МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА



 

Более 70 млн. граждан России относятся к экономически активному населению. Экономическую, деловую активность должны развить в себе и Вы, наши уважаемые студенты. Деловитость, продуктивность работы несовместимы с экономической малограмотностью или даже безграмотностью.

Между тем опыт 1992-1995 гг. показал, что на почве массовой экономической безграмотности пышным цветом расцветают гигантские финансовые аферы, жируют преступные кланы и группировки. Достаточно назвать 40 млн. обманутых вкладчиков, доверивших свои сбережения аферистам из "МММ", "РДС" и еще более 1000 подобных кампаний. Только сила знания может противостоять силам невежества и обмана.

Изучение экономической теории позволит Вам сформировать правильные понятия об экономике, осознать свои предпринимательские и трудовые способности, определить ориентиры для будущей жизни.

 

Экономика - наука и сфера хозяйственной жизни.

Основные школы экономической мысли.

 

В книге "Заветные мысли" великий русский ученый Д.И. Менделеев за-

метил, что "образование есть, благоприобретенный капитал, отвечающий затрате времени и труда и накоплению людской мудрости... Нам особенно нужны образованные люди - писал он - близко знающие русскую природу, т.е. всю русскую действительность, чтобы мы могли сделать настоящие самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития страны ..." [1]

Человечество накопило огромный запас знаний о природе, об обществе, о человеке, его духе и сознании. В общей системе знаний развивается и экономическая наука. Раньше экономические взгляды были неразрывной составной частью философии. В 17-18 веках экономическая наука выделилась в особую общественную науку. В учебном курсе мы будем опираться на достижения и вклад основных школ экономической мысли (схема 1). Хотя палитра экономических воззрений, концепций и взглядов конечно же намного богаче и многограннее.

 

 

 
 

 


Рисунок 1.1 - Основные школы экономической мысли

 

Меркантилизм - (мерканте - итал.купец) XV-XVII века. Идеология господства торгового капитала. Купить, чтобы продать дороже - исходный принцип. Продать за границу больше, чем покупать. В теории меркантилисты искали закономерности в сфере обращения, в торговле и в денежном обороте. В экономической политике - всемерное накопление драгоценных металлов в стране и в государственной казне. " Люди гибнут за металл..." - и принцип, и реальность, если описывать завоевания Индии, покорение Америки. Шла эпоха первоначального накопления капитала. Крупнейшие авторы меркантилизма: Томас Манн (1571-1641) в Англии, министр короля Франции Жан Кольбер (1619-1683), русский писатель и экономист И.Т. Посошков (1652-1726).

Физиократы.(физио, кратос (фр.) - власть природы). Идеология земледельческого капитала. Естественный порядок, собственность священна, laisses faire - свобода действий без вмешательства государства, все богатства - от земли: таковы идеи физиократов. Земледельцы - производительный класс, остальные - бесплодные. Единый земельный налог должен заменить все налоги. "Экономическая таблица" французского врача и экономиста Франсуа Кенэ (1694-1774) впервые раскрывала кругооборот общественных продуктов и доходов. Им же введены категории инвестиций и издержек производства. А. Р. Жак Тюрго (1727-1781) французский ученый и государственный деятель, ставший генеральным контролером финансов (по-нынешнему - премьер-министр), дополнил экономическое учение физиократов анализом рыночных механизмов и проблемы ценностей, выделил в "бесплодном классе" два разряда - предпринимателей и наемных работников.

Классическая экономическая теория. Два выдающихся ученых Англии Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823) придали экономической науке вид целостной теоретической системы. 5 книг А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" и сегодня не потеряли своей актуальности. Труд как источник богатства и основа ценности товаров. Национальный доход как разница между доходом и расходами страны. Разделение труда и обмен как формы общественной связи. Различие полезности и меновой стоимости товаров. Капитал, его оборот, виды и доходы. Модель свободной конкуренции и "невидимая рука рынка". Экономические циклы и причины кризисов. Накопление капитала и общественное воспроизводство. Функции государства в экономике. Все эти вопросы поставлены и нашли решение у классиков.

Историческая школа. Немецкие ученые А. Мюллер (1779-1829), Фридрих Лист (1798-1846), Густав Шмоллер (1838-1917), Вернер Зомбарт (1863-1941), Макс Вебер (1864-1920) и др. разработали исторический метод в политической экономии. Опираться на установленные исторические факты, а не на абстракции. Каждая нация - это особый организм со своими жизненными принципами и своей индивидуальностью. Нации присущи органичная целостность и преемственность от прошлого к настоящему и к будущему. Она не может и не должна жить только текущим потреблением, не заботясь о благе будущих поколений. Необходимо промышленное воспитание нации. В частных хозяйствах допускаются злоупотребления и другие крайности. Государственное хозяйство опирается на принцип принудительности, хоть и необходимо. В хариативных хозяйствах культивируется благотворительность и нравственность. Фундаментальные историко-экономические исследования стали незаменимым источником новых теоретических открытий.

Политическая экономия трудящихся.Так назвал мощное направление экономической мысли Н. Г. Чернышевский (1828-1889). Мечты о "земном рае", когда все люди живут в счастье и довольстве, без угнетающей заботы о хлебе насущном, когда нет насилия и эксплуатации нищеты и бесправия, когда во всем царит справедливость и порядок - эти идеи живут с библейских времен. Модель идеального государства предлагал еще Платон. Первохристианский коммунизм проповедовался Христом и многими его последователями. Казненный Томас Мор (1478-1535) описал в своей "Утопии" общество без частной собственности, где все трудятся на общее благо, нет власти денег, а из золота и серебра делают "ночные горшки". Томмазо Кампанелла (1568-1639), просидев 27 лет в тюрьме, написал между пытками знаменитую книгу "Город Солнца". Граф Анри де Сен-Симон (1760-1825) прямо выступил в защиту интересов рабочего класса, развивая идеи "Нового христианства". Шарль Фурье (1772-1837) призывал вывести общество из социального хаоса, искоренить нищету и преступления, установить гармонию и справедливость.

Знаменитый Роберт Оуэн (1771-1858) практически в течение 18 лет осуществил уникальный эксперимент в Нью-Ленарке, проведя техническую реконструкцию бумагопрядильной фабрики. Он же ввел для рабочих удобные жилища, школу, ясли, детский сад, создал больничную кассу, улучшил снабжение продуктами, установил 10-часовой рабочий день (вместо обычных 12-14 часов). Но первая "трудовая коммуна" не смогла выдержать капиталистической конкуренции. Идеи общего блага, равенства и справедливости, преимущества общинного духа и общинного труда широко пропагандировали русские ученые Н.Г. Чернышевский (1828-1889) в книге "Что делать?", А.И. Герцен (1812-1870) "Былое и думы", Н. Добролюбов (1836-1861) в своих статьях и программах.

Интересы рабочего класса выразили и отстаивали в политической борьбе К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895). Ими разработана политическая экономия пролетариата, в которой доказана историческая ограниченность капитализма, основанного на эксплуатации и наживе, необходимость социалистической революции, постепенного утверждения коммунистического способа производства. Социалистические идеи получили практическое воплощение в России. В.И. Ленин (1870-1924) возглавил политическую партию рабочего класса, победившую в октябре 1917 года.

До 1991 г. в Советском Союзе практически осуществлялась политика строительства социалистического общества. Однако жесткая классовая борьба, необходимость сверхнакоплений и создания оборонного потенциала привели к утверждению в СССР уникальной системы государственно-бюрократического социализма. Неограниченная власть партийно-бюрократической элиты установилась в период правления И.Сталина (1879-1953). Индустриализация страны, коллективизация и механизация сельского хозяйства, организация победы в Великой Отечественной войне, научно-технологические прорывы в космос и в атомную энергетику, формирование самодостаточного военно-промышленного комплекса составляют героические страницы истории советского народа. Но в этой истории много трагических страниц в виде незаконных репрессий коммунистов, интеллигенции, крестьянства в 30-е годы, в создании замкнутой экономики за "железным занавесом", в формировании гигантского и малоэффективного государственного хозяйства в 60-е годы. Попытки экономических реформ не выходили за рамки догматов одной идеологии, одной партии и одной формы собственности.

С 1985 г. в СССР и России начинается поворот к либеральной модели экономической системы. Содержание, процессы и формы либерализации экономики, утверждения частной собственности и рыночных форм взаимодействия мы и будем изучать в курсе экономической теории. При этом будут учитываться экономические воззрения социал-демократии и практический опыт европейских стран, где социал-демократы длительное время находятся у власти.

Социально-институциональное направлениеэкономической мысли развивалось в работах Торстена Веблена (1857-1929), Дж.Р. Коммонса (1862-1945), Джона К.Гелбрейта (родился в 1909 г.) и др. В книге "Институциональная экономика" Д.Коммонс показал значение "институтов" - государства, семьи, моральных и правовых норм, корпораций, профсоюзов и политических партий. Действующие коллективные институты выступают регуляторами экономического поведения людей. В книге Д.Гелбрейта "Новое индустриальное общество"(1961 г.), "Экономические теории и цели общества"(1976 г.) раскрыта новая роль крупных корпораций и государства в экономике. Экономическая мощь государства определяется его способностью производить ракеты и спутники, самолеты и подлодки, системы связи и компьютеры. Только гигантские корпорации с многомиллиардными капиталами вместе с государством способны выпускать такие изделия. А в корпорациях, как и в государстве, власть принадлежит не акционерам-собственникам, а "техноструктуре", включающей ученых, конструкторов, технологов, менеджеров и финансистов. Они планируют, управляют и развивают корпорацию как сообщество специалистов, работающих на общественные цели с сохранением своего статуса и достатка.

Кейнсианство как направление экономической мысли обязано трудам и практической экономической политике Джона М. Кейнса (1883-1946). Его книга "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) стала манифестом регулируемого капитализма. Его идеи и проекты легли в основу экономических реформ Ф.Рузвельта, обеспечивших выведение США из затяжного экономического кризиса в 30-е годы. К идеям Дж.М.Кейнса мы будем неоднократно обращаться в этом курсе.

Монетаризм. Модное нынче течение экономической мысли, в том числе у идеологов "шоковых реформ" в России. Милтон Фридмен (родился в 1912 г.) вновь призвал к полной свободе действия рыночных сил. Регулируя спрос на деньги можно воздействовать на рост или подавление деловой активности. Роль государства нужно свести к минимуму.

Неоклассический синтезв экономической теории совершили Дж.Хикс, Пол Самуэльсон и др. Им удалось найти взаимосвязи микроэкономики и макроэкономики, меру сочетания свободы конкуренции с государственным регулированием.

Большой вклад в современную экономическую науку вносят теория экономического ростаитеория человеческого капитала. Они входят органической составной частью экономического анализа и будут рассматриваться нами в учебном курсе.

Профессиональные экономисты не ограничиваются изучением экономической теории. Они изучают и практически используют целый набор экономических наук. К функциональным экономическим наукам можно отнести: бухгалтерский учет, статистику, маркетинг, менеджмент, финансы, экономику труда и др. К отраслевым экономическим наукам относятся экономика промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей деятельности, отражающих сложнейшую структуру современной экономики.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.012 с.)