Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвестиционная деятельность промышленных предприятий в современных условиях.

Поиск

Влияние инвестиций на экономический рост и на увеличение объемов производства и улучшение основных экономических показателей отдельных промышленных предприятий не вызывает сомнений. Закономерно, что в настоящее время существует обширная зарубежная и отечественная экономическая литература, в которой представлены основные термины, описывающие инвестиции и инвестиционные процессы. Тем не менее, в ряде случаев смысл научных позиций исследователей искажается, вследствие различий в понимании инвестиций, поэтому нужно четко определить, что такое инвестиция, для того чтобы ею эффективно управлять. Это необходимо для организации эффективной инвестиционной деятельности предприятий.

Представляется, что следует глубоко проанализировать структуру инвестиции и рассмотреть все ее элементы. Известно, что структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) в основном рассматривается исследователями как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Говоря о структуре инвестиции, следует охарактеризовать ее важнейшие элементы и исследовать взаимосвязи между ними. Рассматривая инвестицию, как отказ от определенной ценности в настоящем во имя получения неопределенной ценности в будущем, выделим следующие структурные элементы инвестиции: объект (реальные и финансовые инвестиции), субъект (фирмы, домохозяйства, финансовые организации и государство), источник (собственные и заемные ресурсы), инвестиционный процесс (взаимодействие между объектом, субъектом и источником в форме сложившихся и развивающихся связей), инвестиционная деятельность (деятельность субъекта по поводу организации инвестиционного процесса и управления им), инвестиционная среда (наличие совокупности объективных и субъективных факторов, влияющих на инвестиционный процесс), инвестиционный климат (форма проявления инвестиционной среды в виде благоприятных или неблагоприятных ее характеристик), инвестиционные риски (вероятность наступления определенных событий в процессе инвестиционной деятельности субъекта по управлению объектом).

Принцип выделения и объединения вышеуказанных элементов, формирующих структуру инвестиции заключается в том, что изъятие хотя бы одного из них нарушает целостность связей между другими элементами, что в конечном счете заставляет фиксировать отсутствие либо прекращение инвестиции как таковой. Инвестиция не состоится если нет объекта, но есть источник, в этом случае будет профинансировано сбережение или потребление субъекта, например покрыты текущие расходы коммерческой фирмы или домохозяйства. Наоборот, при отсутствии источника избранный объект не будет принадлежать инвестиции, так приобретение субъектом активов без источника изначально отрицает его инвестиционную природу и означает использование активов не на инвестиционные, а на другие цели, например, на покрытие возникающих у субъекта текущих обязательств.

Наличие объекта и источника не приведет к инвестиции, если субъект не сможет организовать инвестиционную деятельность и не обеспечит эффективный инвестиционный процесс. Действие совокупности факторов, определяющих инвестиционную среду, выражающееся в ухудшении инвестиционного климата сделает невозможной инвестицию несмотря на эффективный менеджмент субъекта, привлекательные объекты и сложившиеся источники. Актуализация инвестиционных рисков на любом этапе инвестиционного процесса сведет на нет результаты инвестиционной деятельности субъекта.

Инвестиционный процесс (ИП) начинается в момент отказа субъекта инвестиции (СИ) от производительного или непроизводительного потребления и направления им сбережений в объект инвестиций (ОИ). Отметим, что уже в начале этого процесса СИ учитывает параметры инвестиционной среды (ИС) и инвестиционного климата (ИК), взвешивает инвестиционные риски (ИР). Отказ от потребления в рамках первого этапа ИП является, для СИ, управлением источником инвестиции (ИИ), одновременно другая часть ИП – выбор объекта инвестиции. При отсутствии хотя бы одного из названных элементов нет и инвестиции.

Предлагаемый подход к исследованию структуры инвестиции не совпадает с общепринятым. В рамках последнего под структурой инвестиций понимается их состав по видам и направлению использования, а также удельный вес в общем объеме инвестиций. При таком подходе различают виды структуры: технологическую (состав затрат), отраслевую (пропорции распределения по отраслям), по источникам финансирования (собственные и привлеченные), по формам собственности (государственная, муниципальная, смешанная и т. д.). Здесь, с одной стороны, присутствуют признаки, характеризующие лишь отдельные элементы структуры инвестиции, например ИИ, с другой стороны введены несущественные элементы структуры, такие как форма собственности.

Исследование сущности инвестиции позволяет также сделать вывод о том, что инвестиционный менеджмент включает в себя управление как каждым отдельно взятым элементом, входящем в структуру инвестиции, так и управление инвестицией в целом, т. е. управляющие воздействия на сложившиеся и развивающиеся связи между элементами, образующими структуру инвестиции. Следовательно, могут быть выделены такие области управления как управление финансовыми и реальными инвестициями, управление источниками инвестиции, управление инвестиционной деятельностью, управление инвестиционным процессом, воздействие на инвестиционную среду и инвестиционный климат, управление инвестиционными рисками.

Все эти области представляют собой самостоятельные направления инвестиционной науки, их разработка относится к изучению тактических аспектов инвестиционного менеджмента, стратегические же его аспекты связаны с исследованием проблем управления взаимосвязями между элементами структуры инвестиции. Построение развернутой системы стратегического управления инвестициями на промышленном предприятии требует как исследования каждого из названных элементов, так и выявления и изучения всех показанных субординированных связей между ними. Реализация этих взаимосвязей должна осуществляется в рамках инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, что позволит обеспечить комплексный подход к управлению инвестициями и качественное инвестиционное планирование.

7) Проблемы инвестиционной политики РФ на современном этапе.
Проблемы и перспективы совершенствования развития инвестиционно-инновационной политики России

3.1 Стратегические приоритеты и этапы научно-технического развития

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития. Это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные показатели такой экономики к 2020 году - занятие существенной доли (в 5-10 процентов) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз - доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 процентов). Мировой экономический кризис 2008-2009 года осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы. Тем не менее, сложная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не говорит о необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, скорее серьезно «повышается планка» для темпов и качества экономического развития в 2013-2020 годах.

Ключевая проблема в настоящее время - невосприимчивость бизнеса к инновациям, низкий приоритет инновационной деятельности в стратегиях компаний. Такая ситуация приводит к тому, что сектор генерации знаний и созданная инновационная инфраструктура фактически работают «вхолостую», либо в интересах зарубежных компаний, коммерциализирующих российские разработки. Без повышения восприимчивости экономики к инновациям инвестиции в остальные звенья НИС будут характеризоваться низкой отдачей.

Эта задача должна быть решена на первом этапе через:

· повышение инвестиционной привлекательности перспективных высокотехнологических секторов экономики, приоритеты развития которых опредлены Президентом Российской Федерации, содействие перетоку капитала и привлечению наиболее квалифицированных кадров в эти сектора, путем реализации комплекса мер налогового, тарифного и других типов государственного регулирования, разлиных типов финансовой поддрежки;

· развитие конкуренции в секторах экономики, стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием и естественных монополий, в том числе путем повышения качества корпоративного управления, формирования требований по инновационности их инвестиционных программ, улучшения качества внешней экспертизы таких программ;

· устранение в системе государственного регулирования (включая техническое регулирование, таможенное и налоговое регулирование и т.д.) барьеров, препятствующих наращиванию инновационной активности. В результате реализации первого этапа стратегии регуляторная среда должна быть сопоставима по качеству с ведущими странами ОЭСР;

· опережающее наращивание расходов на софинансирование инновационных проектов частных компаний (в том числе через реализацию проекта поддержки кооперации бизнеса и национальных исследовательских университетов), через выстраивание работы с государственными компаниями по разработке и реализации ими программ инновационного развития. Будет также расширена поддержка стартующих компаний (стартапов) через действующие институты развития - посевной фонд РВК, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, через региональные программы поддержки малого бизнеса, а также через поддержку реализации конкретных проектов в ключевых высокотехнологичных секторах в рамках соответствующих государственных программ и подпрограмм (энергоатомная, космическая, авиационная промышленность, радиоэлектроника, композитные материалы и т.д.).

Будут сформированы механизмы частно-государственного партнерства, обеспечивающих взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании НИОКР, включая институционализацию процедур Форсайта и формирование эффективно действующих технологических платформ. Значимую роль в реализации проектов частно-государственного партнерства будут играть Роснанотех и Внешэкономбанка, а также фонд «Сколково» после начала его реальной деятельности.

При этом будут оставлены на текущем уровне расходы на фундаментальную науку и образование. На первом этапе ключевой акцент политики в отношении этих сфер - радикальное повышение эффективности их функционирования в рамках существующего финансирования, «расчистка» науки от нежизнеспособных организаций с перераспределением финансирования с неэффективных направлений на перспективные и обновлением управленческих кадров. На первом этапе также должна быть осуществлена полномасштабная интеграция национальной науки в глобальное научное сообщество. Будут сокращены (вплоть до полного свертывания) государственные расходы на неприоритетные прикладные исследовательские проекты в рамках федеральных целевых программ, а также иных инструментов.

Приоритетом в области генерации знаний станет создание «центров компетенции» - как через создание национальных исследовательских центров (НИЦ) в сферах сохраняющихся научно-технических заделов мирового уровня (авиастроение, композиционные материалы и т.д.) - по модели создания НИЦ «Курчатовский институт», так и через выведение на мировой уровень конкурентоспособности части национальных исследовательских университетов и государственных научных центров. На первом этапе также будет запущен ряд пилотных проектов по отработке механизмов поддержки масшатбных инновационных программ бизнеса на уровне регионов и отраслей, в частности, поддержка кластерных инициатив и формирование технологических платформ.

Приоритетом в образовании станет реструктуризация сектора высшего образования, ориентированная на развитие сектора исследований и разработок в вузах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, кардинальным расширением международной интеграции российских вузов как в сфере образовательных программ, так и в сфере исследований и разработок, усилением академической мобильности и развитем сетевой организации образовательных и исследовательских программ. При этом неизбежным являются реорганизация неэффективных вузов, концентрация средств на поддержке ведущих вузов и глобально конкурентоспособных научных коллективов и отдельных ученых..

В целях создания необходимых предпосылок модернизации экономики будет обеспечено формирование эффективного слоя руководителей, отвечающих за вопросы инновационного развития в ведущих компаниях с государственным участием, университетах, федеральных органах исполнительной власти и в органах власти субъектов Российской Федерации.

На федеральном и региональном уровнях будут сформированы механизмы содействия привлечению прямых иностранных инвестиций в высокотехнологические отрасли экономики, дополнительной поддержки экспорта инновационной продукции.

Среди уже созданных и создаваемых типов особых экономических зон (ОЭЗ) в рамках рассматриваемой нами темы важно выделить технико-внедренческие ОЭЗ. К настоящему моменту созданы четыре таких зоны в различных субъектах РФ, имеющие свою специализацию [8, с.33]:

· в Дубне - исследования в области ядерных технологий;

· в Зеленограде - микроэлектроника;

· в Санкт-Петербурге - информационные технологии;

· в Томске - новые материалы.

Целью создания ОЭЗ технико-внедренческого типа является государственная поддержка инновационных предприятий путем предоставления резидентам ОЭЗ налоговых льгот и упрощения таможенного режима. При этом государство берет на себя обязательство по строительству инфрастуктуры ОЭЗ.

Развитие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов различных масштабов и стадий, начиная от «предпосевной» и «посевной» стадий и заканчивая обеспечением широкомасштабного производства продукции.

Основными направлениями развития финансовой инфраструктуры поддержки инновационных проектов должны стать следующие.

Первое, преодоление дефицита инновационных проектов, приемлемых для финансирования венчурными фондами в рамках деятельности Фонда содействия и фондов посевных инвестиций.

Второе, увеличение в течение 2011-2013 гг. до 30-40% доли предоставления льготных кредитов на реализацию инновационных проектов в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства Российского банка развития (далее - РосБР), а также до 15-20% доли средств, выделяемых целевым образом на поддержку проектов в сфере высоких технологий и инноваций в рамках деятельности Внешэкономбанка.

Также будет обеспечено определение квот на предоставление гарантий в целях поддержки инновационных проектов в рамках гарантийных фондов, создаваемых в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Третье, создание фондов прямых инвестиций в инновационные проекты и предприятий высокотехнологических секторов экономики с участием Внешэкономбанка, в т.ч. проектов, профинансированных на предыдущей стадии инновационного цикла фондами, получившими поддержку из средств ОАО «Российская венчурная компания».

Четвертое. Формирование эффективной координации деятельности институтов развития, направленной на поддержку инновационных проектов с целью формирования целостной сбалансированной системы, обеспечивающей необходимый уровень поддержки на всех фазах инновационного процесса.

Использование ресурсов институтов развития для поддержки конкретных инновационных проектов будет иметь следующий порядок: научные организации и высшие учебные заведения, Фонд содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической сфере, фонды посевных инвестиций, ОАО «Российская венчурная компания», ГК «Роснанотех», ОАО «РосБР», профильные компании, Внешэкономбанк. С целью реализации такого «инновационного лифта» будет организовано взаимодействие на стыках зон ответственности институтов развития по мере развития проектов и компаний, их реализующих.

Кроме того, координация деятельности институтов развития и федеральных органов исполнительной власти в целях повышения эффективности коммерциализации результатов, получаемых в рамках федеральных целевых программ будет обеспечиваться в рамках соответствующих соглашений о сотрудничестве и процедур совместной работы над проектами.

В частности, разработки, профинансированные в рамках действующих федеральных целевых программ и получившие соответствующие положительные результаты, могут быть в дальнейшем поддержаны инвестициями институтов развития, прежде всего ГК «Роснанотех» и Внешэкономбанком.

При этом проекты, рассмотренные в ГК «Роснанотех» и требующие доработки в части проведения дополнительных НИОКР или уточнения технологического процесса, могут быть профинансированы заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках федеральных целевых программ.

В свою очередь, для инвестирования именно в инновационные проекты, совсем недавно было создано ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК»). Интересно, что создание компании финансируется за счет средств Инвестиционного фонда РФ. При этом в Положении об Инвестиционном фонде РФ четко определены критерии, которым должны соответствовать проекты, претендующие на финансирование за счет средств фонда. ОАО «РВК» не соответствует данным критериям. В частности, это касается необходимости прохождения процедуры отбора проектов, предоставления 25% средств, необходимых для реализации проекта, участвующими в нем коммерческими организациями.

Через ОАО «РВК» планируется создать 10-12 региональных венчурных фондов в форме закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ), 49% паев которых будет принадлежать государству. На сегодняшний день официально созданы и определены управляющие компании пяти региональных венчурных фондов в Москве, республике Татарстан, Пермском крае, Красноярском крае, Томской области. На эти цели из федерального бюджета выделяется 1020 млн. рублей.

Для передовых, наиболее инновационно-активных регионов с развитой инновационной инфраструктурой, предприятиям высокотехнологичного бизнеса, научным и образовательным секторами будут выделены, сформированы и реализованы проекты инновационных центров, объединяющих имеющиеся в субъектах Российской Федерации объекты федеральной и региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры. Концентрация усилий и координация вложений в отдельные компоненты подобных проектов инновационных центров позволят учитывать успехи регионов в повышении инновационной активности при реализации федеральных мер поддержки образования, науки и инноваций. Наряду с реализацией крупных федеральных проектов, включая Сколково, это позволит сформировать в России сеть мощных центров интенсивного инновационного роста [10, с.143].

Одна из отраслей, на которую Правительство делает ставку, создавая «новую» экономику, - отрасль информационных технологий. Это понятно, ввиду темпов роста, демонстрируемых в последнее время как мировой, так и отечественной IT-отраслью. С другой стороны, организация компаний данной отрасли не требует значительных вложений государственного и частного капитала, к тому же уже на данном этапе имеются российские компании, известные на мировом рынке. Примером может служить Компания «Лаборатория Касперского». Сегодня это «международная группа компаний с центральным офисом в Москве и представительствами в Великобритании, Китае, Франции, США, Германии, Румынии, Японии, Южной Корее, Нидерландах и Польше. Партнерская сеть Компании объединяет более 500 компаний более чем в 60 странах мира».

В рамках государственной программы планируется развивать высокотехнологичные отрасли (нано-, биотехнологии и др.), катализатором развития которых, по задумке государственной власти, должна стать отрасль информационных технологий. Наверно, поэтому именно Министерство информационных технологий и связи является ответственным за реализацию данной программы. Иначе трудно объяснить подведомственность данных технопарков данному министерству. Одним из наиболее старых инструментов поддержки научной сферы, реализуемых в рамках данного министерства, является создание наукоградов на территории РФ. Федеральный закон, определяющий статус наукограда, был принят еще в 1999 году. В условиях посткризисного состояния экономики, по нашему мнению, это была единственно возможная на тот момент мера поддержки науки в целях сохранения научного потенциала и обеспечения стратегических целей государства. Решение проблем экономической и социальной сфер, которое имело первостепенное значение на том этапе, отсутствие финансовых средств у государства, гигантский объем внешнего долга РФ, накопленный к тому моменту, - все это и многое другое отодвигало на второй план решение глубинных проблем науки. При этом нельзя было забывать о сохранении государственной безопасности [8, с.35].

Можно говорить о том, что лишь на современном этапе развития наукоград окончательно стал реально функционирующим инструментом развития стратегических направлений науки. С 2003 года статус наукограда был присвоен новым территориям, при этом было уточнено само понятие наукограда РФ. С 1 января 2006 года наукоград - «муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом».

Таким образом, необходимо подчеркнуть следующие тенденции, исходя из изученного материала.

Во-первых, как уже было отмечено, наукограды стали и являются в настоящее время научными центрами, обеспечивающими реализацию стратегических целей государства, в том числе повышения обороноспособности, укрепления продовольственной безопасности, поиска новых видов лекарственных средств.

Во-вторых, при выборе территорий, которым был присвоен статус наукограда, приоритет отдавался тем территориям, которые являлись старыми советскими научными центрами и сохранили свой потенциал. Данная тенденция при реализации государством политики в сфере науки и инноваций сохраняется и сегодня, причем не только применительно к наукоградам, но и к технико-внедренческим особым экономическим зонам. К примеру, Томск, где создана ОЭЗ такого типа, являлся российским научным центром еще в 19 веке. Императорский Томский университет был основан в 1878 году и был первым вузом в Сибири и на Дальнем Востоке. Томский государственный университет активно участвует в конкурсах на получение грантов РФФИ и РГНФ (за последние 5 лет были выполнены более 500 исследований) и является лидером среди российских вузов по числу лауреатов различных премий и наград.

В-третьих, следует отметить тенденцию последних двух лет, проявляющуюся в широком размахе государственной кампании по развитию научно-технической и инновационной сферы России. Это подтверждается анализом государственных мероприятий, представленным в первой части данной работы.

В-четвертых, проводимая государственная научно-техническая и инновационная политика несбалансированна по территориальному признаку. Так, можно выделить 2-3 региона, где государство сконцентрировало свои усилия. В Европейской части России - это Москва и Московская область, в Сибири и на Дальнем Востоке, что представляет собой 2/3 территории России, - это Новосибирская и Томская области. Урал остался практически не охваченным в этом плане. К примеру, лишь в Пермском крае реализуются государственные мероприятия по развитию инновационной среды. Там создаются 2 венчурных фонда, при этом один - по инициативе АФК «Система». Такая ситуация вызывает недовольство, например, в Свердловской области, где недавно прекратил существование Уральский венчурный фонд. При этом потенциально приоритетными научными центрами могут быть многие территории РФ, где велись значительные научные исследования во времена СССР (г. Саров Нижегородской области, г. Железногорск Красноярского края) [18, с.27].

Ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий будет построен в Сколково в Подмосковье, сообщил президент России Дмитрий Медведев в четверг на встрече с победителями Олимпиад, студентами - президентскими стипендиатами.

О планах по созданию в России Центра исследований и разработок Медведев объявил в феврале этого года на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ. Тогда он пояснил, что новый инновационный центр станет своего рода прообразом города будущего, который должен стать крупнейшим испытательным полигоном новой экономической политики. управление проектом в Сколково будет осуществляться специально созданным юридическим лицом в виде фонда, и для осуществления свой деятельности фонд станет создавать хозяйственные общества.

На территории Сколково будут функционировать: юрлица, которые осуществляют функции по управлению проектом в Сколково, участники проекта, то есть специально создаваемые юридические лица, которые осуществляют научно-техническую и иную аналогичную деятельность, организации, которые обеспечивают интеллектуальными услугами эти юрлица. «На эти три категории мы предлагаем распространить налоговые и таможенные льготы»,- сообщила Набиуллина.

Чтобы стать участником фонда, «требуется специальная регистрация юридических лиц на территории Сколково». «При этом эти юрлица, которые будут участниками фонда, должны будут реализовывать один или более проектов, которые будут подвергаться специальной процедуре отбора с привлечением экспертов, в том числе иностранных. Статус участника будет придаваться путем включения в специальный реестр участника фонда, и срок обладания статуса участника составляет 10 лет с момента его приобретения»,- сказала министр. Земельные участки, по ее словам, на территории Сколков будут находиться в собственности фонда, и не будут передаваться третьим лицам и даже участникам проекта.

В первые 4 года затраты на технополис Сколково будут все время расти и только в 2015 году резко снизятся - до 8,5 млрд рублей. В целом эти цифры соответствуют потребностям фонда, управляющего Сколково. Сейчас чиновники обсуждают принцип софинансирования инновационных проектов.

В 2011-2013 годах в Сколкове развернется основное строительство, поэтому бюджетные средства пойдут в основном на возведение новых объектов. Предпочтение будет отдано малоэтажному строительству. В иннограде будет проживать более 25 тыс. человек. Стоимость жилья и офисов для работников Сколково, по расчетам экспертов, не должна превышать $1 млрд.

Сделать отдельную программу под финансирование Сколково можно, но это займет время, проще пустить финансирование по уже существующим статьям расходов - Инвестфонд, программа «Жилище», говорят в Госдуме. Финансирование Сколково соразмерно его важности, похожие вливания из бюджета получают приоритетные программы - например, развития Дальнего Востока и Сочи-2014.

Таким образом, нами изложены последние меры, проведенные государством в сфере науки и инноваций, определены тенденции и возможные варианты ее развития. К сожалению, за грандиозностью проводимых мероприятий, государство часто не замечает небольших недоработок, которые становятся значительными барьерами, тормозящими процесс построения полноценной инновационной среды в России. Каковы же все-таки будут результаты предпринимаемых сегодня государственных мер, мы сможем увидеть и оценить их лишь спустя несколько лет.

Проблемы инвестиционной
привлекательности России

Уважаемые читатели!
Анализируя сегодняшнюю экономическую ситуацию в России, пытаясь дать оценку тому, что происходит, неизбежно приходишь к необходимости идти от целого к частному

Здание российской экономики, как и любое другое, сложено из отдельных кирпичиков, каждый из которых требует к себе пристального внимания. Один из таких кирпичиков - инвестиционный климат, сложившийся в стране на нынешнем этапе развития. Исходя из того, что в экономическом сообществе существует понимание всей важности и значимости решения данного вопроса для дальнейшего развития рыночной экономики в России, выход нового специального обозрения "ИHBECTOR" посвящен именно проблемам привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

Экономический рост, удвоение ВВП, решение проблемы бедности и повышение уровня жизни россиян, т. е. те вопросы, которым сегодня Президент и Правительство России уделяют особое внимание, в значительной степени зависят от активизации инвестиционной деятельности. И, в первую очередь, от увеличения иностранных инвестиций. Поэтому одной из главных задач Правительства РФ на современном этапе является проведение последовательной и взвешенной экономической политики, направленной, прежде всего, на улучшение инвестиционного климата в стране. Уже сегодня приняты меры по улучшению законодательной базы, упорядочению взаимоотношений между инвесторами и государством, уменьшена налоговая нагрузка на предприятия.

Одним из свидетельств проводимых в последние годы реформ является положительная динамика макроэкономических показателей, в том числе рост ВВП, промышленного производства, прогнозируемость инфляции и курса национальной валюты, объемов инвестиций в основной капитал и иностранных инвестиций.

Важной особенностью экономического роста в текущем периоде является повышение конкурентоспособности российских производителей, что проявляется, в частности, в увеличении доли услуг в структуре конечного спроса и доли отраслей, производящих конечную продукцию, в совокупном выпуске. Таким образом, произошло определенное повышение эффективности российской экономики, чему способствовал рост инвестиций в предыдущие годы.

Однако следует отметить, что говорить о качественных изменениях эффективности российской экономики пока преждевременно. Исследования предыдущих лет показывали, что у большинства российских предприятий низкая восприимчивость к инновациям и модернизации. Только 10-12% предприятий можно считать инновационно активными. Несмотря на укрепление рубля, конкуренция для многих предприятий не является стимулом к модернизации и повышению эффективности. Для того, чтобы стимулы стали постоянными и затрагивали основную часть российских компаний, необходимы дальнейшие усилия по выравниванию конкурентных условий в экономике, улучшению инвестиционного климата.

Последовательные действия исполнительной власти в этой сфере привели к определенным положительным сдвигам, итогом которых стал явный рост инвестиционной привлекательности нашей страны в глазах зарубежных партнеров. Так, по данным Министерства экономического развития и торговли РФ в 2001-2003 гг. рост иностранных инвестиций в российскую экономику составил 108,3%.

Рост инвестиций стимулирует и усиливающаяся в процессе укрепления реального курса рубля (на 5,7% относительно доллара за январь-август 2004 г.) конкуренция с импортом. Основным источником инвестиционных ресурсов выступают собственные средства предприятий, при этом низкие процентные ставки на мировом финансовом рынке создают благоприятные условия для заимствований крупнейших компаний, привлекая в экономику дополнительные инвестиционные ресурсы. Кроме того, в текущем году существенно возросли иностранные инвестиции в российскую экономику. По данным Федеральной службы государственной статистики, в первом полугодии 2004 г. поступило почти 19 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 49,9% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года.

Положительной тенденцией является рост инвестиций в отраслях, не относящихся к топливно-энергетическому комплексу и промышленности, что дает основания ожидать ускорения процессов модернизации рыночной инфраструктуры и диверсификации экономики. В тоже время инвестиционная активность обрабатывающих отраслей промышленности остается достаточно низкой, что не позволяет рассчитывать на существенное улучшение конкурентоспособности этого сектора экономики в ближайшие годы.

Свидетельством доверия инвесторов к нашей стране служит и повышение рейтинговым агентством Moody's Investor Service в октябре 2003 г. рейтинга России до инвестиционного уровня. Кроме того, согласно данным консалтинговой компании А.Т. Kearney, по всемирному индексу уверенности инвесторов Россия поднялась с семнадцатого места в 2002 г. до восьмого места в 2003 г. Более того, в октябре 2004 г. агентство Moody's повысило прогноз долгосрочного кредитного рейтинга России по заимствованиям в иностранной и национальной валютах, а также рейтингов ранее выпущенных и находящихся в обращении еврооблигаций и ОФЗ РФ со стабильного на позитивный при суверенном кредитном рейтинге на уровне Ваа3, соответствующей нижней границе инвестиционного рейтинга. Это, по мнению аналитиков агентства, свидетельствует о взвешенной налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике Правительства РФ, проводимой на протяжении последних лет, об успехах достигнутых в части роста золотовалютных резервов и средств, аккумулированных в Стабилизационном фонде. Значительное положительное сальдо текущего платежного баланса и внушительный бюджетный профицит привели к серьезному улучшению всех показателей суверенной ликвидности, а также к существенному снижению долговой нагрузки.

Вместе с тем, не смотря на видимые успехи, инвестиционная привлекательность России в глазах большинства потенциальных инвесторов по-прежнему остается низкой. Более того, в последние несколько лет имело место снижение позиций России в ряде экономических и политических рейтингов из тех, которые служат ориентирами для наших стратегических партнеров.

Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что пока между инвестиционным потенциалом России и сформировавшимся мнением иностранных инвесторов о перспективах и институциональных условиях инвестирования в российскую экономику существует значительный разрыв. Несмотря на рост, объем прямых иностранных инвестиций в экономику России составил в 2003 г. только 1,57% ВВП, что несопоставимо с объемами прямых иностранных инвестиций в страны Восточной Европы.

Плохо и то, что помимо незначительного общего объема, инвестиции в Россию поступают в основном в форме торговых и прочих кредитов, тогда как в других странах преобладают прямые и портфельные инвестиции. При этом основная доля иностранных вложений приходится на торговлю и сырьевые отрасли нашей экономики. Большая часть инвестиций осуществляется крупными компаниями в торговлю - для увеличения доли на внутреннем рынке продуктов питания, потребительских товаров, либо в разработку и транспортировку на иностранные рынки нефти и газа. В отличие от России в большинстве других государств иностранные инвестиции направляются, в первую очередь, в современные высокотехнологичные производства, что позволяет вывести данные государства на передовые позиции в области научно-технического прогресса.

Особо острой проблемой для страны является утечка капитала, которая все последние годы сохраняется на высоком уровне, а в последнее время



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.187 (0.014 с.)