Максимизация прибыли и количество продавцов




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Максимизация прибыли и количество продавцов



Поиск пределов

противоречивости

собственной

противоречивой

личностью —

не поиск ли

повода сбыть

по рыночным ценам

я собственное?

В. В. Лунъкш (род. в 1957г.)

Из всех переменных рыночной структуры самая простая, легко узнаваемая и измеряемая — это количество продавцов. Данная переменная зачастую использу­ется административными властями как индикатор при введении антитрестовско­го законодательства. Хотя конкуренция порой и отождествляется с большим ко­личеством продавцов в отрасли, а монополия или олигополия — с малым, тем не менее зачастую бывает спорно утверждать, что одна отрасль «более конкурентна» по сравнению со второй только потому, что в ней больше продавцов. Дело в том,


Глава 7. Анализ рыночной структуры



что переменные рыночных структур находятся в очень сложных взаимозависи­мостях между собой.

Например, по мере увеличения в отрасли количества продавцов возможность получения чистой прибыли уменьшается, поэтому продавцы могут пытаться дифференцировать свою продукцию. С другой стороны, при уменьшении коли­чества продавцов в отрасли принятие решений одним производителем становит­ся все более зависимым от поведения конкурентов. Весьма затруднительно отве­тить на вопрос о том, сколько продавцов необходимо для того, чтобы рынок «стал конкурентным». Тем не менее именно количество продавцов в отрасли имеет важнейшее значение при анализе экономической структуры рынка для выработ­ки соответствующей экономической политики. Рассмотрим простейшую модель, демонстрирующую зависимость между количеством продавцов и возможностью получения прибыли в отрасли.

Как мы уже выяснили (рис. 7.1), в условиях совершенной конкуренции (от­сутствие взаимозависимости между производителями и дифференциация про­дукции) линия спроса представляет собой прямую (D), параллельную оси абс­цисс (см. также рис. 7.3). Предположим, что удельные издержки (издержки на единицу выпуска) — величина постоянная. Каждая единица продукта произво­дится с издержками (К). В этом случае необходимо обратить внимание на две важные точки. Точка (М) представляет условие максимизации отраслевой при­были. Объем выпуска (Q^), определяемый пересечением кривых MR и МС, удов­летворяет условию максимизации прибыли, согласно которому предельный до­ход должен быть равен предельным издержкам. В условиях монополии вся продукция отрасли контролируется одним производителем (монополистом). Контроль над выпуском всей отрасли позволяет монополисту установить моно­польную цену т), планируя объем выпуска Q^. До тех пор пока целью монопо­листа остается максимизация прибыли, любое решение, кроме точки (М), будет для него нерациональным.

Точка (С) демонстрирует иное решение. В данном случае экономическая при­быль (я) равна нулю (см. формулу 5.1). Это типичный результат совершенной конкуренции.

МС
Рс'К

Р

  С
| \ MR ^^D

О От Ос О

Рис.7.3. Рыночное равновесие в условиях монополии и совершенной конкуренции

До тех пор пока я > 0, отрасль будет привлекательной для вхождения в нее все новых производителей из других сфер экономики. Процесс будет продолжаться



Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены


до тех пор, пока цена на продукцию (Рс) не сравняется с издержками {К), а объем выпуска не составит величину Qc («конкурентный выпуск»). Эта простая мо­дель подчеркивает главное принципиальное различие между совершенной кон­куренцией и монополией двух контрастных рыночных структур, о которых речь пойдет в следующих двух главах.

Контрольные задания

Вопросы на повторение

1. Что изучает теория цены?

2. Что такое структурные переменные рыночных структур?

3. Перечислите основные и неосновные рыночные структуры.

4. От каких терминов происходят названия рыночных структур?

Проблемы для обсуждения

5. Как идентифицировать рыночную структуру с малым и большим количеством фирм?

6. Фирмы продают подобные продукты, но очень удалены друг от друга. Существен­ные транспортные издержки предотвращают взаимную конкуренцию этих фирм. Как охарактеризовать данную рыночную структуру? Поясните.

7. Почему издержки и барьеры входа рассматриваются лишь в долгосрочном, но не в краткосрочном периоде?

8. Маловероятно, что олигополист захочет максимизировать прибыль в краткосроч­ном периоде. Почему?

9. В чем заключается существенная разница между совершенной и монополистиче­ской конкуренцией?

 

10. Прежде чем ознакомиться с остальными главами второй части книги, можете ли вы сказать, какая из четырех главных рыночных структур в реальном мире наибо­лее распространена? Почему?

11. Перед вами стихотворение В. М. Хлебова (1994 г.):

— Послушай, шеф, я очень рад, Нам незачем трудиться с жаром
Теперь дела пойдут на лад. — ' И все заполонять товаром,
Промолвил юный бизнесмен. — Так не набьешь богатством сейф.

Коль дали бизнесу свободу, Я знаю — право нам дано,

Дадим и мы товар народу. Но ты учти и знай одно,

Мне радостно от перемен. Коль хочешь выйти в бизнесмены:

Я верю искренне - по праву Зачем производить товар,

Нам воздадут за это славу! Чтобы иметь большой навар

— Не то несешь, — ответил шеф. — Достаточно повысить цены.

О каких типах рыночных структур здесь говорится? Нарисуйте графики упомянутых рыночных структур и дайте свой комментарий.


Глава 8





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.007 с.)