Необходимость гос вмешательства в экономику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость гос вмешательства в экономику



Р не во всех ситуациях наилучшим образом решает проблемы общества. В нек.случаях р терпит фиаско. Распределение доходов через Р приводит к соц.неравенству в обществе. Р не даёт средств к существованию нетрудоспособным людям (пенсионерам, инвалидам и т.д.), тем, у кого нет земли и капитала. Р не обеспечивает полной занятости, а значит, в условиях рыночной экономики существует безработица. Рыночный механизм часто не может справиться с экономическими кризисами и инфляцией. Кроме того, если нужны серьёзные структурные преобразования, рыночный механизм не справляется. Он не может заставить производителя заботиться об экологии, а наоборот поощряет хищническое отношение к природе. Рын.механизм не даёт средств для развития фундаментальной науки, строительства и содержания музеев, библиотек. Охрана правопорядка не является одним из приоритетов рыночной экономики. Часто на рынках реализуются товары удовлетворяющие неразумным потребностям человека. Рын.механизм в процессе своего развития обладает склонностью к вырождению. На смену совершенной конкуренции приходит несовершенная конкуренция. Вышеперечисленные недостатки делают необходимым вмешательство государства. Органы гос.управления могут ослабить или предотвратить нежелательные последствия рыночного саморегулирования. Государство может, например, уравнять доходы людей путём перераспределения доходов, может перераспределить ресурсы между отраслями, ввести субсидии или взять на себя финансирование отдельных сфер, взять на себя заботу о малоимущих и нетрудоспособных гражданах. Государство может осуществлять контроль над различными монополистическими структурами и крупными рыночными предприятиями. Выделяют 5 экономических ф-ций гос-ва: создание правовой базы и благоприятной общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;защита конкуренции;перераспределение дохода и богатства;корректирование распределения расходов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизация экономики. Формы госрегулирования (методы и инструменты): законодательная (конституция, законодательные акты.) Административная (административно- экономические: нац.программа экономического развития, гос.цены; организационно-административные: приказы, запреты, разрешения, указания, инструкции). Социально-экономическая (бюджетно-налоговые: госбюджет, налоги, госрасходы; денежно-кредитные: норма процента, учётная ставка; валютные: валютный курс; внешнеторговые:таможенные тарифы) 52 понятие финансов

Финансы—совокупность эк. отношений, связанные с формированием, распределением и использованием денжн. средств. Ф-ции финансов:

-распределительная(с помощью финансовых отношений распределяется и перераспределяется национальный продукт и национальный доход);

-контрольная(контроль различных финансовых служб и органов своевременных отчислений денег и контроль их использования);

-регулирующая(инструменты финансовой политики используются, чтобы повлиять на состояние экономики в целом);

Потоки денег и ценных бумаг образуют финансовый центр. Перемешиваются финансов. потоки через финансов. рынки. Финансовые организации, формирующие денежные потоки—финансов. сис-мы:

- финансы дом. хоз-в;-экон.отнош,связан.с формир.,распред.и использ.р-сов дом.хо-в.= это факторные доходы,кред.ср-ва,трансферн.доходы.

- финансы негос.(частных) предприятий;- с-ма экон.отнош,связан.с формир,распр,использ.ден.доходов и фондов ден.ср-в, с целью обеспеч.процесса произ-ва и пол.прибыли.

- гос. финансы:- особая сфера экон.отношений,связан с распр,перераспр,потребл части нац.продукта в целях образовании ден.фондов,необходимых го-ву для осуществления его ф-ций.

-госбюджет(формирует денежные фонды, находящиеся в распоряжении правительства);

-внебюджетные фонды(формируются за счёт спец. целевых отчислений юридич. и физич. лиц. И используются для определённых целей: пенсионные фонды и др.);

-гос. кредит(механизм привлечения свободных денежных средств на основе возвратимости и рлотности для финансирования госрасходов. Путём выпуска ценных бумаг.);

Финансы предприятий формируются за счёт части денежных доходов, оставшихся после оплаты налогов и платы в бюджетную сис-му, за счёт субсидий из бюджета: зарплаты, поощрения.

Финансы дом. хоз-в—формирование доходов и расходов семьи, оплата труда, пособий, сбережений, покупка товаров, коммунальные платежи.ФИН-КР с-ма РБ включает бюдж,банк с-му,+ фин.ср-ва внебюдж.фондов,предприятий,учреждений,граждан. Финансовый аппарат- сов-ть всех институтов и организац.структур,осущ.управл.финансами. В РБ ЭТО органы общего(нац.собрание рб и совет министров. Их ф-ции = формир.фин.пол-ки,утвержд.фин.законодательства,осущ.общ.контроля),оперативного(мин-во фин-сов,нац.банк,мин.-во по налогам и сборам) и отраслевого управления(фин.управления.фин.отделы министерств,ведомств,предприятий.учреждений).



 


Модели рыночной экономики

В аналитических целях выделяют 2 модели современной рыночной экономики: либеральную и социально-ориентированную.

В либеральной модели ведущую роль играет частная собственность на средства производства, широко используется рын.механизм и соц-эконом.методы гос.регулирования. В основе социальной политики лежит принцип, что каждый трудоспособный член общества должен зарабатывать сам на себя, на свою семью. Характерна всемерная поддержка предпринимательства, высокий уровень дифференциации населения по доходам. Населению с низким уровнем дохода обеспечиваются льготы. В соц-ориентир. Э имеется значительный гос.сектор. В основе соц.политики лежит идея перераспределения доходов с тем, чтобы уменьшить соц.неравенство населения. Однако страны, кот.относятся к одному и тому же типу эконом.систем, могут значительно отличаться друг от друга. В этом смысле наиболее часто выделяют такие модели экономики как американская, японская, и шведская. В американской модели активно поощряется предпринимательство, а высокий уровень экономического развития позволяет за счёт частичного перераспределения доходов поддерживать приемлемый жизненный уровень для малообеспеченных слоёв населения. Социальная политика основывается на том, что каждый должен зарабатывать на себя сам. Японская модель построена на приоритете интересов нации над личными интересами, высокой дисциплинированность и ответственности, сильно развитой восприимчивости ко всему новому. Японцы не преувеличивают роль «свободного рынка» и активно применяют механизмы макроэкономического планирования. Для шведской модели «рыночного социализма» характерны, прежде всего, сильная социальная направленность и мощное государственное регулирование. Высокая норма налогообложения позволяет государству сконцентрировать у себя в руках значительные средства для решения социальных задач. Экономика нашей страны относится к переходному типу. У нас нет развитой рыночной системы, мы создаём собственную национальную модель соц.-ориентированной рыночной экономики с действующими механизмами гос. и рыночного регулирования, которые обеспечат восприимчивость экономики к научно-технич.прогрессу. Её основными особенностями являются: 1)сильная и эффективная власть, обеспечивающая политическую стабильность, 2) частный сектор развивается наряду с государственным. Мы не будем форсировать рост негосударственного сектора, 3)приватизация не является самоцелью, а средством создания эффективного собственника и заинтересованного инвестора, приватизация носит персональный характер,4) ориентация на крупнотоварное с.\х. производство,5) интеграционные процессы со странами СНГ, и в первую очередь с Россией, 6) сильная социальная политика.


Трансформационная – Э в состоянии перехода от одной с-мы к другой. Э нашей страны относится к этому типу. Трансформационные преобразования осуществляются, не только путём реформирования экономических, политических, правовых отношений, но и путём демонтажа части прежних отношений. Преобразования затрагивают и сознание людей. Трансформационные преобразования начались в Китая в 70-х годах, в 80-х они затронули бывшие социалистические страны Европы(Венгрия, Югославия, Румыния, Польша), а в 90-х дошли и до стран бывшего СССР. Первый этап реформирования экономики – либерализация и макроэкономическая стабилизация. Либерализация – освобождение Э от гос.диктата и монопольного положения гос-ва в Э. Предприятия получают возможность выйти на внешний рынок, получают право решать, что и кому они хотят продавать. Это к сожалению приводит к инфляции и скачкам цен, сокращению производства, усилению социального расслоения. Становится очевидным необходимость гос.вмешательства. Государство осуществляет финансовую стабилизацию экономики посредством ограничения бюджетных расходов, проведения сдерживающей фискальной и жёсткой денежно-кредитной политики с целью сдерживания инфляции и стабилизации обменного курса национальной валюты. Созд.эффективная с-ма соц.защиты населения, предоставл.каждому члену общества гарантии определённого уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных), и обеспечивающей его при утрате (отсутствии) тех или иных способностей (старики, больные, дети, инвалиды). На втором этапе трансформации начинаются активное создание новых экономических отношений, реформирование собственности, происходит структурная отраслевая перестройка экономики. Решаются задачи изменения общественного сознания. Цель=благосостояния народа, приближение его к уровню высокоразвитых стран. Основными задачами социально-экономического развития нашей страны на следующую пятилетку являются: 1)активизация структурной перестройки экономики2)расширение рынков сбыта белорусских товаров путём увеличения их качества и конкурентоспособности3)улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных предприятий.4)развитие рын.инфраструктуры 5)переход большинства предприятий на системы управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами

53 Налоги- обязат. безвозмездные платежи,взимаемые гос-вом с физ и юр лиц. Сбор(пошлина) обяз.платеж,взимаемый гос.органами с физ и юр лиц,за предоставление им юридически значимых действий. Налоговая система представляет собой закреплённую законодательством совокупность налогов, принципов их построения и способов взимания. Принципы налогообложения (сформулированы А.Смитом): 1) принцип справедливости или равенства налогоплательщиков 2) принцип понятности 3) принцип удобства для плательщиков 4)принцип экономичности самой системы(как можно меньше средств на её содержание)

современная политика налогообложения добавила следующие принципы:

5) гибкость налоговой системы 6) однократность обложения дохода налогом 7) налоги должны использоваться для воздействия на экономическое поведение субъектов в нужном обществу направлении.

Субъектами налогообложения могут быть физические и юридические лица. В роли источника налоговых платежей выступают различные виды доходов (рента, прибыль, дивиденды и тд). Объектами налогообложения могут являться земля, добавочная стоимость, товары, имущество. Налоговая база – стоимость объекта налогообложения в денежном выражении, с которой взимается налог. Ставка налога – величина налого на единицу объекта налогообложения. Размер налогового платежа – ставка налогового платежа* на налоговую базу.

В зависимости от способа начисления налога ставки делятся на: твёрдые (конкретная сумма на единицу налогообложения), пропорциональные, прогрессивные (варьируются в зависимости от дохода). Способы взимания налога:

- кадастровый (база и ставки определяются по специальным книгам – кадастрам)

-административный (подоходный налог, вычисляется из зарплаты)

-декларационный (предоставление в налоговую инспекцию декларации о доходах)

существующая в РБ налоговая система была введена 1 января 1992 года. С 2004 года у нас введен первый раздел налогового кодекса (описание налогов и методик их расчёта).

В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 26 видов налогов и других платежей в бюджет. Налоги бывают прямыми, косвенными и смешанными.

Прямые налоги:

– налог на прибыль, налоговой базой является балансовая прибыль, равен 24%

- налог на доходы – налоговой базой являются дивиденды, варьируется от6 до 40%

- подоходный налог с граждан – налоговой базой являются зарплата и доходы от предпринимательской деятельности физических лиц 9-30%

Косвенные налоги:

- акцизы – налоговой базой является выручка, 20-80%

- НДС – налоговая база – добавленная стоимость, 9-18%

- таможенные тарифы – налоговая база для них – стоимость товаров, ставка дифференцированная

Смешанный:

- отчисления в фонд социальной занятости населения и тд. – налоговая база – фонд оплаты по труду, 35%

Основные бюджетообразующие налоги:

Налог на добавленную стоимость, Акцизы, Налог на прибыль (доход)

Определены следующие основные направления совершенствования налоговой системы республики; - повышение эффективности налоговой системы; - совершенств. структуры налог системы и отмена налоговых платежей, негативно сказывающихся на финансово-экономическом состоянии субъектов хозяйствования; - упорядочение вопросов взимания местных налогов и сборов, обеспечение единых подходов к применен таких налогов на всей терРБ; - осуществлен комплексных мероприятий, по совершенствованию системы налогообложения и унификации налог. законодательства РБ сзаконодательством РФ; - ориентация структуры налогов на прямое налогообложение; - объединение налогов, имеющих сходную налоговую базу; - выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков. Основные элементы нал.с-мы: субъект налога,объект налогообложения,налоговая база и нал.период,нал.льгота и ставка,порядок исчисления,порядо и сроки уплаты.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.019 с.)