Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Максимизация долгосрочной прибылиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Но для людей и богатства границ не указано точных, И кто владеет казной, большей, чем прочие все, Жаждет удвоить ее: ибо досыта кто всех насытит? Средствами прибыль добыть смертных людей одарил Промысл бессмертных богов, но в богатстве и гибель таится, Карой для тех иль других шлется от Зевса она. Солон (VII'-VIвв. до н. э.)
В краткосрочном периоде производственные возможности предприятия ограничивают монополиста рамками кривых краткосрочных издержек, например рамками кривых SATCi и SMCt на рис. 9.7. Однако объем выпуска (Q(), максимизирующий прибыль в коротком периоде, отнюдь не максимизирует ее в долгосрочном периоде, так как в последнем случае объем выпуска мог бы производиться при меньших издержках на единицу продукции (если бы монополист имел возможность увеличить размер своего предприятия). Поэтому рациональный монополист увеличит размер своего предприятия таким образом, что будет в конце концов действовать в рамках краткосрочных кривых издержек SATC2 и SMC2 и выпускать объем продукции Qr При возросшем объеме производства на более крупном предприятии SMC2 = MR (в соответствии с краткосрочной максимизацией прибыли) выпуск не может осуществляться при еще более низких единичных издержках (так как при этом объеме выпуска SATC2 = LAC). Важ«о отметить, что экономических сил, которые бы принудили монополиста действовать в точке минимума кривой LAC(b точке Q'), в данном случае не существует. Монополист, действующий на одном предприятии, не обязательно будет эффективным с точки зрения общественно необходимых затрат. Глава 9. Чистая монополия Кривая LA С достигает своего минимума при объеме выпуска Q'. Однако рынок не способен обеспечить двух производителей. Поэтому условие эффективности (Р = МС при объеме Q*) не может быть достигнуто ни при монополии, ни при конкуренции. В сущности, в данном случае нет резонных оснований для подобных сравнений, ибо чисто конкурентная отрасль в этих условиях существовать не может. Сравнение было бы возможным лишь в том случае, если бы рынок был достаточно велик для поддержания значительного количества эффективных предприятий. В таком случае можно было бы сравнивать конкурентную отрасль и монополиста, имеющего множество предприятий. Если монополист действует на «большом» количестве идентичных предприятий, ситуация может быть проиллюстрирована с помощью рис. 9.8. На рис. 9.8, а рассматривается одно предприятие. Каждое «репрезентативное» (представительное) предприятие имеет эффективный размер: краткосрочные линии SATC и кривая SMC совпадают с минимумом LAC. С точки зрения всей фирмы решение выпуска фирмы в краткосрочном периоде определяется суммированием кривых SMC с MR. С количеством предприятий п - 1 решение достигается в точке А на рис. 9.8, б. В этой точке, однако, фирма использует существующие мощности сверх эффективной нормы и может исправить ситуацию, добавив еще одно предприятие.
О q' q ' О Q* = nq* ft. Q Рис. 9.8. Долгосрочное равновесие монополии со многими предприятиями С добавлением еще одного предприятия краткосрочная кривая SMC сдвинется вправо и фирма максимизирует прибыль при объеме выпуска Q*. Каждое отдельное предприятие действует в точке минимума SATC (q* на рис. 9.8, а). И общий объем выпуска фирмы равен: Q* = nq*. Монополия является «отраслью с постоянными издержками», и долгосрочная кривая LMC горизонтальна — издержки на единицу продукции не могут подняться выше минимальных SATC. До тех пор пока рынок способен поддерживать множество эффективных предприятий, размеры отдельных предприятий и объем их выпуска будут одинаковыми как при монополии, так и при конкуренции. Общий же объем выпуска будет ниже в условиях монополии (в условиях конкуренции общий объем выпуска равен Qc). Но в условиях монополии будет и меньше предприятий. Таким образом, можно сделать вывод, что монополии с множеством предприятий минимизируют свои индивидуальные издержки точно так же, как и конкурентные предприятия. Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены
Регулирование монополии Оро; цеу схуорш; eujiv oi5e tt|<; щщ. Еутаьв ссуорсс^егу naai TieXonovvqaioc, EЈ,eaxi кои Meyaeuai кои Воаатоц, Еф соте rccoAevv ярое ере Лара^сс 5е рл Ayopccvopouc; 5е тг|е ссуорас; кссбкттссиш Tpeie хощ Xaxovmc, тоиаб щачхас, ек Aercpcov. Аристофан (446-385 до н. э.) Вот рынка моего границы новые, Пелопонесцам торг я разрешаю здесь. Мегарцам разрешаю и беотянам, Но чтоб со мною торговать, не с Ламахом. А рынка назначается надсмотрщиком Вот этот крепкий лепрейский кнут. Перевод Адриана Пиотровского Существование монополий и монопольной власти часто провоцирует государство к всевозможным мерам «справедливого» регулирования. Регулирование монополий может осуществляться по следующим направлениям: ♦ налогообложение; ♦ ограничение размера монополии; ♦ ограничение цен. 1. Налогообложение. Последствия введения налога на выпуск в условиях монополии существенно отличаются от тех, которые возникают в условиях чистой конкуренции. При монополии цена продукта может возрастать на величину, значительно превышающую размер налога. Рассмотрим это на конкретном примере (рис. 9.9).
О 02 Oi Q Рис. 9.9. Последствия введения акцизного налога на продукт монополии Допустим, единица продукции монополии облагается налогом в t ден. ед. так, что монополист должен платить государству t ден. ед. за каждую проданную единицу выпуска. В таком случае издержки (МС) фирмы соответственно возрастают на t ед. Это приводит к значительному росту цены и падению выпуска. Регулирование естественных монополий. В последние годы одной из актуальных проблем экономической жизни является проблема естественных монополий. Прежде всего это касается судьбы РАО «ЕЭС России». Единая Энергетическая Система России остается самым крупным высокоавтоматизированным комплексом, обеспечивающим производство, передачу и распределение электроэнергии и централизованное оперативно-технологическое управление этими Глава 9. Чистая монополия процессами. В ее состав входят 440 тепловых и гидравлических электростанций мощностью соответственно 131,3 и 40 млн кВт и АЭС мощностью 21 млн кВт, а также 2,5 млн км ЛЭП всех классов, в том числе свыше 30 тыс. км основных ЛЭП напряжением 500,750 и 1150 кВт.1 Российское акционерное общество энергетики и электрификации (РАО «ЕЭС России») было учреждено в декабре 1992 г. в качестве головной холдинговой организации, контролирующей основную массу предприятий электроэнергетики. РАО «ЕЭС России» является типичной естественной монополией, и ее микроэкономическую модель можно проиллюстрировать при помощи рис. 9.10. Рис. 9.10. Естественная монополия и регулирование цены Как уже отмечалось, естественная монополия существует в том случае, когда экономия от масштаба позволяет лишь одному-единственному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос. При этом входные барьеры основаны на технологиях, отражающих естественные законы природы (технологии). На рис. 9.10 экономические условия, приводящие к естественной монополии, изображены при помощи кривых спроса (D), предельного дохода (MR), средних долгосрочных издержек (LAC) и долгосрочных предельных издержек (LMC). В отсутствие какой-либо регулирующей активности естественная монополия максимизирует прибыль, производя объем Q^ при цене Р. В этих условиях естественная монополия получит монопольную прибыль объемом, равным площади прямоугольника Р ВСА. Допустим, что общество посчитало, что выпуск Q^ «слишком мал», а цена Р «слишком высока». Регулирующая альтернатива подразумевает попытку, во-первых, усилить конкуренцию «сломом» монополии на большое число независимых фирм или, во-вторых, регулирования монопольной цены. 2. Ограничение размера монополии (Проект Анатолия Чубайса). Данный вариант уничтожения естественной монополии вряд ли можно считать эффек- 1 См.: Маламед Л. Рыночное трансформирование электроэнергетики России // Рынки электроэнергии. Новосибирск, 1999. С. 175. Часть 11. Анализ рыночной структуры. Теория цены тивным: новые малые фирмы, скорее всего, попытаются снизить свои издержки, стремясь увеличить размеры собственных предприятий. Кроме того, некоторые из них неизбежно разорятся и будут вынуждены покинуть отрасль. Чтобы поддержать все вновь созданные фирмы в отрасли, государство будет вынуждено наложить ограничения на размеры предприятий в данной отрасли и постоянно следить за тем, чтобы предотвратить стихийное укрупнение фирм (а это стоит денег налогоплательщиков). Ограничение размеров фирм поднимет рыночную кривую предложения небольших фирм на искусственно высокий уровень, скажем на уровень S (рис. 9.10). Вновь созданные мелкие предприятия обречены стать неэффективными. Причем цена и выпуск будут примерно такими же, как и в случае нерегулируемой естественной монополии. Даже если потребители от всего этого ничего не выиграют и ничего не проиграют (а скорее всего, проиграют, так как издержки производства, а значит и цены, возрастут), издержки общества неизбежно возрастут, ибо «процесс регулирования» потребует затрат, кроме того, неизбежно неэкономичное дублирование капиталов. В лучшем случае вместо единой естественной монополии в масштабах государства сложится множество региональных естественных монополий. Однако единая энергетическая система страны (важный компонент экономической безопасности государства) будет утрачена. Мне нравятся эти Чубайсы, Что лихо немцуют страну Под музыку венского вальса, У всех вызывая «ну, ну...» (1998) А. М. Марласов Естественная монополия может исчезнуть вследствие уменьшения размера минимально эффективного масштаба производства (рис. 9.11). Исчезновение естественной монополии происходит тогда, когда технологические изменения резко сокращают минимально эффективный размер предприятия (сдвиг кривой Л С влево) при неизменной величине cipoca (D), либо при резком увеличении спроса (сдвиг кривой спроса D вправо). Среди факторов, способных изменить положение кривой средних затрат (АС) или спроса (D), можно отметить численность населения, принципиальную модернизацию технологий, либерализацию экономических отношений и др. Рис. 9.11. Исчезновение естественной монополии Глава 9. Чистая монополия 3. Регулирование монопольной цены. Допустим, государство решило установить цену и выпуск на уровне Р и Qv т. е. в соответствии с условием LMC = D (рис. 9.10). В этом случае монополист будет нести убытки, равные площади прямоугольника EFGPV Фирма уйдет из отрасли, если не будет получать соответствующие субсидии (опять же за счет налогоплательщиков). Более практичным решением является установление цены на уровне Р2 (JLAC = = D). При этой цене объем выпуска фирмы равен Q2 (рис. 9.10). В этих условиях монополист будет получать нормальную (нулевую экономическую) прибыль. Необходимость в субсидиях отпадет. Если установленная административная цена базируется на предельных или средних издержках, результатом может быть довольно курьезный результат: установление ценового потолка вынуждает монополиста увеличивать объем выпуска. Этот эффект совершенно противоположен тому, что имеет место при свободной конкуренции. Этот кажущийся парадокс объясняется следующим образом. Ценовой контроль делаег линию спроса (D) пологой, а значит, и линия предельного дохода (MR) также становится более пологой. Поэтому величина оптимального выпуска монополиста (Qm) как результат пересечения линий МС и MR стремится вправо — что и приводит к стремлению монополиста расширять производство. Ценовое регулирование естественной монополии чревато рядом проблем. Во-первых, каждое регулирование не обходится без издержек. Необходимы усилия аудиторов для оценки деятельности регулируемой монополии. Во-вторых, регулируемая фирма имеет склонность преувеличивать объем своих издержек. В-третьих, при ограничении деятельности фирмы ее менеджеры теряют склонность к поиску оптимальных стратегий и т. п. 9.5. Стратегии монополистического ценообразования Пусть от мыслей торгашеских Морщины — ров. В моз1 вбирай купцовский опыт! (1922) В. В. Маяковский (1895-1930) Если фирма получает возможность выйти за рамки жесткой структуры рынка совершенной конкуренции, то она тем самым перестает быть ценополучателем и становится ценоустановителем, т. е. монополистом. Монополистическая модель обеспечивает теоретическую основу для анализа политики ценообразования фирмы. Модель чистой конкуренции не способна служить объектом исследования политики ценообразования, так как подразумевает, что фирма не имеет ценовой политики как таковой: цена задается совершенно конкурентной фирме как нечто данное. Если же фирма обладает рыночной властью, то она способна устанавливать цены для достижения основной цели: присвоения излишка потребителя и превращения его в дополнительную прибыль фирмы. Основная цель стратегий ценообразования фирмы — присвоение различными способами излишка потребителя и его перераспределения в пользу производителя (продавца). Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены Наиболее распространенные стратегии монополистического ценообразования: ♦ ценовая дискриминация; ♦ двухэтапная оплата (двуставочные тарифы); ♦ ценообразование пиковых нагрузок; ♦ сопутствующие продукты.1 Рассмотрим данные стратегии подробнее. Ценовая дискриминация Как-то раз один Деревенский простой старик По ошибке забрел IT «> На роскошный рынок цветов. Ничего не сказав, Испустил он глубокий вздох. Этот тяжкий вздох Никого не привлек в толпе... «За один пучок Темно-красных свежих цветов Десяти дворов Деревенских семей налог!» Бо Цзюйи (772-846) Понятие ценовой дискриминации и трех ее видов (степеней) было введено в экономическую теорию английским экономистом Альфредом Пигу (1877-1959). Ценовой дискриминацией2 называется практика установления продавцами разных цен для разных покупателей или групп покупателей на однородное благо; при этом различия в ценах не связаны с издержками производства и доставки блага на рынок. На практике мы ежедневно сталкиваемся с ценовой дискриминацией. Это всевозможные льготы для некоторых категорий граждан: транспортные, оплата жилья, посещение зрелищных учреждений и многое другое. Для осуществления эффективной ценовой дискриминации необходимы три условия: Во-первых, покупатели или группы покупателей должны быть сегментированы (взаимно разделены): необходима идентификация и разделение двух или нескольких покупателей или рынков, для того чтобы предотвратить практику перепродаж дешевых благ между покупателями. 1 В реальной жизни поведение монополиста отнюдь не ограничивается только этими 2 Discriminatio (лат.) — обособление, различение; dis-crimino (лат.) — разделять, рассекать. Глава 9. Чистая монополия Во-вторых, покупатели должны демонстрировать различную индивидуальную ценовую эластичность спроса на благо при данном уровне цен. В-третъих, на рынке должна отсутствовать ценовая конкуренция со стороны фирм-соперников, с тем чтобы исключить изменение установленного монополией уровня цен. Факторы сегментации покупателей: 1. Пространственные (продажа в городе и деревне, разных районах города и т. п.). 2. Временные (разные цены на одно благо в зависимости от времени суток и сезона). 3. Доходы потребителей (услуги врачей, юристов и т. п. для разных социальных групп). 4. Объем потребляемого блага (минимальная партия и т. п.). 5. Социальный статус потребителя (учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т. п.).
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.175 (0.009 с.) |