Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реформирование аграрного сектора в современных условиях.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Направления реформирования и перспективы развития АПК в Беларуси В последнее время Правительство страны, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, местные органы государственного и хозяйственного управления предпринимают многие меры по стабилизации и развитию агропромышленного производства. Например, разработана Программа социально-экономического развития и возрождения села, введено льготное кредитование и налогообложение сельскохозяйственных предприятий, действуют механизмы лизинга и товарного кредита, приняты кардинальные меры по оздоровлению экономики сельскохозяйственных организаций. Одобрены важные законодательные нормативы о реорганизации сельскохозяйственных предприятий, о кооперации, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и др. Сегодня можно видеть тенденции увеличения агропромышленного производства. В течение трех последних лет идут процессы восстановления объемов производства валовой продукции АПК. Конечно, их темпы пока не сопоставимы с происшедшим в 90-е годы истекшего столетия катастрофическим спадом производства. Но все же заметно оживление. Сокращается убыточность отрасли. [1] Но нельзя сказать, реализуемые меры достаточны. Не обеспечивается приоритет развития АПК, как это определено Программой совершенствования АПК на 2005–2010 гг. и рядом прогнозных документов. Наоборот, с позиции воспроизводства ресурсного потенциала продолжается перераспределение капитала из сельского хозяйства в другие отрасли экономики. Это подтверждается неадекватностью реализационно-сбытовых цен затратам на производство, не паритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, существенным отставанием оплаты труда работников сельского хозяйства от других отраслей реальной экономики и др. Изучение показывает, что в настоящее время необходимо строгое научное определение стратегии и политики развития агропродовольственного производства, тем более что сейчас, по поручению Президента Республики Беларусь, идет доработка Программы социально-экономического развития и возрождения села. Государственная аграрная политики должна базироваться на следующих основных принципах (табл. 3.1).
Крупной угрозой рыночному развитию сельского хозяйства является наличие преобладающей доли убыточных и неплатежеспособных предприятий. Число убыточных хозяйств достигает 60%, а суммарная величина всех видов кредиторской задолженности приблизилась к 3 трлн. руб., что в расчете на 1 крупнотоварное хозяйство составляет почти 1.5 млрд. руб. В результате парализуется вся нормальная хозяйственная деятельность, предприятия не в состоянии вести оперативное производство, произошло неправомерное разделение производства и капитала. Чем больше хозяйства производят продукции, тем больше наращивают убыточность и попадают в зависимость от кредиторских и контрольных структур. Это требует принятия неотложных мер по реструктуризации долгов и освобождению хозяйств от текущих долговых обязательств. Иначе никакого прогресса ждать не приходится. Большие надежды здесь связываются с предпринятыми в последнее время Правительством мерами по санации хозяйственной деятельности предприятий и созданию им благоприятных исходных условии для рыночной реорганизации. Еще одной крупной и слабо решаемой проблемой, сдерживающей ускоренное развитие АПК, является несовершенство, отсталость, консерватизм и фрагментарность действующего законодательства. Оно не только не стимулирует рост эффективности производства и предпринимательскую активность сельских товаропроизводителей, но является сдерживающим развитие аграрной экономики и дискриминирующим рыночную хозяйственную деятельность. Надо сказать, что в рамках существующего законодательства нельзя открыто и прямо реформировать устаревшие формы традиционных предприятий (колхозы и совхозы), а необходимо изобретать сложные обходные пути, чреватые своего рода препятствиями и нарушениями, нельзя даже вести самостоятельную предпринимательскую деятельность. На первый взгляд, может показаться, что важнейшие законы и законодательные нормативы вроде бы есть, но они как показывает углубленное изучение, втискивают разнообразную и динамичную жизнь предприятий в «прокрустово ложе» устаревших и догматических норм, позаимствованных в основном в законодательстве Российской Федерации и слабо адаптированных к условиям Беларуси. Нынешнее законодательство, вместо того, чтобы следовать за бурным развитием экономики, адаптироваться к новым реалиям, стимулировать. эффективность, выполняет преимущественно фискальные и угнетающие функции. С таким законодательством, конечно, прогресса в АПК достичь вряд ли удастся. В связи с этим надо, полагаем, в корне поменять саму концепцию законодательства. Нельзя вдавливать экономику в право, право должно обслуживать экономику, т.е. обеспечивать устойчивое и эффективное развитие производства. Право и конкретные его носители – законы должны быть стимулирующими хозяйственную деятельность, прозрачными, понятными, однозначными и гибкими. Сельскохозяйственной практике необходимы рыночноориентированные законодательные акты о кооперации, о реформировании, о государственном регулировании, о продовольственной безопасности и ряд других, в основе которых должны находиться приоритеты экономической свободы и самостоятельности товаропроизводителей, а именно самохозяйствования, самоопределения, самоуправления, самофинансирования и саморазвития. [1] Государству важно своевременно выбирать оптимальные приоритеты воздействия на агропродовольственный рынок и создавать благоприятные условия для динамичного рыночного развития агропромышленного производства, т.е. строить такую систему взаимоотношений между властью, товаропроизводителями и бизнесом, которая отвечала бы экономическим интересам всех этих ветвей развития аграрного комплекса. Важнейшая роль в этой триаде задач принадлежит государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей. Наиболее целесообразные направления такой поддержки заключаются в поддержке финансовых инструментов, непосредственно производства, развития рынка и социальной инфраструктуры сельской местности. В свою очередь поддержка финансовых инструментов должна включать: льготирование кредитов и субсидирование процентных ставок; реструктуризацию непосильной кредиторской задолженности предприятий (особенно рыночноориентированных); компенсацию части затрат по договорам страхования имущества и производства; уменьшение налоговой нагрузки, субсидирование налоговых льгот и дифференциацию налогообложения между отраслями и предприятиями по уровням эффективности. Поддержка производства должна иметь строго программно-целевой характер и охватывать такие программы, как: «Зерно», «Картофель», «Лен», «Овощи», «Плоды», «Корма», «Мясо», «Молоко», «Птица», «Растительное масло», «Сахар», «Рыба», а также «Селекция и семеноводство», «Племенное животноводство», «Противоэпизоотия», «Материально-техническая база», «Аграрная наука». Все названные программы должны предусматривать необходимое финансовое и ресурсное обеспечение, мониторинг рынка и критерии окупаемости инвестиций. Поддержка рынка должна включать: закупочные и товарные интервенции для поддержания баланса продовольственного рынка по спросу и предложению; залоговые операции и ипотеку для привлечения инвестиций; закупки продукции в государственные фонды и резервы; информационное и консультационное обеспечение, мониторинг и регулирование земельных отношений, мониторинг и регулирование межотраслевого соотношения цен для поддержания ценового паритета; антимонопольное вмешательство и регулирование (в ценообразование, в поставки продукции и т.п.); мониторинг и регулирование процессов рыночного реформирования предприятий, включая разгосударствление и приватизацию собственности; мониторинг доходов сферы сельского хозяйства и оперативные меры по их формированию для обеспечения процессов Воспроизводства, регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий. Поддержка социальной инфраструктуры сельской местности должна в первую очередь включать поддержку передачи сельхозпредприятиями объектов социальной инфраструктуры на баланс местных органов государственного управления (заметим, что при рынке производство – это функция предприятий, а социальная инфраструктура – это функция государства), поддержку создания на предприятиях новых рабочих мест, поддержку развития в селе несельскохозяйственных видов деятельности, поддержку развития культурных и самобытных производств и промыслов, поддержку культуры агроландшафтов и т.п. Все это должно находить отражение в специальной государственной программе «Развитие сельской социальной инфраструктуры, культуры и качества жизни».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.26.221 (0.011 с.) |