуманных мероприятий. Страна вступила бы в мировое хозяйство в качестве экспортера передовых технологий. Это позволило бы предотвратить развал госу­дарственности, снижение жизненного уровня населения и деградацию экономики. Таким путем развиваются в настоящее время Китай и Вьетнам. Упадок России вы­зван выбором неадекватной экономической стратегии и, главным образом, потерей макроуправляемости из-за поспешного демонтажа государственного сектора.

Микроэкономическая система

Любая система со временем

приходит в состоянье разлада, Где-то что-то ржавеет,

лопается,

дребезжит, И вода не бежит оттуда,

откуда бежать ей надо, А откуда не надо,

напротив,

бежит и бежит. (1999)

Илья Фоняков

Схематически микроэкономическая система (модель микроэкономического кругооборота) изображена на рис. 1.10.

Три основные группы экономических агентов представлены блоками: «по­требление», «производство» и «факторы».


Глава 1. Предмет и метод микроэкономики



Потребление


               
   
   
 
 
   


S (предложение благ) (спрос на блага) Q (объем благ)

w,r,n а

S (предложение факторов) D (спрос на факторы)

(Зарплата, процент, прибыль) (w*, г*, п*)

L, Z, К (занятость факторов: труд, земля, капитал)

Факторы

Рынки благ

Рынки факторов


Рис. 1.10. Схема микроэкономической системы

Потребители и производители встречаются на рынках благ, на которых уро­вень цен и объем производства определяются прежде всего как взаимодействие спроса и предложения на каждый продукт. Производители и владельцы факторов производства встречаются на рынках факторов производства (труда, капитала, земли и т. п.), на которых занятость на каждом рынке и доходы определяются прежде всего спросом и предложением на каждый фактор.

Метод микроэкономики

Когда в окно влетел кирпич, —
Молчи. Полицию не кличь.
Попробуй истину постичь:
Зачем к тебе влетел кирпич? (1995)

В. А. Чалых

Микроэкономика как отрасль науки, вышедшая из общей экономической тео­рии, оперирует всеми типичными экономическими методами.



Часть I. Основы рыночного анализа


Метод— это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых оп­ределяются пути достижения целей исследования.

Каждый экономист-исследователь использует определенные приемы для на­хождения искомого результата. Иногда открытие совершается именно благодаря применению принципиально нового метода исследования. Но все же существует ряд традиционных исследовательских приемов, с помощью которых исследуется микроэкономическая теория.

Прежде всего это позитивный и нормативный анализ. При позитивноманали­зе исследователь пытается ответить на вопрос: каковы последствия того или иного уже осуществленного мероприятияв экономической области. При норма­тивном анализе экономист задается вопросом: следует ли проводить те или иные экономические мероприятия.

Исторически первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика, основателем которой принято считать Аристотеля.

Формальная логика— это изучение явления со стороны его структуры (формы). Формальная логика вооружена набором приемов познания (табл. 1.2).

Таблица 1.2 Приемы познания формальной логики

 

Анализ Это прием (метод) познания, состоящий в расчленении целого на части
Синтез Это прием (метод) познания, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое
Индукция Это прием (метод) познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему
Дедукция Это прием (метод) познания, основанный на умозаключениях от общего к частному
Сравнение Это прием (метод) познания, определяющий сходство или различие явлений и процессов
Аналогия Это прием (метод) познания, основанный на переносе свойств известного явления на неизвестное

Важную роль в процессе познания играет проблема— четко сформулирован­ный вопрос, который возникает в процессе познания.

Постановка проблемы порождает гипотезу,т. е. выдвижение предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.

Выводы, вынесенные из исследования простых гипотез, ведут к построению экономических моделей:наиболее абстрактных конструкций, которые схватыва­ют существенную структуру свойств явлений при отвлечении от несущественных деталей.

При применении абстрактных моделей к явлениям реальной жизни вырабаты­ваются теории. Теория— это системно организованное заявление, применяемое к широкому набору обстоятельств, содержащее принципы и правила процедуры ис­следования для предсказания или объяснения определенного набора явлений.


Глава 1. Предмет и метод микроэкономики_____________________ 41

Примерно в XIX в. в рамках немецкой классической философии был разрабо­тан диалектический методпознания.

Диалектика— это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Диалектика изучает экономическую систему как развивающуюся взаимосвязь категорий и законов. Внутренним источником движения и развития системы яв­ляется диалектическое противоречие.

Диалектика исследует явление восхождением от его конкретных свойств к аб­страктной сути. При этом широко применяется единство исторического и логи­ческого, т. е. каждое явление изучается в процессе его развития.

Диалектический метод познания являлся основным инструментом марксист­ской политической экономии.

В XX в. основой исследования стал системный методна основе экономиче­ского моделирования.

Микроэкономические моделипредставляют собой формализованные описания экономических явлений и процессов с целью выяснения функциональных зависи­мостей между ними. Модели могут быть вербальными, математическими и графи­ческими. Модели упрощенно отражают реальную действительность в том или ином ракурсе. Следует иметь в виду, что модель является лишь абстрактным отображе­нием («бледной тенью») реальной действительности, своеобразным инструментом, с помощью которого исследователь пытается вскрыть те или иные закономерные связи экономической жизни. Поэтому нельзя требовать от модели слишком много­го и тем более абсолютизировать даже самую замечательную модельную конструк­цию: реальность всегда богаче самой изощренной модели.

Применение научного метода имеет целью формулирование объективных зако­нов и теорий, чтобы на их основе иметь возможность объяснения и предсказания интересующих исследователя событий. В свою очередь, от того, насколько удачно наука опишет, объяснит и предскажет природу экономического явления, настолько открывается возможность для формирования наиболее рационального поведения экономического агента, даже если мы не в силах контролировать протекание опре­деленных экономических процессов. К примеру, в настоящее время мы, как прави­ло, не способны контролировать погоду, но способны вести себя более рационально, если будем предварительно знать о предстоящих погодных изменениях.

Процесс познания экономическопУявления обычно начинается с его описания. Для некоторых экономических школ (например немецкой исторической) такой подход к исследованию был преобладающим. Тем не менее конечной целью опи­сания предполагается объяснение.

Объяснить явление — значит сделать его понятным, вразумительным. Когда мы описываем явление, то говорим, что произошло, а когда объясняем — почему это произошло. Например: почему за последнее время цены возросли стремитель­но? почему профсоюз объявил забастовку? почему падает курс рубля? Для объяс­нения подобных событий мы должны исследовать различные факторы, вскрыть закономерности происходящих явлений, разработать теории и получить возмож­ность предсказывать возникновение явлений с целью их контроля или выработки рационального поведения.



Часть I. Основы рыночного анализа


Контрольные задания

Вопросы на повторение

1. Почему экономическая наука сформировалась в эпоху становления капитализма?

2. Как формировалось понятие цены?

3. Какие этапы «революции» и «контрреволюции» пережила в своем развитии эконо­мическая теория?

4. Почему экономика имеет дело только с редкими благами?

5. Почему экономическая теория разделилась на микроэкономику и макроэкономику?

6. Что такое мезоэкономика?

7. В чем различие в определении издержек между экономистами и бухгалтерами?

8. В чем основное отличие марксистской политической экономики от «основного те­чения»?

9. В чем особенности институционального подхода к изучению экономических реа­лий?

10. Чем гипотеза отличается от теории?

Проблемы для обсуждения

Оцените справедливость следующих утверждений и дайте им краткое объяснение:

1. Редкость перестает быть проблемой, если ресурсы эффективно распределены.

2. Если модель «плоха на практике», то она «плоха и в теории».

3. Экономика — это то, чем занимаются экономисты.

4. Если реальные явления противоречат предсказаниям модели, то модель должна быть отвергнута.

5. Хорошая теория должна быть справедливой при всех обстоятельствах.

6. Экономическая теория, которая исходит из того, что люди следуют своим интере­сам, неприменима к альтруистам, которые в своей деятельности заботятся о благо­состоянии остальных людей.

7. В 1876 г. забытый ныне поэт М. И. Верцелий опубликовал стихотворение «Житей­ский рынок». Вот отрывок из этого произведения:

Обширен мир. Народу много. Товаров разных много тут —

Движенье всюду. Но видна И цены разные товарам:

Пружина общая: одна Иной сбывают чуть не даром!

В уме у каждого дорога — Дешевле всех здесь стоит труд.

Дорога к хлебу. За него Людские страсти в оборот

Борьба и торг везде ведется — Идут здесь тоже — торг примерный,

И ради хлеба продается Нажива быстрая и верный

Все остальное. Оттого Математический расчет!..

Народ несметною толпою Здесь вечны — спрос и предложенье,

На рынке жизненном снует, И суета, и спор, и шум;

И каждый что-нибудь несет Идут в продажу совесть, ум,

Сюда продажное с собою. Таланты, честь и убежденья...

По сути, здесь изображена микроэкономическая модель рыночной экономики Рос­сии второй половины XIX в. Изменилось ли что-либо к началу XXI в.? Дайте свои ком­ментарии.


Глава 2





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.013 с.)