Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая роль государства в рыночной экономикеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Историки считают, что государство в его современном виде сложилось не так давно. Начало этого становления связывают с эпохой зарождения капитализма. Главными конструкторами российского государства следует считать Петра I и Екатерину II. Уже тогда среди разнообразных задач государства выделяются экономические: контролировать различными способами экономическую жизнь, организуя ее так чтобы она развивалась бесперебойно и обеспечивало государству получение значительной доли национального дохода - источника его расходов, в том числе содержание правителей, чиновников и армии, а также ведение войн и международных дел. И все же вопрос о роли государства в экономической жизни общества стал центральным для ученых и правительств именно в XX веке, когда обнаружилась историческая ограниченность взглядов “классической школы”. До начала XX века преобладала экономика свободной конкуренции, характеристику которой выражала “классическая школа”. В ней подчеркивались 3 аспекта: ð требования невмешательства государства в экономику; ð гимн экономической свободе; ð ставка на рыночный механизм регулирования экономики. Однако потрясения "Великой депрессии" 30-х годов XX века, охвативший все рыночно развитые страны мира, означал, что экономика свободной конкуренции ушла в прошлое. Наступила экономика крупного машинного производства, объективно порождающая тенденцию к монополизму, который не совместим со свободной конкуренцией, основой рыночной экономики. Монополизм превращается в тормоз экономического развития. Еще В.И. Ленин подчеркивал, что всякая монополия порождает застой, загнивание, паразитизм и умирание. Экономика бывшего СССР была малоэффективной, прежде всего, из-за государственного монополизма. От монополизма, зародившегося еще в конце XIX в., уже нельзя было избавиться, его можно было только постоянно ограничивать. Степень регулирующего воздействия государства определяют цивилизованность современной рыночной экономики. Концепция активного участия государства в экономических процессах при сохранении рыночной экономики впервые разработана в теории Джона М. Кейнса (1883 - 1946). В 1936 г. была опубликована его работа “Общая теория занятости, процента и денег”. В тот период проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления безработицы. В чем суть концепции, предложенной Д. Кейнсом? Во-первых, вмешательство государства в процесс воспроизводства неизбежно и необходимо. Во-вторых, ее называют теорией эффективного спроса. Суть подхода состоит в том, чтобы предложить методы активизации и стимулирования совокупного спроса и тем самым воздействовать на расширение производства и предложения товаров. В-третьих, эта теория придает решающее значение инвестициям. Чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы производства. В-четвертых, главными инструментами воздействия государства на экономику является бюджетная и фискальная политика. По выражению Д. Кейнса – “налоги встроенные стабилизаторы”. Д.Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства. Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано, и на базе встроенных стабилизаторов направленно на траекторию равновесного сбалансированного экономического роста. Кейнсианство знаменовало переход к принципиально новому пониманию рыночной экономики как регулируемой государством. Классическая и кейнсианская школы сегодня представлены разнообразными неоклассическими и неокейнсианскими теоретическими течениями. Эти ведущие теоретические направления имеют общие основы. Они рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающего определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики. Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия. Рассмотрим объективные обстоятельства, обусловливающие необходимость государственного регулирования современной смешанной экономики. Современное рыночное хозяйство индустриально развитых стран – это смешанная экономика. Необходимость в деятельности государства вызывается потребностями развития самой рыночной системы, обнаруживающей и плюсы, и минусы своего функционирования. Так, доходы в рыночной экономике распределяются по результатам конкуренции; отсюда высокие и низкие доходы, банкротства. Но это распределение не затрагивает занятых в фундаментальной науке, в управлении. Чисто рыночное распределение не гарантирует права на стандартное благосостояние, без чего нет демократического общества. Рынок не обеспечивает работой всех, кто может и хочет работать. Стратегические прорывы в науке, технологии, структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с тенденцией на образование монополий. Государство берет на себя ответственность за создание условий для эффективной конкуренции, устранения инфляционных процессов. Не стоит забывать и о внешнеэкономической политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов. Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство. Государство интегрируется в рыночное хозяйство. Появляется смешанная система, характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, ее социальной ориентацией. В теории обоснованна модель смешанной экономики при активном участии государства (Рисунок 26.1). На модели кругооборота материальных и денежных средств, образующих экономический организм, охарактеризована роль государства в области распределения, перераспределения и стабилизации экономики. Государство производит покупки как на рынке продуктов, так и на рынке ресурсов, направляя денежные потоки расходов. Государство представляет также общественные блага и услуги как домохозяйствам, так и предприятиям. Финансирование общественных благ и услуг требует налоговых платежей со стороны предприятий и домохозяйств. Модель кругооборота позволяет понять, как государство может изменить распределение доходов, осуществлять перераспределение ресурсов, регулировать уровень экономической активности, стабилизировать экономику и обеспечивать ее рост. Например, если в экономике существует кризис, то увеличение государственных расходов (инвестиции) при сохранении неизменными налогов и трансфертных платежей должно привести к увеличению совокупного спроса, объема производства и занятости. При возникновении инфляции необходимо сократить государственные расходы, трансфертные платежи, и увеличить налоги. В смешанной экономике государство не ограничивается ролью арбитра (поддержание правопорядка, установление прав собственности, защита конкурентов), а само выступает одним из активных участников экономических процессов, в котором сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно-рыночные регуляторы и государственное регулирование экономики. Единство и взаимозависимость двух принципов экономической жизни - рынка с частным интересом и социально-экономической деятельностью государства с общественным благом – образуют сердцевину экономики современных развитых стран.
Рисунок 26.1. - Роль государства в рыночной экономике
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления экономической системы к изменяющимся условиям. Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. Выделяют цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности; обеспечения национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, исходя из необходимости увязки частных и общественных интересов. Различают следующие типы государственного регулирования экономики: ð Тотальный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического лагеря. ð Различные сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в “шведской”, “японской” моделях, в модели социально-ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, в “китайском” варианте развития. ð Крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Главным образом присущ США. Субъектами государственного регулирования экономики выступают центральные, региональные, муниципальные или коммунальные органы управления. Степень обособленности этих органов управления зависит от уровня централизации в стране. Так, в Великобритании характерна более низкая, чем во Франции, степень централизации и контроля бюрократии над экономикой. В США преобладает значительное число относительно автономных органов. Для ФРГ характерна более интегрированная система управления - механизм посредничества и агрегирования интересов. В плюралистической модели (Италия, Великобритания) отсутствуют социальные механизмы согласования интересов. Они осуществляются в рамках политических процессов с участием правительства, парламента, профсоюзов и партий. История XX века дает убедительные примеры полезности как широкого вмешательства государства в регулирование экономики (например, в США при президенте Рузвельте), так и сужение сферы такого вмешательства (приватизация госсобственности в Англии при М. Тэтчер). Важно то, при каких обстоятельствах решается подобная задача, насколько квалифицированы те, кто ее решает и какими методами. Поэтому сегодня в экономической науке преобладает точка зрения, согласно которой государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственно рыночный механизм срабатывает плохо или не работает на пользу общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.207.112 (0.008 с.) |