ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.



 

В нашей повседневной жизни мы постоянно вступаем в финансовые отношения: при уплате налогов, получая зарплату, стипендии, пособия, участвуя в лотереях. Что такое финансовая система государства, каковы принципы ее построения и особенности в современной России? Как проводить фискальную политику государства, и добиться положительных макроэкономических последствий? Каковы принципы справедливого налогообложения, содействующие росту деловой активности предприятий? Как наполнить государственный бюджет и проводить бюджетную политику, выгодную обществу и ведущую к прогрессу? Эти вопросы решаются через финансовую систему.

 

Необходимость, сущность и функции финансов

 

Финансы - это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового национального продукта.

Денежные платежи и расчеты ведутся:

ð между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой - при уплате налогов или получении государственных субсидий;

ð между физическими и юридическими лицами - при выплате заработной платы, начислении в социальные фонды;

ð между юридическими лицами - в кредитных сделках, в осуществлении совместных инвестиционных проектов, во взаимных расчетах;

ð между отдельными государствами - по платежам и валютным обменам.

Звеньями финансовой системы являются: бюджеты различных уровней:

- федеральный;

- региональные;

- местные;

- фонды пенсионного социального, имущественного и медицинского страхования, которые с 2001 г. объединены в единый социальный фонд;

- валютные резервы государства;

- денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур;

- специальные денежные фонды, например, дорожный фонд, фонд поддержки правоохранительных органов, образовательные фонды;

- бюджеты домохозяйств.

Выделяются финансы хозяйствующих субъектов (предприятий), финансы населения (домохозяйств) и финансы государства. Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную - все расходы и сбережения населения.

Основой финансовой системы являются финансы предприятий так как они способствуют формированию финансов как домохозяйств, так и государства в целом.

Основным принципом построения финансовой системы является принцип фискального федерализма. Правительство выражает общенациональные интересы и определяет общие расходы на оборону, космос, науку, на государственные инвестиции в развитие экономики. Местные органы власти финансируют развитие школ, на социальные программы, охрану общественного порядка, здравоохранение, благоустройство и др.

Превышение госдолга над ВНП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

На этом фоне в 1996 г. дефицит консолидированного бюджета РФ составил 94,3 трлн. руб. или 6,1% ВВП. В 2000 г. получен профицит бюджета в сумме 137,6 млрд. руб. или 1,94% ВВП.

Финансовая система государства воспроизводит все процессы по распределению ВНП. Поэтому политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

 

Государственный бюджет

 

Госбюджет - основной финансовый план государства (обычно на год), государственных расходов и источников их финансового покрытия, который охватывает доходы и расходы как центрального правительства, так и властей всех уровней управления.

Госбюджет представляет собой компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы. По поводу бюджетных расходов на социальные цели находится компромисс между общегосударственными и местными интересами; компромисс между отраслями экономики в отношении распределения налогов и бюджетных дотаций, ориентиром государственной территориальной структурной политики; компромисс между интересами отдельных отраслей и монополий по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и госзаказов, подрядов на строительство, государственных инвестиций и др.

Типичная структура бюджетных расходов и доходов, удельный вес отдельных статей в госбюджете стран с рыночной экономикой такова[20]:

 

РАСХОДЫ (в %)

  страны Европы Россия 1996-1998 гг.
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели ................................................ 40-50
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ ..................................................... 10-20 10-30
Расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам ........... 10-20 20-25
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, милиции, органов юстиции и пр. ….................................................................... 5-10 5-15
Платежи по государственному долгу .............................. 7-8

 

ДОХОДЫ в (%)

  страны Европы Россия 1996-1998 гг.
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор)................................................. 75-85
Неналоговые поступления: доходы от госсобственности, госсектора в экономике, госторговли ....................... 5-8
Взносы в госфонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы ............................... 10-12

 

Следует подчеркнуть, что расходы госбюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Но в государственной экономической политике активную роль выполняют бюджетные доходы, в первую очередь такие инструменты как налоги и ускоренная амортизация основного капитала.

Проблема сбалансированности госбюджета- идеальное исполнение госбюджета это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств для непредвиденных обстоятельств или перевода в бюджет следующего года. Таков сбалансированный бюджет при жесткой дисциплине его исполнения.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами - внутренними и внешними. Возможна и дополнительная эмиссия денег, но она должна быть оправданной во избежание инфляции, раскручивания спирали цен, воспроизведения бюджетного дефицита.

Государственный долг - задолженность правительственных органов, которая накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Превышение госдолга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивости денежного обращения.

Госдолг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный ( свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги.

Предметом особого внимания является внешний долг. Внешний долг России на начало 2001 г. превышал 140 млрд. дол. США. Выплата этого долга и процентов по нему отягощает госбюджет. Так, в 2000 г. на выплату средств в счет внешнего долга было направлено около 1/3 федерального бюджета.

Государство принимает ряд мер, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей:

1. Перенос предстоящих в скором времени платежей на отдаленное будущее; или реструктруризация долга. Но это возможно только с согласия кредиторов.

2.Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии- превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, участие в капитале, права, в том числе на приватизацию госсобственности в стране должник.

3. Обращение страны-должника к международным банкам за льготными кредитами для преодоления кризисной ситуации. Но такие кредиты, как правило, обусловливаются жесткими требованиями.

 

Налоги. Кривая Лаффера.

 

Главной статьей бюджетных доходов являются налоги. Под ними понимается обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, налоговых органов и законодательства образует налоговую систему. Объектами налогообложения является доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

В процессе налогообложения используются следующие понятия:

- субъекты налога, или налогоплательщики – лица физические и юридические, на которые законом возложена обязанность платить налоги;

- объекты налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, имущество и др.);

- источники налога – доходы, за счет которого уплачивается налог;

- ставка налога – величина налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица измерения товара, единица земельной площади и др.).

Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – косвенные налоги на товары и услуги: налог с оборота- в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги частично или полностью возмещаются через цену товара или услуги.

Система налогов и сборов в Российской Федерации включает 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, в том числе[21]:

Федеральные налоги.

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы на государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) Федеральные лицензионные сборы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.247.69 (0.008 с.)