ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двухэтапная оплата (двуставочные тарифы)



Дамы и господа! Вход непрерывный. Плата дешева неимоверно! А чудес навидитесь без счета.

ЮхасДьюла (1889-1937)

Как мы выяснили, причина существования ценовой дискриминации заклю­чается в стремлении монополиста к получению максимума экономической при­были. Успех выполнения этой задачи зависит от способности монополиста сег­ментировать рынки. Двуставочные тарифы (two-part tariffs) могут решать ту же задачу в случае, если рыночная сегментация незаконна или слишком обре­менительна.

Двуставочный тариф (двойной тариф, двухэтапная оплата)— это ценовая по­литика, при которой покупатель вносит плату за право приобретения товара (право доступа к товару), а затем (купив такое право) дополнительно оплачивает потребле­ние каждой единицы товара.

Итак, прежде всего покупатель осуществляет вступительный взнос за право доступа на рынок. Получив такое право, он приобретает столько товаров и услуг, сколько сочтет необходимым. Данная практика получила весьма широкое рас­пространение. Так, инвестор, покупающий место на бирже, платит за привилегию непосредственно участвовать в потенциально доходном рынке. Парки отдыха, коммунальные службы, кооперативные магазины, спортивные клубы также очень часто прибегают к двухэтапной оплате.

Модель двухэтапной оплаты изображена на рис. 9.15, а. К примеру, продавец устанавливает плату, равную площади треугольника S0, за право приобретать то­вар по цене Р0. При этом излишек потребителя S0 равен максимальнойплате за право приобретения товара.


Глава 9. Чистая монополия



О <?? Q* QPQ1 Q

Рис. 9.15. Двуставочные тарифы

В данном случае покупатель получает возможность купить единиц товара. Если цена упадет до уровня Pv а величина закупок q и плата за право покупки S увеличатся (соответственно до q' и 6° + AS), то покупатель должен увеличить свой вступительный взнос.

Задача продавца — определить оптимальную комбинацию вступительного взноса (F) и цену использования (Р), при которых прибыль достигает макси­мума.Эта задача отнюдь не проста (рис. 9.15, б). При данной цене товара увели­чение вступительного взноса (F) снижает излишек потребителя (5). Потребитель должен сравнить свой излишек (5) со вступительным взносом (F). Если 5 < F, то рациональный потребитель воздержится от покупки.

Увеличение вступительного взноса (F) сдвигает рыночную кривую D влево и вниз, т. е. все больше покупателей начинают покидать рынок. Этот эффект ус­ложняет выполнение задачи, но одновременно дает инструмент для ее решения. Для данного количества покупателей (га) на рынке вступительный взнос (F) должен соответствовать минимальному излишку потребителя среди га покупа­телей, которые,приобретают товар при данном объеме.

Задача может быть проанализирована при помощи двух упрощающих допу­щений: (1) количество покупателей (га) принимается за величину постоянную; (2) кривые спроса не пересекаются.



Часть II, Анализ рыночной структуры. Теория цены


Допущение (1) подразумевает, что кривая рыночного спроса (D) неподвижна. Допущение (2) дает возможность «ранжировать» индивидуальные кривые спро­са (d, dy ... dn) от самого низкого уровня к самому высокому, подразумевая при этом, что для любой данной цены количества единиц товара, закупаемые индиви­дами, ранжированы аналогичным же образом: q{ < q2 < ... < qn. При этих допуще­ниях рыночный объем спроса (Q) определяется как сумма q, которая должна пре­восходить величину щх (ведь q{минимальный объем закупок потребителя с минимальным спросом):

п

<2 = Х<7, >nqv

1=1

Предположим, что монополист первоначально установил цену Р0(рис. 9.15, б). При этой цене он продает общий объем товаров величиной Q0, и покупатель с наименьшим спросом купит <Д, внося вступительный взнос аЬР0 (как и каждый из п покупателей). У монополиста не будет желания понизать цену (увеличить объем товара Q) при условии, что MR = МС в точке А.

Если количество продаж возрастет от Q0 до Q}, цена упадет с Р0 до Pv вступи­тельный взнос возрастает на P0bcPv или приблизительно на qlAP. При бесконечно малом увеличении рыночного спроса (dQ) изменение величины вступительного взноса F можно представить следующим образом:

dF dP

Тогда предельный доход монополиста равен:

MR* = MR + n^- = P+(Q-nqi)^-.
dQ dQ

Так как nq{<0, то MR < MR * < Р, то кривая MR* лежит между кривой спроса D и кривой предельного дохода MR (рис. 9.156). Следовательно, цена максимиза­ции прибыли фирмы (Р*) и объем выпуска (Q*) определяются пересечением ли­ний MR* и МС. Так как MR* находится между кривой MR и кривой спроса D, равновесное состояние при двуставочном тарифе занимает промежуточное поло­жение между чистой монополией и чистой конкуренцией.

Таким образом, эффект от введения двуставочного тарифа подобен эффекту, вызванному ценовой дискриминацией.

Вывод: выбор оптимальных параметров двухэтапной оплаты требует большей информации, чем выбор единой монопольной цены. В случае с двухэтапной оп­латой недостаточно знать предельные издержки (МС) и кривую совокупного спроса (D). Вместе с тем знать кривую спроса для каждого конкретного потреби­теля (d) практически невозможно. Однако для монополиста может быть весьма ценной информация о степени разброса объемов спроса индивидуальных потреби­телей. И здесь действуют следующие 2 правила:

1. Если спрос разных потребителей на товар монополиста примерно одина­ков, то имеет смысл установить цену Р на уровне, близком к предельным


Глава 9. Чистая монополия



издержкам (МС), а плату за вход сделать высокой. Это оптимальный для монополиста случай, так как возникает реальная возможность присвоить большую часть излишка потребителя. 2. Если спрос разных потребителей значительно отличается друг от друга, то лучше установить Р на уровне, существенно превышающем предельные издержки, а плату за доступ сделать невысокой. Но в данном случае двух-этапная оплата не столь эффективна.

9.5.3. Ценообразование пиковых нагрузок

Он TUYxavei Xvxvonowq wv. Да, видишь: ламповщик он. До него в делах

Про Tov jiev ouv порой впотьмах блуждали мы ощупью,

e\|/r)Xo«pcouЈv ev акотсо та лрауцата, сейчас же все решаем в чадном дыме лампы.
vuvi 5 ratvxa лро<; Xu^vov PouXeuajiev.

Аристофан (446-385 до п. э.) Перевод Адриана Пиотровского

Условия спроса для многих важных товаров и услуг могут значительно разли­чаться во времени (в течение суток, недели, сезона или года). Например, наиболь­ший спрос на электричество наблюдается с 8 до 17 часов; при этом спрос зависит от климата, географической широты и времени года. Точно так же спрос на меж­дугородний телефон выше в рабочие часы и в рабочие дни, чем в ночные часы и в выходные.

Периоды относительно высокого спроса на электроэнергию называются пико­выми, а минимального спроса — минимальными. В связи с этим возникает интерес­ная экономическая проблема: производители должны обеспечить соответствую­щие мощности как для пиковых периодов, так и для периодов минимального потребления электроэнергии. Если мощности созданы для пиковых периодов, то они будут недоиспользоваться в периодах минимального потребления электро­энергии. Однако если мощности созданы для периодов минимального потребле­ния, то они не смогут обеспечивать периоды пикового спроса.

Таким образом, колебание спроса во времени порождает две основные пробле­мы: (1) определение оптимального режима существующих мощностей и (2) опре­деление оптимального объема мощности.

Определение оптимального режима существующих мощностей.Ценовая политика играет чрезвычайно важную роль как при контроле производственных издержек, так и при обеспечении эффективного использования мощностей.

Политика ценообразования пиковых нагрузок для данного уровня мощности (Q') может быть определена с соблюдением двух основных правил:

1) во время минимальной нагрузки цена устанавливается на уровне предель­ных издержек (МС), т. е.Р^Ь при Q{ < Q';

2) во время пиковой нагрузки цена соответствует равновесному рыночному уровню Р2 при Q2 = Q'.

При минимальной нагрузке мощности должны быть достаточными для обес­печения спроса. В это время единственными издержками являются прямые опе­рационные затраты. Цена на энергию, превышающая предельные издержки (ве­личину Ь), приведет к недогрузке мощности.



Часть II. Анализ рыночной структуры, Теория цены


Однако это простое правило не применимо для пиковых нагрузок. Установле­ние цены при пиковой нагрузке на уровне b приведет к сбою в поставках. Поэтому цена за энергию должна быть установлена исходя из максимального спроса.

Применение этих двух правил проиллюстрировано на рис. 9.16, а. Пиковым нагрузкам соответствует линия спроса Dy а минимальным — Dv Объем имею­щихся мощностей установлен на уровне Q' и измеряется в кВт/ч.


 

 

р* к    
в   Мощность = Q' а)
р?    
А    
b + с   -s^^ LMC
    D2 (пиковый спрос)
Л-ь   ЧМС
^v  
  ! "\. D\ = (минимальный спрос)
QiQ2

Эксплуатация



б) Эффективная мощность - Q*

 


<2i Q2 <2з Мощность

Рис. 9.16.Эффективное использование мощностей при пиковой нагрузке

Предельные издержки в краткосрочном периоде состоят только из издержек эксплуатации (SMC = b). Предельные же издержки в долгосрочном периоде включают в себя не только издержки эксплуатации, но и издержки по поддержа­нию пиковой мощности (LMC = b + с). При существующей мощности Q' в режи­ме минимального эффекта цена равна Pt = b, а в пиковом режиме — Р

Таким образом, до достижения уровня Q' кривая предельных издержек LMC представляет собой горизонтальную линию, а при уровне Q' становится верти­кальной, показывая тем самым, что сверх этого уровня дополнительный выпуск не может быть получен ни при каких издержках.


Глава 9. Чистая монополия



Определение оптимального объема мощности.До сих пор мы исходили из того, что предельные издержки в краткосрочном режиме равны: SMC = Ь, а пре­дельные издержки в долгосрочном режиме — LMC = b + с.

Абстрагируемся от издержек эксплуатации (Ь) и сместим кривые спроса £>, и D2 вниз на величину (Ь), как это показано на рис. 9.16, б. При спросе на энергию, равном Qv линия спроса D{ пересекает ось абсцисс.

Если пиковый период длится в течение 16 ч в сутки, а период минимальной нагрузки — 8 ч, то относительные веса цен спроса составят w2 - 2/3 и да, = 1/3, как это изображено на рис. 9.16, б.

Кривая спроса на мощность представляет собой множество точек суммарных цен спроса, взвешенных с учетом периода времени, к которому относятся данные цены.

Общая кривая спроса на мощность состоит из трех отрезков. На первом отрезке,от 0 до Q,, оба периода представляют пиковый спрос и цены в этих двух периодах превышают величину Ь. Взвешенная сумма спроса (линия D) на рис. 9.16, б, «разби­вает на части» расстояние между двумя кривыми спроса в отношении 2/3 к 1/3.

На второмотрезке, от Q, до Q3, единственный спрос на мощность исходит от по­требителей второго периода, и кривая спроса на мощность (D) отстоит на 2/3 рас­стояния от оси абсцисс и на 1/3 от D2.

На третьем отрезке для мощностей выше Q3 спрос на мощности отсутствует до тех пор, пока потребители второго периода не начнут использовать дополнитель­ные единицы мощностей, т. е. пока цены не будут уменьшены ниже уровня Ь.

Оптимальный уровень мощности (£>*) определяется уравниванием спроса на мощность и предельных издержек мощности в точке Е, где 2/3 2 - Ь) = с. В этой точке общий доход превышает издержки использования и равен заштрихованной площади, но распространяется лишь на 2/3 времени. Общие издержки мощности равны площади четырехугольника OcEQr

Итак, мы определили: (1) оптимальный объем мощности; (2) оптимальную эксплуатацию этой мощности; (3) оплату эксплуатации мощности (в отсутствие субсидий). Условие оптимальности состоит из трех компонентов:

1. w22 - Ь) = с (оптимальная мощность).

2- Q2 = Q* (оптимальная пиковая эксплуатация).

3. Pi =* b (оптимальная эксплуатация при минимальной загрузке мощностей).

Таковы общетеоретические принципы ценообразования в области энергети­ки, учитывающие особенности пиковых нагрузок.

Сопутствующие продукты

Что песьего, что бесьего
(Поди попробуй, взвесь его!)
Наворочено месива,
В котором заключается
Безвольный хор случайностей
Людской тоски террариум... (1947)

Г. Н. Оболдуев (1898-1954)

Сопутствующее производство имеет место, когда один производственный про­цесс монополиста дает два или более различных продукта.



Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены


Сопутствующие продукты:два (или более) продукта, появившихся в результате единого производственного процесса, так что издержки не могут быть обоснованно распределены между совместными продуктами.


Порой сопутствующие продукты просто выбрасываются на свалку, причем некоторые из них способны создавать серьезные проблемы (загрязнение воды, воздуха, почвы, ядерные отходы). Классическим примером являются домашний скот (например говядина и шкуры, мясо и шерсть и т. д.) и двойные химические продукты (кислород и водород и т. п.).

Интересная экономическая проблема, которая возникает в этой ситуации, за­ключается в том, что совместные издержки нельзя обоснованно разделить между совместными продуктами. Если производится говядина, то издержки по произ­водству шкур — нулевые, и напротив. В связи с этим главное в проблеме ценооб­разования сопутствующих продуктов заключается не в стремлении распределить издержки между продуктами, а сравнить эффект совместного дохода двух (или более) продуктов с их издержками производства.

На рис. 9.17 по оси абсцисс измеряются: (1) объем производства Q (количе­ство скота), (2) объем продаж каждого из сопутствующих продуктов Qx и Q2 (мясо и шкуры). Если фирма продает все произведенное мясо и шкуры, то:

Q, - Q2 = Q*-

Издержки производства для мяса и шкур неразделимы (так как это продукты единого процесса производства) и равны МС. Но продаются мясо и шкуры раз­дельно, а значит являются источниками двух доходов. В связи с этим следует раз­личать предельный доход от шкур (MR,) и предельный доход от говядины (MR2).

МС

Р

IMR

MR* MR2

MR*t

О Qi=Q2=Q* Q'iQ' = Q'i Q

Рис.9.17. Максимальная монопольная прибыль от совместных продуктов

Правило максимизации прибыли состоит в производстве такого количества скота (точка А), при котором вертикальная сумма линий предельных доходов пе­ресечет линию предельных издержек:

MRl + MR2 = МС.


Глава 9. Чистая монополия



Оптимальный объем производства скота Q* одновременно является опти­мальным объемом продаж мяса и шкур.

Но что произойдет, если, например, кривая МС пересечет линию MR на том ее участке, где MR = MR2?

В этом случае необходимо считать, что MR^ = 0 и определять цену на товар, традиционно проводя вертикаль вверх от точки Курно до пересечения с кривой спроса (D), которая на данном графике не изображена по соображениям масшта­ба. В данном случае фирма будет определять цену исходя из условия МС = MR2, считая, что MRi = 0. Производители скота не будут выбрасывать сопутствующий продукт (в данном случае — шкуры) до тех пор, пока его реализация способна осуществляться по положительным ценам.

В настоящее время фирмы индустриальных стран уделяют проблеме утилиза­ции сопутствующих продуктов все более пристальное внимание.

Монопсония

Купил недавно шестисотый «Мерседес», Хватило баксов, даже в долг не влез, Шестьсот машин где легче разместить... Да в Лужниках, пришлось и их купить.

Ю. Близнецов

В главе 7 мы упоминали о такой неосновной рыночной структуре, как моно­псония. Под монопсонией понимается рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит один покупатель (см. табл. 7.2). Естественно, что этот покупатель приобретает монопсоническую власть, которая позволяет ему при­обретать товар за меньшую цену, чем та, которая существовала бы на конкурен­тном рынке.

Сколько товара должен приобретать покупатель, обладая монопсонической властью? В данном случае следует исходить из основного принципа микроэконо­мики увеличивать покупки до тех пор, пока полезность от последней приобре­тенной единицы товара не сравняется с предельными издержками на ее покупку (MU = МС).

В главе 4 (параграф 4.2.1) мы выяснили, что кривая индивидуального спроса на любое благо (D) совпадает с кривой предельной полезности (MU) этого това­ра, выраженной в деньгах, т. е. график предельной полезности монопсониста бу­дет кривой его спроса (MU = D).

Теперь посмотрим, что представляет собой график предельных издержек мо­нопсониста.

Если бы покупатель был конкурирующим, то он не имел бы возможности вли­ять на цену товара. Тогда издержки конкурирующего покупателя на покупку еди­ницы товара были бы одинаковы и равнялись бы цене товара (МС = Р). На рис. 9.18 изображена ситуация, в которой расходы покупателя на единицу товара постоян­ны, т. е. в данном случае (в случае конкурентного покупателя) средние фактор­ные издержки на единицу товара (AFC) равны предельным факторным издерж­кам (MFC) и равны рыночной цене (AFC = MFC = Р).



Часть II, Анализ рыночной структуры. Теория цены


О Q* Q

Рис.9.18. Покупка в условиях конкуренции

Средние факторные издержки (AFC — average factor costs)— расходы фирмы на единицу покупаемого продукта.

Предельные факторные издержки (MFC— marginal factor costs)— прирост об­щих издержек фирмы в связи с увеличением использования какого-либо перемен­ного фактора (или ресурса) на одну единицу покупаемого продукта.


О От Qc Q Рис.9.19. Покупка в условиях монопсонии

Предположим теперь, что фирма является единственным покупателем товара. На рис. 9.19 изображена модель покупки в условиях монопсонии. Теперь кривая рыночного предложения (SF) отнюдь не совпадает с кривой предельных фактор­ных издержек (MFC). Кривая рыночного предложения (SF) показывает, сколько фирма должна заплатить за единицу товара в зависимости от общего объема по­купки, т. е. для монопсониста кривая рыночного предложения совпадает с кривой его средних расходов (SF = AFC).


Глава 9. Чистая монополия



Так как кривая средних издержек (AFC) имеет положительный наклон (воз­растает по цене), то кривая предельных расходов (MFC) лежит выше кривой сред­них расходов, ибо решение приобрести дополнительную единицу товара увели­чивает цену, которую необходимо заплатить за весь приобретенный товар, а не только за последнюю единицу.1

Таким образом, оптимальный для монопсониста объем покупки находится на пе­ресечении кривых спроса (D) и предельных факторных расходов (MFC). Цена за еди­ницу товара, которую заплатит монопсонист, находится на кривой предложения: при цене Рт производители предложат монопсонисту продукцию в объеме Q^ Объем по­купок и цена будут меньше, чем в условиях конкурентного рынка «2m< Q. и Рт < Рс).

Двусторонняя монополия

Котангенс наших отношений

В прямую линию сводим,

Но мы заученно сидим,

Но мы душевно хорошеем

И верить весело должны

В возможности, как в параллели,

Которые, пусть мы хотели,

Здесь быть не могут сведены. (IX. 1978)

Н. В. Бренников

Как мы уже упоминали в главе 7 (параграф 7.2), под двусторонней монополи­ей понимается такой тип строения рынка, при котором сторону предложения представляет монополист, а сторону спроса — монопсонист (монополия, ограни­ченная монопсонией). Особенность двусторонней монополии проиллюстрирова­на на рис. 9.20.

Монополист исходя из модели поведения монополии, в случае если бы он про­давал свой товар конкурирующим покупателям, установил бы цену на уровне Р при объеме Qt (этот объем и цена на линии спроса D соответствуют точке Курно (А): пересечению линий МС и MR). Однако монополисту противостоит не мно­жество конкурирующих между собой покупателей, а единственный монопсонист, который также стремится реализовать свою монопсонистическую власть (поку­патель обладает рыночной властью и поэтому стремится максимизировать соб­ственную прибыль), т. е. предложить собственную цену продавцу.

Линия МС для продавца является линией предложения фактора (SF) для по­купателя: положительный наклон этой кривой свидетельствует о том, что по мере увеличения закупок монопсонист вынужден платить все более высокую цену за

1 Для того чтобы получить уравнение кривой предельных факторных издержек, запи­шем уравнение кривой факторного предложения (5f) как зависимость цены от объема производства: Р = P(Q). Тогда совокупные факторные расходы (TFC) равны произведе­нию цены и количества, т. е. TFC = P(Q) x Q а предельные факторные расходы равны: MFC = TFC/AQ = P(Q) + Q (АР / AQ).

Кривая предложения (SF) имеет положительный наклон (ибо AP/AQ > 0). Это значит, что предельные расходы больше средних (MFC > AFC).


292_______________________ Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены

каждую единицу. Линия МС = SF определяет условия вне контроля покупателя и показывает количество продукции, которое монополист-продавец желает реали­зовать при различных ценах.

MC = SF

Р

Л

Pi

О Q.2 Ол. G '

Рис. 9.20. Двусторонняя монополия

Увеличение затрат покупателя (его предельные издержки) вызваны увеличе­нием его закупок, что отображает линия MFC на рис. 9.20. Монопсонист исходит из условий поведения монопсонии: он хотел бы купить Q^ товара по цене Р2, что соответствует точке В (в параграфе 9.4 мы выяснили, как отыскать эту точку).

Таким образом, разброс предлагаемых цен (между Pt и Р2) и предлагаемых объ­емов (между Qj и Q2) в двусторонней модели может быть весьма существенным, и окончательная цена сделки зависит исключительно от способности двух сторон вести торг.

В реальной жизни ситуацию двусторонней монополии можно представить, к примеру, на рынке труда индустриально развитых демократических стран: моно­полии там на деле могут противостоять активные профсоюзы, реально отражаю­щие интересы трудящихся. В современной России таких профсоюзов пока нет, как не было их и при советской власти.

Контрольные задания Вопросы на повторение

1. Почему кривая спроса на продукцию монопольной фирмы имеет отрицательный наклон? Чему равна MR, когда кривая спроса имеет единичную эластичность?

2. Почему кривая MR пересекает ось абсцисс посередине расстояния от пересечения этой же линии кривой D?

3. Почему не существует кривой предложения монополии?

4. Каковы источники монопольной власти? Приведите примеры.

5. Какие факторы определяют степень монопольной власти фирмы?


Глава 9. Чистая монополия



6. Чем более прибыльна фирма, тем большую монопольную власть она имеет. Так ли это?

7. Может ли монополистическая фирма перераспределить в свою пользу весь потре­бительский излишек?

8. Всегда ли результатом существования монополии являются более высокие цены и более низкий объем производства по сравнению с чистой конкуренцией?

9. Каковы общественные издержки монопольной власти?

 

10. Почему выпуск монополиста увеличится, если правительство вынудит его снизить цену?

11. Как монопсонист выбирает количество товара, которое ему следует приобрести?

12. В чем суть двусторонней монополии?

Проблемы для обсуждения

13. Перед вами отрывок из фольклорного произведения «Садко богатый гость» — од­
ного из древних российских стихотворений, собранных и записанных в конце
XVIII в. Киршею Даниловым.

А и зачали пить пива ячные. А и тут мужики новгородские

Напившись молодцы уже допьяна, Те-то де речи его записывали.

А и с хмелю тут Садко захвастался: А и выпили канун, пива ячные,

«А и гой еси вы, молодцы, славны купцы! И заставили Садка ходить по Новугороду,

Припасите вы мне товаров во Новгороде, Закупати товары во Новегороде

По три дни и по три уповода,1 Тою ли ценою привольною.

Я выкуплю те товары по три дни, А и ходит Садко по Новогороду,

по три уповода, Закупает он товары повольной ценою:

Не оставлю товаров ни на денежку, Выкупил товары во Новегороде,

Ни на малу разну полушечку; Не оставил товару ни на денежку,

А токо ли я товары не выкуплю, Ни на малу разну полушечку.
Заплачу казны вам сто тысячей».

Определите:

1) Является ли данная ситуация моделью монопсонии?

2) Изобразите график монопсонии.

3) Как вы понимаете понятие «повольная цена»? По какой цене продукт покупается на монопсоническом рынке?

4) Чем вышеприведенная поэтическая ситуация отличается от «классической» моно­псонии?

5) Поясните свои рассуждения графически.

14. Прочитайте следующее стихотворение М. И. Ладнюка (1932-1990).

Производитель и потребитель, Определяется здесь цена.

А между ними — торговый ряд. — Ну, дорог, ты, брат...,

Один - побежденный, другой — победитель, — Поищи дешевле.

Доволен один, а другой не рад. Хочешь за так получить навар?

Стоят, друг друга сверля глазами: Ну, тогда сам садись на землю —

—Отдашь подешевле? Произведи вот такой товар.

—Дороже — на. И потребитель рубли считает, Кучками, штучками и весами Выветрив скупость, стал щедр и добр.

1 Уповод — промежуток времени в несколько часов; срок.



Часть II. Анализ рыночной структуры Теория цены


Рынок условия предлагает, Другой в кармане итожит урон.

А ты плати, не вступая в спор. Неслыханно прост баланс у базара —

Купить подешевле, продать подороже — И возмущаться нечего тут:

Таков извечный базара закон Сколько одни принесут товара,

Один доходы свои итожит, Другие столько же унесут.

Определите:

1) Какая рыночная структура здесь изображена?

2) Изобразите это графически.

3) Как вы относитесь к утверждению, выраженному в последних четырех строках сти­хотворения? Прокомментируйте.

Задача

15. Фирма-монополист продает товар, спрос на который равен: Q = 1000/Р2. Линия издержек в краткосрочном периоде имеет вид STC = 2000 + 5Q, а линия издержек в долгосрочном периоде: LTC = 6Q.

1) Какую цену следует назначить фирме, чтобы максимизировать прибыль в кратко­срочном периоде? Чему при этом будет равен объем продаж и прибыль? Имеет ли смысл прекратить производство в краткосрочном периоде?

2) Какую цену следует назначить в долгосрочном периоде? Каковы будут объем продаж и прибыль? Имеет ли смысл прекратить производство в долгосрочном периоде?

3) Могут ли предельные издержки монополии в краткосрочном периоде быть ниже, чем в долгосрочном?


Глава 10





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.70.175 (0.031 с.)