Внешнеэкономическая политика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешнеэкономическая политика.



 

Эффективность внешнеэкономической деятельности во многом зависит от политики в области международных экономических отношений. Различают два противоположных подхода к регулированию внешнеэкономических связей: протекционистский и либеральный. Оба они наиболее отчетливо проявляются в отношении регулирования международной торговли. В первом случае исходят из того, что только защита отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции и их всемерная поддержка на внешних рынках создают наиболее благоприятные условия для расширенного воспроизводства внутри страны. Среди инструментов протекционистской политики выделяют, прежде всего, таможенные пошлины. Набор их очень широк. Пошлины бывают импортные, экспортные и транзитные. Различают адвалорные пошлины, устанавливаемые в процентах к цене и специфические, которые определяются в абсолютном выражении в расчете на единицу измерения товара. Уровень ставок таможенных пошлин варьируется в широких пределах в зависимости от вида товара, степени его переработки, страны с которой ведется торговля, целей, которые преследуются при введении таможенного тарифа (максимизация поступлений в бюджет, создание льготного режима торговли, защита от демпинга и др.).

Для защиты внутреннего рынка применяют также нетарифные барьеры. К ним относятся квоты, лицензии, компенсационные сборы, административные ограничения и некоторые другие.

Самостоятельной формой протекционистской политики выступает стимулирование экспорта.

Либеральный подход получает выражение в политике свободной торговли (фритредерства). В чистом виде она предполагает отказ государства от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Сторонники свободы международной торговли доказывают, что она ведет к более рациональному использованию ресурсов в рамках мировой экономики, ограничивает монополию и расширяет потребительский выбор. При этом имеют место и благоприятные социально-политические последствия. Развивая торговлю, отдельные страны становятся в большей степени взаимозависимы, что уменьшает опасность враждебных действий по отношению друг к другу.

Политика свободной торговли дает преимущество, прежде всего, странам более конкурентоспособным на мировых рынках. В то же время, чрезмерная свобода внешней торговли может привести страны с низким уровнем конкурентоспособности к экономическому застою, формированию неэффективной отраслевой структуры и, как итог, к экономической и политической зависимости от других стран.

Фритредерство не означает полного устранения государства из внешнеторговой сферы. Роль государства в этом случае должна состоять в создании наиболее благоприятных условий для свободной торговли с другими странами. Она реализуется путем заключения двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений. Подобные соглашения ведут к созданию зон свободной торговли, таможенных союзов, других интеграционных образований.

В 1947 г. 23 странами было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое было призвано содействовать либерализации внешнеторговых связей. Многосторонние переговоры, проводившиеся в рамках ГАТТ, позволили существенно снизить таможенные барьеры, что содействовало значительному росту международной торговли. В 1995 г. на базе ГАТТ была создана Всемирная торговая организация (ВТО). Ее основной задачей является дальнейшая либерализация международной торговли. В настоящее время членами ВТО являются около 130 государств мира.

Внешнеэкономическая политика не ограничивается регулированием торговых связей между странами. Ее важнейшими составляющими выступают меры, направленные на привлечение в страну зарубежных инвестиций, миграционное законодательство, политика в области международного научно-технического сотрудничества, межстрановой кооперации производства и по другим аспектам внешнеэкономических связей.

 

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные факторы, определяющие развитие мировой экономики. В чем заключается роль каждого из этих факторов?

2. Перечислите признаки интернационализации производительных сил. Объясните их содержание.

3. В чем заключаются предпосылки международного разделения труда и обмена? Что такое принцип сравнительных преимуществ?

4. Охарактеризуйте основные формы международных экономических отношений. Какое место среди них занимает международная торговля?

5. В каких формах осуществляется международное перемещение капиталов? Каковы его масштабы?

6. Что такое международная миграция трудовых ресурсов? Охарактеризуйте ее масштабы, факторы и экономические последствия.

7. Что из себя представляют валютно-финансовые отношения? Какие существуют подходы к их регулированию?

8. Что такое платежный баланс страны? Какова его структура?

9. В чем заключается политика протекционизма во внешнеэкономических отношениях? Какие при этом используются инструменты?

10. Что такое фритредерство? Какова его роль и экономические последствия?

 

 

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Учебное пособие

 

Напечатано с готового оригинал-макета

 

Редакторы М.В. Одолеева, Т.Д. Васильева

Технический редактор Т.П. Прокудина

Набор и макетирование И.Б. Илюхина, Ж.Э. Арсенина

 

 

Орловский государственный технический университет

Лицензия №00670 от 5.01.2000

 

 

Подписано к печати __________ Формат _________

Печать офсетная. Уч.-изд. ____ Усл. печ. л. ____ Тираж _____ экз.

Заказ №__

 

 

Отпечатано с готового оригинал-макета

 


[1] Менделеев Д.И. Заветные мысли. СПб.: 1903-1904. С.239, 183.

 

[2] Хейне. Экономический образ мышления. -М. –1991. -С. 444

1 Джеймс Пилдиг. Путь к покупателюд. Пер. с англ. -М.: Знание.-1991.(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Экономика».-№ 10.-С. 21-29)

1 Ф.Котлер. Основы маркетинга.- М.: Знание, 1991 – 64 с. (Новое в жизни науке, технике. Сер. «Экономика». - № 8.- С. 22

[3] Объем чистых продаж – эквивалент показателя валового выпуска, используемый в учетно-статистической практике США.

1 Гетьман Г.А., Ставцева Т.И. Информационные продукты и услуги на рынке информации // Сборник научных трудов ученых Орловской области. - Орел: ОрелГТУ, 1996. - С. 203.

2 Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 1993. - С.17.

1 Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 1993. - С.60.

1 Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 1993. - С.65-67.

1 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Пер. с англ. – М.: Республика, 1992. - Т.2. – С.65.

1 Диго С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1995. - С.307, 308.

2 Там же. - С.308.

3 Там же. - С.24.

4 Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 1993. - С.33.

[4] Слово о науке -М:-1986, с.208

 

[5]. Программа аграрной реформы в России //АПК: экономика, управление. - 1994 -N 12. С.5

[6] Злобин Е.Ф. Экономика и организация регионального рынка. -М: АгриПресс -1996 -С.100-101.

[7] Строев Е.С. Методика и практика аграрного реформирования -М: Колос-1994, с.167

[8] Путь вХХI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. Руков. авт. коллектива акад. Д.С. Львов. –М.: Экономика. –1999, с.444

[9] Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. -М.-1978. -С.90.

[10] Курс общей экономической теории. -СПб.: Санкт - Петербургский университет экономики и финансов, -1996, -С. 272.

[11] Меньшиков С. Катастрофа или катарсис?- М.: Интер-Версо, 1990, стр.18

[12] Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.1 М.: Республика, 1992, стр.387

[13] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.1. –М.: Республика. –1992. –с. 156-157

[14] Френкель А. Прогноз социально-экономического развития России на 1999 год. // Вопросы статистики. –1999. –№94. с. 67-76.

[15] Цикличность как форма экономической динамики. Под ред. Добрынина А.И. - СПб.: 1997.

[16] См.: Дж. Грейсон мл.. Карла СУДейл. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: 1991, стр. 266-269

[17] Бюллетень ГОСВАК РФ. 1997, №2, с.25

[18] Деньги и кредит., 1999, №4. – С.7.

[19] Вопросы экономики. - 1997 - N1 - С. 83

[20] См.: Экономическая теория. Учебник для вузов. Под ред. А.М. Добрынина и Л.С. Тарасевича. - СПб, 1997.-С.376.

[21] См.: Налоговый Кодекс РФ. Части 1и2. Официальный текст. – М.: Омега – Л, 2001. – С.20.

[22] Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. 1998г. – М.: Госкомстат России.-1999г. – С.210. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. 2001г. – М.: Госкомстат России. – 2002г. – С. 274.

 

[23] Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. 1998г. – М.: Госкомстат России. – 1999г. – С. 231. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. 2001. – М.: Госкомстат России. – 2002. С. 274.

[24] Орловская область 1990-2000гг. Статистический ежегодник. – Орел: Орловский областной комитет государственной статистики. – 2001г. – С.62.

 

 

[25] Экономическая школа. Учебное пособие. – С.-Пб. – 1991. – С.238.

[26] Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. 1998. – М.: Госкомстат России. – 1999г. С.250.

[27] Российский статистический сборник. Статистический ежегодник. 1998г. – М.: Госкомстат России. – 1999г. – С.90. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. 2001. – М.: Госкомстат России. – 2002. С. 274.

 

[28] Орловская область 1990-2000гг. Статистический ежегодник. – Орел: Орловский областной комитет государственной статистики. – 2001г. – С.63.

 

[29] Баранова Е. Современная международная торговля. – Российский экономический журнал, 1998, №7-8. – с.84.

[30] Российский статистический ежегодник. –М.: Госкомстат России, 1999. – с.608.

[31] Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. –М. –1998. –с.101.

1 Спиридонов И.А. Мировая экономика. –М. – 1998.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.35.75 (0.017 с.)