Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Амортизационна политика на предприятии В современных условиях

Поиск

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», Горки, Республика Беларусь

 

В современных рыночных условиях недостаточно заниматься только модернизацией и обеспечением хозяйства новыми основными средствами, необходимо умение эффективно их использовать и управлять их движением. В свою очередь должное управление невозможно без качественной и своевременной информации. Основным источником указанной информации остаются данные бухгалтерского учета.

Однако на сегодняшний день существует немало проблем в порядке применения принципов учета основных средств, что приводит к неоднозначности отражения операций на счетах. Так, по– прежнему актуальным являются вопросы обоснование сущности и раскрытия экономического содержания амортизации основных средств.

Актуальность темы очевидна, т.к. изучение данных вопросов необходимо для всех организаций и предприятий, перед которыми стоит проблема ведения учетной политики амортизации. Выбор правильной и оптимальной учетной политики начисления амортизации во многом помогает предприятию оптимизировать затраты производства, минимизировать налоги и ускорить процесс обновления парка оборудования.

Цель. Анализ амортизационной политики предприятия с учетом обновления производственно–технического оборудования, выявление наиболее серьёзных проблем и разработка рекомендаций по её совершенствованию, а также практические рекомендации для эффективной реализации амортизационной политики на предприятиях в современных условиях. [2]

В Республике Беларусь применяются два метода расчета амортизационных отчислений: равномерный (линейный) и ускоренный (нелинейный). Предприятия имеют возможность самостоятельно определять способ начисления амортизации и сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов в соответствии с постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства строительства и архитектуры [1].

Основными причинами несовершенства амортизационной политики можно назвать следующие:

− незначительные инвестиции в основной капитал за счет амортизации (20−25%), что говорит о недостаточной заинтересованности предприятий в увеличении собственных инвестиционных ресурсов;

− достаточно высокий уровень износа основных фондов предприятий (40−45%) и наблюдается динамика роста данного показателя, что естественно сказывается на производительности труда, выпуске качественной продукции, его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности;

− недоиспользование возможностей амортизационных отчислений, как инвестиционного ресурса, в связи с тем, что на преобладающем большинстве предприятий используется линейный метод исчисления амортизации;

− не анализируются возможности получения финансовых выгод при использовании ускоренных методов исчисления амортизации;

− не используется система планирования и управления амортизационными отчислениями;

− отсутствует взаимосвязь амортизационной политики с финансовой политикой предприятия;

− отсутствует методическое обеспечение процесса формирования проводимой амортизационной политики и оценки ее эффективности [3]

В амортизационной политике Республики Беларусь можно выявить ряд наиболее существенных недостатков:

1)амортизационная политика унифицирована для всех отраслей и регионов;

2)не предусмотрено прямых льгот для субъектов хозяйствования и возможности использования её инструментов в инновационных целях и др. [4].

По результатам исследования в целях совершенствования амортизационной политики рекомендованы следующие мероприятия:

1) Уточнять срок полезного использования основных средств, что будет способствовать предотвращению чрезмерного морального и физического износа основных производственных фондов.

2) Использовать нелинейных методов начисления амортизации, определить оптимальный коэффициент ускорения, ставку дисконта. Дисконтирование отражает тот экономический факт, что сумма денег, которой мы располагаем в настоящий момент, имеет большую реальную стоимость, чем равная ей сумма, которая появится в будущем.

3) Проводить анализ величины ежегодных амортизационных отчислений, чистой прибыли доли амортизационных отчислений в денежном потоке. Результаты анализа позволят во время внести изменения, влияющие на показатели эффективности работы организации.

4) Проанализировать достоинства и недостатки каждого метода для выбора метода начисления амортизации по каждому объекту.

5) Уменьшится налогооблагаемая прибыль. Накопленные средства предприятие может направить на обновление основных средств.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: утв. По- становлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства строительства и архитектуры.

2.Лукасевич, И. Я. Финансовый менеджмент: учебник / И. Я. Лукасевич. – 2011. – 765 с.

3.Некоторые аспекты повышения инвестиционной активности региона // Инновационные технологии управления социально–экономическим развитием регионов России: Материалы научно–практич. конф. с международным участием / ИСЭИ УНЦ РАН. – 2012. – С. 203−206.

4. Примшиц, Д.В. Направления развития амортизационной политики машиностроительных предприятий Республики Беларусь.– Минск: изд–во УО БГЭУ, 2010. – с.10

 

 

УДК 327:65.3

СЕМЕНОВА Е.М. – студентка

КЛИППЕРТ Е.Н. - кандидат экономических наук, доцент

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА С ЭЛЕМЕНТАМИ МСФО

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»,

Горки, Республика Беларусь

 

В современных условиях хозяйствования появляется большая потребность в наличии своевременной, достоверной и полной информации для изучения и оценки финансового положения организации и результатов ее хозяйственной деятельности. Одним из источников такой информации является бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность, составленная в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, пока недостаточно полно обеспечивает пользователей такой информацией, что обусловливает необходимость ее реформирования.

Внедрение МСФО является одним из элементов международной привлекательности как предприятия, так и экономики страны в целом. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)– это правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов фирм и компаний во всем мире. Их слабое внедрение препятствует привлечению в страну инвестиций. Ведь для инвесторов это свидетельствует об отсутствии прозрачности финансовой отчетности. А нет прозрачности — нет доверия, нет доверия — нет инвестиций, нет инвестиций — нет роста.

Поскольку принятые в Беларуси принципы и методы ведения учета и бухгалтерская отчетность отличаются от той, которая составляется в соответствии с МСФО многим белорусским организациям, стремящимся к сотрудничеству с зарубежными партнерами, приходится делать дополнительную работу по переводу своей отчетности с учетом требований МСФО.

Целью работы - облегчить доступ иностранного капитала в экономику страны, сделав отчетность предприятий прозрачной, и сами предприятия - более привлекательными для зарубежных инвесторов, повысить доверие инвесторов к отчетности предприятий и к национальной экономике в целом.

Исследованию проблемы реформирования посвящен ряд научных трудов, в частности таких известных научных работников, как О. Терещенко, И.В. Тинный, Я.А. Фомин, Н.В. Родионова, О.С. Федонин и другие.

Финансовая отчетность по МСФО формируется на базе бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной согласно требованиям законодательства Республики Беларусь, путем применения метода трансформации (перегруппировки) статей бухгалтерского баланса и отчета о прибыли и убытках, внесения необходимых корректировок и применения профессиональных суждений.

Банковская система применяет в своей практической деятельности около 11 принципов: принцип непрерывности деятельности; принцип осмотрительности; постоянство правил бухучета и отчетности; принцип начисления; приоритет экономического содержания над юридической формой; достоверность информации; разделение на активы и пассивы; преемственность входящего баланса и другие.

В целях успешной работы по составлению финансовой отчетности по МСФО целесообразно внесение изменений в нормативные правовые акты, такие как: Государственная программа в части формирования двух видов финансовой отчетности для предприятий, организаций, банков, которые работают с иностранными инвесторами и/или выходят на международные рынки капитала; Указ Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. № 67 “О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности” по обязательному аудиту финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, и отнесения затрат на его проведение на себестоимость продукции (работ, услуг). Также необходимо разработать новую редакцию Закона Республики Беларусь “О бухгалтерском учете и отчетности”, который должен приблизить принципы ведения национального бухгалтерского учета к международным и установить требования по формированию финансовой отчетности по МСФО.

Следует отметить, что резкий переход на МСФО, требующий кардинального перелома сложившегося среди большинства бухгалтеров мироощущения, может снизить эффективность учетного процесса. Необходимы постепенные и продуманные действия. Эффективное применение МСФО может быть обеспечено при условии наличия механизма взаимодействия между разработчиками международных стандартов и национальными регулирующими органами. Необходимо найти возможность непосредственного участия представителей нашей страны в совершенствовании стандартов.

Следует отметить, что внедрение МСФО в национальную систему учета может быть сопряжено с определенными рисками:

- Риск для аудиторских компаний. Поскольку МСФО предполагает подтверждение правильности составленной отчетности и получение ее аудиторского заключения, то маловероятно, что стороны, заинтересованные в составлении отчетности по МСФО выразят доверие белорусским аудиторским компаниям, а не обратятся за услугой к представителям международных аудиторских брэндов. Это в свою очередь вызовет некоторое сужение рынка аудиторских услуг в РБ.

- Риск для предприятий. Внедрение МСФО вызовет рост расходов за счет увеличения затрат на обучение бухгалтерского персонала, удорожания аудиторских и консалтинговых услуг, неизбежности ошибок в процессе перестройки учетных систем.

- Системные риски. Их сущность заключается в том, что представители РБ не принимают участия в процессе нормотворчества развития международных стандартов.

Юридически безупречно положения МСФО могут найти свое применение на территории Беларуси только опосредованно, путем издания на их основе национальных правовых актов в сфере нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Также необходимо детально разработать методику трансформации отчетности в международный формат в целом по стране и установить перечень тех предприятий, где она необходима и должна применяться для международных инвестиционных программ, выхода на внешние рынки.

Поскольку стандарты отчетности не могут «функционировать» сами по себе, то в дополнение к высокому качеству самих стандартов, успех их применения зависит от наличия инфраструктуры финансовой отчетности: эффективной практики корпоративного управления, высококачественных стандартов и практики аудита, эффективного механизма правового внедрения и отслеживания порядка выполнения [1].

При разработке стратегии развития организации, решившейся на внедрение МСФО, важно понимать, что применение мировых стандартов не обеспечивает быструю окупаемость данного мероприятия. Долгосрочный эффект от внедрения МСФО заключается в том, что для принятия управленческих решений будет использоваться достоверная и качественная информация, а значит, возрастает эффективность бизнеса – как текущей деятельности, так и инвестиций.

Таким образом, следует отметить, что МСФО имеют большое значение не только для банков и отдельных предприятий как инструмент привлечения дополнительных инвестиций и элемент высокой корпоративной культуры управления, но и для развития экономики страны в целом, поскольку Международные стандарты финансовой отчетности способствуют формированию более “чистого” и открытого бизнес-климата и интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.

 

Литература

 

1. Стефанович, Л.М. МСФО и белорусские банки: интеграция в мировую экономику / Л.М.Стефанович // [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: www.nbrb.by/bv/narch/402/5.pdf. - Дата доступа: 10.04.2015.

 

 

УДК 336.74

Сивицкая Ю.В. – студент

Купцова-Колос Е.А.магистр экономических наук, ассистент



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.253.171 (0.009 с.)