Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах



И Дик мгновенно выхватил свой «кольт»!

А Джо — еще мгновеннее! (2000)

Валерий Гвоздей

Мы рассматриваем статические модели рыночного равновесия, в которых фактор времени не учитывается явно: динамические процессы в данном случае представляют собой как бы мгновенные фотокадры. Мы можем проиллюстриро­вать динамические процессы методом сравнительной статики, при котором сдвиг показан соответственным перемещением линии спроса или предложения (рис. 2.20).

Рассмотрим, к примеру, рис. 2.20, а, на котором в результате сдвига линии спроса увеличилась как цена, так и объем продаж. Величина изменения цены при изменении спроса зависит как от расстояния сдвига линии спроса, так и от наклонов кривых спроса и предложения. Мы можем это определить алгеб­раически. Для этого достаточно продифференцировать уравнение равновесной цены (2.10) по а:


дР_ да'


b + d


■ дР--


 

-да.

b + d


(2.11)


Напомним, что в данном случае а — точка пересечения линии спроса с осью ординат; b — наклон линии спроса; с — точка пересечения линии предложения с осью ординат; d — наклон линии предложения.



Часть I. Основы рыночного анализа


 


8Q


Q О ^dQ

Рис. 2.20. Сдвиг равновесия


а


Точно так же определяется изменение цены в результате сдвига линии пред­ложения. Для этого следует продифференцировать уравнение равновесной цены (2.10), но не по а, а по с:

>дР =
дс.

ЭР 1 1.

(2.12)

b + d

дс b + d

Комбинируя рис. 2.20, а и 2.20, б, можно рассмотреть самые различные вари­анты сдвига равновесия в результате одновременного перемещения линий спро­са и предложения.



а
о

 

 

 

 

к р к S б)
р,      
1 1    
      ^1
Ро      
     
Рч     \z)0
г2 Ра ^^^  
1 i ! |\ -4*-*

а*' а*


Рис. 2.21. Равновесие в мгновенном периоде

При использовании метода сравнительной статики принято различать три пе­риода: мгновенный, короткий и длительный.


Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие



В мгновенном периоде все факторы производства рассматриваются как постоянные. В данном случае продавец лишен возможности приспосабли­вать объем предложения к объему спроса, линия предложения либо строго вертикальна (рис. 2.21,а), либо состоит из двух сегментов (рис. 2.21,6): на­клонного и вертикального. Разница между этими двумя состояниями за­ключается в следующем. В случае, изображенном на рис. 2.21,а, — товар скоропортящийся и не подлежащий хранению. Его цена определяется только спросом. В случае, представленном на рис. 2.21,6, — товар может храниться. Поэтому при резком снижении спроса (ниже DQ) продавец име­ет возможность попридержать часть товара в ожидании лучшей конъюнк­туры, снизив объем продаж с Q* до Q*'. Если бы он не имел такой возмож­ности, то при спросе D2 цена упала бы с уровня Р2 до уровня Р3.


Q 0 q О

Рис. 2.22. Равновесие в длительном периоде

2. В коротком периоде неизменными считаются производственные мощно­сти предприятия, однако объем продукции может колебаться за счет пере­мены использованной рабочей силы, сырья и энергии, не выходя за пределы технической производственной мощности. График равновесия в коротком периоде внешне ничем не отличается от рис. 2.21, б. Однако вертикальный отрезок линии предложения здесь определяется не только условиями хра­нения продукции, но и технологией производства.

3. В длительном периоде производитель способен изменять объемы всех фак­торов производства. Поэтому величина предложения в данном случае мо­жет принимать любой наклон: в случае постоянных издержек линия S рас­положена параллельно линии абсцисс (рис. 2.22, а).

Если при увеличении масштаба производства издержки возрастают, то линия предложения имеет традиционный положительный наклон (рис. 2.22, б). Нако­нец, возможен случай, когда расширение масштабов производства сопровождает­ся снижением издержек. В этом случае линия предложения в длительном перио­де будет иметь отрицательный наклон (как и линия спроса) — рис. 2.22, в.


64 _________________________________ Часть I, Основы рыночного анализа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.008 с.)