Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фиксирование максимальной цены (ценовой потолок)

Поиск

Набитые людьми пустые магазины.
В витринах мухи с голодухи мрут.
И продавщиц усталых сгорбленные спины...
«Нет ничего! Куда ж все прут?» (1988)

Павел Лукьянов

Государство устанавливает максимальные цены для того, чтобы предотвра­тить их рост выше определенного уровня. Обычно это делается из соображений социальной справедливости. Во время войны, голода государство может устанав­ливать максимальные цены на основные продукты, для того чтобы малообеспе­ченные люди могли их покупать.

Однако возникающий на этой основе дефицит вызывает другие проблемы. Если государство просто устанавливает цены и больше не вмешивается, дефицит приводит к следующим явлениям:

♦ обслуживание по принципу «первый пришел — первый получил» ведет к возникновению очередей;

♦ фирмы решают, что покупателю позволительно приобрести: например — создание преимуществ для постоянных клиентов.

Чтобы избежать нежелательных последствий дефицита, государство может применять рационирование.

Рационирование — это ограничение государством объема покупок на определен­ные товары.

Для обеспечения рационирования государство выпускает специальные тало­ны, карточки или купоны на каждый рационированный продукт. Система рацио­нирования широко применялась в военное время, а также в последние годы Суще­ствования СССР.

Главная проблема, которая возникает в результате установления максималь­ных цен, — это проблема черного рынка, понятие которого будет рассмотрено в дальнейшем.

Налоги

Есть разных хитростей у человека много,

И жажда денег их влечет, как вол...

Кулак Пахом, чтоб не платить налоги, —

Наложницу себе завел! (1922-1923)

О. Э. Мандельштам (1891-1938)

Эффект налогообложения товарной продукции. Другим примером вмеша­тельства государства в рыночную деятельность является налогообложение товар­ной продукции. Подобные, так называемые косвенные, налоги (прямыми налога­ми облагается доход экономического субъекта) включают в себя налоги на добавленную стоимость (НДС), акцизы на сигареты, бензин и алкогольные напит­ки. Налоги на единицу продаваемого товара называются специфическими нало­гами (например, налог на литр покупаемого бензина).



Часть I. Основы рыночного анализа


Налоги на цену, или добавленную стоимость, на каждой стадии производства на­зываются адвалорными налогами. Наиболее типичным примером является НДС.

При специфическом налоге имеет место параллельный сдвиг кривой предло­жения, ибо величина налога едина для любого уровня цен. При адвалорном нало­ге линия предложения повернется против часовой стрелки (рис. 2.39).



S + адвалорный налог

S + специфический налог

Величина специфического налога

 


о Q

Рис. 2.39. Влияние налога на линию предложения

Эффект налога заключается в повышении цены и снижении объема продаж (рис. 2.40). Вместе с тем цена не поднимается на полную величину налога, так как кривая спроса имеет отрицательный наклон. Бремя налогов распределяется меж­ду потребителями и производителями.

S + налог

Р\ + налог -

Л

0 Q2 Qi

Рис. 2.40. Влияние налога на цену и объем

Наклон линий спроса и предложения и налоговое бремя. Налоговое бремя косвенных налогов зависит от наклона линий спроса и предложения. Рассмот­рим четыре ситуации, изображенные на рис. 2.41.


Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие



На каждом из четырех графиков размер налога одинаков: кривая предложе­ния сдвинута вверх на одну величину. В каждом случае цена возрастает до уров­ня Р2, а объем производства падает до Q^. Однако в каждом случае эти изменения цены и объема различны и зависят от наклона линий спроса и предложения.

Абсолютная величина налога равна налоговой ставке (t) или вертикальному расстоянию между двумя линиями предложения, помноженному на новое коли­чество проданного товара (Q2), что изображено с помощью заштрихованного пря­моугольника.

Повышение цены с Р до Р2 (верхняя половина прямоугольника) представляет собой долю налогового бремени, которую несут потребители (налог на потреби­телей). Величина налога на потребителя равна (Р2 - Р() х Q2.

Остальная часть четырехугольника — доля налогового бремени, которую не­сут производители (налог на производителей). Величина налога на производите­ля равна [Р, - (Р2 - 1)] х Q2.

На основании этого можно сделать важные выводы:

♦ количество продаваемого товара снизится от введения налога меньше (а зна­чит, доходы государства возрастут больше), чем меньше наклон линий спро­са и предложения (рис. 2.41, а и 2.41, в);

♦ цена увеличится больше (а значит, доля потребителя в налоге будет боль­шей), чем меньше наклон линии спроса и больше наклон линии предложе­ния (рис. 2.41, а и 2.41, г);

♦ цена увеличится меньше (а значит, доля производителя в налоге будет больше), чем больше наклон линии спроса и меньше наклон линии предло­жения (рис. 2.41, б и 2.41, в).

Если линии спроса и предложения линейны, то новое рыночное равновесие (Р2) определяется уравнениями линии спроса (а - ЬР2) и линии предложения [с + + d(P2 + t)}:

a-bP2-c + d(P2 + t). (2.18)

_ a-c + dt

p-^r- <2-19>

Как мы выяснили, чем меньше наклон линии спроса (и больше предложения), тем больше налоговое бремя потребителей. Отсюда следует вывод, что потреби­тели полностью оплачивают налог либо при вертикальной линии спроса, либо при горизонтальной линии предложения. Напротив, налоговое бремя несут исключи­тельно производители при вертикальной линии предложения либо при горизон­ тальной линии спроса.

Рассмотрим рис. 2.42. Как мы уже знаем, введение налога приводит к повыше­нию цены, которую уплачивают покупатели, и к снижению цены, которую получа­ют продавцы. При этом падает объем производства облагаемого налогом товара.

Потеря излишка потребителей и производителей равна площади прямоуголь­ника ABCD. Но одновременно это является доходом государства. Вместе с тем вели­чина треугольника ВЕС представляет собой избыточное налоговое бремя или «поте­рю мертвого груза»: это стоимость, потерянная потребителями и производителями вследствие сокращения объема продаж, т. е. чистые потери для общества.



Часть I, Основы рыночного анализа


г-t

г-t

 

к б) у S + t
у^    
    --------- >

Й ft Q



Po-t

 


Qi Ox Q 0 a Gi

Рис. 2.41. Наклон линий спроса и предложения и налоговое бремя


Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие



о Q

Рис. 2.42. Избыточное налоговое бремя («потеря мертвого груза»)

Дотации

Сын Леонида был скуп, и когда он с гостем прощался,

Редко он гостю совал в руку полтинник или рубль.

Если же скромен был гость и просил лишь тридцать копеек,

Сын Леонида ему тотчас, ликуя, вручал. (1911-1914)

О. Э. Мандельштам (1891-1938)

Дотацию (субсидию) можно рассматривать как «налог наоборот». Дотация (как и налог) устанавливается либо как определенный процент к цене товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара. На рис. 2.43 изображено влияние дотации на рыночное равновесие.


Дотация (V)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i р \            
    ,s    
Apg   /i V   ' S + V  
     
Р*     Л г ^      
     
Vp            
     
      ^ D     —►

Рис. 2.43. Влияние дотации на рыночное равновесие



Часть I. Основы рыночного анализа


Без дотации цена товара составляла бы величину Р*. При введении дотаций из госбюджета производителям размером Vp. на единицу продукции кривая предложе­ния сдвинулась вниз из положения S в положение S + V. Объем продаж увеличился с Q* до Qr Покупатели платят за товар новую рыночную цену (Рт), а производители получают за него цену ). Данная поддержка производителя обходится налогопла­тельщику в сумму, равную площади заштрихованного прямоугольника: Vx Q,-

Черный рынок

На черном рынке вы едва ли

Ни разу в жизни не бывали,

На черном рынке всякий плут

Награды требует за труд.

А тот, кто честным занят делом,

Награды ждет на рынке белом,

И мы страдаем иногда

От разделения труда. (1991)

Петр Межурицкий

Черный рынок возникает при фиксации государством цен ниже равновесия и дефиците (превышении спроса над предложением) некоторых видов товаров. Рассмотрим три характерных случая для того, чтобы проанализировать эффект на общее количество произведенное и проданное при цене, по которой продукт продается на черном рынке.

Санкции против продавцов. В данной ситуации предположим, что санкций против покупателей нет, а сами покупатели не имеют никакого предубеждения против черного рынка. Таким образом, нет никаких законных или моральных трансакционных издержек со стороны спроса. Однако со стороны предложения дополнительный риск увеличит издержки.

О Qs (h Q* Qd Q Рис. 2.44.Черный рынок: санкции против продавцов

На рис. 2.44 линии спроса и предложения в обычных условиях представлены соответственно линиями DD и SS.


Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие



Равновесное состояние рынка без ограничений характеризуется ценой Р* и объемом Q*. При установлении максимальной цены Ртах возникает состояние де­фицита: превышения спроса (QD) над предложением (Qs)- При возникновении черного рынка линия предложения принимает вид SCSB. Так, выше максималь­ной цены линия предложения совершает поворот против часовой стрелки, что отражает возросшие издержки продавцов в связи с возникновением риска нака­зания. В результате линия предложения SCSB пересекает линию спроса DD при цене Рв и объеме продаж QB. Равновесная цена черного рынка в) превысила пер­воначальную равновесную цену (Р*), а объем продаж (QB) оказался ниже перво­начального равновесия (Q*).

Санкции против покупателей. В этом случае мы предполагаем, что продавцы не несут никаких законных или моральных наказаний за свою деятельность на черном рынке, в то время как покупатели несут. На рис. 2.45 первоначальные ли­нии спроса и предложения изображены соответственно линиями DD и SS. При законодательно установленной цене Ртахдефицит равен величине QSQD.

О Qs Qb ' Qo Q

Рис. 2.45. Черный рынок: санкции против покупателей

Продавцы желают продать товар выше установленной цены Р. Кривая пред­ложения при этом не меняет своего положения. Зато кривая спроса сдвигается влево от DD в положение DgD^ Прогрессивно меньшее количество будет запра­шиваться на черном рынке при ценах, превышающих уровень Ртах, до точки А, когда цены черного рынка достигнут некоторого уровня Р и спрос на черном рынке упадет до нуля.

Равновесная цена черного рынка будет находиться на пересечении кривой спро­са черного рынка DBDB и первоначальной кривой предложения SS. В этой ситуации на черном рынке будет продано QB товара по цене Рв — цена черного рынка оказа­лась меньше равновесной цены до установления максимального уровня цен Рт.

Санкции против продавцов и покупателей. Данная модель получится при нало­жении кривой предложения первого случая на кривую спроса второго случая. Рав­новесие на черном рынке характеризуется несколько более низкими ценами, чем до



Часть I. Основы рыночного анализа


введения ценового контроля, но и объем продаж становится также ниже. Однако если линия спроса на черном рынке сдвинется вправо, то цены черного рынка мо­гут превзойти равновесные цены до введения ценового контроля при более низком объеме продаж. Именно последний случай обычно распространен на практике, ибо санкции против продавцов, как правило, более жестки, чем против покупателей.

 

 

 

 

 

 

i р D            
  DB     /sB ^ s  
Рв    
  * |^^> /
    "| \db ^v " ^fl  
max   С :      
  S   [       ---- ►

0 Qs Ob Qn Q

Рис. 2.46. Черный рынок: санкции против продавцов и покупателей

Очереди

Гражданин цилиндрической формы

На пяти растопыренных ножках!

Гражданин, я ведь к вам обращаюсь!

Разве я говорю не по-русски?...

Вы, давайте-ка, не верещите!

Люди здесь занимали с полночи!

Не стояли вы здесь, не стояли!

И покиньте торговую точку!

Что с того, что посланник Вселенной!

Соблюдайте моральные нормы!

И не надо мигать огоньками

На зеленых изогнутых штучках!...

Много вас, цилиндрических, ходит,

Где торговля идет дефицитом. (2000)

Валерий Гвоздей

Как и черный рынок, очередь является продуктом дефицита. Дефицит возни­кает при ограничении цены товара ниже равновесной.

Однако в отличие от черного рынка очередьявление легальное. В данном слу­чае дефицит распределяется по принципу затрат не только денег, но и времени. Именно поэтому распределение товаров в порядке живой очереди дает определен­ное преимущество людям с низкими доходами и располагающими значительными ресурсами свободного времени. Типичным «профессионалом» живой очереди яв-


Глава 2, Спрос и предложение. Рыночное равновесие



ляется российский пенсионер. «Профессионалы очереди» могут заниматься пере­продажей приобретенных в очереди товаров или продавать свое место в очереди. Модель очереди можно проиллюстрировать с помощью рис. 2.47. В верхней части графика (рис. 2.47, а) изображена линия предложения S. Она вертикаль­на, что свидетельствует о том, что предложение достигло своего максимума. Линия спроса (D) имеет обычный отрицательный наклон. В отсутствие контроля над ценами товар будет продаваться по равновесной цене Р* в объеме Q*. Однако при ограничении цены уровнем Рпих возникнет дефицит величиной Q* - Q,. Данный дефицит возможно распределить при помощи очереди по принципу компенсирова­ния заниженной цены завышенными затратами времени на приобретение товара.

 

i р р* к а) S Е
    \ QP=AP)
max   ---------- 1---- _^^D----------------- >

Q* 0.x

 

 

 

 

1 т i S б)
г   Ет ОРт-КТ) при Р = Ртах
 
      D

о Q* Qi Q

Рис. 2.47. Очередь

На рис. 2.47, б по оси ординат показано время (7), которое необходимо для покуп­ки дефицита в порядке очереди. В данном случае линия спроса функционально зави­сит от времени (а не цены!), необходимого для приобретения товара при цене Р.



Часть I. Основы рыночного анализа


Таким образом, цена дефицитного товара складывается из затрат денег и вре­мени:

П = Р +Т*. (2.20)

max. v '

Можно и дальше продолжить данное исследование: выяснить особенности доступа к дефицитному товару людей с разными доходами и запасами свободно­го времени, однако это не входит в нашу задачу.

Контрольные задания

Вопросы на повторение

1. Что лежит в основе спроса покупателя на какой-либо товар?

2. Какие факторы оказывают влияние на спрос?

3. В чем схожесть и различие между понятиями «функция спроса» и «линия спроса»?

4. Какие факторы лежат в основе закона спроса?

5. Что такое «парадоксы закона спроса»?

6. Существует ли «закон предложения»?

7. В чем отличия понятий «спрос» («предложение») и «величина спроса» («величина предложения»)?

8. Что такое «равновесная цена» и «равновесный объем»?

9. В каких случаях равновесие неустойчиво?

 

10. В каких случаях спекуляция способна дестабилизировать цены?

11. В чем разница между спекуляцией и арбитражем?

12. При каких условиях колебания в паутинообразной модели затухающие?

13. Почему возникает «черный рынок»?

14. Нужно ли регулирующее вмешательство государства на микроуровне?

Проблемы для обсуждения

15. Петербургский поэт Ю. И. Ороховацкий опубликовал в 1996 г. следующий гекза­
метр:1

Дыни янтарная суть

и сочнейшее чрево арбуза... Я на базары ходок,

хоть ни гроша за душой. Пользуюсь правом одним —

созерцать все плоды безвозмездно И, не торгуясь, вдыхать

Все ароматы цветов.

1 Гекзаметр — античный шестистопный стих. Высшими его достижениями поныне ос­таются сочинения Гомера и Овидия. А. С. Пушкин написал гекзаметром широко извест­ное четверостишие «Царскосельская статуя» (1830):

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.


Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие



Проанализировав данное стихотворение, определите взаимозависимость между по­требностями, спросом и потреблением.

16. Перед вами замечательное произведение поэта Л. Н. Мартынова:

Мы знаем цену каждому мгновенью,

Платить за всё придет однажды срок.

Я как-то раз пробрался на Восток,

Там, между прочим, есть торговцы тенью.

Они располагаются под сенью

Больших деревьев около дорог,

А чаще в нишах. И за вход в мирок,

Наполненный прохладою и ленью,

Берут пятак. Заплатишь и лежишь...

— Не ешь кишмиш и не кури гашиш,

А тень купи! — торговец мне шептал. —

Но понимаешь: весь свой капитал

Отдашь ты за нее среди пустыни (1972)

Проанализируйте это стихотворение. Какие равновесные состояния здесь проиллюст­рированы? Изобразите ситуации графически.

Задача

17. Спрос на товар описывается уравнением: Q? = 100 - 5Р; предложение:

Qs = 50 + 5Р. Найти: а) равновесную цену (Р*) и равновесный объем сделок (Q*); б) величину дефицита (Q^,) при установлении максимальной цены продаж Ртах = 2. Изобразите задачу графически.

Ответ: а) Р* = 5; Q* = 75; б) Q^ = 30.


Глава 3 Эластичность

Эластичный старик из Эстонии

Тонок был, как доска, коль не тонее.

Ему дали лимон,

И скатали в рулон,

И послали обратно в Эстонию.

Эдвард Лир (1812-1888)


Ключевые понятия

Эластичность Точечная эластичность Дуговая эластичность Ценовая эластичность спроса Гибкий (эластичный) спрос Жесткий (неэластичный) спрос Спрос с нулевой эластичностью Спрос с бесконечной эластичностью Спрос с постоянной эластичностью Спрос с единичной эластичностью Эластичность предложения Выручка при неэластичном спросе Выручка при эластичном спросе Выручка при единичной эластичности Эластичность линейного спроса Факторы ценовой эластичности спроса


Перекрестная ценовая эластичность

Эластичность вкусов

Эластичность ценовых ожиданий

Эластичность взаимозаменяемых

товаров

Эластичность взаимодополняющих

товаров

Эластичность спроса по доходу

Нормальные (стандартные) товары

Нейтральные товары

Неполноценные (некачественные)

товары

Товары первой необходимости

Товары второй необходимости

Товары длительного спроса

Уравнение Слуцкого


В предыдущей главе мы рассмотрели важнейшие категории рынка: кривые спроса и предложения и их основные свойства.

В данной главе мы должны выяснить, как кривые спроса и предложения ре­агируют на изменения некоторых переменных. К примеру, мы желаем знать, насколько чувствителен спрос на определенный товар к изменению цены или дохода. Чтобы ответить на подобные вопросы, следует уяснить понятие элас­тичности.

Эластичность — это мера чувствительности одной переменной к изменению дру­гой, или число, которое показывает процентное изменение одной переменной в ре­зультате изменения другой переменной.

Эластичность — одно из важнейших понятий экономической теории. Правиль­но определив эластичность своей продукции, фирма может с большой точностью определить возможные прибыли или убытки. Правящая элита государства спо-


Глава 3. Эластичность



собна привести свою страну к экономическому процветанию или краху также во многом по причине формирования экономической политики, которая ориентиру­ет национальное производство благ с преобладанием той или иной эластичности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.124 (0.015 с.)