Правовые формы долевых предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые формы долевых предприятий



Торгово-промышленные предприятия крайне разнообразны от корпораций-гигантов, таких, как "Дженерал моторз" с продажами в 102 млрд.дол, и 813 тыс. занятых, до специализированных магазинов и мелких бакалейных лавок с одним-двумя служащими и ежедневными продажами в 100-150дол. Такое разнообразие порождает желание классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, как правовой статус, отрасль, или выпускаемая продукция, или размер фирмы. В таблице 7-4 показано распределение предприятий по трем основным правовым формам: 1) единоличное владение: 2) партнерство и 3) корпорация.

Таблица 7-4

Правовые формы организации бизнеса

Форма Число фирм Процентное отношение к итогу
Единоличные владения 5* Партнерства Корпорации    
Всего    

*Включая фермеров и самостоятельно занятых.

 

Международный сектор

Американская экономика опутана сложной сетью хозяйственных связей с остальным миром. Со всех сторон мы находим факты, подтверждающие возрастающее значение международной торговли и финансов. Вы можете носить майки, сделанные в Таиланде, и наручные часы из Японии, ваша стереосистема или телевизор могут быть из Кореи, ваш велосипед может быть произведен в Англии или в ФРГ. Газеты уделяют внимание сообщениям о хроническом, по-видимому, дефиците торгового баланса США, об изменении международной стоимости доллара, о торговых переговорах с Японией и о задолженности менее развитых стран американским банкам. Очевидно, что остальной мир оказывает многократное воздействие на американскую экономику.

Наши ближайшие задачи достаточно скромны. Мы стремимся реально оценить количественный вклад международного сектора в экономику США и получить правильное представление о том, каким образом международная торговля и финансы оказывают воздействие на американскую экономику.

 

Рост государственного вмешательства в экономику

Общее представление о масштабах и возрастании экономической роли государства может быть получено при изучении правительственных закупок товаров и услуг и государственных трансфертных платежей.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

На рисунке 8-1 сопоставляются правительственные закупки товаров и услуг с национальным продуктом, то есть с общей суммой товаров и услуг, произведенных в стране за период с 1929 по 1988 г. Общие правительственные закупки значительно увеличились по отношению к национальному продукту в период с 1929 по 1940 г., затем стремительно возросли во время второй мировой войны. Однако с начала 50-х годов правительственные расходы колебались на уровне 20% от национального продукта. Безусловно, национальный продукт значительно увеличился с 1929 по 1985 г. так что абсолютный объем государственных затрат сильно возрос. В 1988 г. государственные расходы на товары и услуги составили 964 млрд. дол. по сравнению с только 9 млрд дол. в 1929 г.

 

ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Рисунок 8-1 приуменьшает роль государства в экономике, так как второй вид государственных расходов - трансфертные платежи - здесь отсутствует. В дополнение к приобретению товаров и услуг (закупка оружия, строительство автомагистралей и почтовых учреждений, оплата услуг судей, пожарных и учителей) государство производит выплаты, которые просто перераспределяют налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в фирме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий ветеранам (войны) и т. д. За последние два десятилетия трансфертные платежи заметно возросли. Они увеличились с 3,7 млдр. дол. в 1929 г. до 586 млрд дол. в 1988 г., или с 4 до 12% национального дохода. В результате налоговые поступления, необходимые для финансирования государственных закупок и трансфертных платежей, составляют приблизительно 1/3 национального продукта. В 1988 г. каждый мужчина, женщина или ребенок в США были в среднем обложены налогами на сумму около 3 тыс. дол. Или в том же году налогоплательщик в среднем затратил примерно 2 часа 45 минут из каждого 8-часового рабочего дня на выплату налогов. Необходимо, однако, заметить, что в США в сравнении с другими промышленно развитыми странами размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании и ФРГ налоги составляют соответственно 51, 46, 45, 39 и 37% национального продукта по сравнению с примерно 30% США.

Весьма поучительно повторно проанализировать функции правительства в области перераспределения, распределения ресурсов и стабилизации экономики

1930 1935 1940 1945 1950 1955 1960 1966 1970 1975 1980 1985 1990

Рисунок 8-1. Государственные закупки товаров в услуг в процентном отношении к национальному доходу, 1929-1988 гг.

В период с 1929 по 1940 г. доля государственных закупок в национальном доходе увеличивалась, однако резкий скачок пришелся на годы второй мировой войны. С начала 50-х годов суммарные государственные закупки товаров в услуг составляют приблизительно 10% национального дохода.

в свете модели кругооборота, охарактеризованной в главе 3. На рисунке 6-3 потоки товарно-материальных средств от 1 -го до 4-го просто воспроизводят рисунок 3-2. 1-й и 2-й потоки показывают расходы предприятий на приобретение ресурсов, поставляемых домохозяйствами. Вспомним, что указанные расходы - это издержки предприятий, но представляют они заработную плату, ренту, процент и доход (прибыль) домохозяйств. 3-й и 4-й потоки изображают потребительские расходы домохозяйств на приобретение товаров и услуг, производимых предприятиями.

А теперь, попытаемся тщательно рассмотреть многочисленные модификации, которые возникают в результате подключения правительства к экономическому процессу. Потоки от 5-го до 8-го показывают, что правительство производит покупки как на рынке продуктов, так и на ресурсном рынке, 5-й и 6-й потоки представляют закупки правительством у частных предприятий, скажем, таких товаров, как скрепки для бумаг, компьютеры, оружие и предметы материально-технического снабжения для вооруженных сил. 7-й и 8-й потоки изображают правительственные закупки ресурсов. Федеральное правительство выплачивает жалованье конгрессменам, оплачивает содержание личного состава вооруженных сил, юристов в министерстве юстиции, разного рода сотрудников бюрократического аппарата и т. д. Правительства штатов и местные органы власти содержат штат учителей, водителей автобусов, полицейских и пожарников. Федеральное правительство может также арендовать или приобретать земельные участки для расширения какой-нибудь военной базы, а муниципалитеты могут приобретать земельные участки для строительства новой начальной школы.

Правительство представляет также общественные блага и услуги как домохозяйствам, так и предприятиям, что изображают 9-й и 10-й потоки. Финансирование общественных благ и услуг требует налоговых платежей со стороны предприятий и домохозяйств, это показывают 11-й и 12-й потоки. Последние потоки мы обозначили как чистые налоги, поскольку они включают также "налоги наоборот" в форме трансфертных платежей домохозяйствам и субсидий предприятиям. Так, 11 -и поток подразумевает не только налоги на доходы корпораций, на продажи, акцизный сбор. поступающие правительству от предприятий, но также и различные правительственные субсидии фермерам, судостроителям и некоторым авиакомпаниям. Правительство облагает также налогами (на личные доходы, на заработную плату) непосредственно домохозяйства и вместе с тем производит им трансфертные платежи (например в виде государственных благотворительных пособий и пособий по социальному обеспечению), что показывает 12-й поток.

 

Денежный доход
Издержки

       
 
   
 

 


(9)

(10) Товары и услуги

Товары и услуги

Чистые налоги

Чистые налоги (12)

(11)

 

 


Рисунок 6-3. Кругооборот дохода, ресурсов и продукта в государственный сектор. Правительственные расходы, налоги и трансфертные платежи оказывают влияние и нa распределение дохода, на распределение ресурсов и на уровень экономической активности.

Наша расширенная модель кругооборота позволяет более четко понять, как правительство может изменять распределение дохода, осуществлять перераспределение ресурсов и регулировать уровень экономической активности. Структура налогов и трансфертных платежей способна оказать существенное влияние на распределение дохода. Скажем, 12-й поток показывает, что структура налогов, которая черпает налоговые поступления главным образом у состоятельных домохозяйств и которая сочетается с системой трансфертных платежей домохозяйствам с низкими доходами, приводит в результате к большему равенству в распределении доходов, 6-й и 8-й потоки подразумевают такое распределение ресурсов, которое отличается от их распределения в чисто частной экономике. Правительство покупает товары и рабочую силу, отличающиеся от тех, какие покупают домохозяйства. Например, если в экономике существует безработица, увеличение правительственных расходов при сохранении неизменными налогов и трансфертных платежей должно привести к увеличению совокупных расходов, объема производства и занятости. В свою очередь, при данном уровне правительственных расходов сокращение налогов или увеличение трансфертных платежей должно увеличить доходы, которые можно использовать на то, чтобы их тратить и тем самым стимулировать рост личных расходов. Напротив, при возникновении инфляции требуется противоположная политика правительства: необходимо сократить правительственные расходы, увеличить налоги и уменьшить трансфертные платежи.

[7]

Сущность и функции рынка

Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно - технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Сущность рынка. Можно дать несколько определений рынка:

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. Совокупность отношении товарного обмена.

Рынок- это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Углубленное понимание категории "рынок" требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства.

Эта система включает в себя четыре сферы экономической деятельности:

1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потребление.

Хотя конечной, естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы - ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т.е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в складывании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.

Но распределение - это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.

Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка, о которых будет сказано ниже. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

Часто говорят, что рынок - одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка - это не результат достижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.

 

Условия возникновения рынка

Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?

Первое условие - общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них - отдаление скотоводства от земледелия, вторая - выделение

ремесла как самостоятельной отрасли, третья - возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

Разделение труда с неизбежностью требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы.

По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так. "Продавцы", положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность "покупателям" подойти и посмотреть их. Если "покупатели" хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались "продавцы" и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы имеем перед собой зародыш бартера - одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы "покупателя" и "продавца" могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Второе условие складывания рыночных отношений - это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные - с государственным участием и т.д.).

[7]

Структура рынка

 

Рынок рабочей силы

 

Финансовый рынок (Рынок ссудных капиталов)
Рынок средств производства

Структура рынка

Потребительский рынок

Рынок услуг
Рынок технологии
Рынок духовных благ

 

Рис. 1.1. Структура рынка

Обратимся теперь к выяснению структуры рынка. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов "большого" рынка (рис. 1.1). Таким образом, рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан и с непроизводственной сферой, и даже со сферой духовной.

Однако элементы рынка (отдельные рынки) не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Вез этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство.

Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, а следовательно наиболее важные, перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на:

денежный рынок (а тот - на рынок краткосрочных кредитных операций, казначейских и коммерческих векселей, других краткосрочных ценных бумаг, а также валютный, межбанковский, учетный рынки);

рынок капиталов (а тот - на рынки средне- и долгосрочных ценных бумаг, т.е. акций и облигаций, рынок синдицированных средне- и долгосрочных банковских кредитов). Впрочем, комплексными являются и все остальные рынки.

Рынок услуг существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. Степень его развития определяет обеспеченность населения и предприятий услугами, их качество и своевременность.

Наконец, рынок распространяется и на духовную сферу, превращая в объект купли-продажи технологию и духовные, идеи и стимулируя материально их рождение, распространение, использование.

Несомненно, что каждый элемент рынка имеет свое самостоятельное значение, но только тесное взаимодействие между ними приводит к плодотворному функционированию всего рыночного хозяйства.

Степень развития рынка определяет и его масштабы. Первоначально - при простом товарном хозяйстве - возникает сравнительно узкий рынок, не реализуются преимущественно предметы потребления. В дальнейшем, в особенности с переходом к капитализму, сфера товарного обращения необычайно расширяется. Возникает и развивается система рынков, на которых.продаются и покупаются потребительские товары и средства производства, рабочая сила и т.д.

Со временем, в основном к началу XX в., в ходе развития внешних экономических отношений складывается мировой рынок, втягивающий в себя практически все страны нашей планеты.

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций (рис. 1.2).

 

Рис.1.2. Функции рынка

 
 

 


Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Функция ценообразующая. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Здесь, следовательно, формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Функция регулирующая - самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы, столь остро поставленные Л. Самуэльсоном: что производить? для кого производить? как производить? Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды • одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая "невидимая рука", о которой писал еще Адам Смит: "Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им"1.

В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Функция санирующая. Рыночный механизм - это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым.

С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 25.

 

[3]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.102.111 (0.064 с.)