Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль информатизации в постиндустриальном обществе.

Поиск

 

Информатизация экономики - процесс превращения информации в экономический ресурс первостепенного значения. Происходит это на базе компьютеризации и телекоммуникаций, обеспечивающих принципиально новые возможности экономического развития, многократного роста производительности труда, решения социальных и экономических проблем, становления нового типа экономических отношений.

Первоосновой информатизации экономики являются достижения фундаментальных и прикладных наук, которые воплощаются в новых информационных технологиях и средствах производства, что в свою очередь стимулирует очередной виток научно-технических достижений на базе применения новейших информационных инструментов исследования. Эти накопленные в обществе научно-технические достижения составляют важную часть национальных информационных ресурсов.

Помимо достижений науки и техники в состав информационных ресурсов входят и «рассеянные в обществе знания» (определение Ф. Хайека), неотделимые от личностей конкретных людей: специалистов различного профиля, обладающих профессиональными знаниями, умениями, опытом. Информационные ресурсы, взаимодействуя с техническими средствами обработки и передачи информации, породили новую отрасль экономики - Индустрию информатики и оказывают революционизирующее воздействие на традиционные отрасли производства - промышленность, связь, транспорт, торговлю, финансово-кредитную систему.

Вступление в постиндустриальную, информационную цивилизацию прежде всего подтверждается макроэкономическими показателями промышленно развитых стран - увеличилась доля вклада информационного сектора в валовом национальном продукте, повысилась доля работников, занятых обработкой и передачей информации в общей численности занятых. Так, в 1958 г., когда впервые был поставлен вопрос о количественной оценке вклада информационного производства в национальное богатство и выделены 30 отраслей, производящих знания, объем информационного сектора экономики США был оценен в 28.6%. Согласно современным оценкам, этот показатель составляет уже свыше 50%. Однако фактически доля информационного производства в экономике промышленно развитых стран выше. Это связано с так называемым вторичным информационным сектором, к которому в соответствии предложенной М. Поратом в 1977 году классификации относятся информационные товары и услуги внутрифирменного потребления. Если объем производства в первичном секторе поддается точному подсчету, то продукт вторичного информационного сектора не имеет самостоятельной оценки и включается в рыночную цену выпускаемого информационного товара.

Динамика распределения трудовых ресурсов по отраслям производства также свидетельствует о возрастающем значении информационного сектора: удельный вес занятых в нем непрерывно увеличивается. В начале 80-х годов в США доля занятых обработкой информации составляла 45% всех наемных работников. К 2000 году прогнозируется увеличение этого показателя до 60-70%.

Производство вычислительной техники и средств связи, являясь материально-технической базой информатизации, представляет собой во многих отношениях уникальную отрасль. Ее специфика невероятно высокие темпы развития (с точки зрения прогресса технологии и масштабов производства). Примерно за 40 лет четырежды менялась элементная база всей электроники: электронные лампы, транзисторы, интегральные схемы, сверхбольшие интегральные схемы. Это привело к огромным изменениям в скорости, мощности, размерах и стоимости вычислительных устройств. Очень важное обстоятельство - рост качества и улучшение эксплуатационных характеристик вычислительной техники сопровождается непрерывным понижением цен на компоненты компьютерных систем в целом.

Отрасль информационных услуг (информационный бизнес) занимает заметное место в структуре экономики промышленно развитых стран. К числу предприятий, специализирующихся на обработке информации, относятся различные исследовательские центры, институты научно-технической информации, консультативные фирмы, агентства, вычислительные центры и др.

Производство на предприятиях информационного комплекса имеет ряд особенностей. В частности, предметами труда в этой отрасли выступает первичная информация, средствами труда - всевозможные способы ее преобразования, хранения, передачи, а целью производства является удовлетворение информационных потребностей заказчика. В связи с этим возникают проблемы оценки труда и эффективности информационной деятельности.

Первоначально информационно-вычислительные услуги предоставляли на коммерческой основе предприятия, располагавшие большими вычислительными мощностями для собственных нужд - авиационные, электротехнические фирмы. В дальнейшем, с распространением персональных компьютеров, этот сегмент информационного бизнеса потерял былое значение. Другой вид этого бизнеса - развитие специализированных коммерческих банков данных, услугами которых могут пользоваться различные отрасли, а также предприниматели. В начале 90-х годов в США насчитывалось 3457 баз данных, общий объем оказанных на их основе услуг оценивался в 7.5 млрд. долл. Производство средств программного обеспечения - третий сегмент отрасли информационного бизнеса, значение которого растет постоянно. В 80-е годы в США наблюдался 23% ежегодный прирост в этом секторе. Если 10-15 лет назад из 10 долл., вложенных в переработку информации, лишь 1 затрачивался на программное обеспечение и услуги, то в настоящее время эти затраты составляют половину всех расходов на обработку информации, а в 90-е годы, этот показатель достигает 80%. Существенные тенденции на развитие информационных технологий оказывают глобализация и конвергенция.

Глобализация - ведущая тенденция развития информационных технологий (ИТ). Приведем интересный анализ состояния и потенциальных возможностей основных производителей и потребителей ИТ. Возникают неожиданные области применения ИТ, на базе которых очень быстро развиваются новые крупные научно-исследовательские программы, конкретные проекты и международные объединения поставщиков и производителей ИТ.

В целом доля потребления Северной Америки в мировом рынке ИТ соответственно составляет 40% в области средств и услуг телесвязи и свыше 60% в области микрокомпьютеров и программного обеспечения. Японский рынок, являющийся вторым по величине, потребляет 12-18 % мировой продукции ИТ, западная Европа - 25-30 %, из которых на долю Франции, Великобритании, Германии приходится приблизительно по 20 % общего объема. Доля Азии вместе с другими континентами составляет 5-10 %.

Как лидеры компании Северной Америки постепенно сдают свои позиции (прежде всего, японским фирмам), однако продолжают доминировать среди 100 ведущих компаний мира. Исключения составляют два направления: США доминируют на мировом рынке в области поставок компьютерного оборудования-75 % и программных средств-65 %, что, безусловно, связано с наличием такого признанного лидера в этих областях, как фирма «Ай Би Эм». За последние десятилетия Япония произвела около 50 % бытовой электроники и постоянно увеличивает свои доходы в таких областях, как потребительская электроника, конторское обслуживание и др.; за счет соответственного снижения доходов североамериканских и европейских производителей. Число 100 крупнейших компаний в области ИТ в настоящее время входят 18 японских. Однако, в настоящее время в конкуренцию на мировом рынке активно включились фирмы Австралии, Кореи, Тайваня и других стран Океании, Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна. Сингапур, в частности, стал признанным центром поставок программных средств и других информационных услуг по всей Азии.

Западная Европа потребляет только 25-30% мирового объема ИТ. И эта доля может сокращаться, в то время как около половины мирового спроса на ИТ приходится на США. Общая доля европейских компаний на внутреннем рынке составляет только 30-40%,а на мировом рынке им принадлежит не более 10-15% общего объема поставок ИТ. Среди 100 крупнейших частных компаний только 19 - европейские. Все европейские страны являются нетто-импортерами ИТ, и их торговый дефицит в области новейших технологий растет.

Западная Европа является инициатором развития принципиально нового направления вычислительной техники - транспьютерных систем, значительно опережая США и Японию. Наряду с американской и японской программами в 1988 г. была принята Общеевропейская программа по разработкам нейро-компьютеров.

Конвергенция. Ранее сферы производства и сферы услуг можно было легко определить и дифференцировать. Однако описанные выше информационные тенденции меняют традиционные представления. Некоторые виды продукции и услуг в современных условиях разграничить достаточно сложно. В результате некоторые фирмы, специализирующиеся на предоставлении вычислительных ресурсов и информационных услуг («Макдоннелл Дуглас», «Эй Ди Пи» превратились в поставщиков оборудования (Ай Ви Эм,»Ванг») стали оказывать информационные услуги и услуги телесвязи.

Одним из результатов конвергенции является быстро развивающаяся тенденция среди действующих в области ИТ компаний к объединению с другими компаниями либо посредством прямого приобретения, либо на основе первичных форм кооперативной собственности. Например, в течении последних трех лет ранее противостоящая остальным фирмам «Ай Би Эм» создала совместные предприятия с такими разными партнерами, как «Санкио Сейко», «Сеарс», «Эм Си Ай», «Си Би Эс», «Интел» и «Сратус». «Эй Ти Ти» установила партнерские отношения среди многих других с фирмами «Рико», «Филипс», «Квотрон», «Оливетти» и японской «И Эн Си».

В начале 90-х годов развитие информационных тенденций привело к тому, что число ежегодных слияний и сделок купли-продажи фирм в области ИТ приблизилось к 1000 на сумму от 5 до 10 млрд. долл. Наиболее активно этот процесс протекал в трех областях ИТ, относящихся к сфере услуг, хотя и в остальных областях сферы производства продукции ИТ наблюдался рост числа совершенных сделок.

В настоящий момент попытки многих фирм преодолеть в одиночку конкуренцию в области ИТ почти наверняка обречены на неудачу. Только объединение их позволяет преодолеть существующие проблемы. Фирмы, интегрированные как по вертикали, так и по горизонтали в области аппаратных средств и телесвязи, начинают искать партнеров в области создания информационного продукта. Требование обеспечения способности к взаимодействию обусловило стремление фирм-разработчиков информационного продукта к участию в создании и эксплуатации сетей в целях более широкого распространения их баз данных, программного обеспечения и средств обработки данных прикладного назначения. Многочисленные компании - производители аппаратуры для компьютеров и сетей телесвязи, а также конторского оборудования кооперируются с другими поставщиками.

Исследовательские институты прогнозируют к концу столетия резкий рост числа компаний, делающих бизнес в Интернете, и увеличение среднего оборота, приходящегося на одну компанию.

По данным «Янки групп», оборот электронной коммерции в 2000 году превысит 134 млрд. долл. Расчеты между компаниями через Интернет вырастут с 600 млн. долл. в 1996 году до 66 млрд. в 2000 году.

По мнению аналитиков компании «Дейтаквест», объем рынка программного обеспечения и услуг в Интернете к 2001 году составит32 млрд. долл.

Такое развитие коммерции в Интернете приведет к тому, что при составлении бизнес-планов компаниям придется все более ориентироваться на мировое сетевое сообщество. К концу столетия соотношение числа подключенных к Интернету компьютеров к общему количеству компьютеров в мире вырастет практически вдвое, составив 39% от их общего количества. При этом примерно половину из подключенных к Интернету компьютеров составят машины, используемые в бизнесе.

Уже сейчас подавляющее большинство коммерческих организаций имеют представительства в Интернете. Однако об эффективном их использовании задумываются далеко не все. В то же время проблема эффективного использования интернет-технологии в бизнесе скоро станет одним из важнейших факторов, определяющих способность компаний успешно развиваться.

В России в настоящее время насчитывается более 300 тыс.. пользователей услугами Интернета (в США их более 20 млн.).Такие рынки, как реклама, содействие в продвижении компаний в Интернет, пока только зарождаются. Однако темпы развития позволяют считать, что эта индустрия одна из наиболее перспективных и требующих к себе пристального внимания со стороны отечественных коммерческих организаций.

Таблица 17.1- Количество и категории пользователей услуг Интернета (млн.)

  1996г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г.
Европа          
Северная Америка   43,5      
Япония          
Страны азиатско- тихоокеанского региона 0,5        
Остальные страны 0,2 0,5      
Количество компьютеров в мире          
Компьютеры, подключенные к Интернету, в %          
Корпоративное применение Интернета          
Интернет в малом бизнесе 2,2        
Интернет для дома 13.5        
Всего 45,7        

Компьютерные сети в России представлены такими крупными компаниями-провайдерами, имеющими выход в Интернет, как: «Демос», «Гласнет», «Роснет», «Ранет», «Россия-Он-Лайн» и др. Практически в каждом административном центре (областного уровня) функционируют сервис-провайдеры или операторы Интернет. Так, в Орловской области действуют наиболее известные компании-операторы, специализирующиеся в сфере информационных услуг, такие как ЗАО «Ф1/Р1» и ЗАО «Ресурс-связь». Компания «Ф1/Р1» имеет самостоятельное спутниковое включение, компания «Ресурс-связь» действует через провайдера АО «Редком».

Информация активно участвует в процессе производства, существенно влияя на производительную силу труда. Воздействие информации на производство связано с её овеществлением в факторах производства, прежде всего, в используемой квалифицированной рабочей силе.

Одним из главных качеств информационного ресурса является его практическая неисчерпаемость. По мере его использования, потребления, по мере развития общества запасы информационного ресурса лишь возрастают. Информационный ресурс не исчезает в процессе производственного использования, а сохраняется и даже увеличивается за счет конструктивных изменений с учетом накапливаемого опыта и местных особенностей применения.

Специфика информационного ресурса проявляется и в его соотношении с другими экономическими ресурсами и факторами производства. В наши дни информация всё больше выступает не только в качестве дополняющего ресурса, но и как замещающий ресурс, способный замещать материальные и трудовые ресурсы, снижать абсолютные и относительные потребности в последних. Благодаря этому происходит оптимизация общественного производства, изменяется характер и структура общественного труда, растет его производительность.

Информационные технологии активно воздействуют на производственный процесс. Основными направлениями этого воздействия выступают: сокращение количества промежуточных звеньев при этом процессе, повышение управляемости производственных систем, сглаживание цикличности экономического развития, усиление роли длинных волн экономической динамики, усиление роли образовательного, квалификационного и культурного уровня работников.

Информационные ресурсы в зависимости от формы собственности на них могут быть:

ð федеральными информационными ресурсами;

ð информационными ресурсами субъектов Российской Федерации;

ð информационными ресурсами, находящимися в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

ð региональными (муниципальными) информационными ресурсами;

ð информационными ресурсами предприятий различных организационно-правовых форм.

Информационные ресурсы для потребителей выступают в форме информационных продуктов и услуг.

Информационный продукт, или продукт информационной деятельности отражает информационную модель производителя, в которую воплощены в первую очередь его собственные представления о некоторой предметной области. При этом получаемая информация воспринимается как первичные данные, которым еще предстоит стать полноценной информацией, будучи воспринятой в рамках информационных моделей пользователей. Ценность информационного продукта для пользователей и, соответственно, его коммерческий успех зависит от того, насколько этот продукт сможет удовлетворять потребности пользователей. Информационный продукт заложен и хранится в различных носителях: компьютерных файлах, дискетах, магнитных лентах, лазерных дисках и др.

В отличие от материальных благ информационный продукт:

ð является продуктом творческого сознания;

ð оценивается по конвенциальным единицам объема с использованием социально-экспертных оценок с учетом альтернативной стоимости;

ð имеет дискретно-потоковый характер;

ð износ информационных продуктов выражается через потерю их ценности;

ð воспроизводство информационных продуктов осуществляется посредством инноваций.

Информационный продукт является всеобщим предметом и всеобщим средством труда, а также всеобщим продуктом, являющимся результатом сложного интеллектуального труда. Информационные продукты используются в качестве предмета, средства труда и всеобщего продукта труда практически во всех отраслях экономики. Без информационных продуктов в современных условиях невозможно развитие экономики и общества.

Как экономическая категория информационный продукт выражает отношения между юридическими и физическими лицами, субъектами экономики в связи и по поводу производства (создания), распределения, обмена и потребления определенной информации, собранной и зафиксированной на различных носителях.

Современные информационные технологии предполагают предоставление пользователям не только информационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т.п.).

Информационная услуга – это получение и предоставление в расположение пользователей различных информационных продуктов. Появление информационных услуг расширило спрос на информационные продукты, так как способствовало индивидуализации предложения информации – его приближению к индивидуальным предпочтениям отдельных пользователей, а также сближению информационных моделей производителей и пользователей информационных продуктов.

По поводу информационных ресурсов (продуктов) в обществе возникают и развиваются экономические отношения. Эти отношения многообразны и совершаются в различных сферах и на различных уровнях: на микро- и макроуровнях, в различных секторах рыночной экономики, между различными субъектами хозяйствования. Основными рыночными субъектами выступают государство, предприятия, предприниматели и домохозяйства.

В системе экономических отношений по поводу информационных ресурсов (продуктов) основными являются отношения между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) этих информационных ресурсов (продуктов).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.10 (0.011 с.)