Воспроизводство индивидуального человеческого капитала



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспроизводство индивидуального человеческого капитала



 

Человеческий капитал не возникает сам по себе, как "дар божий". Даже развитие таланта творцов - ученых, писателей, изобретателей, требует много труда и средств, инвестиций. О формировании своего человеческого капитала должен заботиться прежде всего сам человек, семья. Предприятия, фирмы часто вынуждены или сознательно вкладывают средства в подготовку и переподготовку специалистов, особенно по дефицитным специальностям. В формирование человеческого капитала вкладывают значительные бюджетные средства практически все государства.

Затраты на формирование и накопление человеческого капитала носят производительный характер и часть этих затрат выступают как инвестиции. В таблице 15.3. представлена оценка инвестиций в формирование и накопление человеческого капитала по видам и источникам средств за весь период жизни. В соответствии с этой оценкой рассчитайте инвестиции в Ваш личный человеческий капитал, учитывая особенности каждого цикла и дополнительные источники финансирования за счет семьи или фирм, организаций.

Американский экономист, один из первых исследователей проблем человеческого капитала, Т. Шульц предложил исходную модель формирования ИЧК через деятельность конкретного человека:

 

 
 

где Qt - прирост запаса человеческого капитала за период t; Вс - коэффициент способности увеличивать человеческий капитал; St - часть имеющего запаса человеческого капитала, включенная в формирование этого капитала; Кt - общий запас человеческого капитала; B1, B2 -коэффициенты менее 1 (B1+ B2 <1); D - покупаемые вложения.

 

Таблица 15.3. - Инвестиции в формирование и накопление

Человеческого капитала

(тыс. долларов на человека; по экспертной оценке затрат)

Виды человеческого капитала Основные циклы воспроизводства человеческого капитала Всего инвестиций
1-7 лет 8-17 лет 18-23 года Трудовой период 20-55(60) лет Пенсионный период
в год за цикл в год за цикл в год за цикл в год за цикл в год за цикл в сред. за год за весь период
Капитал здоровья 2,0 14,0 3,0 30,0 3,0 5 - 3 - 100 - 3,0 15 - 2,8 - 3,2 164 -
Культурно-нравственный капитал 1,0 7,0 1,0 10,0 1,0 1 - 0,2 7 – 0,1 0,5 - 0,6 25,5-
Трудовой капитал - - 0,5 5,0 1,0 1 - 0,5 15 - - - 0,4 21 -
Интеллектуальный капитал - - 0,5 5,0 до 1 1 - Фактические инвестиции Фактические инвестиции 1 - 10 -
Организационно-предпринимательский капитал - - 0,5 3 - до 1 1 - Фактические инвестиции Фактические инвестиции 1 - 10 -
Всего инвестиций 3,0 21,0 5,5 50 - до 7 9 - 2 - 150 - до 4- 10 - 5,8- 8,2 230 -
                             

 

В границах этой модели каждый элемент функции, будь то покупаемые вложения или услуги имеющегося запаса человеческого капитала, в равной мере участвуют в процессе накопления человеческого капитала любого вида и переносят свою стоимость на продукт - прирост человеческого капитала.

В экономике образования используются свои подходы к оценке величины инвестиций в образование и их отдачи. Если Вы или фирма вложили в Ваше профессиональное образование 20 тыс. рублей, то важно знать отдачу или эффект инвестиций. Наиболее простой моделью таких оценок служит сравнение ожидаемых и текущих доходов для инвестора (человека или фирмы). Предположим, что Ваш годовой доход после завершения образования увеличился на 5,0 тыс. рублей в год. Значит, за 4 года Вы окупите издержки образования и будите получать чистый доход на полученный человеческий капитал с 5-го года. Норма отдачи инвестиций – 25%.

Действительно, эмпирические исследования Г. Беккера и других экономистов вопросов эффективности инвестиций в человеческий капитал позволили получить показатели нормы отдачи (окупаемости) частных инвестиций в образование в США при получении степени бакалавра - 11,8-13,4%, магистра - 7,2%, доктора философии - 6,6%.

Дополнительный доход, который получают собственники человеческого капитала, наглядно представлен в таблице 15.4.

Таблица 15.4- Размер среднегодовых заработков в США в зависимости

от образования*

№ п/п Категории лиц по уровню образования Годовой заработок (средний)
Профессор университета с докторской степенью
2. Дипломированный юрист, врач дантист
3. Преподаватель общественного колледжа
4. Дипломированный выпускник колледжа с четырехлетним сроком обучения
5. Человек, учившийся в колледже, но не защитивший диплома

*С.А. Дятлов. Теория человеческого капитала. Учебное пособие. –СПб. –1996.-с.59.

Отдача инвестиций в сохранение и накопление капитала здоровья выражается в уменьшение заболеваемости, а, значит, увеличении продуктивного периода жизни. Так, в 1998 году средняя продолжительность потерь рабочего времени по болезням составила в России 18 дней в год. В день работник создает продукции на 200 рублей и зарабатывает 50 рублей. Сокращение заболеваемости на один день дает соответствующий прирост продукции фирме и доходы работнику.

Еще более продуктивны инвестиции в развитие интеллектуального и организационно -предпринимательского капитала. Способности творить интеллектуальные продукты, находить эффективные бизнес - идеи и добиваться их реализации являются сегодня наиболее продуктивными видами человеческой деятельности. Своим талантом и интенсивной творческой деятельностью обеспечили высокие доходы и социальное признание многие ученые, изобретатели и конструкторы, предприниматели, писатели, артисты, композиторы и исполнители. Этот путь не заказан любому человеку, вкладывающему большие средства и труд в развитие своего интеллекта и творческих способностей.

Особо следует выделить группу расходов на обучение на производстве. Производится различие между специальными и общими инвестициями в человека. Специальная подготовка наделяет человека навыками, представляющими интерес для фирмы и повышающая общую производительность на предприятии. В ходе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые могут найти применение на множестве фирм.

Одной из характеристик национального человеческого капитала является уровень производственной подготовки и обучения трудящихся. В рамках отдельных компаний и фирм действует система непрерывного переобучения всего персонала. В России в настоящее время каждый работник проходит переобучение один раз в 11 лет. Хотя повышение квалификации является одним из методов финансового оздоровления предприятия и антикризисного управления, так как систематическое повышение квалификации предотвращает моральный износ человеческого капитала. Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность.

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите отрасли и предприятия социально-культурной сферы.

2. Как оцениваются экономические результаты деятельности предприятий социальных услуг?

3.Оцените социальный эффект здравоохранения, образования, культуры, инфраструктуры бизнеса.

4.Что такое социальная услуга и чем она отличается от материального блага?

5.Как оценивается качество и полезность социальных услуг отдельным потребителем?

6. Приведите примеры из личного опыта отрицательного эффекта пользования услугами врачей, учителей, работников культуры. Можно ли назвать эти факты "браком" в работе ?

7. Охарактеризуйте специфику социальных технологий в здравоохранении, в образовании, в культуре, в содействии бизнесу.


16. Венчурный капитал и финансирование инноваций

 

Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно – плановой экономики, сокращение объемов производства и рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций повлияли на инновационную сферу экономики, как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом. Инновационной деятельностью сегодня занимаются все эффективные предприятия, все настоящие предприниматели и менеджеры. На промышленных предприятиях создают собственные научно - исследовательские и опытно-конструкторские подразделения, участки или цеха опытного производства. В строительстве разрабатывают новые строительные материалы, особенно для отделочных работ, новые технологии осуществления строительных работ. На транспорте, особенно в автомобильном, срок обновления подвижного состава достигает уже 5-10 лет, прогрессирует организация путевого хозяйства, навигационные системы. В легкой и пищевой промышленности ежегодное обновление ассортимента выпускаемой продукции достигает 40-50 процентов. Даже в наиболее традиционных отраслях хозяйства, например, в растениеводстве и животноводстве ведутся активные поиски новых технологий производства. Все это примеры продуктовых, технологических, организационных инноваций.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (технологии, способа организации и управления), внедренного на рынке.

Для осуществления инноваций разрабатываются инновационные бизнес - проекты. Финансирование бизнес - проектов связано со значительным риском, превышающим, как правило, обычный риск предпринимательства. С 60-х годов в развитых странах под воздействием научно - технической революции постепенно внедрялась особая отрасль бизнеса инновационный бизнес. Капитал инновационных фирм получил название венчурного (рискового) капитала. В России появляются первые венчурные фонды и фирмы, венчурные отделы в банках и инвестиционных компаниях, в финансовых холдингах. Предприниматели - инноваторы, специалисты должны понимать особенности деятельности венчурных предприятий и правильно оценивать их услуги.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.022 с.)