Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон стоимости: сущность, функции и ограниченность.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Закон стоимости предполагает формирование у каждого отдельного товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов и, соответственно, формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и, соответственно, цены, а стоимости и цены общественные, рыночные, в основе которых лежат ОНЗТ3. Закон стоимости есть закон цен, ибо внешней формой проявления стоимости являются цены. Стоимость – это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена – форма этого содержания. Закон стоимости и внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен. Индивидуальные цены могут не совпадать с отраслевым уровнем цен, поэтому товаропроизводители одной отрасли получают различные величины прибыли на единицу капитала. Закон стоимости и межотраслевая конкуренция формируют межотраслевые рыночные цены производства. Товаропроизводители различных отраслей получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет к переливу капитала и формированию цен производства, которые обуславливают получение равной прибыли на равные капиталы. Сумма цен производства в масштабе общества равна сумме стоимостей, перераспределение стоимости в результате перелива капитала отражает учет затрат капитала, однако общий уровень цен производства и их изменение в конечном счете предопределяются уровнем и изменением рыночной стоимости, уровнем и изменением ОНЗТ. Подведем итог. Сущность закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда. Функции закона стоимости. Закон стоимости выполняет следующие функции. Первая функция — осуществление учета общественного труда через формирование общественно необходимых затрат труда. Вторая функция состоит в том, что закон обеспечивает распределение труда между различными сферами производства. Через механизм колебаний рыночных цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов производства из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском различных товаров.
Третья функция — стимулирующая. Закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат. Если индивидуальные затраты труда превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, товаропроизводитель обязан снижать величину этих затрат. Предприниматели стремятся производить продукцию с меньшими индивидуальными затратами труда, что при данных ценах обеспечивает ряд экономических преимуществ — ускорение реализации товаров, больший доход и прибыль. А как известно, прибыль — объективный стимул развития производительных сил на базе ускорения научно-технического прогресса. Четвертая функция — распределительная, когда с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение общественного продукта между регионами, предприятиями. Пятая функция закона стоимости заключается в том, что на его основе происходит дифференциация товаропроизводителей. Индивидуальные затраты труда у товаропроизводителей неодинаковы. При продаже товаров товаропроизводители, у которых они ниже общественно необходимых, окажутся в выгодном положении - получат дополнительный доход. И наоборот, те из них, у кого индивидуальные затраты выше общественно необходимых и они не в состоянии возместить свои затраты труда, несут убытки, нередко подвержены банкротству, разоряются. Таким образом, закон стоимости несёт в себе следующие функции: Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых. Обуславливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных трудовых затрат с общественно необходимыми. Стимулирует снижение затрат. Регулирует распределение труда по сферам производства. Проявляется как закон цен - в основе цен лежит стоимость. Его функции осуществляются как при равенстве цены со стоимостью, так и при их расхождении Создаёт основы стоимостного или рыночного механизма регулирования пропорций производства. Действие закона стоимости нельзя абсолютизировать, ибо его роль в рыночной системе хозяйствования имеет ограниченный характер. Этот закон достаточно убедительно объясняет экономические мотивы поведения товаропроизводителя, продавца. Но, оставаясь в рамках действия только этого закона, трудно, а в ряде случаев невозможно объяснить экономическое поведение другого субъекта рынка – покупателя, потребителя. В самом деле: товаропроизводитель при продаже своего товара хотел бы продавать его по такой цене, которая полностью возместила бы все его затраты и принесла максимум прибыли. Следовательно, вся логика его поведения предопределена требованиями закона стоимости. В ином положении оказывается потребитель товара: покупателя мало или вовсе не интересуют затраты производителя на данный товар, его экономический интерес в том, чтобы цена была низкой качество товара высоким, но самое главное в том, что покупатель ценит или не ценит потребительские качества товара, его полезность, нужность или ненужность его для себя. Поведение этого субъекта рынка требованиями закона стоимости объяснить невозможно. Здесь требуется знание другого закона рынка – закона спроса и предложения
Предпосылки возникновения рынка, его сущность Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения; это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. Причины возникновения рынка: - неограниченные потребности человека; - естественная ограниченность производственных возможностей человека. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок. экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Общие закономерности становления рынка: 1. наличие независимых товаропроизводителей, 2. свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собственности различных экономических субъектов; 3. свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение; 4. конкуренция товаропроизводителей; 5. свободный перелив капиталов между отраслями и регионами; 6. образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок; 7. наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива; 8. открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.
Функции и принципы рынка. Функции рынка: 1. Формирует конкурентную среду и воздействует на эконом интересы субъектов хозяйствования. 2. Стимулирующая функция. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг. 3. И нформационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам.
4. Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. 5. Санирующая функция. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. 6. Социальная. Рынок позволяет решать такие центральные проблемы экономики, как уровень жизни, структура и эффективность производства. Принципы рынка: 1) Свобода его участников, определяемая правом обладания собственностью 2) Неограниченное количество его участников, создающее конкурентную среду 3) Полная информированность его участников о состоянии рынка: о ценах сырья, о конкурентах, о полит обстановке 4) Мобильность ресурсов (подвижность, способность к быстрому и скорому передвижению, действию): материальных, трудовых.
Классификация рынков Рынок имеет многообразную структуру: 1.По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок. 2.В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; всемирный, мировой рынок, охватывающий все страны мира. 3.По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращения определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки. Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения. 4.В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки. 5.По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 989; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.85 (0.012 с.) |