Лекция 3.9. Трансформационная экономика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3.9. Трансформационная экономика



План лекции

1. Сущность и особенности переходной экономики.

2. Концепции перехода к рыночной экономике.

3. Понятие, цели, направления и функции социальной политики.

4. Доходы населения и проблемы их распределения.

5. Роль государства в трансформационной экономике.

 

1. Сущность и особенности переходной экономики. Трансформационная (переходная) экономика – экономическая система, находящаяся в процессе перехода от одного вида к другому. Экономика Республики Беларусь находится в процессе перехода от плановой экономической системы к социально-ориентированной смешанной рыночной экономике.

Переходный период включает три этапа:

1) деформация старого экономического порядка – ликвидация устаревших экономических структур и механизмов;

2) становление нового экономического порядка – создание институциональной среды, необходимой для работы экономики в условиях рынка;

3) структурная перестройка – изменение воспроизводственной, отраслевой, региональной и технологической структуры экономики.

Переходные процессы могут идти двумя путями:

– эволюционный путь – медленный темп преобразований, социальная защита населения в процессе реформ;

– революционный путь (шоковая терапия) – радикальная, быстрая перестройка экономики, проведение реформ без учета их социальных последствий.

В Республике Беларусь принят и реализуется эволюционный путь реформирования. Процесс перехода к рынку начат в середине 90-х гг. ХХ века и завершится в основном к 20-м годам текущего столетия. Необходимость перехода к рыночным отношениям связана с тяжелым кризисом планово-командной экономики СССР, отставанием в показателях уровня жизни и экономической эффективности от развитых стран, низкой конкурентоспособностью и качеством производимых товаров и услуг, проблемами становления суверенного государства.

При переходе к рынку необходимо изменять институты и механизмы, определяющие работу экономики – проводить институциональные преобразования, включающие в себя:

– либерализацию цен – переход на свободное ценообразование;

– формирование рынков земли, капитала, труда, ценных и т. д.;

– формирование рыночной инфраструктуры (биржи, финансовые учреждения, посреднические фирмы и др.);

– стимулирование роста предпринимательских структур;

– формирование правовой среды (новое законодательство, соответствующее рыночным отношениям);

– реформирование отношений собственности (разгосударствление и приватизация предприятий);

– формирование современной системы социальной защиты, основанной на адресной поддержке уязвимых слоев населения;

– переход от административных методов к экономическим регулирования экономики (бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика).

Конечной целью трансформации является социально-ориентированная смешанная рыночная экономика. Ее характерными особенностями являются:

– использование рыночного механизма хозяйствования;

– активная роль государства в регулировании экономики;

– равноправие государственного и частного секторов;

– регулирование доходов населения и занятости;

– активная социальная политика государства (развитие социальной сферы, социальная защита и т. д.);

– развитие интеграционных процессов с соседними странами.

2. Концепции перехода к рыночной экономике. В настоящее время в теории и практике проведения трансформационных преобразований сложились два направления: «градуализм» (от английского слова «gradual» – постепенный), а второе – «шоковая терапия».

Градуализм – это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. Это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

«Шоковая терапия» – это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Финансовая политика правительства направлена на обеспечение жестких бюджетных ограничений. Предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то считаются, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер:

1) реформа цен и рынка (либерализация экономики): реформа внутренних цен; либерализация системы распределения; либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков;

2) развитие частного сектора: малая приватизация и развитие частного сектора; крупномасштабная приватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий;

3) пересмотр роли государства: ограничение права государственной собственности; ограничение прямой хозяйственной деятельности; усиление регулирующей функции в социальной сфере;

4) макроэкономическая стабилизация: новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы, законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.

Обобщая опыт реформ в странах с трансформационной экономикой, можно сделать вывод, что выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т. е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

3. Понятие, цели, направления и функции социальной политики. Социальная политика – это комплекс мер и программ, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение здоровья и качества жизни народа, обеспечение социальной и политической защищенности в различных жизненных ситуациях.

Целью социальной политики является создание условий для всестороннего и гармоничного развития всех членов общества, предоставление им социальных прав и гарантий в различных жизненных ситуациях.

Социальная политика государства осуществляется по нескольким направлениям,основными из них являются: регулирование доходов населения; политика в сфере труда и занятости; социальная поддержка и защита отдельных групп населения; развитие отраслей социальной сферы и инфраструктуры; улучшение демографической ситуации; охрана здоровья и экологическая безопасность.

Основными принципами социальной политики являются: принцип социальной справедливости; принцип равноправия; принцип верховенства социальной политики; целевой принцип; принцип адекватности уровню развития общества; принцип солидарности; принцип адресности.

Основными функциями социальной политики являются:

1) воспроизводственная функция включает в себя постоянное возобновление населения страны; воспроизводство рабочей силы и профессиональных качеств работающих групп населения; воспроизводство социальной структуры общества;

2) функция социальной защиты включает социальную помощь, социальные гарантии, социальное страхование;

3) функция социального развития, связанная с возрастающей ролью государства в обеспечении благ в отраслях нематериальной сферы: в образовании, здравоохранении, культуре и др., продукция которых представляет собой инвестиции в человеческий капитал.

4. Доходы населения и проблемы их распределения. Доход – сумма денежных средств и натуральных выплат, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг.

Совокупный доход включает в себя все виды доходов: заработную плату, трансферты, прибыль, гонорар, ренту, дивиденды, выигрыши, подарки, переводы и т. д. В состав совокупного дохода включаются и социальные льготы, которые получают семьи через субсидии на жилье, посещение детьми дошкольных учреждений, льготное питание школьников, льготные лекарства, доходы с личного подсобного хозяйства.

Различают доходы трудовые и нетрудовые, законные и незаконные. Денежные доходы имеют номинальное и реальное измерение (с учетом уровня цен и стоимости жизненных благ). Доход, получаемый физическими лицами, делится на три части: оплату налоговых платежей и взносов, расходы на текущее потребление, вклады в личные сбережения. Расходы на потребление отражают уровень жизни в данной стране.

Уровень жизни – это фактически сложившиеся условия жизни и степень удовлетворения потребностей большинства населения на протяжении длительного периода. Учитывается обеспеченность жильем, наличие имущества, уровень доходов, состояние здравоохранения, доступность образования, условия труда и отдыха, общественная безопасность и др.

Чем меньше расходов идет на питание в общих доходах семьи, тем выше уровень жизни населения. Динамика и структура расходов семьи – барометр экономической ситуации. Во время экономического роста покупаются товары длительного пользования, услуги отдыха, образования. Во время кризиса – товары первой необходимости, услуги транспорта, медикаменты.

Для определения неравенства в распределении доходов используется кривая Лоренца и коэффициент Джинни (рис. 3.9.1).

Рисунок 3.9.1 – Кривая Лоренца

 

Кривая Лоренца отражает степень неравенства в распределении доходов в виде отклонения фактического распределения доходов от абсолютного равенства. Коэффициент Джинни характеризует дифференциацию денежных доходов населения: их разбежку между наиболее богатыми 10% населения и наиболее бедными 10 % населения.

О благосостоянии граждан в стране можно судить по показателю качества жизни. Качество жизни – интегрированный показатель, обобщающий основные качественные характеристики жизни населения.

По мере продвижения прогресса в современном обществе главным богатством выступает человеческий потенциал. ООН ежегодно рассчитывает индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) по 177 странам, который отражает уровень социального развития государств. ИРЧП учитывает доходы на душу населения, уровень грамотности и образованности взрослого населения, ожидаемую продолжительность жизни.

Республика Беларусь занимает 68 место и входит в группу стран со средним уровнем развития человеческого потенциала. По уровню грамотности взрослого населения (99,6 %) Беларусь опережает такие страны, как Италия, Испания, Греция и др. Вместе с тем, ожидаемая продолжительность жизни при рождении является не высокой (у мужчин – 67 лет, у женщин – 72 года), но наблюдается тенденция к ее повышению. Однако не высокий уровень жизни в Республике Беларусь сочетается с высокой грамотностью и образованностью населения.

5. Роль государства в трансформационной экономике. Продуманная и последовательная государственная экономическая политика имеет первостепенное значение при проведении трансформационных преобразований. Важнейшую роль в трансформационной экономике играют такие первоочередные мероприятия:

– широкомасштабная либерализация и стабилизация, направленная на сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии; преодоление диспропорций в экономике и внешнеэкономической сфере;

– контроль над денежной массой и ее регулирование, регулирование валютного курса и другие жесткие монетаристские методы;

– структурная перестройка национальной экономики, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной техникой;

– интеграция национальной экономики в мировое хозяйство и перестройка внешней торговли;

– ограничение прямого вмешательства государства в экономику; демонополизация экономики и введение института частной собственности;

– развитие рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения; финансового рынка, создание рынка труда;

– формирование рыночной инфраструктуры;

– преодоление в экономическом мышлении у значительной части населения проявлений патернализма (государство должно все обеспечить) и эгалитаризма (уравнительности в распределении).

Государство играет первостепенную роль в трансформационной экономике. Оно регулирует процессы перераспределения ресурсов и производство общественных благ, старается стабилизировать экономическое развитие, сглаживает взлеты и падения деловой активности, сдерживает инфляцию и безработицу, поддерживает экономический рост.

В условиях Республики Беларусь предполагается обеспечить активную роль государства в регулировании экономических и социальных процессов. Государство будет осуществлять регулирование как на микроуровне (предприятия, домашнее хозяйство), так и на макроуровне (экономика в целом). Наличие сильной и эффективной государственной власти является необходимым условием создания социально-ориентированной смешанной рыночной экономики. Социально-ориентированную экономику будет характеризовать также наличие крупного государственного сектора и достаточно высокого удельного веса государственного бюджета в ВВП.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.229.59 (0.021 с.)