Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция и её роль в развитии деловой активности предприятий

Поиск

 

Движущей силой прогресса в рыночной экономике является конкуренция (лат. conncurro – сталкиваюсь), под которой понимается соперничество между субъектами рыночного хозяйства за выгодное положение и лидерство на рынках. Так, продавцы стремятся привлечь покупателей рекламой, качеством обслуживания, широким ассортиментом и добротным качеством товаров и услуг, добиваясь увеличения своей доли в объеме покупок. Конкуренция покупателей ведется за выбор качественных товаров по доступным ценам и проявляется в наличии очередей за покупками.

Главная сфера конкурентной борьбы это производство товаров или конкуренция товаропроизводителей. Именно в производстве закладываются преимущества издержек, а значит по возможности снижения цены. Фирмы, лидирующие по качеству товаров и ценам, занимают ведущее положение на рынках. Гонка за лидером вынуждает соперничающие фирмы разработать и внедрить новшества в технологиях производства, обновлять ассортимент, искать новые каналы и формы сбыта. Так, конкуренция способствует научно-техническому прогрессу, росту производительности общественного труда.

Пик конкуренции определяется состоянием рыночной среды, т.е. числом конкурирующих фирм, стандартами качества продукции, свободой или ограничениями на бизнес в данной отрасли, свободой информации и ее доступностью. В таблице дана характеристика основных типов конкурентной среды на рынках.

 

Таблица 6.3.- Основные модели рыночной конкуренции

Рыночные условия Типы рыночного поведения
Свободная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число конкурирующих фирм Большое Среднее Несколько крупных одна
Требования к качеству товаров и услуг Стандартные Наличие особых качеств Фирменное качество Приоритет технологии, уникальность продукции
Условия открытия бизнеса Свобода предпринимательства Ограничения на бизнес Большие затруднения на бизнес Недоступность отрасли для бизнеса
Характер рыночной информации Открытость и доступность Ограничения и коммерческие секреты Фирменные информационные системы Закрытость и доступ по разрешению или по закону
Равносильная позиция потребителей Суверенитет потребителя Организации потребителей Олигопсония, законы о защите прав потребителей Монопсония, законы об ограничении монополий
Характер конкуренции Совершенная (чистая) конкуренция Несовершенная конкуренция, необходимость общественного и государственного регулирования
Примеры Рынок продовольствия Рынок одежды, обуви, мебели Рынок автомобилей, тракторов, телевизоров Рынок газа, электроэнергии, железнодорожных перевозк

 

Для потребителей и общества в целом предпочтительна свободная конкуренция, способствующая росту качества жизни и экономическому прогрессу. Потому в большинстве стран с рыночной экономикой действует законодательство, благоприятствующее добросовестной свободной конкуренции и ограничивающее проявление монополизма.

Благотворное влияние конкуренции заключается в достижении:

1) равновесной цены, имеющей тенденцию к снижению по мере роста производительности общественного труда;

2) многообразие товаров и разнообразие потребностей и вкусов, что способствует улучшению качества жизни населения;

3) экономии в расходовании ограниченных ресурсов, в нахождении более выгодных сфер и отраслей приложения капитала.

Однако, конкуренцию нельзя идеализировать. Каждый конкурент хочет стать монополистом и тенденция монополизации многих отраслей бизнеса существует повсеместно. От искусственной монополии на местных рынках через сговор в поддержании высоких цен до возникновения монополий, концентрирующих производство и сбыт продукции на глобальных рынках – таковы проявления монополизма.

Из всех видов монополии особо выделяются естественные монополии, существующие в отраслях деятельности, использующих невоспроизводимые ресурсы или поставляющих продукцию для стратегических потребностей и не допускающих чрезмерных издержек конкуренции. По закону РФ "об естественных монополиях" (1995 г.) к естественным монополиям отнесены:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги аэропортов, морских портов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Существует также легальная или законная монополия, защищающая права интеллектуальной собственности в виде патентов, фирменных и товарных знаков, авторских прав на интеллектуальные продукты.

Конкурентную борьбу ведут конкретные предприятия. Имеющие разный конкурентный потенциал или конкурентоспособность. По рыночной позиции выделяются три группы предприятий: фирмы-лидеры, средние и отстающие или аутсайдеры. Способность предприятия выдерживать длительную конкурентную борьбу зависит от его экономической состоятельности в решении производственных, сбытовых, финансовых и социальных проблем. В таблице дается характеристика уровней "экономической состоятельности"

Основой экономической состоятельности предприятий является рост деловой активности по всем направлениям экономической работы: в совершенствовании производства, в коммерции, в поисках инноваций и инвестиций. Фирмы-лидеры как раз и отличает первенство по всем направлениям деловой активности.

 

Таблица 6.4. - Экономическая состоятельность предприятий

Критерии состоятельности Рыночные позиции
Лидеры Типичные (серядники) Аутсайдеры
способные выжить банкроты
1. Производственная состоятельность Новые технологии и лидерство в обновлении ассортимента продукции Типичные технологии и продукция массового спроса Возможность реконструкции и обновления бизнес-линий Невозможность реструктуризации
2. Рыночная состоятельность Растущая доля на рынке, длительные договоры поставок Устойчивая доля на рынке Снижающаяся доля на рынке Отсутствие заказов и сбыта
3.Финансовая состоятельность Рентабельность более 20% Ликвидность более 200% Наличие предоплаты заказов Рентабельность +(-) 10% от средней по отрасли Ликвидность 100-200 % Нормальные взаиморасчеты Самоокупаемость издержек. Ликвидность от 0 до 100%. Способность оплаты долгов. Длительная убыточность и невозможность оплаты долгов
4. Социальная состоятельность Растущая заработная плата и дивиденды, содержание социальной сферы, благотворительность. Устойчивая оплата труда и дивидендов, необходимые социальные расходы Долги по зарплате, отсутствие дивидендов и социальных расходов Низкая зарплата с задержкой выплаты, сокращение персонала, потеря акционеров.

Под деловой активностью понимается созидательные способности предприятия обеспечивать устойчивую конкурентоспособность и экономическую состоятельность, добиваясь роста объемов производства и сбыта продукции, поддерживая достаточную эффективность использования ресурсов, гибко адаптируясь к изменениям спроса и всей рыночной среды, прогнозируя и предупреждая угрозы спада и кризисных проявлений.

Собственники и менеджеры предприятия должны сохранять и развивать деловую активность по всем направлениям конкурентной борьбы.

Производственная активность заключается в своевременном обновлении основного капитала, обеспечении полной технологической загрузки оборудования, полной и продуктивной занятости персонала при лидерстве в производительности труда и капитала. Опережение конкурентов в технологиях производства, в обновлении ассортимента и в повышении качества продукции, лидерство в ценах создают прочную основу конкурентоспособности предприятия.

Инновационная активность предприятия заключается в опережающем жизненном цикле технологий и продукции. Выделяя достаточные средства на научные исследования и разработку новых технологий и новой продукции, первым покупая лицензии на использование пионерных разработок венчурных фирм, предприятие сохраняет свои позиции на активной части рынка, формируя спрос и предпочтения, определяя линии развития рынка на перспективу.

Инвестиционная активность предприятия состоит в поиске и привлечении необходимых инвестиций на осуществление производственных, инновационных и коммерческих проектов. Полная мобилизация внутренних источников инвестиций, привлекательность проектов для внешних инвесторов, широкий фронт инвестиционной деятельности создают основу для устойчивого лидерства в перспективе.

Коммерческая активность предприятия заключается в проведении активной маркетинговой стратегии, в формировании гибких сбытовых структур, в грамотной ценовой политике, в умелой практике конкурентной борьбы, в создании сервисных систем по обслуживанию потребителей, по изучению и формированию их потребностей.

Конкурентоспособность предприятия можно оценивать и развивать по всем направлениям деловой активности. Рост доли продаж на целевых рынках, поддержание оптимальной загрузки производственных мощностей и полной занятости персонала, широкий фронт инноваций и инвестиционных проектов, наступательная коммерческая работа характеризуют экономически состоятельное и конкурентоспособное предприятие. Одновременно эти показатели определяют качество менеджмента и предприимчивость руководителей предприятия. Таков сплав деловой работы формирует конкурентная рыночная среда.

 

Контрольные вопросы

1. Изобразите графически кривую спроса. Объясните, почему она имеет вид нисходящей кривой. Назовите факторы, влияющие на динамику спроса.

2. Изобразите графически кривую предложения. Объясните, почему она имеет вид восходящей кривой. Назовите факторы, влияющие на динамику предложения.

3. Что такое равновесная цена? Как она определяется?

4. Объясните причины образования в экономике излишков и дефицитов.

5. Что означает понятие «эластичность» и как измеряется эластичность спроса?

6. Расскажите о перекрёстной эластичности спроса и эластичности спроса по доходу.

7. Приведите примеры практического использования теории эластичности спроса.

8. Что означает понятие «эластичность предложения»? Как измеряется эластичность предложения?

9. Расскажите о факторах эластичности спроса и эластичности предложения.

10. Приведите примеры практического использования теории эластичности предложения.


7. Теории потребительского выбора. Кардиналистская и ординалистская модели полезности

 

Экономический человек в условиях ограниченности ресурсов и безграничности своих потребностей ведёт себя рационально, т.е. он стремится получить максимальный результат при минимальных затратах. Потребитель стремится максимизировать свою полезность, производитель— прибыль.

Идея о рациональности поведения людей очень важна. Она помогает предвидеть последствия экономической политики менеджеров и государства. «Если бы люди в обществе не ценили рациональность, а отдавали предпочтения причудам, случайностям и бесполезным действиям, экономическая теория почти потеряла бы свою предсказательную силу …»[2].

Есть два направления, две школы, две модели изучения поведения потребителя в рыночной экономике: кардиналистская модель и ординалистская. Представителями первой - являются А.Маршалл, У.С. Джевонс, представителями второй— Дж.Хикс, В.Парето и др. Они предложили оригинальные способы изучения спроса потребителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 5088; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.007 с.)