Системное реформирование предприятий в рыночных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системное реформирование предприятий в рыночных условиях



Системное реформирование преследует цель быстрой адаптации предприятий к рыночным условиям хозяйствования, мобильности управления, роста показателей экономического развития, увеличения уровня занятости, обеспечения стабильности украинского общества.

Необходимость системного реформирования вызвана рядом проблем, с которыми столкнулись предприятия, оказавшись в рыночной среде и лишившись государственной поддержки. Среди наиболее характерных проблем можно отметить следующие.

1. Система управления на многих предприятиях неэффективна, что и обусловлено рядом факторов:

- на предприятиях отсутствует стратегия деятельности, вследствие чего ориентация идет на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

- руководство предприятий и маркетинговые отделы не всегда осведомлены в должной мере по поводу конъюнктуры рынка;

- уровень квалификации менеджеров и персонала достаточно низок, отсутствует трудовая мотивация работников, падает престиж рабочих и инженерно-технических профессий;

- эффективность финансового менеджмента и управления издержками производства довольно низка.

2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед участниками (учредителями) за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансовые результаты хозяйственной деятельности. Несмотря на наличие в законодательстве ряда положений, позволяющих акционерам (участникам) контролировать деятельность исполнительных органов предприятия, действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между акционерами (участниками) и управляющими еще не отлажен.

3. Недостаточные размеры уставного капитала акционерных обществ, который в современных условиях, являясь одним из показателей, характеризующих масштаб деятельности предприятия, практически не выполняет главной своей функции - обеспечения минимальной гарантии удовлетворения возможных требований кредиторов.

4. Отсутствие эффективного механизма исполнения решений судов, особенно в части обращения взыскания на имущество должника. Эта проблема напрямую связана с несовершенством законодательной системы Украины.

5. Предприятия не представляют собой единого имущественного комплекса, что снижает их инвестиционную привлекательность.

6. Расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства достаточно высоки.

7. Низкая конкурентоспособность продукции украинских предприятий, что связано с практикой перекрестного субсидирования и деформированной структурой издержек производства вследствие дифференциации (по потребителям) цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий.

8. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров (участников), руководителей предприятий, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти.

Подчиненность системы бухгалтерского учета целям минимизации налогообложения искажает реальную картину финансово-экономического состояния предприятий. Действующая система бухгалтерского учета приводит к искажению соотношения доходов и расходов предприятия, обложению налогами фиктивной прибыли, возникающей при продаже продукции по цене ниже себестоимости, лишает предприятия права самостоятельной классификации расходов на капитальные и текущие затраты и расходы будущих периодов.

Существующая государственная статистическая отчетность в основном направлена на обеспечение органов государственной власти необходимой информацией и позволяет частично удовлетворять спрос предприятий на маркетинговую информацию.

Выявление проблем развития украинских коммерческих предприятий требует разработки конкретных мероприятий по повышению эффективности работы украинских производителей и росту конкурентоспособности продукции национальной промышленности.

В целях ускорения структурной перестройки экономики, повышении работы предприятий в рыночных условиях было выпущено Постановление Правительства Украины от 30 октября 1998 г. №1373 «О форме предприятий и иных коммерческих организаций». Согласно М.11 тому документу для устранения негативных тенденций экономического развития необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении эффективного развития предприятий как основного структурно образующего элемента экономической системы Украины.

Целью реформы предприятий является их реструктуризация, способствующая улучшению управления, стимулированию их деятельности по повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышению производительности груда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.

Реформирование должно проводиться предприятиями самостоятельно. Федеральные органы исполнительной власти, прямо не вмешиваясь во внутренние дела предприятий, должны создавать более благоприятные условия хозяйствования тем предприятиям, которые активно реформируются.

Приоритетные задачи реформирования предприятий сводятся к следующим:

- обеспечить инвестиционную привлекательность предприятий;

- защитить права акционеров (для акционерных обществ);

- четко разграничить ответственность участников (учредителей) и управляющих, развить механизм корпоративного управления, обеспечить свободное перераспределение прав участия в капитале акционерного общества;

- усовершенствовать механизм исполнения решений судов;

- обеспечить учредителей, акционеров, участников, инвесторов и кредиторов достоверной информацией о финансово-экономическом положении предприятий;

- создать эффективный механизм управления на предприятиях. Для реализации поэтапного перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования целесообразно внедрить комплекс следующих мероприятий.

Макроуровень.

Этап 1. Реструктуризация задолженности предприятий, которая может включать:

- отсрочку или аннулирование задолженности по уплате штрафных санкций за несвоевременное перечисление средств в бюджет и во внебюджетные фонды;

- заключение с предприятием договора о поставках продукции в счет его задолженности бюджету;

- оформление задолженности в виде государственного низкопроцентного кредита;

- использование государственных облигационных займов в счет погашения задолженности;

- проведение активной политики по несостоятельности и банкротств.

Этап 2. Регулирование цен крупных монополий, которое предполагает:

- установление диапазона транспортных тарифов на все виды перевозок; регулирование системы тарифов на все виды энергоносителей (газ, уголь, электроэнергия);

усиление антимонопольного воздействия на деятельность крупных монополий.

Этап 3. Реструктуризация собственности с увеличением доли государства в структуре капитала по следующим направлениям:

- дополнительная эмиссия ценных бумаг предприятия;

- использование средств, вырученных от продажи ценных бумаг, мин погашения задолженности государству;

- использование права, предоставляемого «золотой акцией»;

- создание государственных или государственно-частных вертикально интегрированных холдинговых компаний для управления пакетами акций технологически связанных предприятий;

- расширение интеграционного процесса на основе взаимного обмена пакетами акций между государством и холдингами, ФПГ и др.;

- использование института представителей государства в АО;

- использование договора траста.

Этап 4. Проведение разумной протекционистской политики с использованием основных инструментов:

- систематизация таможенных пошлин, снижение уровня тарифом с целью благоприятного развития отношений с Всемирной торговой организацией (ВТО);

- применение субсидий с учетом национальных приоритетов и развития

- импортозамещающих производств;

- использование квот и эмбарго в отношении некачественных импортных товаров; введение специальных требований к товарам, технических барьеров и других инструментов с учетом платежеспособного спроса на украинском рынке.

Этап5. Создание благоприятного инвестиционного климата по основным направлениям:

- разработка целевых программ по использованию инвестиций, а также контроль над их реализацией;

- обеспечение нормативно-правовых и экономически неблагоприятных условий для вывоза капитала;

- совершенствование законодательства по защите прав собственности развитие корпоративного управления в стране;

- борьба с активной деятельностью теневой экономики и криминальными элементами в руководстве предприятий;

- создание системы, обеспечивающей открытость, доступность и достоверность информации о состоянии экономики предприятий для потенциальных инвесторов.

Этап 6. Создание системы управления экономическим ростом:

- обеспечение благоприятного налогового климата в регионах;

- создание фондов экономического развития регионов;

- разработка и реализация программ развития малого бизнеса с целью повышения уровня занятости населения;

- внедрение программ повышения квалификации рабочей силы;

- проведение политики управления инфляционными процессами;

- субсидирование инновационной деятельности субъектов экономики:

a) технополисы,

b) технопарки,

c) бизнес-инкубаторы,

- интеграция в европейскую и международную системы обеспечения нововведений.

Микроуровень.

1. Производство:

- модернизация производственного оборудования с учетом степени его износа и потребности в капитальных вложениях;

- разработка и реализация производственной программы, основанной на маркетинговых исследованиях;

- контроль качества производства;

- ориентация на порог безубыточности и сопоставление с ним производственной программы;

- инвентаризация производственных помещений и территории, оценка уровня их использования, выявление резервных площадей.

Инновации

разработка и внедрение инновационной стратегии;

соответствие состояния и уровня технологии требованиям производства конкурентоспособной продукции;

- организация НИОКР;

- развитие инженерно-конструкторской базы, наличие научно-технического задела;

- усиление позиций в области получения патентов.

3. Персонал:

- учет состава и квалификации кадров, степени адаптации к переменам;

- модернизация форм привлечения и отбора кадров, условий найма и мотивации работников;

- повышение уровня квалификации кадров; применение системы подготовки и повышения квалификации;

- борьба с текучестью кадров через систему альтернативной мотивации труда;

- повышение уровня гибкости и оперативности управленческого покопала.

4. Финансы:

- совершенствование системы финансового менеджмента с учетом современных требований;

- формирование эффективной системы оценки структуры активов, анализа рентабельности, финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности предприятия;

- применение систем локального управления финансовыми потоками, прежде всего управление финансовыми затратами.

5. Маркетинг:

- использование конкурентного преимущества с учетом доли рынка контролируемой предприятием;

- диверсификация номенклатуры выпускаемой продукции анализ НМН.1МИКИ спроса на нее;

- контроль качества продукции с позиций конкурентоспособности;

- разработка и проведение предприятием ценовой политики;

- совершенствование организации сбыта;

- повышение уровня послепродажного обслуживания;

- разработка направлений рекламной деятельности.

6. Информация:

- контроль над информационной системой, а также объемом, составом, достоверностью, оперативностью, насыщенностью, открытостью информации;

- выявление избыточной информации;

- проверка адресности информационных потоков.

7. Внешнеэкономическая деятельность:

- разработка приоритетов во внешнеторговой деятельности предприятия;

- повышение уровня производственной кооперации, выявление и использование интеграционных возможностей;

- разработка направлений инвестиционного сотрудничества;

- создание системы управления валютными и финансово-кредитными операциями.

8. Планирование, нормирование, прогнозирование:

- разработка планов развития с учетом реальности их выполнения;

- повышение качества прогнозов социально-экономического развития предприятия;

- совершенствование системы технико-экономических нормативов.

9. Безопасность:

- прогнозирование возможных направлений негативного изменения факторов внешней и внутренней среды;

- разработка профилактических мер по устранению потенциальных угроз безопасности предприятия;

- выявление реальных действий конкурентов, партнеров и персонала, наносящих ущерб предприятию;

- создание системы мер по пресечению выявленных нарушений и повышению уровня безопасности. Комплекс мер по реструктуризации на микроуровне может включать в себя как все указанные девять блоков, так и некоторые из них, которые в первую очередь нуждаются в реформировании. Это позволит каждому конкретному коммерческому предприятию использовать целевые инвестиции более эффективно, что при взаимодействии с мероприятиями по реструктуризации на макроуровне даст наибольший положительный результат.

Таким образом, юридическим лицом в соответствии с ГК Украины признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Производственным кооперативом (артелью) признается добро-мольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом. Хозяйственные товарищества могут быть как полными, так и коммандитными, а общества с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные.

Коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создать, обледенения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. В Украине наиболее распространенными и перспективными формами являются холдинги, финансово-промышленные группы, предпринимательские союзы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.048 с.)