Промышленное предприятие как субъект коммерческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промышленное предприятие как субъект коммерческой деятельности



Основной организационной формой промышленного произ­водства является предприятие. Под предприятием понимается самостоятельный субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ иуслуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли через самостоятельное осуществление своей деятельно­сти, распоряжение выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В настоящее время различают два типа промышленных предприятий:

- самоуправляющееся;

- предпринимательское.

Самоуправляющееся предприятие представляет собой такой тип производственной структуры, в котором решения, касаю­щиеся деятельности предприятия, принимаются на коллектив­ной основе.

Предпринимательский тип предприятия это производст­венная структура, в которой предприниматель берет на себя функции единоличного принятия решения.

Рыночная экономика представляет собой сложный механизм взаимодействия большого числа разнообразных производствен­ных, коммерческих, финансовых и информационных структур, действующих в рамках принятого в стране правового законода­тельства. Промышленные предприятия принадлежат к числу ос­новных субъектов рыночной экономики. Производственная дея­тельность является ведущей, так как именно в производстве создаются материальные блага и различные услуги, необходи­мые для удовлетворения тех или иных общественных потребно­стей. В производстве происходит соединение факторов произ­водства: труда, капитала, земли, предпринимательской способ­ности.

Общественный продукт движется по стадиям общественного производства: от производства через распределение и обмен (обращение) к потреблению. Роль этих четырех стадий различ­на: производство обеспечивает получение продукции, стадии распределения и обращения выводят продукцию на рынок, до­водят до потребителей, а потребление формирует новые заказы на продукцию.

Функционирование товарного рынка определяется рядом ус­ловий. Важнейшими среди них являются следующие:

- общественное разделение труда, которое неизбежно при­водит к обмену продуктами и услугами;

- свобода предпринимательской деятельности;

- экономическая обособленность предприятий-производи­телей как главное условие эквивалентного обмена.

Все субъекты рынка составляют единое целое экономиче­ского механизма общества. Однако следует отметить большую роль промышленного предприятия, поскольку эквивалентный рыночный обмен возможен лишь при наличии произведенной продукции и услуг. Отсюда появляется необходимость более подробного изложения особенностей коммерческой деятельно­сти на промышленных предприятиях.

Промышленные предприятия осуществляют производствен­ное предпринимательство: производят различные виды продук­ции, выполняют работы и услуги. В процессе производственной деятельности осуществляется движение производственного ка­питала. Схематично общую формулу движения капитала можно

где Д — денежный капитал;

Т(СП) — стоимость закупленных средств производства (новых ма­шин, оборудования, возобновления израсходованных запасов сырья, материалов и т.д.);

ЗП — заработная плата;

PC — рабочая сила;

П(СП + Сн) — процесс производства, в результате которого стои­мость потребленных средств производства (СП) переносится на изго­товляемую продукцию и создается новая стоимость;

Т' — готовая продукция, предназначенная для сбыта;

Д' деньги, вырученные от сбыта продукции.

На первой стадии кругооборота капитала осуществляется за­купка материально-технических ресурсов, т. е. имеет место пе­реход из денежной формы в производительную.

Вторая стадия движения капитала П(СП + Сн) охватывает процесс производства, в результате чего создается новая' про­дукция, но по своей стоимости выше, чем стоимость использо­ванных ресурсов. Производительная форма капитала при этом переходит в товарную.

На третьей стадии кругооборот капитала завершается: Т’— Д’ т. е. осуществляется сбыт готовой продукции, что означает пере­ход капитала из товарной формы в денежную.

Таким образом, время кругооборота производственного ка­питала слагается из времени производства и времени обращения. Время производства включает: 1) период пребывания в производ­ственных запасах; 2) время процесса производства; 3) перерывы в процессе производства.

Время обращения состоит из двух периодов (фаз): 1) време­ни превращения денег в товары — вещественные элементы про­изводственного капитала (закупка новых машин, оборудования, сырья, материалов и т.д.); 2) времени превращения изготовленной продукции в деньги, т. е. времени сбыта новых товаров по­требителям. Стадии движения капитала: первая и третья пред­ставляют собой сферу товарного обращения, т. е. куплю-продажу товаров.

Существование двух стадий товарного обращения является закономерной причиной подразделения коммерческой деятель­ности предприятий на: 1) закупочную (материально-техническое обеспечение) и 2) сбытовую. Чтобы произвести продукцию, предприятие должно закупить для этого необходимые матери­альные ресурсы, а после изготовления предприятию требуется продать продукцию покупателям.

Таким образом, к коммерческой деятельности относятся процессы, связанные со сменой форм стоимости. На первой стадии осуществляются процессы закупки материальных ресур­сов, а на третьей — сбыт (продажа) произведенной продукции.

В процессе коммерческой деятельности промышленное предприятие вступает во взаимодействие с внешней средой. По­этому необходимы знание этой среды и умение быстро реагиро­вать на ее изменение и воздействие на внутренние структуры предприятия и результаты коммерческой деятельности. Основ­ные факторы внешней среды представлены на рис. 1.2

Факторы внешней среды предприятия целесообразно под­разделить на:

- факторы прямого воздействия;

- факторы косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на коммерческую деятельность предприятия; к ним от­носятся: государство, конкуренты, поставщики и потребители. Государство выступает регулирующим фактором, оно разрабаты­вает промышленную политику, принимает налоговое законода­тельство, определяет виды налоговых льгот, осуществляет тамо­женный и юридический контроль, регулирование цен на энер­гоносители, транспортных тарифов.

Государство посредством денежной и кредитной политики может оказывать влияние на изменение соотношений и структу­ры инвестиционного спроса и предложения, оно определяет стратегию поведения инвесторов на рынке. Государство осуще­ствляет регулирование экономики, при этом выделяются сле­дующие макроэкономические задачи государственного регули­рования экономики:

- Рост темпов национального дохода.

- Снижение дефицита государственного бюджета.

- Стабилизация цен или снижение темпов инфляции.

- Сглаживание колебаний производства и занятости.

- Оптимизация платежного баланса.

Государство проводит промышленную политику, т. е. ком­плекс мер, осуществляемых государством в целях повышения эффективности и конкурентоспособности промышленности страны и формирования более эффективной структуры.

Существует несколько стратегий развития промышленности.

1. Добыча и экспорт природных ресурсов. Эта стратегия наиболее приемлема для небольших государств, которые могут существовать за счет экспорта сырья.

2. Стратегия «преследования». При этой стратегии осваива­ется производство продукции, выпускавшейся ранее в развитых странах

3. Стратегия «передовых рубежей» создающих новые продукции и технологии.

Конкуренты могут оказывать значительное влияние на выра­ботку стратегии предприятия, от них зависят доля данного предприятия на товарном рынке, в ряде случаев уровень цен на товары и в конечном итоге положение предприятия на рынке.

От поставщиков зависят цены на сырье и материалы, усло­вия заключения контрактов купли-продажи, качество постав­ляемых материальных ресурсов.

Вкусы и предпочтение потребителей, их поведение на рынке оказывают влияние на объем сбыта продукции и величину дохо­дов предприятия.

К внешним факторам косвенного воздействия относятся: по­литические и экономические, научно-технические и социальные факторы.

Политические факторы определяют политическую обстанов­ку, стабильность общества, от которых зависят зарубежные ин­вестиции, отношения правительства к состоянию реального сек­тора экономики.

Экономические факторы — это темпы экономического роста, уровень занятости, платежный баланс страны, уровень инфляции.

Экономическая среда оказывает активное влияние на дея­тельность предприятия, поэтому предприятие должно прогно­зировать тенденции в изменении экономической среды и при­спосабливаться к ним.

Состояние экономики влияет на стоимость потребляемых материальных ресурсов и готовность потребителей формировать платежеспособный спрос. Экономический рост приносит выго­ды реальному сектору экономики, открывает новые рыночные возможности, увеличивает национальный доход, позволяет при­влечь новые инвестиции в развитие производства, увеличить кредитные ресурсы.

Научно-технические факторы имеют очень большое значе­ние, так как использование их создает для предприятия допол­нительные возможности развития и получения преимуществ среди конкурентов.

Учет социальных факторов (соотношение между высшими, средними и низшими классами, жизненные ценности людей, традиции и т.д.) Позволяет определить специфические особенности деятельности на рынке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.244 (0.016 с.)