Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпринимательство, его принципы и формы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Центральной фигурой рынка выступает предприниматель и его предприятие (организация). Именно сложная сеть деловых взаимосвязей миллионов предприятий и предпринимателей образуют структуру и механизмы микроэкономики. Предприимчивость. Человек в своей жизни сталкивается с тысячами проблем. Кто-то пасует перед проблемами и плывет «по воле волн». Кто-то пытается решать проблемы, но не справляется с трудностями. И только самые предприимчивые, энергичные и творчески одаренные находят способы эффективного решения проблем. Такие люди становятся предпринимателями. Предприимчивость - это способность человека или группы людей правильно оценить проблему и ситуацию, ее породившую, предложить решение проблемы и, как правило, выполнить это решение. В экономике таких проблем очень много - в производстве, в распределении, в сбыте продукции, в ведении конкурентной борьбы, в управлении и деловом общении. Не бояться проблем, не уклоняться от их решения - а искать пути и средства их решения отличают жизненное кредо предприимчивого человека. Предприниматели -предприимчивые люди, открывающие и ведущие на свой риск предприятия (бизнес). Предприниматели были всегда, начиная с открытий дубины и лука - как орудий охоты, сохи - как орудия вспашки земли, огня - для тепла и приготовления пищи, колеса - для транспортных средств, денег - для облегчения обмена, банков - для хранения богатства и т.д. Предприниматель, прежде всего, инноватор, внедряющий новые продукты, новые технологии, новые способы организации дела, новые формы продвижения товаров на рынках. Предприниматель обязан быть хорошим организатором дела. Подчинить свою жизнь бизнес-идее, подобрать квалифицированный персонал, найти инвестиции, преодолеть все барьеры на пути к успеху может только высокоорганизованный человек. Предприниматель призван быть хорошим хозяином. Сбережение иприумножение собственного капитала, ответственное использование заемного или акционерного капитала, бережливость и экономия, органическая неприязнь к расточительству и неэффективности ведут к увеличению собственности и богатства. Предприниматель умеет разумно рисковать. Неопределенность будущего, конкурентная борьба, природные и техногенные катаклизмы делают предприятия (бизнес) рисковыми. Предвидеть и трезво оценивать риски, иметь резервы и страховые гарантии, значит, уменьшить вероятность разорения и банкротства. Предприниматель - энергичный и волевой человек. Иначе, не преодолеть множество трудностей в деле, не убедить инвесторов и акционеров в эффективности своих бизнес-проектов, не поддержать напряженный ритм труда и деловых взаимосвязей. В России во всех регионах есть талантливые предприниматели. Важно культивировать развитие предприимчивости у молодого поколения, особенно у специалистов, формировать здоровую атмосферу предпринимательства без криминальных афер и мафиозных сговоров. В этом заинтересованы как сами предприниматели, так и все общество. Каждый гражданин может заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (статья 23 ГК РФ). Так, в начале 1997 г. в налоговой инспекции Орловской области зарегистрировано более 23 тысяч индивидуальных предпринимателей, а в России - более 4 млн. человек. В США индивидуальным (семейным) бизнесом занимается каждый 5-й человек, Европе - один из 6-8 человек. По этим данным можно судить о степени деловой активности населения. Более устойчивым и надежным способом предпринимательства является создание и развития деловой организации или предприятия (юридического лица). “Юридическим лицом” признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (Статья 48, ГК РФ). Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, получают статус коммерческих предприятий. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Организации, создаваемые непосредственно для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества или своих членов, получают статус некоммерческих предприятий. Они создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов предпринимателей. Некоммерческие организации тоже могут заниматься предпринимательской деятельностью, но всю прибыль должны направлять на достижение своих уставных целей. (Статья 50, ГК РФ) Многообразие видов предпринимательской деятельности определяется различиями форм собственности и отношением к закону. По формам собственности на капитал выделяются частный, партнерский, корпоративный и общественно-представительский бизнес. Частный бизнес организуется отдельным человеком или семьей. Его преимущества заключаются в свободе принятия решений, в полном владении капиталом и прибылью, в гибкости приспособления к изменения конъюнктуры и спроса. Частные предприятия создаются в различных формах при сохранении контрольного пакета акций (пая) за отдельным лицом. К недостаткам частного бизнеса следует отнести возможность личного произвола, т.е. принятия решений, противоречащих интересам коллектива или общества. Против эксплуатации и наживы капиталистов-частников введут борьбу социал-демократы и коммунисты, многие профсоюзы. Большинство частных предпринимателей имеет ограниченный капитал и несут полную имущественную ответственность по обязательствам. Частный бизнес выгоден во многих отраслях, таких как инновации, социальные услуги, торговля и общественное питание, профессиональные услуги юристов, консультантов, врачей и др. Коллективным предпринимательством занимаются два и более человека в форме товарищества (партнерства) или кооператива. Его преимущества состоят в расширении объемов капитала, в формировании демократических форм предпринимательства. К недостаткам можно отнести разногласия при принятии решений, сложности учета вклада партнеров в конечные результаты деятельности и, как следствие, в противоречиях при распределении доходов или покрытии убытков. Коллективные предприятия в форме обществ с ограниченной ответственностью, закрытых акционерных обществ, производственных артелей показывают эффективную работу во всех отраслях экономики, хотя часто преобразуются в частные предприятия. Корпорации в развитых странах выступают преобладающей формой бизнеса, концентрируя 60-70% капитала и объемов производства. Чаще всего корпорации образуются в форме акционерных обществ или холдинговых компаний. В корпорациях четко распределены имущественные права собственников-акционеров, распорядительные полномочия наемных менеджеров (директоров), личные правомочия по управлению фирмой. Преимуществами корпоративного бизнеса являются неограниченность привлечения капитала, возможность найма высокопрофессиональных специалистов-финансистов, экономистов, юристов, технологов, конструкторов и т.д., высокая конкурентоспособность на рынках и устойчивость даже в фазах депрессии и кризисов. К недостаткам корпораций относятся двойное налогообложение и прибыли и дивидендов, противоречия интересов акционеров и управляющих, сложности контроля за деятельностью управляющих, особенно со стороны мелких акционеров, что часто ведет к злоупотреблениям ценными бумагами и в распределении доходов. Существенные особенности имеет управление государственными и муниципальными предприятиями, а также предприятиями общественных организаций. Такими предприятиями руководят менеджеры (директор, управляющий) по контракту. Назначенный директор должен выполнять волю собственников-учредителей и направлять бизнес в их интересах, под их контролем. В то же время в его действиях необходима предприимчивость и в мобилизации бизнеса, и в поисках рынков сбыта. Противоречивое положение руководителей общественных предприятий предполагает применение особых форм стимулирования и контроля управленческо-предпринимательской деятельности в обобществленном секторе экономики. По объемам капитала и доле на рынках различают мелкий, средний и крупный бизнес. На малых предприятиях занято до половины трудоспособного населения развитых стран. Малые предприятия имеют льготы по налогам, целевые инвестиционные фонды, им оказывается информационная и консультационная поддержка. В то же время малые предприятия слабо защищены от бюрократического произвола и рэкета. Совместное решение проблем малого бизнеса выработало новые формы кооперации предпринимателей. К ним относятся учреждение союзов и ассоциаций предпринимателей, создание на долевых началах бизнес-центров, франчайзинг, сетевой маркетинг и др. так, в бизнес-центрах дешевле можно получить качественные информационные, консультационные и юридические услуги. Франчайзинговые соглашения образуют сеть малых частных или семейных фирм, получающих право на использование фирменной марки, технологи или продукции головной компании, контролирующей качество обслуживания, как, например, сеть закусочных Макдональс. Маркетинговые сети создаются для реализации товаров мелкими торговцами, лично убеждающими покупателей в преимуществах товара. Таковы маркетинговые сети по продаже посуды фирмы "Цептер", косметических и лекарственных препаратов. На средних предприятиях занято от 100 до 1000 работников, такие предприятия создаются в легкой и пищевой промышленности, на автотранспорте, в сельском хозяйстве и т.д. Эти предприятия, как правило, работают на конкурентных рынках. Увеличение мощности данных предприятий ограничено сырьевыми или спросовыми пределами. Часто средние предприятия становятся дочерними или зависимыми обществами в корпорациях или холдинговых компаниях. Крупный бизнес развивается в наукоемких отраслях хозяйства, где производится технически сложная продукция и требуется выдерживать международную конкуренцию. Деятельность таких фирм как НПО "Энергия", выпускающей ракетно-космическую технику, авиастроительные компании, производство автомобилей и телевизоров требуют больших затрат на научные исследования и конструкторские разработки, на создание механизма поддержания высокой конкурентоспособности продукции на отечественных и мировых рынках. Крупные фирмы выступают лидерами научно-технического прогресса и "дают работу" тысячам мелких и средних предприятий. От уровня дееспособности крупных фирм зависит уровень развитости страны. В последнее десятилетие появились транснациональные компании (ТНК), работающие на мировой рынок, имеющие свои филиалы и предприятия в десятках стран мира. Глобализация бизнеса оказывает большое влияние на развитие национальных и мировой экономик, на политику и даже идеологию стран. Российские предприятия пока уступают в международной конкуренции на многих рынках, потому задача создания российских ТНК стоит очень остро. По объекту интереса предпринимателей можно выделить инновационный, инвестиционный, производственный и торгово-посреднический бизнес. Инновационные или венчурные фирмы организуют научные исследования и конструкторские разработки новой продукции и новых технологий и реализуют инновации предприятиям. Банки, инвестиционные фонды аккумулируют сбережения населения и предприятий и превращают их в инвестиции, финансируя проекты расширения или создания новых предприятий. в производстве, или в реальном секторе, создаются продукция и услуги. Торговля доводит товары до конкретных потребителей. Важно соблюдать разумную пропорцию между развитием бизнеса в реальном, исходном секторе экономики с объемом торгово-посреднических и финансовых услуг. Миллионы предпринимателей и руководителей предприятий по разному относятся к соблюдению законов, прежде всего к договорным обязательствам и налогам. Экономика может работать нормально только при условии уважения и исполнения законов большинством предпринимателей и граждан. Все рассуждения о несовершенстве или непроработанности законов – от лукавого. Принятый закон есть закон и его надо неукоснительно соблюдать. Недоработки в законах можно устранять по сложившейся законотворческой практике. Предприниматели через свои союзы и депутатские фракции инициируют доработку и внесение изменений в законы, предлагают новые законы. Невыполнение или ненадлежащее исполнение законов является преступлением и должно неотвратимо наказываться. Иначе теневой или криминальный бизнес оккупирует экономику и сделает невыносимым и опасным нормальное цивилизованное предпринимательство.
Теория фирмы.
Выбор предпринимателем или группой учредителей конкретной организационно-правовой формы своего предприятия зависит от многих факторов. Эти факторы изучает теория фирмы. Возникнув в рамках институционализма, теория фирмы приобрела самостоятельное значение. Современная экономика не описывается классической схемой взаимоотношений индивидуального предпринимателя и потребителя. В промышленности и науке, в строительстве и на транспорте решающих конкурентных преимуществ добиваются крупные организации с огромным собственным капиталом, с широкой сетью филиалов, с квалифицированным персоналом и эффективной системой управления. Современная экономика - это мир организаций. В теории фирмы важнейшей проблемой является согласование интересов собственников, управляющих и персонала предприятий. Согласие необходимо как при выработке целей предприятия, так и в процессе экономического, хозяйского использования ресурсов. Каждое предприятие предстает, прежде всего, как конкретный технологический комплекс, в котором ресурсы перерабатываются в готовую продукцию (услуги). В соответствии с технологическими картами и нормативами закупается сырье, материалы, комплектующие, из которых производится продукция, соответствующая по качеству государственным или отраслевым стандартам. Технологический процесс изготовления продукции зависит от приобретенного оборудования и организации труда. Готовая продукция по договорам поставляется заказчикам или на свободный рынок. Технологическую структуру предприятия можно представить следующей схемой (рисунок 8.1).
Рисунок 8.1. Технологическая структура предприятия. Иначе отображается экономический процесс деятельности предприятия. Ресурсы нужно приобрести, сравнивая альтернативные возможности выбора конкретного ресурса по качеству и цене. Приобретенные и израсходованные ресурсы выступают как издержки предприятия. В свою очередь, продукцию (услуги) надо реализовать и получить доход, достаточный для возмещения израсходованного капитала, выплаты заработной платы персоналу и дивидендов собственникам.
Рисунок 8.2. - Структура экономики предприятия. И технология и экономика регулируются людьми с их интересами и мотивами их деятельности. Собственники капитала инвестируют средства в конкретное предприятие в целях надежного сохранения и приумножения средств. Устойчивость экономического и финансового положения фирмы обеспечивает поддержание высокой капитала и получение дивидендов не меньше среднего уровня в данной отрасли бизнеса. Управляющие (менеджеры) и специалисты предприятия, организующие производство, заинтересованы в росте личных доходов как доли в доходах фирмы. Наконец, наемный персонал заинтересован в росте заработной платы и премий за эффективную работу. В последние десятилетия все большее число фирм в рамках идеологии социального партнерства развивают собственную социальную сферу и оказывают социальные услуги своим работникам. Медицинские услуги по профилактике и лечению прежде всего профессиональных заболеваний, учебные центры и обучение специалистов за счет фирмы, учреждения отдыха и спорта повышают привлекательность фирмы, укрепляют социально-психологический климат в коллективе. Особенно широко практика "человеческих отношений" развита на японских предприятиях. Социальную структуру и предприятия можно представить в виде следующей схемы (рисунок 8.3).
Рисунок 8.3. - Социальная структура предприятия.
Решение технологических, экономических и социальных задач предприятия базируется традиционно на определенных принципах взаимодействия. Для американских предприятий характерна "философия контракта". Заключение контрактов с персоналом, договорные отношения с поставщиками и заказчиками, высокая договорная дисциплина позволяют поддерживать устойчивость фирмы и ее отношений. Для японских предприятий традиционна модель "философии судьбы". Работники нанимаются для работы в фирме "на всю жизнь", иногда образуя даже трудовые династии. Оплата труда зависит от выслуги лет и значительно возрастает по стажу работы в фирме. Культивируются высокоморальные межличностные отношения между руководством и персоналом фирмы. Личная судьба человека тесно переплетается и зависит от судьбы фирмы, ее процветания и репутации, что позволяет задействовать моральные мотивы продуктивности труда персонала. Для предприятий России реформенных лет (1992-2000 годы) сложилась своеобразная модель отношений администрации и работников, которую ряд экономистов определили как "философию гостя". Преобладает ощущение временности, неустойчивости предприятия. Велики долги взаимных неплатежей между предприятиями, низкая договорная дисциплина. Низкая зарплата, задержки в ее выплате становятся антистимулом в работе. Частая смена руководителей и специалистов провоцирует мотивацию быстрого обогащения за счет фирмы, в том числе путем финансовых афер и криминальных сделок. Вместо чувства хозяина возникает "чувство несуна" – прибрать к рукам то, что плохо лежит. Все эти проявления усугубляют кризисное положение многих предприятий. Теория фирмы призвана выработать четкие рекомендации по реформированию предприятий как важнейшего направления экономических реформ. Цель реформирования предприятий заключается в повышении рыночного потенциала, его конкурентоспособности и социальной привлекательности. Коммерческая привлекательность предприятия заключается в увеличении спроса на его продукцию (услуги) и, соответственно, рост портфеля заказов или рыночной ниши. Инвестиционная привлекательность предприятия достигается ростом рентабельности всех бизнес-линий, а значит, повышением цены акций, облигаций и других корпоративных ценных бумаг. Социальная привлекательность фирмы проявляется в устойчивости кадров специалистов и квалифицированных рабочих, в возможности привлечения дефицитных специалистов, в здоровом морально-психологическом климате и наличии высокой технологической и трудовой дисциплины. Если привлекательность предприятия для партнеров и инвесторов снижается, то вполне реально нарастание кризисных проявлений вплоть до банкротства и ликвидации предприятия. В таблице 8.1. представлен перечень организационно - правовых форм предприятий в России в соответствии с новым Гражданским кодексом, действующим с 1995 года. Таблица 8.1. - Организационно - правовые формы предприятий в России
8.3. Жизненный цикл предприятия и функции менеджмента Каждое предприятие возникает, развивается или может прийти к разорению и банкротству. Жизненный цикл предприятия представлен на рисунке 8.4. Проектирование нового предприятия ведется под конкретные бизнес-идеи. Бизнес-проект позволяет оценить выгодность и осуществимость идеи. По учредительным документам - уставу предприятия, учредительному договору и заявке предприятие регистрируется и вносится в государственный реестр. При необходимости получаются лицензии или сертификаты. Установление хозяйственных связей с предприятиями инфраструктуры (энергия, вода, недвижимость, банки и др.), с поставщиками и потребителями позволяет выпустить пробные партии товаров (услуг) и сертифицировать качество. Постепенно предприятие выходит на проектные мощности, а при наличии рынка может расширить производство. При наличии рыночных ограничений свободные средства предприятие может направить на инвестиции, в том числе на учреждение новых предприятий в выгодных отраслях хозяйства. Таков положительный цикл развития предприятия. На каждой стадии могут возникнуть кризисные ситуации. Так, последние годы многие предприятия испытывают недостаток оборотных средств, что порождает финансовый кризис неплатежей. Задержки выплаты зарплаты приводят к трудовым спорам вплоть до забастовок. Ограничения покупательной способности заказчиков ведут к кризису сбыта продукции, как и трудностям в закупках. Кризисные явления изучаются, анализируются и при положительной оценке на возможность решения проблем разрабатываются и осуществляются программы cанации, т.е. устранения причин, порождающих кризис. Если антикризисные действия не приносят эффекта и долги предприятия государству или кредиторам превышают законные пределы, суд объявляет предприятие банкротом. Ликвидационная комиссия описывает, оценивает и распродает имущество, рассчитывается с претензиями в пределах возможности и предприятие ликвидируется, в т.ч. выводится из реестра. Такова печальная судьба многих предприятий, особенно в сфере малого бизнеса. Если социальный ущерб от банкротства предприятия невелик, то в экономическом плане банкротство есть способ излечения и избавления экономики от больных неэффективных предприятий. Персонал и часть средств переходят на другие более эффективные предприятия в прогрессирующих отраслях хозяйства. На всех стадиях жизненного цикла предприятия им нужно управлять. Система управления предприятием конкретно формируется на каждом предприятии с учетом десятков факторов внутренней и внешней среды. В странах с рыночной экономикой функция управления деловыми организациями получила название “менеджмент ”, а специалисты по управлению называются менеджерами. Эта терминология постепенно входит и в деловой язык России. Управление предприятием осуществляется посредством ряда параллельных действий (функций) - планирования, организации, мотивации персонала и контроля. Планирование деятельности предприятия включает в себя выработку стратегического плана на 3-5 лет, текущего или оперативного планирования и разработки целевых программ. Стратегические планы разрабатываются высшим руководством фирмы и включают в себя четко сформулированные, измеримые цели фирмы, ее миссию и политику, необходимые организационные нововведения. Оперативные планы работ ведут руководители и специалисты всех уровней- от первичного до высшего звена. При возникновении сложных проблем, требующих концентрации сил и средств на их решение, разрабатываются целевые программ, например, программа технической реконструкции, программа санации, инвестиционные программы. Стратегия и цели фирмы позволяют формировать организационные структуры управления. Выбор оргструктуры зависит от конкретного состояния предприятия, его технологии, сложности, масштабов деятельности. Традиционно на средних и крупных предприятиях использовались линейные и дивизиональные оргструктуры управления через отношения руководитель -подчиненные в иерархической пирамиде. Современное производство в лидирующих отраслях, таких как электроника, информатика, авиационная и космическая промышленность требует создания более гибких и эффективных структур. Возникают и быстро распространяются системы управления по проектам, матричные структуры, информационно- управленческие системы. Успех дела на любом предприятии зависит от людей - менеджеров, специалистов, рабочих. Значит, необходимо создать благоприятную рабочую среду и стимулировать эффективный и качественный труд. Мотивация персонала осуществляется через выбор эффективной системы оплаты труда, создания систем продвижения работников или служебного роста, поощрения предприимчивости и творчества. Это создает здоровую среду трудового согласия, а не конфронтации и “классовой борьбы”. Доверяй, но проверяй! Принцип контроля деятельности необходим в любой системе управления. Технологический контроль качества выполнения работ, контроль дисциплины и порядка в подразделениях и на рабочих местах, управленческий контроль за ходом выполнения планов и решений обеспечивают соблюдение сроков и координацию, а при необходимости и корректировку процессов производства, сбыта, трудовых взаимоотношений. В последние годы успех предприятий в условиях ужесточающейся конкуренции, нарастания угроз и риска все более зависит от качества управления. Деловая активность, организованность, согласованность действий, гибкость, достаточная и достоверная информация, здоровая деловая атмосфера - все это определяет корпоративную культуру и успех управления. Высокое качество и гибкость управления особенно важны в процедурах антикризисного управления. В планировании необходимо иметь как стратегический план восстановления экономической устойчивости и конкурентоспособности предприятия, так и реальные бизнес-планы по доходным проектам с ускоренным оборотом капитала. В организации управления важно опираться на инициативу персонала, привлечение высококвалифицированных специалистов и консультантов. Трудно мотивировать персонал кризисных предприятий, поскольку ограниченные текущие доходы не позволяют повышать оплату труда. Тем важнее задействовать мотивы будущих доходов, патриотические чувства сохранения своего предприятия. Выполнение планов санации или банкротства контролируется не только администрацией, но и кредиторами, и государственными органами.
Контрольные вопросы. 1. Разъясните смысл предприимчивости. Приведите примеры деловой предприимчивости известных Вам людей. 2. Охарактеризуйте главные свойства личности предпринимателя. Расскажите о жизненном пути известных предпринимателей России - Демидова, Третьякова, Морозова и предпринимателей современности - Т. Тернера, Св. Федорова и др. 3. Определите основные достоинства и недостатки частных, коллективных, корпоративных и государственных предприятий 4. В чем различия между коммерческими и некоммерческими организациями? 5. В чем специфичность и выгоды малого, среднего и крупного бизнеса 6. Как соподчиняются инновационный, инвестиционный, производственный и торгово-посреднический бизнес? 7. В чем причины криминализации бизнеса? Как повысить культуру и цивилизованность предпринимательства в России? 8. Какова производственная и технологическая структура предприятия? 9. Нарисуйте и опишите экономическую структуру предприятия. 10. Каковы интересы лиц, создающих предприятие, и как обеспечить его социальную привлекательность? 11. Сравните особенности моделей поведения на американских, японских и многих российских предприятий. 12. Перечислите организационно-правовые формы предприятий, разрешаемых Гражданским Кодексом России. 13. На конкретном примере раскройте последовательность действий предпринимателя по созданию и положительному развитию предприятия. 14. В чем причины кризисных проявлений в работе предприятий и как провести его санацию? 15. Когда предприятие признается банкротом и как оценить значение банкротств в экономике? 16. Какова роль и функции менеджмента в развитии предприятий?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.219 (0.012 с.) |