Изменение размера предприятия




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение размера предприятия



Нам прибыли умножить бы,

Раздаться в ширину...

Все может быть, все может быть,

Все может быть! — ну-ну... (ноябрь 1947)

Г. Н. Оболдуев (1898-1954)

Проблему вхождения в отрасль можно рассмотреть, анализируя создание до­полнительных производственных мощностей уже существующих в отрасли фирм. На рис. 8.7 каждая репрезентативная фирма сталкивается с рыночной ценой Р



Часть II, Анализ рыночной структуры. Теория цены


Мощности ограничены, и фирмы действуют в рамках краткосрочных предельных и средних кривых издержек SMC0 и SATC0. Функционируя в условиях данных краткосрочных кривых издержек, фирма уравнивает Р0 и МС0, произведя объем q0 и соответствующую экономическую прибыль.

 

к SMC0 d0 - mr0
  N. SATC0 N. SMC{ SATC{ ^чА J J J LAC
    i-------------------- _w

0 90 4\ q

Рис. 8.7. Вхождение в форме расширения предприятия

Однако пребывание в данной точке будет временным явлением, если фирма сумеет снизить свои издержки, двигаясь вдоль кривой долгосрочных средних из­держек (LAC). По мере того как каждая фирма увеличивает свои размеры, стре­мясь получить выгоду от экономии масштаба, кривая предельных издержек сме­щается вниз и направо, что в конце концов отразится на конфигурации кривой рыночного предложения.

Результат данного процесса будет аналогичным, что и при вхождении в отрасль новых фирм: объем рыночного предложения увеличится и равновесная рыночная цена сдвинется в положение Ру Каждая фирма заработает нормальную прибыль (л = 0). Процесс входа на рынок или выхода с рынка прекратится точно так же, как и утратится желание менять объем производства каждой из оставшихся на рынке фирм.

При объеме выпуска qx каждая фирма в отрасли функционирует в точке мини­мальных долгосрочных средних издержек и эффективно использует свои произ­водственные мощности.

Неоднородные производители

Эта ли вишня?

Та ли? Какая разница — обе

Требуют денег.

Исса Кобаяси (1763-1827)

Ситуация, изображенная на рис. 8.6, иллюстрирует невозможность постоянно­го сосуществования эффективных и неэффективных фирм в чисто конкурентной


Глава 8, Чистая (совершенная) конкуренция



отрасли. Это справедливо до тех пор, пока технология равнодоступна для всех су­ществующих фирм, а также для всех потенциальных претендентов на вход в от­расль. Фирмы, располагающие неэффективно малыми (или неэффективно круп­ными) предприятиями, обязаны приспосабливать их размеры к эффективным параметрам, в противном случае они будут вытеснены новыми фирмами с эффек­тивными размерами выпуска. Одновременное сосуществование мелких и крупных фирм в отрасли может быть либо переходным явлением — движением отрасли к состоянию долгосрочного равновесия, либо вызвано способностью мелких фирм обеспечить более персонализированные услуги. Однако эта последняя посылка не вполне вписывается в модель чистой конкуренции, ибо индивидуальный сервис предполагает дифференциацию продукта — структурную переменную, не прису­щую данному типу рыночной структуры, т. е. чистой конкуренции.

Тем не менее существует вероятность того, что издержки могут варьироваться среди различных производителей. Так, земли отличаются по плодородию. Те фермеры, которые владеют более плодородными землями, могут получать уро­жай при меньших затратах. Точно так же управленческие или предприниматель­ские способности могут быть неодинаковыми у разных производителей. Фермер Иванов может быть лучше, чем фермер Петров. Процесс конкуренции не отменя­ет этих внутренних различий: эффективная по размерам сельская фирма может вместе с тем использовать сравнительно неплодородную землю.

Особенности равновесия в отрасли с неоднородными производителями изоб­ражены на рис. 8.8. Предположим, что существуют лишь 2 типа фирм: эффектив­ные фирмы с издержками ниже рыночной цены (рис. 8.8, а) и предельные фирмы с издержками, равными рыночной цене (рис. 8.8, б).

В краткосрочном периоде количество конкурирующих фирм постоянно и кри­вая предложения отрасли представляет собой горизонтальную сумму кривых пре­дельных издержек. Однако сосуществование эффективных и предельных фирм лучше проанализировать с помощью долгосрочных кривых предложения, которые отражают эффекты входа и выхода.

Долгосрочная кривая предложения— это кривая предложения, учитывающая эффекты отраслевого входа и выхода фирм.

В долгосрочном периоде неприбыльные фирмы не могут существовать в от­расли. Если цены упадут ниже Р0 (рис. 8.8, в), то даже эффективные производите­ли понесут потери.

Цена не превысит уровень Р0 до тех пор, пока все эффективные фирмы не войдут в отрасль. На рис. 8.8,,в кривая долгосрочного спроса горизонтальна на уровне PQ до выпуска отрасли Q[, при котором каждая эффективная фирма про­изводит q\ единиц выпуска (рис. 8.8, а). Начиная с этой точки рост цен будет способствовать увеличению выпуска эффективных фирм. И этот процесс про­должается до тех пор, пока цена не возрастет до уровня Р*, после чего в отрасль начнут входить предельные фирмы.

При цене Р* каждая эффективная фирма предлагает q* единиц продукции, а каждая предельная фирма предлагает q2* единицы продукции. Долгосрочная кривая предложения вновь становится горизонтальной (на уровне Р*) до тех пор,



Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены


пока все предельные производители не войдут в отрасль. На данном горизонталь­ном участке долгосрочной кривой рыночного предложения одновременно сосу­ществуют как эффективные, так и предельные фирмы. Цена Р* достаточно высо­ка для того, чтобы предельные фирмы смогли получать нормальную прибыль. Однако стимулы для вхождения новых производителей в отрасль отсутствуют.

Рис. 8.8. Долговременное равновесие с неоднородными фирмами

При цене Р* фирмы, характеризующиеся более низкими издержками, полу­чают чистую экономическую прибыль (я > 0), что изображено с помощью прямоугольника Р*АВС (рис. 8.8, а). Эта «прибыль» не является временной (площади плодородных земель абсолютно ограниченны, и не каждый желаю­щий может их приобрести либо — что то же самое — отсутствуют потенциальные производители, обладающие особыми производственными преимуществами, ко­торые могли бы войти в отрасль). Поэтому отрасль пребывает в долговременном равновесии.

Однако не совсем корректно называть данную денежную отдачу производите­лей, обладающих особыми характеристиками, «прибылью», так как владельцы особого метода производства или особо плодородной земли могут передать уни­кальные производственные возможности другому лицу. В этом смысле прибыль, изображенная на рис. 8.8, а в виде прямоугольника Р*АВС, является нормальной отдачей особых преимуществ, что можно рассматривать как дополнительный фактор производства. Эту дополнительную отдачу более уместно назвать эконо­мической рентой или чистой рентой}

Экономическая (чистая) рента:в рамках чистой конкуренции — отдача особен­ного искусства или ресурса, находящегося в собственности относительно высоко­производительных фирм. Экономическая рента не рассматривается в качестве при­были, потому что является плодом мастерства или ресурсов особого качества.

Чистая рента не является преходящим явлением, так как предложения плодо­родной земли или управленческого искусства определенного качества ограничен­ны. До тех пор пока особые познания или искусство фермера могут быть равно

1 В отличие от квазиренты (временного явления).


Глава 8. Чистая (совершенная) конкуренция



приложимы к любому участку земли, фермер не нуждается в собственности на землю, для того чтобы получать экономическую ренту за свои уникальные спо­собности. Более того, фермер может предложить на рынке свое уникальное ис­кусство и зарабатывать экономическую ренту, будучи наемным работником. Это относится и к другим личностям, обладающим уникальными способностями: ар­тистам, ученым, спортсменам и т. п.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.005 с.)