Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 4. Текущие микроэкономические проблемы. Факторные рынки и особенности их экономического анализа.↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание курса Часть 1. Введение в экономику. Часть 2. Основы микроэкономики. Деятельность фирмы, ее издержки. Часть 3. Фирма, формы конкуренции и распределение доходов населения. Часть 4. Текущие микроэкономические проблемы. Факторные рынки и особенности их экономического анализа. Часть 5. Основы макроэкономики. Макроэкономические параметры. Часть 6. Макроэкономические проблемы инфляции, экономических циклов и безработицы. Часть 7. Макроэкономические принципы. Совокупный спрос и совокупное предложение. Часть 8. Деньги, денежное обращение, кредитно-денежная и финансовая политика. Часть 9. Основные макроэкономические школы. Экономический рост. Мировая экономика. ЧАСТЬ 1 Рассматриваются предмет экономической науки, основы экономического анализа, структура экономики, понятия "рынок", "спрос", "предложение". Оглавление Стр. Программа курса по данному разделу.....................................................………..........................4 Литература.............................................................................................................……....................4 КУРСОВЫЕ ЗАДАНИЯ...................................................................................................................4 ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................................................................................................9 ФАЙЛ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ...................................................................................10 Предмет экономической теории...........................................................................….................10 Общая характеристика хозяйственной деятельности и экономической среды жизнедеятельности человека.........................................................................................................15 Экономическая система общества и критерии ее развития в современной экономической литературе.......................................................................................................................................17 Методология и специфика экономической теории................................................................26 Функциональное распределение доходов...............................................................................43 Трансферные платежи...............................................................................................................45 Сущность и функции рынка.....................................................................................................47 Предложение и спрос: рыночное равновесие.........................................................................64 Уравновешивающая функция цен............................................................................................68 Эластичность..............................................................................................................................69 КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ……………………………………………………………………...82
ЧАСТЬ 1 ПРОГРАММА КУРСА Предмет экономической науки. Сфера экономической деятельности. Редкость и ограниченность ресурсов. Экономические цели общества. Позитивная и нормативная теории. Метод экономической теории. Основы экономического анализа. Полезность. Производственные факторы. Потребности. Проблема выбора. Кривая производственных возможностей. Собственность: экономические и правовые аспекты. Экономическая система. Исторические типы экономических систем. Структура экономики: государственный, частный и международный секторы. Роль частного сектора. Предприятие, фирма, отрасль. Разделение функций собственности и управления. Основы государственного сектора. Модель кругооборота продукта и дохода. Рынок - сущность и функции. Основы обмена. Деньги и цена. Трансакционные издержки. Спрос и предложение. Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Дефицит и излишки. Эластичность. Эластичность спроса и предложения по цене. Точечная и дуговая эластичность. Влияние эластичности на общую выручку. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность. Учет концепции эластичности на практике. Проблемы перехода к рыночной экономике в России. ЛИТЕРАТУРА *1. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель / Под ред. Б.Лисовика и В.Лукашевича. С-Пб., 1992. С.60-64. * 2. Курс экономической теории / Под ред. М.Чепурина, Е.Киселевой. Киров, 1994.С.67-74. * 3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1992. Т. 1. С.23-24, 47-49, 101-103,61-73, 105-115, 117-120. *4. Общая экономическая теория (политэкономия) /Под ред. В.Видяпина, Г.Журавлевой. М., 1995. С.24-35, 37-45, 52-55. 5. Сажина М.А., ЧибриковГ.Г. Основы экономической теории. М., 1995. С.5-42. * 6. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992. Т.1.С.145-150, 158-161. * 7. Экономика/Под ред. А.Булатова. М., 1996. С.414-418. * 8. Экономика переходного периода / Под ред. В.Радаева, А.Бузгалина. М., 1995.С.74-94. * 9. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории. М., 1994. С. 19-23. Примечание. Знаком (*) отмечены работы, выдержками из которых составлен файл материалов для изучения. КУРСОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Составьте логическую схему базы знаний и дополните определениями терминологический словарь (см. приложение). 2. Вопросы для подготовки к экзаменам: Как изменялось представление о предмете экономической теории? Как соотносятся понятия "экономическая теория" и "политическая экономия"? Что такое экономические и неэкономические блага? Каковы три основные вопроса экономики? Что изучает микро- и макроэкономика? Каковы основные экономические цели общества? Что такое полезность и предельная полезность? Каковы методы научного познания? Чем различаются позитивная и нормативная экономические теории? Какова иерархия человеческих потребностей? Что представляет собой экономическая система общества, каковы ее основные элементы? Какие типы экономических систем существовали в истории общества? Каково соотношение экономических и правовых отношений собственности? Что такое трансакционные издержки? Почему кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму? Чем правительственные закупки отличаются от трансфертных платежей? Что такое рынок? Каковы элементы механизма рынка? Каковы условия возникновения рынка и его структура? Объясните функции рынка. Что такое товар и какими свойствами он обладает? Каковы функции денег? Почему характеристика закона спроса связана с принципом убывающей предельной полезности? Чем эффект дохода отличается от эффекта замещения? Перечислите основные детерминанты спроса. В чем принципиальное отличие связи, выражаемой законом предложения, от связи, выражаемой законом спроса? Перечислите основные детерминанты предложения. При каких условиях устанавливается равновесная цена? Что выражает коэффициент эластичности спроса по цене? Какова закономерность взаимосвязи общей выручки с характером эластичности спроса по цене? В чем различие эластичности спроса по доходу для нормальных и некачественных товаров? Каково практическое значение учета перекрестной эластичности спроса? Какие особенности административно-командной системы предопределяют ее неэффективность, невосприимчивость к достижениям НТП? 3. Темы рефератов (факультативно: литература к рефератам указана по номерам источников в списке литературы): Изменение представлений о предмете экономической науки по мере развития общественного прогресса [4,5,7]. Экономические системы в развитии общества: причины формирования и исторические границы [2,3,4,8,9]. Взаимодействие и роль различных секторов в экономике [2,3,4,7,8]. Рыночная экономика - наиболее эффективная система в условиях индустриального общества [2, 3, 4, 5, 8, 9]. Использование теории эластичности в условиях рыночной и плановой экономик. [1,3,6].
4. Для подготовки к круглому столу дайте краткие письменные ответы (не более 15 строк) на следующие вопросы: 4.1. С развитием общества изменялось представление о предмете экономической теории. Покажите: а) основные этапы развития представлений о предмете экономической теории; б) связь этих изменений с развитием экономики; в) связь этих изменений с содержанием соответствующих направлений (школ) в экономической науке.
4.2. В хозяйственной деятельности экономическая теория выделяет стадии: производство, распределение, обмен, потребление. а) Какова оценка отдельных стадий различными направлениями экономической теории (классическим, неоклассическим); б) Чем объясняется различие подходов к этой проблеме у разных направлений?
4.3. Если на графике дана кривая производственных возможностей и точка, расположенная с ее внешней стороны, объясните: а) при каких вариантах общество может обеспечить объем производства, характеризуемый этой точкой? б) возможно ли достичь его при ресурсах, отображаемых на графике?
4.4. В мировой экономической науке существуют различные классификации исторических ступеней общества: 1) первичная, вторичная, коммунистическая формации; 2) аграрное, индустриальное, постиндустриальное общества; 3) традиционная, рыночная, пострыночная экономики. Назовите критерии, по которым выделены названные ступени.
4.5. Укажите общие черты и различия законов природы и экономических законов. 4.6. Найдите три-четыре критерия, по которым можно было бы сгруппировать потребности человека.
4.7. Отметьте точки на графике (рис. 1) для указанных вариантов производства товаров А и Б и определите среди них: а) эффективный; б) неэффективный; в)невозможный варианты. 1.600А и 200Б; 2. 60Б и 800А; 3. 300Б и 350А; 4. 300Б и 400А; 5. 58Б и 2500А. Рис. 1 4.8. По данным таблицы постройте кривую производственных возможностей:
Производственные альтернативы Комбайны (тыс. шт.) 0 4 8 12 16 Танки (тыс. шт.) 40 30 20 10 0 Покажите, как изменится графически кривая производственных возможностей, если технология производства танков ухудшилась, а технология производства комбайнов улучшилась.
4.9. Укажите альтернативные (вмененные) издержки турпохода: а) удовольствие посидеть в выходной день перед телевизором; б) доход, который можно было бы получить за это время; в) расходы на проезд от дома до места сбора и обратно; г) расходы на покупку рюкзака; д) расходы на покупку продовольствия (мяса). 4.10. В соответствии с данными таблицы: Цена (усл. ед.) 10 20 30 40 50 Спрос (тыс. ед.) 300 200 100 50 25 Предложение (тыс.ед.) 50 75 100 125 150 а) представьте соотношение спроса и предложения графически; б) определите, чему равна равновесная цена на данном графике; в) укажите интервал в изменении цены, с которого кривая спроса характеризует ценовую эластичность спроса; г) определите, излишек или дефицит будет при цене 10; д) определите, излишек или дефицит будет при цене 40.
4.11. Каково будет воздействие изменений цены на общую выручку (уменьшается, растет, остается неизменной) в следующих ситуациях: а) цена падает, а спрос неэластичен; б) цена растет, а спрос эластичен; в) цена растет, а предложение эластично; г) цена растет, а предложение неэластично; д) цена растет, а спрос неэластичен; е) цена падает, а спрос эластичен; ж) цена падает, а спрос характеризуется единичной эластичностью.
4.12. Постройте кривую рыночного спроса по следующим кривым индивидуального спроса (рис.2): P
10 D1
5
D2
Рис. 2 1 2 3 4 5 6 7
4.13. Спрос и предложение на хлеб в регионе описывается следующими уравнениями: Qd = 600 - 250Р; Qs = 2500 + 625Р, где Q - количество буханок хлеба, а Р -цена (тыс.руб.). а) вычислите равновесную цену хлеба и его равновесное количество; б) определите следствия установления цены (при прочих равных условиях) на уровне 3 тыс.руб.; в) укажите на возможные следствия при установлении цены на уровне 5 тыс.руб.
4.14. В соответствии со следующими данными (ед. условные) определите: Цена 10 20 30 40 50 Спрос 100 60 50 30 20 а) в каком интервале цен эластичность спроса по цене будет единичной; б) какой спрос в целом характеризует в соответствующей таблице кривая спроса: эластичный или неэластичный; в) каков характер динамики коэффициента эластичности; г) какова эластичность в каждом интервале изменения цены.
4.15. Спрос и предложение на некий товар характеризуется следующими уравнениями: Qd = 7000 - 800Р; Qs = 2000 + 200Р, где Q - количество товара (штук), а Р - цена товара. а) определите равновесную цену для данных условий; б) определите равновесное количество реализуемого товара; в) определите общую выручку от реализации товара; г) что произойдет с общей выручкой при росте цены, если спрос на данный товар неэластичен; д) что произойдет с общей выручкой при росте цены, если спрос на данный товар эластичен. 4.16. Эластичность спроса по доходу характеризует зависимость спроса от дохода при неизменной цене. Постройте соответствующие кривые спроса: а) для нормальных товаров; б) для некачественных товаров; в) для предметов роскоши. Риc. 3
4.17. Постройте кривую совокупного предложения по имеющимся кривым индивидуального предложения (рис.3): КРУГЛЫЙ СТОЛ ТЕМА: Роль экономической теории в жизни общества. ЦЕЛЬ: Познакомиться с базовыми понятиями экономической науки и показать формы их реального проявления в жизнедеятельности общества. ВРЕМЯ: 180 мин. УЧАСТНИКИ: 5 бригад студентов. Подготовительный этап (домашнее задание) Выполните в рабочей тетради п.4 курсового задания. Подготовьте тезисы выступления и вопросы (контрдоводы) для оппонирования (см. перечень проблем для обсуждения). Порядок проведения Вступительное слово тьютора - 10 мин. Разбивка на бригады: - 5 мин. Основные выступления от бригад (по 10 мин.каждая бригада) - 50 мин. Вопросы к выступающим - 10 мин. Ответы на вопросы - 15 мин. Выступления оппонентов (по 10 мин.) - 50 мин. Вопросы к оппонентам - 10 мин. Ответы на вопросы - 15 мин. Подведение итогов тьютором - 15 мин. ПРИЛОЖЕНИЕ Терминологический словарь Предмет экономической теории – Производственные отношения – Редкость - Ограниченность ресурсов – Производство – Распределение – Обмен – Потребление – Полезность - Экономическая система – Производственные факторы – Формационный подход – Позитивная теория – Нормативная теория – Экономические цели – Экономические законы – Потребности - Экономический интерес – Собственность – Право собственности – Трансакционные издержки – "Пучок прав" собственности – Кривая производственных возможностей – Частный сектор – Государственный сектор – Международный сектор – Домохозяйства – Деловое предприятие - Корпорация - Правительственные закупки - Трансфертные платежи - Рынок - Деньги - Цена - Спрос - Закон спроса - Предельная полезность - Кривая спроса - Эффект дохода - Эффект замещения - Величина спроса - Предложение - Закон предложения - Кривая предложения - Величина предложения - Рыночное равновесие - Равновесная цена - Дефицит - Избыток - Эластичность - Эластичность спроса по цене - Эластичный спрос - Неэластичный спрос - Совершенно эластичный спрос - Совершенно неэластичный спрос - Коэффициент эластичности - Эластичность предложения - Эластичность спроса по доходу – Перекрестная эластичность спроса -
ФАЙЛ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ [4] И КРИТЕРИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ Или Экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты. (Ф. Прайор) Такие определения показывают, что экономические системы многомерны. Их можно формализовать: ES = f (A1,A2,...AN), где ES - экономическая система, определяемая свойствами (А), существующими в "N" количестве. Эти свойства могут выступать критериями при дифференцировании экономических систем, определении их типа. Производительные силы (категория марксистской теории) - это система личностных субъективных и материально-вещественных объективных факторов общественного производства; это совокупность средств производства и людей, обладающих знаниями, производственным опытом, навыками к труду и приводящих средства производства в действие. Главная производительная сила общества - люди, участники общественного производства. Средства производства есть результат деятельности разума, труда, хозяйственной деятельности человека. Совершенствование средств производства, освоение природных богатств, овладение законами развития природы и общества являются определяющими факторами непрерывного развития производительных сил. Особое место в производительных силах занимает земля. В одних отраслях она используется преимущественно как предмет труда (добывающая промышленность), в других - как средство труда (в сельском хозяйстве). Но везде она служит материальным условием производства. Производительные силы образуют ведущую сторону общественного производства. Каждой ступени развития производительных сил соответствуют (согласно марксизму) определенные производственные отношения, выступающие в качестве социально-экономической формы их движения. Процесс труда составляет материальную основу процесса производства, но он не тождественен последнему. Процесс производства материальных благ и услуг включает в себя не только процесс труда, но и экономические отношения работников друг к другу в процессе трудовой деятельности. В процессе труда не только изменяется внешняя природа блага, но и накапливаются знания, опыт, повышается квалификация людей, изменяется сам человек. В этом смысле труд создал человека и является главным фактором его развития. Основными элементами процесса труда являются: труд как сознательная целенаправленная человеческая деятельность, предметы труда и средства труда. Предметы труда - это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего готового продукта. Предметы труда либо даны самой природой (например, залежи руды), либо являются продуктом предшествующего труда, т. е. сырым материалом. Последний включает основное сырье (предметы, из которых непосредственно создаются продукты производства) и вспомогательные материалы (вещества, которые способствуют изготовлению продукта, например, в швейном производстве ими могут быть красители, нитки и др.). В результате научно-технического прогресса человек создает предметы труда с заранее заданными свойствами (химическое сырье), такими, которых нет в природе. Природа, земля, а в широком смысле весь окружающий нас мир, включая околоземное пространство, составляют всеобщий предмет труда. Роль сырых материалов в производстве возрастает, однако первичной основой предметов труда остается земля. Прежде чем вещество природы превратится в готовый продукт, оно должно пройти одну или несколько стадий обработки, появляется полуфабрикат. В отличие от готового продукта (вполне законченного результата труда, готового к потреблению) полуфабрикат - это продукт труда, которому предстоит пройти еще обработку, прежде чем стать готовым изделием, годным для потребления. Схема 2 Схема 3
[9] Проблема занятости ресурсов Любое общество, каждый экономический агент стремятся эффективно использовать редкие ресурсы. Они стараются получить максимальное количество полезных товаров и услуг, произведенных из ограниченных ресурсов. Чтобы добиться этой цели, общество должно полностью использовать (полностью занять) свои ресурсы и таким образом обеспечить получение наиболее возможного объема производства. Полная занятость обеспечивается использованием всех пригодных для этого ресурсов. Экономика должна обеспечить работой всех желающих и способных трудиться, использовать все пахотные земли и средства производства. Поскольку использоваться должны только пригодные для этого ресурсы, то следует иметь в виду те ограничения, которые накладывают общественная практика и обычаи на признание ресурсов пригодными для применения. Законодательство или обычаи могут определять возрастные границы применения труда молодежи и престарелых. Для сохранения плодородия земель их необходимо периодически выводить из оборота (оставлять под паром). Наибольший возможный объем производства обеспечивается эффективным распределением ресурсов по отдельным направлениям использования, с тем чтобы они вносили наибольший вклад в общий объем продукции. Очевидно, нецелесообразно направлять в сельское хозяйство боевого генерала, а кукурузой засевать земли от океана до океана. Каждый вид ресурсов должен использоваться по назначению и в адекватных условиях. Применение наилучших из имеющихся технологий также необходимое условие получения полного объема производства. Сегодня мы не должны выплавлять сталь в мартеновских печах, как не должны и убирать урожай вручную. Таблица 2-1 Альтернативные возможности Рис.2-1. Кривая производственных Рис. 2-2. Кривые производственных возможностей двух стран
Рис. 2-3. График производственных возможностей Иллюстрация этой ситуации представлена на графике производственных возможностей (рис. 2-1), где по горизонтали отложено количество масла, а по вертикали -количество пушек. Зафиксировав цифры таблицы на графике и соединив их получим кривую производственных возможностей. Рассмотренный случай показывает, что экономика полной занятости всегда альтернативна, т. е. она должна выбирать между военным и гражданским производством путем перераспределения ресурсов. Кривая производственных возможностей показывает значение альтернатив для общества. При абсолютном использовании ресурсов (в экономике полной занятости) все точки возможных комбинаций производства пушек и масла находятся на границе производственных возможностей. Общество, находящееся на рассматриваемом (иллюстрируемом кривой) максимальном уровне производственных возможностей, ввиду отсутствия необходимых ресурсов не в состоянии одновременно увеличить военное и гражданское производство и переместиться в точку S. В варианте же неполной загрузки производственных мощностей или безработицы различные комбинации производства пушек и масла находятся не на кривой, а, например, в точке Y. Эта точка показывает, что при использовании дополнительных ресурсов можно увеличить и гражданское, и военное производство. Кривая производственных возможностей может иллюстрировать и различия, существующие в области производственных возможностей в отдельных странах. Так, на рис. 2-2 изображены кривые производственных возможностей двух стран - Франции и США. Очевидно, что производственный потенциал США мощнее, чем Франции. Даже если бы Франция решила полностью сосредоточиться на производстве автомобилей, ее потенциал позволил бы ей достичь максимума в точке А1. США, поставив аналогичную задачу, достигнут максимума производства автомобилей в точке А2, что объясняется превосходством ресурсно-технологического обеспечения США в сфере автомобилестроения. Данные графика, разумеется, являются лишь абстрактной моделью реально существующих различий производственного потенциала двух стран. Но для нас на данном этапе анализа важно показать, что в каждый момент времени страна обладает ограниченными возможностями и не может вырваться за пределы границы производственных возможностей. Вмененные издержки: Схема 4 ЧИСТЫЙ КАПИТАЛИЗМ Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции (laissez faire), характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами, каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуга производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту. Вот почему здесь очень мила или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве в экономический процесс. В самом деле, сам термин laissez faire в приблизительном переводе означает "пусть идет, как идет" ("let it be"), то есть пусть правительство не вмешивается в экономику. Резон здесь в том, что такое вмешательство подрывает эффективность функционирования рыночной системы. Роль правительства поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой (структуры, облегчающей функционирование свободных рынков (см. гл. 5). КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА Полярной альтернативой чистому капитализму является командная экономика, или коммунизм. Эту систему характеризуют общественная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Иными словами, производственные планы устанавливаются плановым органом для каждого предприятия, причем план конкретизирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять свои производственные задания. Рабочие закреплены за профессиями и даже, быть может, распределяются согласно плану по географическим районам. Соотношение в национальном продукте средств производства и средств потребления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. Средства производства распределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов, устанавливаемых центральным плановым органом. СМЕШАННЫЕ СИСТЕМЫ В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономики. Экономика Соединенных Штатов ближе к чистому капитализму, но с существенными отличиями. Как будет установлено в главе 6, правительство играет активную роль в нашей экономике, способствуя ее стабильности и росту, обеспечивая ее некоторыми товарами и услугами, которые производятся в недостаточном объеме или повес не поставляются рыночной системой, модифицируя распределение доходов и т.д. В отличие от характерной для чистого капитализма широкой рассредоточенности экономический власти среди множества мелких единиц, американский капитализма породил могущественные экономические организации в форме крупных корпораций и сильных профсоюзов. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах создает дополнительные основания для правительственного вмешательства в экономику. В свою очередь, Советский Союз, хотя он и весьма близок к командной системе, в известной мере опирается на диктуемые рынком цены и сохраняет некоторые остатки частной собственности. Следует, однако, подчеркнуть, что частная собственность и опора на рыночную систему, так же как и общественная собственность и централизованное планирование, не всегда существуют параллельно, одновременно друг с другом. Например, фашизм гитлеровской нацистской Германии был назван авторитарным капитализмом, поскольку экономика там была поставлена под жесткий контроль и ею так же жестко управляли, хотя собственность оставалась частной. В противоположность этому, югославской экономике рыночного социализма были свойственны общественная собственность на ресурсы и одновременно возрастающая опора на свободные рынки, преследовавшие цель организовать и координировать экономическую деятельность. Экономика Швеции также представляет собой гибридную систему. Несмотря на то что свыше 90% хозяйственной деятельности сосредоточено там в частных фирмах, правительство энергично участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. В свою очередь, японская экономика отличается весьма развитым планированием и "координацией" экономической деятельности правительства и частного сектора. Таблица 2-3 дает общее представление о разных методах классификации экономических систем на основе используемых нами двух критериев. Учтите, что помещенные нами в эту схему примеры из реальной действительности являются не более чем весьма грубым приближением к ней. ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА Таблица 2-3 охватывает индустриально развитые или, по крайней мере, полуразвитые страны. Во многих экономически слаборазвитых странах действуют Таблица 2-3. Рис.21.1. Экономические формы собственности
Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества. В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением господства того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство. Так, в теории марксизма ликвидация частной собственности на средства производства рассматривается в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией в России вслед за завоеванием власти в октябре 1917г. была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной и полугосударственной), собственности. Госсобственности В дальнейшем в СССР продолжался процесс наращивания общественных средств производства за счет накоплений. В результате социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государственная 88,6, колхозная 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5, собственность граждан - 1.2%. Эти цифры по существу выражают высокий государственный монополизм на средства производства. Установление господства государственной собственности, отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач. На развитии государственной собственности базировался процесс расширенного воспроизводства. Централизация собственности являлась основой относительного равенства в распределении материальных и духовных благ между членами общества. Вместе с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, что глобализация государственной собственности имеет и крупные минусы, которые со временем становятся нетерпимыми. Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти. В результате эффективность народного хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции. Аналогичные недостатки проявились и в колхозной собственности. Административные органы безраздельно командовали колхозами, определяли направление их производства, формировали органы их управления. Колхозная демократия носила формальный характер. Колхоз был лишен права распоряжаться своей продукцией, поскольку осно
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.75 (0.013 с.) |