Часть 6. Макроэкономические проблемы инфляции, экономических циклов и безработицы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 6. Макроэкономические проблемы инфляции, экономических циклов и безработицы.



Часть 7. Макроэкономические принципы. Совокупный спрос и совокупное предложение.

Часть 8. Деньги, денежное обращение, кредитно-денежная и финансовая политика.

Часть 9. Основные макроэкономические школы. Экономический рост. Мировая экономика.

ЧАСТЬ 1

Рассматриваются предмет экономической науки, основы экономического анализа, структура экономики, понятия "рынок", "спрос", "предложение".


Оглавление

Стр.

Программа курса по данному разделу.....................................................………..........................4

Литература.............................................................................................................……....................4

КУРСОВЫЕ ЗАДАНИЯ...................................................................................................................4

ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................................................................................................9

ФАЙЛ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ...................................................................................10

Предмет экономической теории...........................................................................….................10

Общая характеристика хозяйственной деятельности и экономической среды жизнедеятельности человека.........................................................................................................15

Экономическая система общества и критерии ее развития в современной экономической литературе.......................................................................................................................................17

Методология и специфика экономической теории................................................................26

Функциональное распределение доходов...............................................................................43

Трансферные платежи...............................................................................................................45

Сущность и функции рынка.....................................................................................................47

Предложение и спрос: рыночное равновесие.........................................................................64

Уравновешивающая функция цен............................................................................................68

Эластичность..............................................................................................................................69

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ……………………………………………………………………...82

 

 


ЧАСТЬ 1

ПРОГРАММА КУРСА

Предмет экономической науки. Сфера экономической деятельности. Редкость и ограниченность ресурсов. Экономические цели общества. Позитивная и нормативная теории. Метод экономической теории.

Основы экономического анализа. Полезность. Производственные факторы. Потребности. Проблема выбора. Кривая производственных возможностей. Собственность: экономические и правовые аспекты. Экономическая система. Исторические типы экономических систем.

Структура экономики: государственный, частный и международный секторы. Роль частного сектора. Предприятие, фирма, отрасль. Разделение функций собственности и управления. Основы государственного сектора. Модель кругооборота продукта и дохода.

Рынок - сущность и функции. Основы обмена. Деньги и цена. Трансакционные издержки. Спрос и предложение. Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Дефицит и излишки.

Эластичность. Эластичность спроса и предложения по цене. Точечная и дуговая эластичность. Влияние эластичности на общую выручку. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность. Учет концепции эластичности на практике. Проблемы перехода к рыночной экономике в России.

ЛИТЕРАТУРА

*1. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель / Под ред. Б.Лисовика и В.Лукашевича. С-Пб., 1992. С.60-64.

* 2. Курс экономической теории / Под ред. М.Чепурина, Е.Киселевой. Киров, 1994.С.67-74.

* 3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1992. Т. 1. С.23-24, 47-49, 101-103,61-73, 105-115, 117-120.

*4. Общая экономическая теория (политэкономия) /Под ред. В.Видяпина, Г.Журавлевой. М., 1995. С.24-35, 37-45, 52-55.

5. Сажина М.А., ЧибриковГ.Г. Основы экономической теории. М., 1995. С.5-42.

* 6. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992. Т.1.С.145-150, 158-161.

* 7. Экономика/Под ред. А.Булатова. М., 1996. С.414-418.

* 8. Экономика переходного периода / Под ред. В.Радаева, А.Бузгалина. М., 1995.С.74-94.

* 9. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории. М., 1994. С. 19-23.

Примечание. Знаком (*) отмечены работы, выдержками из которых составлен файл материалов для изучения.

КУРСОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Составьте логическую схему базы знаний и дополните определениями терминологический словарь (см. приложение).

2. Вопросы для подготовки к экзаменам:

Как изменялось представление о предмете экономической теории?

Как соотносятся понятия "экономическая теория" и "политическая экономия"?

Что такое экономические и неэкономические блага?

Каковы три основные вопроса экономики?

Что изучает микро- и макроэкономика?

Каковы основные экономические цели общества?

Что такое полезность и предельная полезность?


Каковы методы научного познания?

Чем различаются позитивная и нормативная экономические теории?

Какова иерархия человеческих потребностей?

Что представляет собой экономическая система общества, каковы ее основные элементы?

Какие типы экономических систем существовали в истории общества?

Каково соотношение экономических и правовых отношений собственности?

Что такое трансакционные издержки?

Почему кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму?

Чем правительственные закупки отличаются от трансфертных платежей?

Что такое рынок?

Каковы элементы механизма рынка?

Каковы условия возникновения рынка и его структура?

Объясните функции рынка.

Что такое товар и какими свойствами он обладает?

Каковы функции денег?

Почему характеристика закона спроса связана с принципом убывающей предельной полезности?

Чем эффект дохода отличается от эффекта замещения?

Перечислите основные детерминанты спроса.

В чем принципиальное отличие связи, выражаемой законом предложения, от связи, выражаемой законом спроса?

Перечислите основные детерминанты предложения.

При каких условиях устанавливается равновесная цена?

Что выражает коэффициент эластичности спроса по цене?

Какова закономерность взаимосвязи общей выручки с характером эластичности спроса по цене?

В чем различие эластичности спроса по доходу для нормальных и некачественных товаров?

Каково практическое значение учета перекрестной эластичности спроса?

Какие особенности административно-командной системы предопределяют ее неэффективность, невосприимчивость к достижениям НТП?

3. Темы рефератов (факультативно: литература к рефератам указана по номерам источников в списке литературы):

Изменение представлений о предмете экономической науки по мере развития общественного прогресса [4,5,7].

Экономические системы в развитии общества: причины формирования и исторические границы [2,3,4,8,9].

Взаимодействие и роль различных секторов в экономике [2,3,4,7,8].

Рыночная экономика - наиболее эффективная система в условиях индустриального общества [2, 3, 4, 5, 8, 9].

Использование теории эластичности в условиях рыночной и плановой экономик. [1,3,6].

 

4. Для подготовки к круглому столу дайте краткие письменные ответы (не более 15 строк) на следующие вопросы:

4.1. С развитием общества изменялось представление о предмете экономической теории. Покажите:

а) основные этапы развития представлений о предмете экономической теории;

б) связь этих изменений с развитием экономики;

в) связь этих изменений с содержанием соответствующих направлений (школ) в экономической науке.

 

4.2. В хозяйственной деятельности экономическая теория выделяет стадии:

производство, распределение, обмен, потребление.

а) Какова оценка отдельных стадий различными направлениями экономической теории (классическим, неоклассическим);

б) Чем объясняется различие подходов к этой проблеме у разных направлений?

 

4.3. Если на графике дана кривая производственных возможностей и точка, расположенная с ее внешней стороны, объясните:

а) при каких вариантах общество может обеспечить объем производства, характеризуемый этой точкой?

б) возможно ли достичь его при ресурсах, отображаемых на графике?

 

4.4. В мировой экономической науке существуют различные классификации исторических ступеней общества:

1) первичная, вторичная, коммунистическая формации;

2) аграрное, индустриальное, постиндустриальное общества;

3) традиционная, рыночная, пострыночная экономики.

Назовите критерии, по которым выделены названные ступени.

 

4.5. Укажите общие черты и различия законов природы и экономических законов.

4.6. Найдите три-четыре критерия, по которым можно было бы сгруппировать потребности человека.

 

4.7. Отметьте точки на графике (рис. 1) для указанных вариантов производства товаров А и Б и определите среди них:

а) эффективный;

б) неэффективный;

в)невозможный варианты.

1.600А и 200Б;

2. 60Б и 800А;

3. 300Б и 350А;

4. 300Б и 400А;

5. 58Б и 2500А.

Рис. 1

4.8. По данным таблицы постройте кривую производственных возможностей:

 

Производственные альтернативы

Комбайны (тыс. шт.) 0 4 8 12 16

Танки (тыс. шт.) 40 30 20 10 0

Покажите, как изменится графически кривая производственных возможностей, если технология производства танков ухудшилась, а технология производства комбайнов улучшилась.

 

4.9. Укажите альтернативные (вмененные) издержки турпохода:

а) удовольствие посидеть в выходной день перед телевизором;

б) доход, который можно было бы получить за это время;

в) расходы на проезд от дома до места сбора и обратно;

г) расходы на покупку рюкзака;

д) расходы на покупку продовольствия (мяса).


4.10. В соответствии с данными таблицы:

Цена (усл. ед.) 10 20 30 40 50

Спрос (тыс. ед.) 300 200 100 50 25

Предложение (тыс.ед.) 50 75 100 125 150

а) представьте соотношение спроса и предложения графически;

б) определите, чему равна равновесная цена на данном графике;

в) укажите интервал в изменении цены, с которого кривая спроса характеризует ценовую эластичность спроса;

г) определите, излишек или дефицит будет при цене 10;

д) определите, излишек или дефицит будет при цене 40.

 

4.11. Каково будет воздействие изменений цены на общую выручку (уменьшается, растет, остается неизменной) в следующих ситуациях:

а) цена падает, а спрос неэластичен;

б) цена растет, а спрос эластичен;

в) цена растет, а предложение эластично;

г) цена растет, а предложение неэластично;

д) цена растет, а спрос неэластичен;

е) цена падает, а спрос эластичен;

ж) цена падает, а спрос характеризуется единичной эластичностью.

 

4.12. Постройте кривую рыночного спроса по следующим кривым индивидуального спроса (рис.2):

P

Q

10 D1

 

5

 

 

D2

 

Рис. 2

1 2 3 4 5 6 7

 

4.13. Спрос и предложение на хлеб в регионе описывается следующими уравнениями:

Qd = 600 - 250Р; Qs = 2500 + 625Р, где Q - количество буханок хлеба, а Р -цена (тыс.руб.).

а) вычислите равновесную цену хлеба и его равновесное количество;

б) определите следствия установления цены (при прочих равных условиях) на уровне

3 тыс.руб.;

в) укажите на возможные следствия при установлении цены на уровне 5 тыс.руб.

 

4.14. В соответствии со следующими данными (ед. условные) определите:

Цена 10 20 30 40 50

Спрос 100 60 50 30 20

а) в каком интервале цен эластичность спроса по цене будет единичной;

б) какой спрос в целом характеризует в соответствующей таблице кривая спроса:

эластичный или неэластичный;

в) каков характер динамики коэффициента эластичности;

г) какова эластичность в каждом интервале изменения цены.

 

4.15. Спрос и предложение на некий товар характеризуется следующими уравнениями:

Qd = 7000 - 800Р; Qs = 2000 + 200Р, где Q - количество товара (штук), а Р - цена товара.

а) определите равновесную цену для данных условий;

б) определите равновесное количество реализуемого товара;

в) определите общую выручку от реализации товара;

г) что произойдет с общей выручкой при росте цены, если спрос на данный товар неэластичен;

д) что произойдет с общей выручкой при росте цены, если спрос на данный товар эластичен.

4.16. Эластичность спроса по доходу характеризует зависимость спроса от дохода при неизменной цене. Постройте соответствующие кривые спроса:

а) для нормальных товаров;

б) для некачественных товаров;

в) для предметов роскоши.

Риc. 3

 

4.17. Постройте кривую совокупного предложения по имеющимся кривым индивидуального предложения (рис.3):

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ТЕМА: Роль экономической теории в жизни общества.

ЦЕЛЬ: Познакомиться с базовыми понятиями экономической науки и показать формы их реального проявления в жизнедеятельности общества.

ВРЕМЯ: 180 мин.

УЧАСТНИКИ: 5 бригад студентов.

Подготовительный этап (домашнее задание)

Выполните в рабочей тетради п.4 курсового задания. Подготовьте тезисы выступления и вопросы (контрдоводы) для оппонирования (см. перечень проблем для обсуждения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.197.26 (0.061 с.)