Реформирование собственности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформирование собственности



Реформирование собственности: разгосударствление и национализация. Собственность является источником обогащения собственника. Собственник получает, или же может получать, доход со своей собственности – прибыль предпринимателей, ссудный процент, рента, дивиденд и другие формы приращения имущества.Отношения к собственности постоянно изменяются. Реформирование этих отношений проходит двумя путями: путём национализации и путём разгосударствления. Национализация –переход негосударственной собственности в государственную. Осуществляется путём конфискации и путём полным или частичным выкупом. Следствием неогран.нац-ции явл.огосударствление или этатизация: господство гос.соб-ти,монополия гос-ва,выполнение гос-вом чрезмерных,несвойственных ему функций.Денационализация- пр-с противоположный нац-ции,преобраз.объектов государст.соб-ти в другие формы. На основе разгосудар.и приватизации.

Разгосударствление– процесс передачи физическим и юридическим лицам функции прямого управления объектами собственности. Она ведётся следующими путями:

1)сокращение доли государственного сектора в экономике путём приватизации

2)ликвидация государственной монополии на внешнюю торговлю

3)коммерциализация части государственных предприятий

4)переход от централизованного распределения ресурсов к распределению их через рынки

5) замена вертикальных связей между органами гос. управления и предприятиями на горизонтальные

6)уменьшается доля национального дохода распределяемая через бюджет.

Приватизация – передача гос.соб-ти в частную-продолжение процесса разгос-ние - это смена собственника путём продажи объектов государственной собственности субъектам негосударственной формы собственности. Объектами могут быть предприятия, здания и др виды имущества. Субъектами могут быть граждане, трудовые коллективы гос.предприятий и иностранные инвесторы. Принципы, на которых проходит приватизация: гласность, контроль государства,предоставление определённых гарантий трудовым коллективам приватизируемых предприятий, право каждого гражданина на часть той собственности, которая передаётся безвозмездно. Методы: массовая бесплатная приватизация, передача или льготная продажа труд.коллективу, прямые продажи. След формы: продажи гос.имущества на аукционе, продажи по конкурсу, аренды предприятий с последующим выкупом, акционирования предприятий. Приватизация в нашей стране проходи т в соответствии с законом о разгосударствлении и приватизации гос.собственности. Руководит ей министерство инвестиции и приватизации.оно разрадатывает программу и перечень приватизивуемых обектов. Приватизации не подлежат военные объекты, предприятия использующие ядерные технологии, почта, телеграф, энергосистема, дороги.

47. Номинальный и реальный ВВП

ВВП учитывает рыночную стоимость всех произведенных товаров и услуг. Если показатель их потребления за год вырос, этому может быть 2 объяснения: 1)в экономике наблюдается увеличение производства, 2)товары и услуги стали продаваться дороже. Анализируя рост ВВП, экономисты стремятся разграничить влияние обеих причин и определить, насколько же в действительности возросло производство вне зависимости от цен. Для этого используется показатель реального ВВП(исчисляется в сопоставимых ценах) , позволяющий ответить на вопрос «Какова будет стоимость товаров и услуг, произведенных в этом году, если мы исчисляет ее в ценах прошлых лет?». Подобный подход позволяет произвести сравнительны анализ экономического роста за конкретный период. Номинальный ВВП отражает общую стоимость произведенных товаров и услуг в текущих ценах, а реальный ВВП-в ценах базисного периода. Показатель реального ВВП отражает фактический объем производства товаров и услуг, он в большей мере, чем номинальный ВВП, показывает возможности экономики удовлетворять потребности населения. С помощью номинального и реального ВВП можно вычислить еще один важный экономический показатель- Дефлятор ВВП, отражающий отношение уровня текущих цен к уровню цен базисного периода, т.е. дефлятор ВВП характеризует относительное изменение цен в экономике, а не объемов производства. Он вычисляется как отношение Номинального ВВП к реальному ВВВ и умноженное на 100%. Из формулы видно, что дефлятор ВВП отражает именно ценовые вариации -любое изменении стоимости товаров и услуг без изменения их объемов производства влияет только на показатель номинального, а не реального ВВП. Также для определения дефлятора стоимость рыночной корзины текущего года делят на стоимость аналогичной корзины в базовом году.

Индекс Пааше -индекс где, в качестве весов используется набор благ текущего периода. Индекс потребительских цен- показатель общей стоимости товаров и услуг, приобретаемых типичным потребителем. Индекс потребительских цен оказывает изменение среднего уровня цен потребительской корзины, тех товаров, которые потребляются городским населением. Ипц расчит при помощи индекса Пааше в оптовых ценах предприятий. Pf=корень из Pl*Pp


 


Классификация экономических систем.

Натуральное хоз-во-способ организ.хоз.деят-сти,при кот.продукция пр-ся д/удовл. потреб-й производит-ля и семьи. Рыночное(товарное)хоз-во-более р-я форма деят-сти,способ организ.деят-сти,когда блага пр-ся д/продажи.Имеет место,когда зарождается и р-ся обмен.В основе обмена лежит общ-еразделение труда,экономич-кая обособленность произ-ля. Произведенные блага пренадлеж.ему,он несет все затраты,но и доходы все его.Рын.хоз-во прошло 2 этапа:1)простоеРХ-хоз-во мелких товаропроизводит-й ,основано на их личном труде,цель-удовл личных потребн.пр-ля;2)развитоеРХ-способ организ.ХД,при кот. исп.наемный труд и осущ.с целью получения прибыли. При переходе от простого к развитому РХ большую роль сыграл торговый капитал и торговцы. Натур хозво-оганиз хоз деят при котор про произв для уд нужд произв и его сем.(первобыт общ)рыноч хозво-благо произв для продаж,а не для себя,возн когда заражд обмен. Развит рын хозво-при нем исп наём труд,цель-получ прибыль,Для характеристики современных экономических систем используется классификация по 2 признакам:

1. по форме собственности на средства производства

2.по способу координации и управления экономической деятельностью

В мировой экономической литературе выделяют типы экономических систем:

1. традиционное общество:

общество, где производство, распределение и обмен базируются по традиции. Такое общество длительное время и частично сохранилось в слаборазвитых странах. В этом обществе первичными являются религиозные и культурные ценности по сравнению с хоз. деятельностью

2. чистый капитализм:

это экономическая система, где имеет место стихийная рыночная экономика. Частная собственность ведущая, управление хоз. деятельностью осуществляется через рыночный механизм ПРОИЗВОДИТСЯ ТО, ЧТО ПОКУПАЕТСЯ. Производитель стремится получить как можно больше прибыли. Естественный порядок осуществляется с помощью «невидимой руки» (по А. Смиту – это механизм конкуренции)

Командно-административная экономика

эта система является полной противоположностью капитализма. Она была создана в результате революционных преобразований чистого капитализма. Создатели ее хотели устранить недостатки. Эта экономика базируется на гос. собственности на средства производства, а также она предполагает координацию управления экономикой через органы централизованного управления. Эта система оказалась неэффективной. Уровень жизни населения был ниже, чем в рыночной.

Недостатки:дефицитность этой системы (товаров, потребительских благ), безразличие к потребностям покупателей ,незаинтересованность в производстве качественных товаров, эффективном использовании ресурсов, невосприимчивость к научно-техническому производству

Смешанная экономика

этот тип экономической системы, где существуют различные формы собственности на средства производства и сочетаются различные способы управления экономикой, т.е. сохраняется стихийный рыночный механизм и гос. управления. Гос-во регулирует рынок, но большинство решений суб. хоз. деятельности принимаются исходя из ситуации на рынке. К данному типу экономической системы относятся современные развитые страны.

Трансформационная экономика – Э в состоянии перехода от одной системы к другой. Э нашей страны относится к этому типу. Трансформационные преобразования осуществляются, не только путём реформирования экономических, политических, правовых отношений, но и путём демонтажа части прежних отношений. Преобразования затрагивают и сознание людей. Первый этап реформирования экономики – либерализация и макроэкономическая стабилизация. Либерализация – освобождение экономики от государственного диктата и монопольного положения государства в экономике. Предприятия получают возможность выйти на внешн.Р, пол.право решать, что и кому они хотят продавать.Это приводит к инфляции и скачкам цен, сокращению производства, усилению социального расслоения. Становится очевидным необходимость гос.вмешательства. Гос-во осуществляет финанс.стабилизацию Э посредством ограничения бюджетных расходов, проведения сдерживающей фискальной и жёсткой денежно-кредитной политики с целью сдерживания инфляции и стабилизации обменного курса национальной валюты. Создаётся эффективная система социальной защиты населения, предоставляющей каждому члену общества гарантии определённого уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных), и обеспечивающей его при утрате (отсутствии) тех или иных способностей (старики, больные, дети, инвалиды). На 2м этапе трансформации нач.создание новых экономич.отношений, реформирование собст-ти, происходит структурная отраслевая перестройка экономики. Решаются задачи изменения общественного сознания. Целью становится повышение благосостояния народа, приближение его к уровню высокоразвитых стран. Основными задачами социально-экономического развития нашей страны на следующую пятилетку являются:

1)активизация структурной перестройки экономики 2)расширение рынков сбыта белорусских товаров путём увеличения их качества и конкурентоспособности 3)улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных предприятий.4)развитие рыночной инфраструктуры5)переход большинства предприятий на системы управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами


Сущность денег

Деньги возникли в процессе развития обмена →изменялась форма денег, расширялась ф-ция денег. Деньги—особый товар,кот.выступает в роли всеобщего эквивалента.-это активы,которые обладают абсолютной ликвидностью и выполняют ф-ции денег.Ликвидность-воз-ть использования активов как ср-во обращения без потери их номинальной стоимости. Историч деньги: 1)вещественные(товарные, слитки,монета драг.ме) 2) веществен.символич.Д,т.е.Д не им.рельной ст-ти (бумажные,неблаг.ме,кредитные) 3) невеществ.символ.Д (безналич.или депозитные Д,сущ.условно на счетах в банке) Абсолютной ликвидностью обладают те финансовые активы, кот. можно обменять на любые реальн. ценности с нулевыми затратами. СОВРЕМЕН Д- бумажно-кредитные Д. Бум д – явл.долговое обяз нац.банка, депозитные – долговое обязательства коммер.банков.

Ф-ции денег:

1.-средство обращения--выступают в роли посредников при купле-продаже; Эту ф-цию деньги выполняют мимолётно, в результате чего начали выпускать бумажные деньги;

2.-меры стоимости—используют при установлении цен на товары; Эту ф-цию деньги выполняют идеально; В качестве технич. средства устанавливается денежная единица. Использование у.е. показывает, что бел. руб. не может выполнять эту ф-цию, его покупательская способность нестабильна.

3.-средства накопления—т.е. это способность денег к сокращению их стоимости для исп-я в будущих целях. Лучше всего выполняют эту ф-цию полноценные деньги. Если сущ. инфляция, то это значит, что нац. валюта не справляется с этой ф-цией и её лучше обменять на иностранную валюту.

4.-средства платежа—выполняется, когда с помощью денег погашаются долги(при оплате товаров, купленных в кредит; при выплате зарплпты; при оплате налогов; при оплате коммунальных услуг). Основн. движение товаров→появились кредитные деньги;

5.-мировые деньги-- выполняется, когда деньги используют в междунар. gросчётах для определения цен на товары и услуги при междунар. продажах , при формировании валютных накоплений.



 


18 Рынок-система соц-экон.отнош.м/д продавцами и покупателями по поводу купли-продажи товара.- место,либо сфера,где покуп.и прод-цы нах.в контакте,в рез-те кот.устан.цены на товар. – обмен,организ.по законам тов.произ-ва и ден.обращений..Функции Р: воспроизводственная-Р обеспечивает пропорциональность в Э,в соотв.объема и структ.произв.обществ.потр-ей на основе механ.взаимод.спроса и предоложения. информацион-Р обеспечивает участников хоз.деят.необх.инф.о состоянии Э,в виде цены,%ставок,объем продаж.санирующая–продукція не реалізуется и производители разоряются,осовобаждает Р от неконур-способ.объектов. стимулирующая-стимулирует выпуск кач.продукции, внедряет новую технику. регулир-регулирование произ-ва и потребления, приводит в соответствие спрос и предложение и делает он это с помощью цены. посредническая-соед.прод-ца и пок-ля.дифференцирующая и инернациональная.Рыночная система – это совокупность рынков, связанных между собой.

Этапы развития рынка:1)этап становления -натуральное хозяйство доминирует

2)этап классического (свободного) Р-для рыночной системы, все покупается и продается. Объектом купли-продажи становится не только благо, но и рабочая. Р выходит за рамки нац.границ, развив. внешний рынок, период свободного ценообразования. Гос-во защищает частную собственность и устанавливает правила игры на рынке. 3)этап регулируемого Р-хар-но, что наряду с саморегулированием гос-во тоже вмешивается и регулирует экономику.

+деформированная рыночная система.Формально имела место купли-продажи, но была прямое распределение ресурсов и благ.

Институциональные основы функционир.Р: частн.соб-ть,К-ция,своб.ценообр,свобода хоз/д,гармон.сочетания Р и гос-ва, самофиннсир.и ответственность.

Инфраструктура – сов-ть организаций, учреждений, служб, предприятий, которые обеспечивают нормальное функционирование рынка.Инфраструктура рынков:

1)товарные: розничные торговые предприятия (предприятия бытового обслуживания), оптово-посреднеч.фирмы, тов.биржи, аукционы, ярмарки,снабженческо-сбытовые организации.

2)финансовые рынки: банковская система, финансовая си, фондов и валютные биржи, лизинговые канторы, система гос. и коммерческого страхования.

3)рынки труда: службы предприятий, занимающихся наймом рабочей силы, профсоюзы, коммерческие центры занятости.сущ. кругооборот между рынком товаров,домашними хоз,рынками ресурсов,фирмам. Конкуренция. Понятие. виды

Движущей силой рыночной системы являются экономические интересы субъектов рынка.

Конкуренция – соперничество м/д субъектами Р за лучшие условия произ-ва, реализации и приобретения товаров.В зав-ти от того,какие субъекты соперничают м/д собой выделяют:

1)продавец-покупатель- является инструментом стихийного регулирования цен. Если силы продавцов и покупателей примерно равны, то создаются наилучшие условия для удовлетворения обеих сторон. На рынке, где сильны позиции продавца, то продавцы и производители диктуют свои условия покупателям.2).покупатель-покупатель3)продавец-продавец-играет особую роль в рын.Э. Этот вид сущ.в форме: межотраслевой конкуренции-м/д продавцами, кот.производят разные по назначению товары. Произв-во разл.благ приносит продавцам разную прибыль.

внутриотраслевой конкуренции. ЕЕ ВИДЫ: 1)по методам борьбы за покупателя:

- ценовая – стремление привлечь покупателя к своему товару с помощью более низкой цены. Для этого нужно сделать произ-во с менее затратами.

- неценовая – основной метод привлечения реклама, качество, сервисное обслуживание, упаковка

И ценовая, и неценовая конкуренция способствуют развитию научно-технического прогресса.

2)По соблюдению правовых и этических норм:

- добросовестная – она не выходит за рамки правовых и этических норм.

- недобросовестная – целенаправленные действия, кот.дискриминируют конкурента и его продукцию+захват монопольного положения на Р методами, неотлич.этичностью и нравственностью(ложные сведения о конкуренте; введение в заблуждение покупателя относительно места изготовителя и кач-ва товара; самовольное использование товарного знака или фирмен.наименования др.производителя) 3)По соотношению рыночных сил производителей:

- совершенная конкуренция – имеет место, когда не один субъект рынка не может влиять на цену, когда цена – результат общего взаимодействия покупателей и продавцов. Она имеет место на рынке, где существует большое число производителей, предлагающих небольшую продукцию.

- несовершенная – она имеет место на рынке, когда продавцом какого-то товара является одна фирма - олигополия– рыночная ситуация, когда на рынке небольшое количество фирм предлагают однотипную продукцию. - монополистическая – это конкуренция между относительно большим числом фирм, которые производят продукцию одного назначения, но отличаются разнообразием внешнего виду. -чистая монополия-продавец товара только одна единственная фирма.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.038 с.)