Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия деятельности предприятий

Поиск

Предприятия могут иметь разные режимы или условия деятельности разница в основном относится к условиям функционирования частных и государственных предприятий. Типичными условиями деятельности частного предприятия в рыночной среде можно считать:

а) самостоятельное осуществление воспроизводственного процесса. Иными словами; предприятие должно собственными силами своими средствами обеспечивать свое воспроизводство свою жизнеспособность. Предприятие может воспользоваться и денежными ресурсами других субъектов - получить кредит, привлечь денежные средства путем продажи собственных облигаций, но происходит все это на заемной основе, эти ресурсы должны быть возвращены, причем с определенной платой за услугу;

б) полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Эта ответственность ложится главным образом на плечи владельцев предприятия. Распределение между ними этой ответственности определяется формой организационно-правового устройства предприятия;

в) прибыль, которая выступает основным источником средств для развития предприятия. Стремление к развитию является естественным для предприятия. Расширение предприятия приносит, как правило, большие денежные доходы его владельцам. Решающим источником денежного обеспечения такого развития для большинства предприятий выступает прибыль;

г) предприятие, как правило, конкурирует с другими, предприятиями. Конкуренция существенно влияет на поведение предприятия, его внутреннюю организацию;

д) экономическая помощь государства носит локальный, исключительно, выборочный характер. Эта помощь, направленная на поддержку воспроизводства предприятия, должна исходить, прежде всего, из интересов национальной экономики в целом. Государство не может и не должно быть щедрым спонсором. Оно должно быть в этих вопросах достаточно «скупым», но, в то же время, расчетливым и дальновидным в определении возможных макроэкономических последствий.

В приблизительно таких же условиях могут действовать и некоторые государственные предприятия. Дифференциация режимов деятельности государственных предприятий, естественно, является прерогативой самого государства. В результате, все же большая часть государственных, предприятий получает иной некоммерческий или не совсем коммерческий режим функционирования. Его основной отличительной особенностью является менее строгая экономическая ответственность в первую очередь управленцев, за результаты деятельности: предприятия, менее жесткие финансовые условия, большое количество ограничений, устанавливаемых правительственными структурами. Многие государственные предприятия, например, коммунального хозяйства, электро- и газоснабжения, связи, транспорта работают при отсутствии конкуренции, выступают чистыми монополиями.

Предприятия могут объединяться в:

- ассоциации договорные объединения, созданные с целью постоянной

- координации хозяйственной деятельности. Ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность кого-либо из ее участников;

- корпорации договорные объединения, созданные на основе совмещения производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого их участников;

- консорциумы временные уставные объединения промышленного и

- банковского капитала для достижения общей цели;

- концерны - уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основании полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей.

Производственные объединения (ПО) объединение промышленных предприятий на основе однородных технологий производства продукции, с централизацией финансовых, производственных и учетных функций.

Научно-производственные объединения (НПО) — объединение научных, технологических, конструкторских и производственных предприятий во главе с научно-исследовательской организацией. НПО призвано обеспечить внедрение в производство достижений научно-технического прогресса и создание непрерывности цикла серийного выпуска изделий: наука — технология — опытный образец — массовое производство.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединение промышленных предприятий, научных, конструкторских организаций, страховых обществ и торговых предприятий во главе с банком.

Объединение предприятий имеет свои положительные и отрицательные аспекты деятельности. Преимущества: централизация инвестиций, а следовательно относительное сокращение их объемов (в расчете на единицу мощности), ограничение делового риска, более эффективное использование материально-технической базы и финансовых ресурсов, сокращение издержек производства, доступ к высоким технологиям, активное продвижение продукции на рынке. Недостатки: наличие бюрократической верхушки, возможные противоречия внутренней среды, большие сроки освоения вложенных

Перечисленные типы предприятий, основанные на коллективной фирме собственности и партнерских отношениях, как в странах Запада, так и в Украине функционируют в сфере среднего и крупного бизнеса.

Однако в отраслях рыночной экономики самым массовым и ведущим сектором, который определяет темпы экономического развития, составляет основу современной рыночной инфраструктуры, является малый бизнес. В условиях экономики Украины развитие сети предприятий малого бизнеса необходимо для создания нормальных кон­кретно-рыночных отношений и активизации структурной перестройки, предусматривающей в первую очередь развитие производства товаров народного потребления, торговли, общественного питания, сферы услуг, где преимущества мелких предприятий проявляется особенно явно.

Субъектами малого бизнеса выступают как отдельные граждане, так и предприятия.

Малый бизнес включает в себя предприятия индивидуальные, семейные, частные, фермерские хозяйства, которые могут функционировать на правах малого предприятия сюда не входят и малые предприятия независимо от форм собственности, если количество

Работающих не превышает:

1. В промышленности и строительстве — до 200 человек;

2. В других отраслях производственной сферы — до 50 человек;

3. В науке и научном обслуживании — до 100 человек;

4. В розничной торговле и общественном питании — до 15 человек;

5. В других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек. МП могут создаваться как на новом месте, так и путем выделения из какого либо предприятия.

Перспективность предприятий малого бизнеса обусловлена следующими факторами:

низкими затратами на производственную инфраструктуру и управленческие расходы;

- более полной загрузкой и высокой производительностью живо-то труда и оборудования, небольшими инвестициями в оборудование;

- высокой скоростью оборота авансированного капитала;

- быстрой адаптацией к особенностям и характеру местного рынка;

- низкие удельные затраты на транспорт и услуги;

- мобильности в принятии производственных решений под влиянием конъюнктуры рынка — перепрофилирования производства.

Нормативная база и механизм создания предприятий малого бизнеса Процессу создания предприятии малого бизнеса предшествует выбор деятельности будущего предприятия, основными из которых является:

1. в сфере производства: производство продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, продуктов питания, строительных материалов, разнообразного оборудования, электроприборов, измерительной техники и т.д.

2. в сфере услуг: общественное питание, бытовое обслуживание, транспортные, лечебные услуги, зрелищно-развлекательные мероприятия, коммерческую демонстрацию видео и кинопродукцию, коммерческие соревнования, организацию и проведение выставок, ярмарок, конкурсов, аукционов, туристические услуги, услуги по приватизации, созданию фирм, агентские услуги, аудиторские услуги, патентно-лицензионные, технические, складские и др.

3. в сфере коммерческой деятельности: розничная и оптовая торговля, создание универсальных, специализированных магазинов, салонов, торговли по образцам, торгово-закупочная деятельность, торгово-посредническая деятельность, организация торговых домов, биржевая деятельность, создание коммерческих банков, финансовых групп и др.

Выбор идеи и вида деятельности должен обеспечить проектируемому предприятию:

- высокий уровень рентабельности (доходов);

- быструю окупаемость проекта;

- возможности реализации выпускаемой продукции в больших объемах;

- наименьший риск (ограниченность риска);

- невысокий уровень капиталоемкости;

- поддержка со стороны авторитетных органов на местах (местных г | «ми гс гов, налоговой и финансовых служб района деятельности).

Кроме идеи и выбора вида деятельности необходимо подобрать форму организации и функционирования, для чего решаются следующие задачи:

- найти свою «хозяйственную нишу», т.е. место в окружающей

- сфере, в рынке;

- определить время и регион, в котором будет создано предприятие; установить направленность и специализацию предприятия; зафиксировать форму предпринимательства (индивидуальное или коллективное);

- проанализировать ресурсную, сырьевую базу, дать ей экспертную оценку;

- выбрать технологию производства; анализ потребителей и конкурентов в районе деятельности предприятия;

- разработать ценовую политику на свою продукцию; изучить льготы, трудности, ограничение; разработать каналы сбыта; наладить рекламу.

Завести собственное дело можно несколькими путями:

1. Организовать индивидуальное предприятие с правом юридического лица или без такого права, зарегистрировавшись как субъект индивидуальной трудовой деятельности;

2. Создать семейное или частное предприятие;

3. Стать учредителем (участником) акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью;

4. Купить существующие предприятия.

Однако, независимо от типа предприятия, процедура их образования в основном одинакова для всех.

Одним из основных этапов создания предпринимательской структуры является разработка учредительных документов.

Классификация юридических лиц основана на трех основных правовых формах:

- на праве учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества;

- на праве экономической деятельности юридических лиц;

- на организационно-правовой форме.

1. В зависимости от того, какие права сохраняют за собой учредители (участники) в отношении юридических лиц или их имущества, юридические лица могут быть разделены на три группы:

юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;

- юридические лица, на имущество которых их участники (учредители) имеют право собственности, или, иначе, вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения;

- юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не могут иметь никаких имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных): общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

2. В зависимости от целей деятельности всякое юридическое лицо относится к одной из двух категорий организаций:

- коммерческая;

- некоммерческая.

Коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов,

государственных и муниципальных предприятий.

Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками. Они могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Такие юридические лица в праве заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей. Но организационно-правовой форме юридические лица, являются коммерческими организациями, в соответствии с ГК, классифицируются следующим образом:

- хозяйственные товарищества: полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные товарищества);

- хозяйственные общества:

- ограниченной ответственностью, дополнительной ответственностью,

- акционерные общества (открытого и закрытого типа);

- унитарные предприятия:

- на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления;

- производственные кооперативы (артели).

Объединения юридических лиц

Им основании Гражданского Кодекса Украины коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, то такая ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. К объединениям предприятий относятся ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-мышленные группы, холдинговые компании и др.

Организация и деятельность объединения предприятий любой формы должны строиться на следующих основных принципах:

- добровольность объединения на основе общности экономических интересов;

- равноправие участников совместной деятельности;

- свобода выбора организационной формы объединения;

- самоуправление участников и объединения в целом;

- организация отношений между участниками на договорной основе. Предприятия, входящие в объединение, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не наделяются распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на попе договоров с предприятиями. Остановимся на некоторых формах предпринимательской деятельности более подробно.

Холдинги и финансово-промышленные группы (ФПГ) стали создаваться в Украине в последние годы. Они призваны восстановить утерянный контроль государства и министерств за деятельностью государственных предприятий, технологические и кооперационные связи со странами СНГ, прерванные в результате распада СССР, а также оживить инвестиционную деятельность в стране и тем самым повысить эффективность функционирования как государственных, гак и частных предприятий.

Холдинг. Это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний. В активы холдинга входят контрольные пакеты акций дочерних предприятий. Дочерние предприятия не могут владеть акциями самой холдинговой компании. Холдинговые системы включают головную (материнскую) фирму, дочерние и внучатые фирмы. При этом материнская компания, располагая 5% акций дочерних фирм (на практике достаточно гораздо меньшей долей акций), эффективно контролирует их деятельность. В результате материнская фирма реально распоряжается собственностью, во много раз превышающей фактически принадлежащую ей. Это приводит к концентрации капитала, облегчает решение крупных финансовых и хозяйственных проблем, обеспечивает слаженность действий множества взаимосвязанных компаний.

За рубежом процесс создания холдинговых компаний напрямую связан с развитием интеграционных процессов. В частности, холдинговые компании часто выходят за рамки национальных границ, образуя транснациональные компании (ТНК). Важным элементом при этом является слияние или различные системы участия в акционерном капитале. На Западе единственным ограничением при создании холдинговых компаний является антимонопольное законодательство.

Холдинговая компания осуществляет управление в рамках ТНК преимущественно методами финансового воздействия, устанавливая для каждой родственной фирмы основные финансовые показатели: размеры прибыли, издержек производства, размеры и способы перевода дивидендов, способы перевода прибылей. Наряду с финансовыми рычагами воздействия используются и другие средства. Инструментом централизованного управления может служить, например, техническая политика, т.е. сосредоточение научных исследований и технических разработок в едином центре головной компании и предоставление их результатов дочерним компаниям. Часто в качестве таких инструментов используются распределение между дочерними компаниями номенклатуры выпускаемой продукции, раздел между ними рынков сбыта. Это характерно для таких ТНК, как «Зингер»,«1ВМ», «Кодак», «Катерпиллер трактор», «Сименс», «Сиба Гайги» и др.

Основные преимущества холдинговых компаний заключаются в том, что они борются с конкурентами своей объединенностью, консолидацией усилий. Положительные стороны деятельности обуславливаются следующими возможностями холдинговых компаний:

- использовать увеличение размеров производства и сбыта;

- достичь высокой эффективности в международном движении капитала;

- амортизировать негативное воздействие государства на предприятия. Поскольку идея холдинговых компаний заимствована за рубежом, существуют общие цели как у украинских, так и у иностранных холдингов: создание холдинга позволяет значительно расширить инвестиционные возможности входящих в него структур, упростить расчеты между ними, диверсифицировать производство, успешнее конкурировать на международном рынке. Создание холдингов в Украине помимо положительных сторон имеет и отрицательные моменты: существует реальная возможность возрождения административных методов управления, а также превращен;:? холдингов в монопольные структуры в связи со слабым антимонопольным законодательством.

Финансово-промышленные группы (ФПГ). В Украине ФПГ стали формироваться на основании Указа Президента от 5 декабря 1993г. «О создании Финансово-промышленных групп и порядке их создания». Этим документом предусмотрены три возможности их образования:

- на основе объединения частных предприятий по договору;

- по решению Правительства Украины с участием государственных предприятий;

- по межправительственным соглашениям Финансово-промышленные группы в Украине создаются с целью привлечения инвестиции, восстановления кооперированных и технологических связей между предприятиями, повышения эффективности производства.

Отличительные признаки ФПГ:

- сердцевиной группы обычно служит какая-либо финансовая компания (банк, Сбербанк, страховая компания);

- иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;

- важную роль играет участие промышленной части, которую составляют предприятия различных отраслей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.209.235 (0.013 с.)