Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4.6. Экономические аспекты глобализации и интеграции

Поиск

План лекции

1. Понятие, причины, формы и особенности глобализации.

2. Глобальные проблемы развития.

3. Международная экономическая интеграция.

4. Интеграционные объединения в мире.

5. Роль транснациональных корпораций в мире.

6. Место Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей.

 

1. Понятие, причины, формы и особенности глобализации. Глобализация – растущая экономическая взаимозависимость стран мира в результате возрастающего объема и многообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря более быстрому и широкому распространению технологий. В ходе процесса глобализации экономика все большего числа стран и регионов становится органичной частью мирового рыночного хозяйства, подключается к системе современных мирохозяйственных связей.

Можно выделить следующие причины глобализации:

– усиление конкуренции на мировом рынке;

– научно-технологический прогресс, появление новых технологий;

– развитие транспорта и связи, повышение мобильности товаров, экономических ресурсов, информации;

– либерализация мировой экономики, сближение экономических систем на основе рыночного механизма хозяйствования;

– рост потребностей в товарах и услугах и их универсализация;

– повышение роли транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ).

Важнейшими формами глобализации в настоящее время являются:

– глобализация товарных рынков и формирование системы мировых цен на этих рынках;

– глобализация рынков услуг, в т. ч. информационных;

– глобализация мировых финансовых рынков (фондовый рынок, кредитный рынок, валютный рынок), увеличение роли мировых финансовых центров (Нью-Йорк, Лондон, Токио);

– глобализация рынка труда и формирование международных рынков рабочей силы;

– развитие процессов международной экономической интеграции;

– формирование глобальных корпораций, сфера деятельности которых охватывает десятки стран.

Особенности глобализации на современном этапе:

– ослабление роли национальной экономики и национального государства по мере укрепления транснациональных и наднациональных структур (ТНК, интеграционные объединения);

– возрастание взаимозависимости национальных экономик (кризисные явления в одном регионе отражаются на всей мировой экономике);

– унификация механизмов хозяйственного регулирования в странах;

– увеличение вовлеченности развивающихся стран и стран с переходной экономикой в международные экономические отношения;

– усложнение структуры мирового хозяйства (активная роль международных экономических организаций, неправительственных структур).

Глобализация разворачивается на двух уровнях:

1) на макроуровне проявляется в интенсификации международных экономических отношений и усилении взаимозависимости национальных экономик;

2) на микроуровне происходит изменение стратегии поведения и деятельности компаний – субъектов рынка, прежде всего ТНК.

2. Глобальные проблемы развития. Конец XX в. привел к глобальному переосмыслению путей общественного развития. Общество пришло к пониманию того, что экономика является лишь частью общечеловеческой деятельности и экономическое развитие в большей мере предопределено моральными, религиозными, философскими ценностями, проблемами безопасности и мира, природной среды и среды обитания человека и др.

По своему происхождению, характеру и способам решения глобальные проблемы делятся на три группы:

1) проблемы, определяемые основными социально-экономическими и политическими задачами человечества (сохранение мира, разоружение, преодоление отставания слаборазвитых стран и др.);

2) проблемы, касающиеся взаимоотношений человека и общества в условиях НТР – это проблемы в системе «человек – общество» (эффективность использования достижений НТП в интересах гармоничного социального развития, ликвидация негативного влияния техники на человека, рост народонаселения, проблема образования, защита прав человека и др.);

3) проблемы, связанные с социально-экономическими процессами и окружающей средой, т. е. проблемы отношений в системе «общество – природа» (решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблем, преодоление кризиса окружающей среды и др.).

Специфика мирового экономического развития состоит в том, что оно находится под воздействием происходящей в мире научно-технической революции. Это предопределило качественные изменения во всех сферах человеческой деятельности (в производстве, транспорте, торговле, военном деле и т. д.). Хозяйственная деятельность распространилась на территории, ранее не доступные человеку в климатическом и географическом отношениях (полярные зоны, космос, Мировой океан, влажные тропики). Столь бурное развитие производительных сил, глобальный по характеру и масштабам технический прогресс, если он не компенсирован адекватным механизмом управления, способен вызвать и глобальные отрицательные последствия. В частности, он повлек за собой:

– усиление неравномерности в уровнях хозяйственного развития между странами, обладающими научно-техническим, промышленным и военным потенциалом, и развивающимися странами;

– создание оружия массового уничтожения;

– несоответствие между ростом уровня материальной и духовной культуры человечества;

– отрицательное воздействие на природу, выражающееся в ухудшении экологии, нарушении равновесия биосферы.

К разрушительному воздействию на биосферу в большей мере причастны развитые страны, так как они являются основными получателями богатств, накопленных в процессе экономического роста.

Общечеловеческие проблемы последних десятилетий имеют ряд характерных особенностей:

– имеют глобальный характер, т. е. они носят планетарный характер, затрагивают интересы всех народов;

– нуждаются в неотложных решениях, в противном случае они обернутся серьезным регрессом в жизни и производственной деятельности на Земле или приведут к гибели цивилизации как таковой;

– требуют для своего решения объединения усилий всего мирового сообщества. Понятия «защита внутренних интересов» и «глобальная политика выживания» в современных условиях несовместимы;

– их значимость для общественного развития. Речь идет о повороте от индивидуальных краткосрочных целей к целям долгосрочным, ориентированным на интересы всех людей. Максимизация прибыли путем нанесения ущерба природе сегодня считается антиобщественным действием;

– глобальные проблемы имеют кризисную форму проявления. Однако эти проблемы ускорили переход от экстенсивного к интенсивному пути развития, вызвали необходимость разработки и внедрения ресурсосберегающих технологий, бережное отношение к природным богатствам.

3. Международная экономическая интеграция. Международная экономическая интеграция (МЭИ) – процесс хозяйственного сближения стран и объединения их национальных экономик. Широкое развитие МЭИ в конце XX и начале XXI веков определяется тенденцией к глобализации мировой экономики. К интеграции подталкивает усиление конкуренции, относительное снижение роли национальных государств как субъектов мирового хозяйства. Участие в МЭИ дает странам-участницам следующие преимущества:

– упрощенный доступ к новым рынкам сбыта (для современного крупного производства необходимо не менее 250–300 млн потребителей);

– упрощенный доступ к источникам сырья и топлива (имеет наибольшее значение для стран-импортеров топлива и сырья);

– совместная защита от конкуренции со стороны стран, не участвующих в данном интеграционном объединении;

– реализация совместных научно-технических программ (освоение космоса, создание суперкомпьютеров и т. д.);

– облегчение процесса формирования ТНК фирмами стран-участниц интеграционного объединения.

Процесс интеграции происходит на уровне стран, национальных экономик и на уровне отдельных предприятий (создание иностранных, совместных предприятий, производственная кооперация). На межгосударственном уровне интеграция ведет к созданию наднациональных органов.

Выделяют следующие формы и этапы МЭИ:

1) зона свободной торговли – страны-участницы упраздняют таможенные барьеры в торговле друг с другом при сохранении национальных таможенных тарифов в торговле с третьими странами;

2) таможенный союз – страны, создавшие зону свободной торговли, вводят единый таможенный тариф для третьих стран;

3) единое экономическое пространство (ЕЭП) – страны устанавливают свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и труда, согласовывают меры государственного регулирования национальных экономик;

4) экономический и валютный союз – страны проводят единую экономическую политику, вводят общую денежную единицу, создают органы наднационального регулирования (высшая форма интеграции).

4. Интеграционные объединения в мире. В 2010 г. в мире насчитывалось более 50 интеграционных группировок, в основном находящихся на этапе зон свободной торговли. Наиболее продвинутым интеграционным объединением является Европейский союз (ЕС), где создан экономический и валютный союз, введена общая валюта – евро. Создан наднациональный Европейский центральный банк. По удельному весу в мировом ВВП страны зоны евро уступают лишь США, превосходя их по экспорту товаров и услуг. Формирование ЕС и зоны евро продолжается последовательно в течение более 50 лет. Первоначально, в 50-е гг. XХ в. были созданы региональные организации в отдельных отраслях экономики (металлургия, энергетика, транспорт), затем таможенный союз, а с 1993 г. – Единое экономическое пространство стран ЕС. В 1999 г. часть стран ЕС создали валютный союз, введя единую валюту. Параллельно происходил процесс расширения ЕС. Страны, вступившие в ЕС, должны выполнить ряд требований: соответствие критериям ЕС по величине государственного долга, величине дефицита госбюджета и темпам инфляции.

В Северной Америке с 1994 г. действует зона свободной торговли (НАФТА), объединяющая США, Канаду и Мексику. Страны-члены НАФТА отменили таможенные пошлины в торговле друг с другом, что привело к росту объемов взаимной торговли. В перспективе предполагается расширить зону свободной торговли на все страны западного полушария. Развитие НАФТА сдерживается ассиметричностью экономик стран-участниц и очевидным доминированием США. Альтернативой НАФТА является зона свободной торговли стран Южной Америки (МЕРКОСУР), где лидирующие место принадлежит Бразилии.

Страны СНГ до 1991 г. были частью единого государства СССР с высокоинтегрированной экономикой, занимавшего одно из первых мест в мире по объему ВВП. Распад СССР вызвал разрушение единого народохозяйственного комплекса и спад экономики в странах. Сегодня существуют объективные предпосылки экономической интеграции СНГ:

– наличие значительного ресурсного потенциала (почти 300 млн жителей, обеспеченность почти всеми видами природных ресурсов);

– взаимодополняемость экономик стран СНГ;

– сохранившийся научный и технологический потенциал;

– отсутствие языковых барьеров.

Тем не менее, интеграция стран СНГ происходит медленно и отмечена рядом негативных тенденций:

– усиление дифференциации уровней социально-экономического развития стран СНГ;

– различные модели экономики и темпы проведения реформ;

– ассиметричность потенциалов стран-участниц СНГ;

– ориентация на другие интеграционные объединения в ущерб СНГ.

В результате в рамках СНГ не удалось пока создать даже зону свободной торговли. Более успешно идет интеграция России, Беларуси и Казахстана. С 2011 г. эти страны создали таможенный союз, договорившись о единых таможенных тарифах и распределении пошлин. Предусматривается переход к ЕЭП этих государств, в перспективе возможно и введение общей валюты. Республика Беларусь активно участвует в процессах интеграции на постсоветском пространстве.

5. Роль транснациональных корпораций в мире. Международные корпорации (МНК) в конце XX века становятся важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие отражает процессы интернационализации производства и капитала, глобализации мирохозяйственных связей. МНК предстают участниками всего спектра мирохозяйственных связей, своеобразными «локомотивами» мировой экономики.

К концу 90-х гг. ХХ в. в мире функционировало около 60 тыс международных компаний. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс дочерних предприятий. Их количество за последние 25 лет увеличилось более чем в 5,5 раза. Так, в 1970 г. было зарегистрировано 7 тыс подобных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний. Из 500 самых мощных международных компаний 85 контролируют 70 % всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80 % всей произведенной международными корпорациями продукции электроники и химии, 95 % фармацевтики, 76 % продукции машиностроения.

Основная часть международных корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. Объем произведенной продукции на их предприятиях ежегодно превышает 1 трлн долларов США. В них работают 73 млн сотрудников, т. е. каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство.

Основные признаки, характеризующие деятельность МНК: 1) годовой оборот, превышающий 100 млн долларов США; 2) филиалы не менее чем в десяти странах; 3) величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами стран-резиденций (например, швейцарская фирма «Нэстле» за рубежом реализует 98 % своей продукции).

Международную корпорацию можно узнать по структуре ее активов. К МНК относят компании, имеющие 25 % своих активов за рубежом (англо-голландский концерн «Роял Датч Шелл», фирмы из США: «Форд», «Дженерал Моторс», «Эксон» и «ИБМ»).

Международный характер компании проявляется и в сфере собственности, ее акции должны иметь хождение во многих странах. Акции базовой и дочерней фирм должны быть доступны для приобретения во всех странах, где действует международная корпорация.

К числу конкретных причин возникновения МНК следует отнести их экономическую эффективность, обусловленную большими масштабами производства в ряде отраслей. Жесткая конкуренция, необходимость выстоять в конкурентной борьбе способствуют концентрации производства и капитала в международном масштабе. В результате становится оправданной деятельность в глобальных масштабах, появляется возможностьснизить издержки производства и получить сверхприбыль.

Немаловажную роль в становлении национальных международных корпораций играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировой арене и обеспечивает им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров (практика поддержки крупного отечественного бизнеса в Корее, известной международными корпорациями «Самсунг», «Дэу», «LG»).

Видымеждународных компаний: многонациональные корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др.

Транснациональные корпорации (ТНК) – это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства посредством образования филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др., которые составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. ТНК являются активными участниками международного разделения труда и способствуют его развитию. Движение капиталов ТНК не зависит от процессов, происходящих в стране базирования корпорации. Они проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных инвестиций и высококвалифицированного персонала. Проявляется тенденция к монополизации этих отраслей. Существенной чертой деятельности международных компаний является диверсификация их производства и услуг. Располагая мощной производственной базой, ТНК проводят такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает эффективное планирование производства, товарного рынка. Планирование осуществляется в рамках материнской компании и распространяется на дочерние фирмы. Транснациональными корпорациями осуществляется динамичная политика в области капиталовложений и научно-исследовательских работ в континентальном и международном масштабе.

Международные корпорации (МНК) – корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе («Филипс» и др.). Отличительные признаки МНК: 1) наличие многонационального акционерного капитала; 2) существование многонационального руководящего центра; 3) комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия.

Глобальные корпорации – крупные и крупнейшие финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения.Глобальные корпорации концентрируют всю мощь современного мирового финансового капитала. В наибольшей степени к глобализации тяготеют химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная и банковские отрасли. Ее основные признаки:

 

– обеспечение своего производства иностранным сырьем;

– закрепление на зарубежных рынках через сеть своих филиалов;

– размещение производства в тех странах, где издержки производства ниже, чем в стране базирования;

– ориентация на дифференцированную производственно-торгово-финансовую деятельность.

Исключительно важную роль в механизме функционирования современных ТНК играют банковские и финансовые институты. Процессы интернационализации и глобализации мировой экономики, острая конкурентная борьба в финансовой сфере, способствовали формированию и развертыванию деятельности транснациональных банков (ТНБ).

Характер ТНБ определяется следующими факторами:

– это крупнейшие банки, играющие доминирующую роль на своих национальных рынках; в их деятельности высока доля международных операций, зависимость от внешнего рынка в отношении мобилизуемых используемых средств;

– осуществление ими международных операций происходит через развитую сеть тесно связанных друг с другом заграничных отделений;

– это гигантские системы финансового капитала, способные оказывать многообразные услуги клиенту;

– между ТНБ существует тесная взаимозависимость, переплетение их капиталов и интересов.

Часто компании объединяются в международные картели с целью проведения единой торговой политики, путем деления рынка сбыта и установления согласованных цен на свою продукцию. Также международные корпорации активно работают с малым и средним бизнесом, как в стране базирования, так и с зарубежными партнерами. Крупные компании используют мобильность малых предприятий и их способность оперативно адаптироваться к происходящим на рынке изменениям. Эти процессы являются формами стратегии ТНК по освоению международных рынков и удержанию на них достигнутого преимущества. Они позволяют интегрировать в многофункциональную группу структуры, несущие с собой новые финансовые, технологические и другие возможности.

Расширяя свою экспансию, ТНК используют разнообразные формы освоения мирового рынка:лицензирование;франчайзинг;управленческие контракты;оказание технических и маркетинговых услуг;сдачу предприятий «под ключ»; договоры по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.

6. Место Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей. Беларусь вошла в новый век с открытой и ориентированной на экспорт экономикой. Около 60 % ее ВВП связано с внешними рынками. Страна располагает экспортным потенциалом, о чем свидетельствуют такие показатели: объем производства ВВП составил в 2005 г. 65,1 трлн рублей, а в 2010 – 163,0 трлн рублей, в т. ч. в расчете на душу населения в 2005 г. – 6,6 млн рублей, а в 2010 г. – 17,2 млн рублей Удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП составил в 2005 г. 66 %, в 2010 г.– 55 %. Объем экспорта вырос с 16 млрд долларов США в 2010 г. до 25,2 млрд долларов США, но при этом объем импорта увеличился с 16,7 млрд долларов США в 2005 г. до 34,8 млрд долларов США в 2010 г. Таким образом, отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось за 5 лет с 0,7 млрд долларов США в 2005 г. до 9,6 млрд долларов США в 2010 г.

И сегодня производственно-торговые связи, доказавшие свою эффективность, сохраняются. В значительной мере ориентированы на экспорт такие производства и отрасли, как выпуск большегрузных автомобилей (МАЗов и БелАЗов, тракторов «Беларусь»), производство подшипников, приборостроение, электротехническая отрасль, переработка импортируемой нефти на Мозырьском и Новополоцком НПЗ, производство синтетических волокон и нитей, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, промышленность строительных материалов, выпуск изделий легкой и пищевой промышленности. О высокой доле экспорта в белорусской промышленности свидетельствуют такие цифры: удельный вес в производстве калийных удобрений, нефтепродуктов, металлокорда, станков металлообрабатывающих, газовых плит, тракторов, велосипедов составляет свыше 90 %; нефтепродуктов, шин, морозильников и холодильников, древесно-волокнистых плит – 81–90 %; полированного стекла, химических волокон и нитей, телевизоров, мотоциклов – 71–80 %; грузовых автомобилей, азотных удобрений, ДСП – 51–70 %.

В товарной структуре экспорта Республики Беларусь важнейшие позиции занимают по значимости: нефтепродукты, калийные удобрения, химические волокна и нити, металлокорд, тракторы, грузовые автомобили, шины, холодильники, морозильники, телевизоры, видеотехника, мебель, молоко и молочная продукция, мясо и мясные субпродукты. Особенно динамично в 2000–2010 гг. росли экспортные поставки мясомолочных продуктов – почти в 7 раз, мебели – в 2,5 раза, тракторов и шин – в 2 раза, нефтепродуктов – в 2 раза, калийных удобрений – в 1,5 раза.

В товарной структуре импорта в Республики Беларусь важное место занимает нефть, природный газ, стальные трубы, части и принадлежности для автомобилей и тракторов, легковые автомобили, лекарственные средства. В значительной степени отрицательное сальдо во внешней торговле товарами обусловлено высоким «вкладом» таких промежуточных товаров, как сжиженный и природный газ (–34,9 %), нефть и нефтепродукты (–20,9 %), и значительными колебаниями цен на них.

Структура экспорта и импорта отражает структуру народно-хозяйственного комплекса Республики Беларусь, в котором ведущая роль принадлежит промышленно-сырьевому сектору (нефтепереработка, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение), сельскохозяйственному и перерабатывающему секторам. В 2010 г. удельный вес потребительских товаров в общем объеме экспорта Республики Беларусь составил пятую часть, в объеме импорта – шестую часть. В период 2011–2015 гг. в Республике Беларусь усилится инновационная составляющая производства и экспорта, в котором удельный вес высокотехнологичной инновационной продукции составит 10–15 % вместо 4 % сегодня.

Быстроразвивающимся сегментом международного рынка является торговля услугами. В Беларуси в 2010 г. свыше ½ экспорта и импорта услуг пришлось на страны СНГ и ¾ на страны вне СНГ. В структуре экспорта и импорта услуг свыше ½ составляют транспортные услуги, на поездки граждан приходится около 9 % экспорта услуг и свыше 20 % их импорта. Удельный вес других услуг (строительных, лизинговых, компьютерных, технических) составляет от нескольких процентов до долей процента, что сегодня недостаточно. Ускоренными темпами развивается экспорт компьютерных и информационных услуг, хотя их абсолютный объем невелик – 0,9 % общего объема экспорта услуг. В экспорте услуг практически отсутствуют такие статьи, как аудит, консалтинг, лизинг, маркетинг, страхование и др. В целом услуги обеспечивают 20 % валютных поступлений.

Характеризуя географическое распределение внешней торговли Республики Беларусь в 2010 г., отметим, что зарегистрированы экспортно-импортные операции с компаниями и партнерами из 179 стран мира (80 % внешнеторгового оборота приходится на европейские страны).

Экспорт товаров осуществлялся в 145 государств, импортировалась продукция из 156 стран. Основными торговыми партнерами являются фирмы России, Германии, Украины, Нидерландов, Китая, Польши, Латвии.

Актуальные проблемы внешней торговли в Республике Беларусь:

– негативное влияние мирового финансового кризиса, который особенно затронул страны, сильно «долларизованные», в т. ч. Российскую Федерацию, с которой Республика Беларусь имеет масштабные внешнеэкономические и внешнеторговые связи;

– ухудшение внешнеторгового и платежного балансов страны из-за снижения доходов от экспорта и увеличения расходов на импорт;

– ухудшение условий торговли на мировых рынках из-за роста цен на импортируемую продукцию и снижение цен на экспортируемые товары;

– увеличение импортоемкости экспорта;

– значительная финансовая (кредитная) зависимость от иностранных банков и государств.

Главными задачами для расширения участия Республики Беларусь в международной торговле являются:

– рост объемов внешнеторгового оборота за счет опережающих темпов роста экспорта товаров и услуг; рост в экспорте наукоемкой продукции;

– импортозамещение на основе сравнительных преимуществ белорусской экономики;

– развитие инфраструктуры внешней торговли (транспортных коридоров и коммуникаций, таможни, представительств и т. д.);

– расширение экспорта капитала, корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами, участие в транснациональных проектах;

– расширение интеграции белорусских субъектов хозяйствования в рамках таможенного союза Беларуси, России и Казахстана с перспективой перерастания его в экономический союз;

– достижение достаточного уровня платежеспособности, чтобы накапливать валютные резервы и поддерживать курс белорусского рубля;

– работа с международными финансовыми организациями (МВФ и др.) по привлечению финансовых и кредитных ресурсов.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.161 (0.011 с.)