Максимизация долгосрочной прибыли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Максимизация долгосрочной прибыли



Но для людей и богатства границ не указано точных,

И кто владеет казной, большей, чем прочие все,

Жаждет удвоить ее: ибо досыта кто всех насытит?

Средствами прибыль добыть смертных людей одарил

Промысл бессмертных богов, но в богатстве и гибель

таится,

Карой для тех иль других шлется от Зевса она.

Солон (VII'-VIвв. до н. э.)


Рис. 9.7. Долгосрочное равновесие монополии с единственным предприятием

В краткосрочном периоде производственные возможности предприятия огра­ничивают монополиста рамками кривых краткосрочных издержек, например рамками кривых SATCi и SMCt на рис. 9.7. Однако объем выпуска (Q(), максими­зирующий прибыль в коротком периоде, отнюдь не максимизирует ее в долго­срочном периоде, так как в последнем случае объем выпуска мог бы производи­ться при меньших издержках на единицу продукции (если бы монополист имел возможность увеличить размер своего предприятия). Поэтому рациональный монополист увеличит размер своего предприятия таким образом, что будет в кон­це концов действовать в рамках краткосрочных кривых издержек SATC2 и SMC2 и выпускать объем продукции Qr При возросшем объеме производства на более крупном предприятии SMC2 = MR (в соответствии с краткосрочной максимиза­цией прибыли) выпуск не может осуществляться при еще более низких единич­ных издержках (так как при этом объеме выпуска SATC2 = LAC). Важ«о отметить, что экономических сил, которые бы принудили монополиста действовать в точке минимума кривой LAC(b точке Q'), в данном случае не существует. Монополист, действующий на одном предприятии, не обязательно будет эффективным с точ­ки зрения общественно необходимых затрат.


Глава 9. Чистая монополия



Кривая LA С достигает своего минимума при объеме выпуска Q'. Однако ры­нок не способен обеспечить двух производителей. Поэтому условие эффективно­сти = МС при объеме Q*) не может быть достигнуто ни при монополии, ни при конкуренции. В сущности, в данном случае нет резонных оснований для подоб­ных сравнений, ибо чисто конкурентная отрасль в этих условиях существовать не может. Сравнение было бы возможным лишь в том случае, если бы рынок был достаточно велик для поддержания значительного количества эффективных предприятий. В таком случае можно было бы сравнивать конкурентную отрасль и монополиста, имеющего множество предприятий.

Если монополист действует на «большом» количестве идентичных предприя­тий, ситуация может быть проиллюстрирована с помощью рис. 9.8. На рис. 9.8, а рассматривается одно предприятие. Каждое «репрезентативное» (представитель­ное) предприятие имеет эффективный размер: краткосрочные линии SATC и кри­вая SMC совпадают с минимумом LAC. С точки зрения всей фирмы решение вы­пуска фирмы в краткосрочном периоде определяется суммированием кривых SMC с MR. С количеством предприятий п - 1 решение достигается в точке А на рис. 9.8, б. В этой точке, однако, фирма использует существующие мощности сверх эффек­тивной нормы и может исправить ситуацию, добавив еще одно предприятие.


1 предприятие) ■LSMC

О q' q ' О Q* = nq* ft. Q

Рис. 9.8. Долгосрочное равновесие монополии со многими предприятиями

С добавлением еще одного предприятия краткосрочная кривая SMC сдвинется вправо и фирма максимизирует прибыль при объеме выпуска Q*. Каждое отдель­ное предприятие действует в точке минимума SATC (q* на рис. 9.8, а). И общий объем выпуска фирмы равен: Q* = nq*. Монополия является «отраслью с постоян­ными издержками», и долгосрочная кривая LMC горизонтальна — издержки на единицу продукции не могут подняться выше минимальных SATC.

До тех пор пока рынок способен поддерживать множество эффективных пред­приятий, размеры отдельных предприятий и объем их выпуска будут одинаковы­ми как при монополии, так и при конкуренции. Общий же объем выпуска будет ниже в условиях монополии (в условиях конкуренции общий объем выпуска равен Qc). Но в условиях монополии будет и меньше предприятий. Таким образом, можно сде­лать вывод, что монополии с множеством предприятий минимизируют свои ин­дивидуальные издержки точно так же, как и конкурентные предприятия.



Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены


 


Регулирование монополии

Оро; цеу схуорш; eujiv oi5e tt|<; щщ. Еутаьв ссуорсс^егу naai TieXonovvqaioc, EЈ,eaxi кои Meyaeuai кои Воаатоц, Еф соте rccoAevv ярое ере Лара^сс 5е рл Ayopccvopouc; 5е тг|е ссуорас; кссбкттссиш Tpeie хощ Xaxovmc, тоиаб щачхас, ек Aercpcov.

Аристофан (446-385 до н. э.)


Вот рынка моего границы новые, Пелопонесцам торг я разрешаю здесь. Мегарцам разрешаю и беотянам, Но чтоб со мною торговать, не с Ламахом. А рынка назначается надсмотрщиком Вот этот крепкий лепрейский кнут.

Перевод Адриана Пиотровского


Существование монополий и монопольной власти часто провоцирует государ­ство к всевозможным мерам «справедливого» регулирования.

Регулирование монополий может осуществляться по следующим направле­ниям:

♦ налогообложение;

♦ ограничение размера монополии;

♦ ограничение цен.

1. Налогообложение. Последствия введения налога на выпуск в условиях мо­нополии существенно отличаются от тех, которые возникают в условиях чистой конкуренции. При монополии цена продукта может возрастать на величину, зна­чительно превышающую размер налога. Рассмотрим это на конкретном приме­ре (рис. 9.9).



MC + t

D=AR

 


О 02 Oi Q

Рис. 9.9. Последствия введения акцизного налога на продукт монополии

Допустим, единица продукции монополии облагается налогом в t ден. ед. так, что монополист должен платить государству t ден. ед. за каждую проданную еди­ницу выпуска. В таком случае издержки (МС) фирмы соответственно возрастают на t ед. Это приводит к значительному росту цены и падению выпуска.

Регулирование естественных монополий. В последние годы одной из акту­альных проблем экономической жизни является проблема естественных монопо­лий. Прежде всего это касается судьбы РАО «ЕЭС России». Единая Энергетиче­ская Система России остается самым крупным высокоавтоматизированным комплексом, обеспечивающим производство, передачу и распределение элект­роэнергии и централизованное оперативно-технологическое управление этими


Глава 9. Чистая монополия



процессами. В ее состав входят 440 тепловых и гидравлических электростанций мощностью соответственно 131,3 и 40 млн кВт и АЭС мощностью 21 млн кВт, а также 2,5 млн км ЛЭП всех классов, в том числе свыше 30 тыс. км основных ЛЭП напряжением 500,750 и 1150 кВт.1 Российское акционерное общество энергетики и электрификации (РАО «ЕЭС России») было учреждено в декабре 1992 г. в ка­честве головной холдинговой организации, контролирующей основную массу предприятий электроэнергетики.

РАО «ЕЭС России» является типичной естественной монополией, и ее мик­роэкономическую модель можно проиллюстрировать при помощи рис. 9.10.

Рис. 9.10. Естественная монополия и регулирование цены

Как уже отмечалось, естественная монополия существует в том случае, когда эко­номия от масштаба позволяет лишь одному-единственному предприятию удовлет­ворить весь рыночный спрос. При этом входные барьеры основаны на технологиях, отражающих естественные законы природы (технологии). На рис. 9.10 экономи­ческие условия, приводящие к естественной монополии, изображены при помощи кривых спроса (D), предельного дохода (MR), средних долгосрочных издержек (LAC) и долгосрочных предельных издержек (LMC). В отсутствие какой-либо регу­лирующей активности естественная монополия максимизирует прибыль, произво­дя объем Q^ при цене Р. В этих условиях естественная монополия получит моно­польную прибыль объемом, равным площади прямоугольника Р ВСА.

Допустим, что общество посчитало, что выпуск Q^ «слишком мал», а цена Р «слишком высока». Регулирующая альтернатива подразумевает попытку, во-пер­вых, усилить конкуренцию «сломом» монополии на большое число независимых фирм или, во-вторых, регулирования монопольной цены.

2. Ограничение размера монополии (Проект Анатолия Чубайса). Данный вариант уничтожения естественной монополии вряд ли можно считать эффек-

1 См.: Маламед Л. Рыночное трансформирование электроэнергетики России // Рынки электроэнергии. Новосибирск, 1999. С. 175.



Часть 11. Анализ рыночной структуры. Теория цены


тивным: новые малые фирмы, скорее всего, попытаются снизить свои издержки, стремясь увеличить размеры собственных предприятий. Кроме того, некоторые из них неизбежно разорятся и будут вынуждены покинуть отрасль. Чтобы под­держать все вновь созданные фирмы в отрасли, государство будет вынуждено на­ложить ограничения на размеры предприятий в данной отрасли и постоянно сле­дить за тем, чтобы предотвратить стихийное укрупнение фирм (а это стоит денег налогоплательщиков). Ограничение размеров фирм поднимет рыночную кривую предложения небольших фирм на искусственно высокий уровень, скажем на уро­вень S (рис. 9.10).

Вновь созданные мелкие предприятия обречены стать неэффективными. При­чем цена и выпуск будут примерно такими же, как и в случае нерегулируемой естественной монополии. Даже если потребители от всего этого ничего не выиг­рают и ничего не проиграют (а скорее всего, проиграют, так как издержки произ­водства, а значит и цены, возрастут), издержки общества неизбежно возрастут, ибо «процесс регулирования» потребует затрат, кроме того, неизбежно неэконо­мичное дублирование капиталов.

В лучшем случае вместо единой естественной монополии в масштабах государ­ства сложится множество региональных естественных монополий. Однако единая энергетическая система страны (важный компонент экономической безопасно­сти государства) будет утрачена.

Мне нравятся эти Чубайсы, Что лихо немцуют страну Под музыку венского вальса, У всех вызывая «ну, ну...»

(1998)

А. М. Марласов

Естественная монополия может исчезнуть вследствие уменьшения размера ми­нимально эффективного масштаба производства (рис. 9.11). Исчезновение есте­ственной монополии происходит тогда, когда технологические изменения резко со­кращают минимально эффективный размер предприятия (сдвиг кривой Л С влево) при неизменной величине cipoca (D), либо при резком увеличении спроса (сдвиг кривой спроса D вправо). Среди факторов, способных изменить положение кривой средних затрат (АС) или спроса (D), можно отметить численность населения, прин­ципиальную модернизацию технологий, либерализацию экономических отноше­ний и др.

Рис. 9.11. Исчезновение естественной монополии


Глава 9. Чистая монополия



3. Регулирование монопольной цены. Допустим, государство решило устано­вить цену и выпуск на уровне Р и Qv т. е. в соответствии с условием LMC = D (рис. 9.10). В этом случае монополист будет нести убытки, равные площади пря­моугольника EFGPV Фирма уйдет из отрасли, если не будет получать соответ­ствующие субсидии (опять же за счет налогоплательщиков).

Более практичным решением является установление цены на уровне Р2 (JLAC = = D). При этой цене объем выпуска фирмы равен Q2 (рис. 9.10). В этих условиях монополист будет получать нормальную (нулевую экономическую) прибыль. Необходимость в субсидиях отпадет.

Если установленная административная цена базируется на предельных или средних издержках, результатом может быть довольно курьезный результат: уста­новление ценового потолка вынуждает монополиста увеличивать объем выпуска. Этот эффект совершенно противоположен тому, что имеет место при свободной конкуренции. Этот кажущийся парадокс объясняется следующим образом. Цено­вой контроль делаег линию спроса (D) пологой, а значит, и линия предельного до­хода (MR) также становится более пологой. Поэтому величина оптимального вы­пуска монополиста (Qm) как результат пересечения линий МС и MR стремится вправо — что и приводит к стремлению монополиста расширять производство.

Ценовое регулирование естественной монополии чревато рядом проблем. Во-первых, каждое регулирование не обходится без издержек. Необходимы уси­лия аудиторов для оценки деятельности регулируемой монополии. Во-вторых, регулируемая фирма имеет склонность преувеличивать объем своих издержек. В-третьих, при ограничении деятельности фирмы ее менеджеры теряют склон­ность к поиску оптимальных стратегий и т. п.

9.5. Стратегии монополистического ценообразования

Пусть от мыслей торгашеских

Морщины — ров.

В моз1 вбирай купцовский опыт! (1922)

В. В. Маяковский (1895-1930)

Если фирма получает возможность выйти за рамки жесткой структуры рынка совершенной конкуренции, то она тем самым перестает быть ценополучателем и становится ценоустановителем, т. е. монополистом. Монополистическая модель обеспечивает теоретическую основу для анализа политики ценообразования фирмы. Модель чистой конкуренции не способна служить объектом исследова­ния политики ценообразования, так как подразумевает, что фирма не имеет цено­вой политики как таковой: цена задается совершенно конкурентной фирме как нечто данное. Если же фирма обладает рыночной властью, то она способна уста­навливать цены для достижения основной цели: присвоения излишка потребите­ля и превращения его в дополнительную прибыль фирмы.

Основная цель стратегий ценообразования фирмы — присвоение различными способами излишка потребителя и его перераспределения в пользу производителя (продавца).



Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены


Наиболее распространенные стратегии монополистического ценообразова­ния:

♦ ценовая дискриминация;

♦ двухэтапная оплата (двуставочные тарифы);

♦ ценообразование пиковых нагрузок;

♦ сопутствующие продукты.1 Рассмотрим данные стратегии подробнее.

Ценовая дискриминация

Как-то раз один Деревенский простой старик По ошибке забрел

IT «>

На роскошный рынок цветов. Ничего не сказав, Испустил он глубокий вздох. Этот тяжкий вздох Никого не привлек в толпе... «За один пучок Темно-красных свежих цветов Десяти дворов Деревенских семей налог!»

Бо Цзюйи (772-846)

Понятие ценовой дискриминации и трех ее видов (степеней) было введено в экономическую теорию английским экономистом Альфредом Пигу (1877-1959).

Ценовой дискриминацией2 называется практика установления продавцами разных цен для разных покупателей или групп покупателей на однородное благо; при этом различия в ценах не связаны с издержками производства и доставки блага на рынок.

На практике мы ежедневно сталкиваемся с ценовой дискриминацией. Это все­возможные льготы для некоторых категорий граждан: транспортные, оплата жи­лья, посещение зрелищных учреждений и многое другое.

Для осуществления эффективной ценовой дискриминации необходимы три условия:

Во-первых, покупатели или группы покупателей должны быть сегментирова­ны (взаимно разделены): необходима идентификация и разделение двух или не­скольких покупателей или рынков, для того чтобы предотвратить практику пере­продаж дешевых благ между покупателями.

1 В реальной жизни поведение монополиста отнюдь не ограничивается только этими
стратегиями: жизнь гораздо многообразнее. Для пытливых студентов предлагаем озна­
комиться с такими стратегиями монополистического ценообразования, как «простран­
ственная ценовая дискриминация» (См.: Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И.
Микроэкономика. Т. 2. СПб., 1999. С. 119-123); «комплектование» и «реклама» (См.: Пин -
дайкР. С, РубипфельдД. Л.
Микроэкономика. М., 2000. С. 450-465).

2 Discriminatio (лат.) — обособление, различение; dis-crimino (лат.) — разделять, рассекать.


Глава 9. Чистая монополия



Во-вторых, покупатели должны демонстрировать различную индивидуальную ценовую эластичность спроса на благо при данном уровне цен.

В-третъих, на рынке должна отсутствовать ценовая конкуренция со стороны фирм-соперников, с тем чтобы исключить изменение установленного монополи­ей уровня цен.

Факторы сегментации покупателей:

1. Пространственные (продажа в городе и деревне, разных районах города и т. п.).

2. Временные (разные цены на одно благо в зависимости от времени суток и се­зона).

3. Доходы потребителей (услуги врачей, юристов и т. п. для разных соци­альных групп).

4. Объем потребляемого блага (минимальная партия и т. п.).

5. Социальный статус потребителя (учащиеся, пенсионеры, военнослужа­щие и т. п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.039 с.)