Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути повышения рентабельности

Поиск

Основными способами повышения рентабельности являются следующие:

- увеличение суммы прибыли от реализации продукции;

- снижение себестоимости товарной продукции.

Способы увеличения прибыли определяются по каждому виду товарной продукции.

Резервы увеличения прибыли:

- увеличение объема реализации продукции. Для этого можно наладить выпуск нового изделия, что планируется сделать на предприятии.

- снижение себестоимости продукции.

Повышение цен за счет:

- повышение качества;

- поиск более выгодных рынков сбыта;

- реализация в более оптимальные сроки.

Источники снижения себестоимости промышленной продукции:

1. Увеличение объема производства за счет более полного использования производственных мощностей предприятия.

2. Снижение затрат на производство за счет увеличения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, топлива, оборудования и т.д.

Факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических явлений и процессов. Это прежде всего:

- совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;

- повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;

- индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства. На предприятии планируется снизить себестоимости за счет покупки готовых печатных плат. Ранее они изготавливались на предприятии.

Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому прежде всего важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов. Рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовой доход предприятий.

В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовой доход от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов. Выручка от реализации товарной продукции - основная часть валового дохода.

Во-вторых, в состав валового дохода включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.

В состав валового дохода входит также прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.

Наконец, в составе валового дохода отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.

В связи с тем, что подавляющую часть валового дохода (95 - 97 %) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части дохода должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на доход от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детальному изучению и анализу.

Важнейшим фактором, влияющим на величину дохода от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная. В дипломном проекте будет использоваться этот фактор для повышения рентабельности. Планируется увеличит объем выпуска одного из изделий.

Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.

Не менее важным фактором, влияющим на величину дохода от реализации товарной продукции, является изменение себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.

Кроме указанных выше факторов на величину дохода от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валового дохода включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валового дохода. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно скажется на объеме валового дохода.

Отдельной составной частью валового дохода выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятий могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуется не только прибыль, но и убытки.

Последним элементом валовой продукции являются внереализационные доходы и расходы, т.е. такие, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции. В составе этих внереализационных результатов учитываются следующие доходы (расходы): доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду; дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.).

Таким образом, в составе валового дохода предприятия ведущее значение имеет прибыль от реализации продукции (работ, услуг), сравнительно небольшую роль прибыли от прочей реализации, а также от реализации основных фондов и другого имущества и усиливающееся в условиях развития предпринимательства значение внереализационных доходов и расходов.

 

9) Прибыль предприятия: источники формирования, использование прибыли

Позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

Прибыль рассчитывается не отдельно по каждому виду продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Порядок исчисления:

1) определение базовой рентабельности как частного от деления прибыли за отчётный период на полную себестоимость сравнимой продукции за тот же период.

2) определение объёма товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчётного периода и определение прибыли от реализации товарной продукции из базовой рентабельности.

Рб=Пб/Сб, Ппп=Пб×Сб, Ппп-плановая прибыль

3) учёт влияния на плановую прибыль различных факторов (снижение/повышение себестоимости, изменение ассортимента)

Прибыль по несравнимой товарной продукции рассчитывается отдельно, кроме того учитывается прибыль, которая может быть от реализации остатков готовой продукции на складах на начало и конец периода и прибыль в товарах, отгруженных на начало и конец периода.

 

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли учитывается прибыль от реализации имущества, планируемы внереализационные доходы и расходы

 

Метод совмещённого расчёта. Использование 1-го и 2-го методов.

 

Валовая выручка (ВВ) представляет собой полную сумму денежных поступлений от реализации продукции (работ, услуг), материальных ценностей и доходов от внереализационных операций. Т.е., это выручка, которую предприятие получает от всех видов деятельности.

Валовой доход (ВД) рассчитывается путем исключения из валовой выручки всех затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда. Т.е. он равен сумме заработной платы и прибыли (чистого дохода).

Валовая прибыль (ВП) представляет собой прибыль от всех видов деятельности предприятия, исчисленную до вычета налога на прибыль. Каждое предприятие заинтересовано в том, чтобы прибыль была выше.

Решение об использовании прибыли к распределению, которая обычно равна чистой прибыли, фирма принимает самостоятельно. Причем она должна стремиться к ее оптимальному использованию. Основными направлениями использования прибыли фирмы являются:

1. образование финансовых резервов;

2. инвестиции в развитие бизнеса;

3. финансирование социальной сферы и дополнительного материального вознаграждения персонала фирмы;

4. выплата дивидендов акционерам и доходов учредителям (участникам).

Под эффектом «производственного рычага» понимают такое явление, когда с изменением выручки от реализации происходит более существенное изменение прибыли от реализации в ту или иную сторону.

Операционный рычаг:

ОР = ВМ/П = П + Зпост)/П

Действие операционного рычага на единицу продукции:

ОР’ = (Ц – З’пер)/П’

ОР – операционный рычаг, ВМ – валовая маржа, П – прибыль, Зпост – совокупные постоянные затраты, ОР’ – операционный рычаг на единицу продукции, Ц – цена за единицу изделия, П’ – прибыль на единицу изделия, Зпер – затраты переменные на единицу продукции.

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков, т.к. валовой маржи хватает на покрытие постоянных издержек.

ВМ = П + Зпост

П = ВМ – Зпост

П = 0; ВМ = Зпост

Прибыль предприятия: характеристика, источники формирования.

 

Прибыль – конечный результат деятельности коммерческого предприятия, источник инвестиций.

Источники:

- производство и реализация продукции (работ, услуг);

- реализация ОФ;

- реализация прочих активов (ценные бумаги, материалы, сырьё);

- внереализационные доходы;

- внереализационные операции – дивиденды по ц/б, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы по депозитным вкладам, доходы от долевого участия другого предприятия, штрафы).

Основные методы планирования прибыли являются:

1) метод прямого счёта (наиболее распространенный);

2) аналитический метод;

3) метод совмещённого расчёта.

 

Метод прямого счёта.

Прибыль распределяется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС, акцизов) и её себестоимостью

П=В×Ц-С×В=В(Ц-С), где

 

П-прибыль,

В-выпуск продукции в натуральном выражении,

С-себестоимсть,

Ц-цена.

 

Аналитический метод

Используется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнения к методу прямого счёта для его контроля, проверки.

Источники прибыли

 

Балансовая прибыль представляет собой общий финансовый результат деятельности предприятия за определенный период (месяц, квартал, год). В нее входят, кроме прибыли от реализации товаров, также прибыль (убытки) по другим видам деятельности торгового предприятия и сальдо непланируемых доходов и потерь.

Непланируемые доходы включают: полученные пени, неустойки и штрафы за несвоевременную оплату счетов и невозврат тары; прибыль от реализации тары, поступающей в магазины бесплатно; выручку от реализации излишков товарно-материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, и др.

К непланируемым потерям относятся: штрафы, пени, неустойки уплаченные, потери от переоценки и уценки товаров; убытки от товаров, проданных в кредит; потери от списания дебиторской задолженности (списание задолженности покупателей, а также недостач, растрат и хищений по истечении сроков исковой давности), убытки от ликвидации не полностью амортизированных основных фондов и прочие потери.

Наличие непланируемых потерь представляет собой прямой брак в финансовой деятельности предприятия.

Источники прибыли. Источниками образования прибыли розничной торговли являются: чистый доход, созданный в отраслях материального производства и перераспределяемый через скидки и наценки в торговлю; чистый доход, созданный трудом работников торговли, занятых продолжением процесса производства в сфере товарного обращения (доработка, фасовка, упаковка, транспортировка, хранение товаров и др.).

На отдельных этапах развития советской торговли соотношение между вышеуказанными двумя источниками образования прибыли изменялось. В настоящее время доля торговой прибыли, созданной трудом работников торговли, занятых продолжением процесса производства в сфере обращения, составляет преобладающую часть всей прибыли. В перспективе эта часть чистого дохода будет убывать, а доля чистого дохода, созданного в отраслях материального производства, — увеличиваться. Это связано с дальнейшим совершенствованием общественного разделения труда и объективной необходимостью перемещения производственных операций (фасовка, упаковка, доработка и т. п.) из торговли в отрасли материального производства.

Для определения действительных величин и соотношений между указанными выше двумя источниками образования прибыли необходимо знание суммарного прибавочного продукта торговли. Его величина идет на покрытие чистых издержек обращения (И) и образование торговой прибыли (П).

При этом возможны три случая: При данном соотношении торговая прибыль образуется не только за счет прибавочного продукта, созданного в торговле, но и прибавочного продукта отраслей материального производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.009 с.)