Особенности аграрно-промышленных предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности аграрно-промышленных предприятий



 

Главная особенность аграрно-промышленных предприятий состоит в том, что их деятельность неразрывно связана с природным фактором, с использованием земли и природно-климатических условий. Функционирующее на природной, естественной основе сельское хозяйство является ключевым звеном агропромышленного комплекса, воздействующим на развитие предприятий других отраслей АПК.

Особенностью предприятий всех отраслей агропромышленного комплекса является большая их зависимость от особенностей, продуктивности и доходности сельскохозяйственных предприятий. Это сказывается на размерах, структуре и доходности предприятий фондопроизводящих и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса. Сельские товаропроизводители формируют спрос на продукцию фондопроизводящих отраслей, закупая средства производства сельскохозяйственного назначения - трактора, комбайны, другую сельскохозяйственную технику, грузовые автомашины, горючесмазочные материалы, удобрения, строительные материалы и т.п. Сельскохозяйственные предприятия, обеспечивая предприятия перерабатывающей промышленности своей продукцией, во многом определяют их мощность и доходы.

Деятельность сельскохозяйственных предприятий осуществляется в условиях аграрного реформирования. Целью проводимой аграрной реформы является "...насыщение рынка продовольствием и сельскохозяйственным сырьем по общественно приемлемым ценам на основе создания организационно-экономических, финансовых и правовых условий для эффективного ведения агропромышленного производства, формирования аграрного рынка, социального возрождения села, восстановления экологического равновесия"[5]

Основными направлениями современной аграрной реформы являются:

ð разработка и реализация мер по стабилизации и устойчивому развитию агропромышленного комплекса, поддержанию паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

ð разработка системы продовольственного обеспечения населения на основе реализации соответствующих федеральных, региональных и межгосударственных программ;

ð введение в действие ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных, таможенных и других регуляторов аграрной экономики;

ð земельная реформа;

ð комплексное преобразование аграрного сектора путем формирования в сельском хозяйстве государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов;

ð формирование конкурентной среды при приватизации и реформировании агропромышленных предприятий и обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса;

ð реформа инвестиционной политики, технико-технологическое переоснащение АПК на основе целевых программ и приоритетное развитие аграрной науки;

ð создание рыночной инфраструктуры;

ð реорганизация системы и методов управления агропромышленным комплексом;

ð социальное преобразование села, подготовка кадров и др.

Большинство аграрно-промышленных предприятий в период перехода к рыночной экономике были реорганизованы в предприятия рыночного типа.

Реорганизация сельскохозяйственных предприятий происходила в 1992-1993 годах на основе наделения крестьян земельными долями и имущественными паями. Земельные доли выделялись по регионам по среднерайонной норме. Так, в Орловской области в среднем на одного совершеннолетнего сельского жителя было выделено по 7 гектаров земли. Большинство крестьян остались трудиться в коллективных сельскохозяйственных предприятиях, внесли туда свои земельные доли и имущественные паи. Эти паи рассчитывались исходя из трудового вклада каждого работника в богатство данного хозяйства. В этих целях рассчитывалась сумма зарплаты работников за расчетное время (5, 10, или 15 лет), а стоимость распределяемых основных фондов хозяйства делилась между работниками пропорционально суммарной зарплате за расчетный период.

Часть крестьян вышла со своими земельными долями и имущественными паями из коллективных предприятий и стала хозяйствовать самостоятельно, в качестве фермеров.

За последние годы число реорганизованных предприятий существенно возросло. Так, если на конец 1992 г. в сельском хозяйстве России из 26,6 тыс. сельскохозяйственных предприятий было 11,3 тыс. предприятий новых организационно-правовых форм (коллективно-долевых предприятий, производственных кооперативов, акционерных предприятий, товариществ с ограниченной ответственностью и др.), то на начало 1999 г. - из 27,0 тыс. уже 17,7 тыс. предприятий новых форм.

В Орловской области на конец 1991 г. было 266 колхозов, 105 совхозов, 75 производственных кооперативов и 76 крестьянских (фермерских хозяйств). После же реорганизации на конец 1992 г. в области стало 29 колхозов, 16 совхозов, 311 коллективных сельскохозяйственных предприятий (КСП), 23 обществ закрытого типа, 13 производственных кооперативов, 353 крестьянских (фермерских) хозяйств.

В большинстве случаев реформируемые колхозы и совхозы превратились в коллективные и коллективно-долевые предприятия. Это связано не только с многолетней привычкой большинства крестьян работать совместно в коллективных хозяйствах, но и реальными преимуществами крупного производства перед мелкими частными хозяйствами, а также сохранением в коллективных предприятиях производственной и социальной инфраструктуры села.

Наиболее предприимчивые крестьяне стали фермерами. На начало 1992 г. в сельском хозяйстве России функционировали 41,9 тыс. крестьянских фермерских хозяйств со средним земельным наделом 42 га, а на начало 1999 г. - уже 270,2 тыс. фермерских хозяйств (в Орловской области соответственно 253 и 1464 таких хозяйств со средним земельным наделом 57 га).

В процессе реформирования большинство фондопроизводящих и перерабатывающих предприятий превратились в акционерные общества, контрольными пакетами акций которых стали владеть их трудовые коллективы. Сельские же товаропроизводители оказались в стороне, не получили значительного количества акций фондопроизводящих и перерабатывающих предприятий и попали в их зависимость в процессе покупки промышленных средств производства и продажи сельскохозяйственной продукции перерабатывающим предприятием.

Сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм вступают в многообразные рыночные отношения. У фондопроизводящих предприятий они покупают средства производства сельскохозяйственного назначения, а перерабатывающим предприятиям, заготовительным и торговым организациям или непосредственно населению продают различную сельскохозяйственную продукцию. Предприятия аграрного сектора покупают друг у друга семена, корма, скот и другую продукцию. Пользуются они услугами агросервесных организаций, оказывающим сельским товаропроизводителям энергетические, транспортные, зооветеринарные, агрохимические и другие услуги.

Важнейшими особенностями рыночных отношений в сфере агробизнеса являются повышенный риск предпринимательства, вызванный, прежде всего, неустойчивостью по годам сельскохозяйственного производства и диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В современных кризисных условиях большинство сельскохозяйственных предприятий являются убыточными. Так, в 1998 г. в России 88% предприятий сельского хозяйства были убыточными (в Орловской области - 73%). О трудном экономическом положении можно судить по данным таблицы 18.1.

За 1992-1999 годы рост общего уровня цен на промышленную продукцию для сельского хозяйства страны был примерно в 4 раза выше роста общего уровня цен на сельскохозяйственную продукцию.

Основная причина убыточности большинства сельскохозяйственных предприятий - резкий рост цен на покупаемые средства производства - трактора, комбайны, горючесмазочные материалы, топливо, удобрения, электроэнергию и другие ресурсы и услуги. Так, только за 1991 -1994 гг. цены на промышленную продукцию для сельскохозяйственного производства в России выросли в 785 раз, а на сельскохозяйственную продукцию - в 324 раза (в Орловской области соответственно в 966 раз и в 278 раз).[6]

 

Таблица 18.1. Основные показатели деятельности сельскохозяйственных

предприятий в России.

           
Число сельскохозяйственных предприятий (на конец года), тыс. 25,5 26,6 26,9 26,9 27,3
Среднегодовая численность работников, млн. чел. 7,9 8,1 8,1 6,7 5,3
Сельскохозяйственные угодья, млн. га 186,3 162,8 157,9 154,1 163,5
Посевная площадь, млн. га 106,1 104,0 98,4 86,2 76,7
Продукция сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах),млрд. руб. (1998г.-млн. руб.)          
Рентабельность (убыточность) хозяйственной деятельности, %       2,3 -28
% убыточных сельскохозяйственных предприятий, %          
Поголовье крупного рогатого скота (на конец года), млн. голов 40,4 38,.2 34,4 26,3 17,4
Производство зерна, млн. т 83,9 100,4   55,5 41,9
молока, млн. т 35,6 30,9 28,7 21,6 16,3
мяса (в убойном весе), млн. т 5,7 4,9 4,1 2,7 1,8

Составлено по: Российский статистический ежегодник. Официальное издание. -М.: Госкомстат РФ.,1999.-С.351.

 

Современный аграрный кризис в России является одним из самых тяжелых за всю историю страны. Особенностью аграрных кризисов вообще является их большая продолжительность и ассимитричность фаз, кризисов, что связано с негативным влиянием природно-климатических условий и с многолетним отставанием сельского хозяйства. Все годы существования СССР сельское хозяйство было одной из самых отстающих отраслей народного хозяйства. Положение в аграрном секторе экономики России усугубилось в 90-е годы XX века с началом рыночных реформ. Резко слабла поддержка сельского хозяйства и АПК государством, государственные дотации сельскому хозяйству в 2000 г. были ниже в 3,5 раза, чем в 1990-1991 гг. Обострился диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. К тому же руководители и специалисты сельхозпредприятий слабо адаптировались в сложных условиях переходной экономики. Все это усугубило современный аграрный кризис, сделало его очень тяжелым и продолжительным.

Для вывода сельского хозяйства России из современного тяжелого кризиса необходимо, прежде всего, добиться ценового паритета на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Для этого необходимо не только уменьшить число посредников, удешевить продукцию растениеводства и животноводства (на основе применения ресурсосберегающих технологий, улучшения специализации и организации производства и др.), но и усилить государственное регулирование цен предприятий-монополистов фондопроизводящих и перерабатывающих отраслей промышленности и сферы агроуслуг, увеличить государственную поддержку сельского хозяйства, увеличить дотации и компенсации сельским товаропроизводителям. Сельскохозяйственные предприятия должны стать приоритетными в структуре агропромышленного комплекса и активно поддерживаться всеми органами власти.

В результате реализации ряда мер на макро-, микроэкономическом и региональном уровнях сельхозпредприятим надо обеспечить экономическую состоятельность включая их производственную, финансовою, рыночную и экологическую состоятельность.

Многое в развитии сельского хозяйства зависит от качества человеческого капитала в аграрном секторе, от уровня квалификации всех работников, от их заинтересованности, ответственности и предприимчивости, от степени адаптации к сложным условиям перехода к рыночной экономике.

Укреплению экономики предприятий сельского хозяйства и других отраслей АПК способствует развитие кооперации и агропромышленной интеграции. Выражением этого прогрессивного процесса в регионах стало образование межхозяйственных объединений и агрофирм. Агрофирмы объединяют сельскохозяйственные, заготовительные, перерабатывающие, торговые и иные предприятия одного района. Имея единый расчетный счет и финансово-расчетный центр, агрофирмы имеют возможность маневрировать средствами и больше помогать убыточным предприятиям.

 

Образование и развитие агропромышленного комплекса.

 

Сельское хозяйство является составной частью, основой агропромышленного комплекса - ведущего комплекса страны.

Агропромышленный комплекс (АПК) есть совокупность тесно взаимосвязанных отраслей, экономических, организационных и иных отношений в народном хозяйстве по производству сельскохозяйственной продукции, ее заготовке, хранению, переработке и реализации.

АПК представляет собой крупную составную часть народного хозяйства страны. В 1999 г. стоимость основных производственных фондов и численность работающих в АПК составляли около 40% от величины этих показателей в народном хозяйстве России.

Образование АПК явилось результатом агропромышленной интеграции, происходящей при достаточно высоком уровне развития производительных сил и экономических отношений в обществе. Сельское хозяйство ныне не может развиваться без постоянных устойчивых связей с отраслями, поставляющих ему средства производства сельскохозяйственного назначения (трактора, комбайны, автомашины, горючесмазочные материалы, удобрения и др.), также без заготовок, хранения, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции и продуктов ее промышленной переработки.

В процессе агропромышленной интеграции происходит сознательное объединение ранее самостоятельных сельскохозяйственного и промышленного производств, последовательно связанных между собой в целостный хозяйственный организм – агропромышленный комплекс - с единым воспроизводственным циклом.

Агропромышленной интеграции и образованию АПК способствовали развитие производительных сил на основе углубления общественного разделения труда, развертывания научно-технической революции, переход к рыночной экономике и ее государственное регулирование.

Агропромышленный комплекс включает отрасли четырех сфер народного хозяйства:

I-я сфера - отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства и занимающиеся его производственно-техническим обслуживанием.

II-я сфера - отрасли самого сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, птицеводство, пчеловодство и др.) и отчасти лесного хозяйства (заготовка и переработка грибов, ягод, орехов и др.) С 1992 г. в состав II-ой сферы вошли рыбное хозяйство и рыбная промышленность.

III-я сфера - отрасли заготовок, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

IV-я сфера - производственная и социальная инфраструктура. К производственной инфраструктуре относятся дороги, мосты, мелиоративные сооружения, энергоснабжение, производственная связь и др. К социальной инфраструктуре относятся учреждения и организации торговли, здравоохранения, образования, культуры и др., обслуживающие сельское население.

В таблице 18.2. приведены данные о структуре АПК России 1994 г. За последние годы указанная структура АПК изменилась незначительно.

В структуре АПК существуют региональные агропромышленные комплексы, а также продовольственные и сырьевые подкомплексы. В свою очередь, в народнохозяйственном и региональном продовольственных подкомплексах выделяются зерновой, мясо-молочный, овощной и другие подкомплексы.

В условиях агропромышленной интеграции в стране и в регионах вместо параллельного и обособленного развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей стали формироваться агропромышленные предприятия и объединения по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Так, в животноводстве на кооперативной основе возникли межхозяйственные объединения, предприятия и комплексы. В Орловской области уже многие годы эффективно работают межхозяйственные предприятия по производству говядины в г.г. Мценске, Ливнах. Орловчане хорошо знают агрофирму "Ливны" и МХП - ЗАО "Славянское" Верховского района.

 

Таблица 18.2. Структура АПК России в 1994 г.

 

  Объем продукции, трлн. руб. Производственные основные фонды, на конец года, трлн. руб. Среднегодовая численность занятых, млн. человек
Агропромышленный комплекс 54,2   17,1
- в %      
в том числе: I-я сфера (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, микробиологическая промышленность, строительство, ремонт сельхозтехники и др.) 6,9 38,4 4,1
- в % 12,7 13,5 24,0
II-я сфера (сельское хозяйство и частично лесное хозяйство) 22,7 205,5 10,3
- в % 41,9 72,4 60,2
III-я сфера (заготовки; отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, торговля и общественное питание) 24,6 40,1 2,7
- в % 45,4 14,1 15,8

 

В настоящее время ускорился процесс межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции реформированных предприятий АПК, использующих рыночные отношения. Развиваются так называемые горизонтальная и вертикальная кооперация. При горизонтальной кооперации создаются кооперативные объединения сельских товаропроизводителей. При этом возможно создание производственных, снабженческих, сбытовых, кредитных и других кооперативов, которые могут объединять отдельных товаропроизводителей (фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств) или субъектов различных форм собственности и хозяйствования (включая коллективные сельскохозяйственные предприятия).

При вертикальной кооперации в кооперативы могут входить сельские товаропроизводители, заготовительные, перерабатывающие, агросервисные и торговые предприятия и организации. Все члены таких кооперативов равноправны и не должны наживаться за счет других партнеров. Тем самым появляется возможность преодоления монопольного положения перерабатывающих, торговых и агросервисных предприятий и организаций по отношению к сельским товаропроизводителям.

В настоящее время во многих регионах страны происходит формирование аграрных оптовых (прежде всего, продовольственных) рынков. Организационно в эти рынки на акционерной или кооперативной основе входят сельскохозяйственные, заготовительные, транспортные, перерабатывающие, торговые предприятия и организации, коммерческие банки, различные предприятия рыночной инфраструктуры и другие организации. Оптовые продовольственные рынки способствуют выгодной для сельских товаропроизводителей покупке их продукции, эффективной их переработке и реализации продуктов питания по доступным ценам. Также рынки дают импульс развитию всего регионального АПК. В Орловской области формирование оптового продовольственного рынка происходит на базе крупных акционерных обществ "Орловская Нива", "Орловский агрокомбинат" и ОПО "Союз Орловщины".

Для вывода сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса из кризиса и обеспечения в дальнейшем его устойчивого эффективного развития необходимо осуществлять поддержку и регулирование развития сельского хозяйства и АПК государством.

Во многих странах с рыночной экономикой сельское хозяйство сознательно ограждено государством от стихии рынка. Разрабатываются и реализуются специальные аграрные программы, которыми предусмотрено регулирование цен на продукцию сельского хозяйства, объемов производства и доходов аграриев, проведение льготной кредитной и страховой политики, финансирование мероприятий по охране и сохранению плодородия почв и др. В США в настоящее время бюджетные ассигнования в сельское хозяйство в 6 раз превышают капиталовложения самих фермеров. Правительство 24 развитых стран выделяют на дотации сельскому до 75 % суммы от общей стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. В развитых странах ставка сделана на крупные, конкурентоспособные фермы. Так, в США крупные фермы покупают более 55% всех субсидий, хотя таких ферм всего 29 тысяч (1,3% от общего числа ферм).

В России за годы проводимых с 1992 г. реформ в направлении перехода к рыночной экономике государственная поддержка сельского хозяйства и всего АПК существенно уменьшилась. Расходы государства на финансирование сельского хозяйства и всего АПК резко уменьшилась. Расходы государства на финансирование сельского хозяйства в 1999 г. были ниже этих расходов в 1991 г. в 9 раз (в сопоставимых ценах).

Очевидно, что без значительного усиления государственной поддержки сельского хозяйства и АПК России самостоятельно выйти из современного тяжелого кризиса не могут.

Как справедливо отметил Е.С. Строев, "практика аграрных реформ показала, что успех аграрных преобразований во многом зависит от степени участия в них государства... Опыт показывает необходимость обеспечения взаимодействия государственного и рыночного регулирования. Государство и рынок должны дополнять друг друга".[7]

Ведущим направлением государственной поддержки сельского хозяйства страны должны стать:

ð увеличение дотирования производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции, особенно мяса, молока;

ð компенсация значительной части стоимости поставляемых сельскому хозяйству топлива, электроэнергии, горючесмазочных материалов, удобрений, комбикормов;

ð содействие достижению ценового паритета на продукцию сельского хозяйства и поставляемые ему средства производства сельскохозяйственного назначения и агроуслуги; ограничение цен предприятий - монополистов;

ð государственное финансирование важнейших целевых программ развития сельского хозяйства, в том числе сохранения и повышения плодородия почв, мелиоративных работ, развития племенного животноводства и семеноводства и др.;

ð формирование в АПК конкурентной среды, демонополизация предприятий первой и третьей сфер АПК;

ð сохранение и расширение госзаказа на часть сельскохозяйственной продукции, увеличение ее поставок в федеральные и региональные фонды по защитным ценам;

ð введение для сельских товаропроизводителей приемлемого для них налогообложения и кредитования;

ð решение социальных проблем села, усиление социальной защиты сельского населения и др.

Можно согласится с утверждением, что "...в целом, несмотря на значительно более низкий биоклиматический потенциал по сравнению с западноевропейскими странами, Россия при оптимальном обеспечении АПК агрохимическими и техническими средствами, не говоря уже о возможностях, связанных с оросительными и осушительными мелиорациями способна удвоить производство сельскохозяйственной продукции по сравнению с объемами, производимыми в лучшие годы. Для этого необходима более глубокая дифференциация земледелия и животноводства применительно к природным и социально-экономическим условиям региона".[8]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.033 с.)