Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глобализация как предмет социально-философского анализа.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Глобализация как один из главных вызовов ХХI века приобретает сегодня характер мегатренда мирового развития, все больше определяющего и современный облик мира, и последующее цивилизационное развитие в обозримой перспективе. Сегодня она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, экологию, безопасность, духовную и материальную культуру. Согласно оценкам некоторых экспертов, в ближайшие пятьдесят лет развитие событий в мире будет определяться действием сил интеграции, ведущей через регионализацию к глобализации. С этой точки зрения те страны, которые не будут участвовать в этом процессе, окажутся на обочине всемирной истории, в стороне от достижений и возможностей новой постиндустриальной, информационной цивилизации. Еще в начале 90-ых гг. ХХ столетия понятие глобализации широкому кругу людей известно не было. Оно не было представлено не только в общих энциклопедиях и словарях, но и в их многочисленных специализированных разновидностях – не только русско- и белорусскоязычных источниках, но и их англо-, немецко-, французскоязычных аналогах. Сегодня ситуация с феноменом глобализации изменилась коренным образом, а публикации о ней даже уже превратилась не просто в поток, а в наводнение. Проблемам глобализации посвящены работы канадского философа М.Маклюэна, который впервые использовал в концептуально нагруженном смысле прилагательное «глобальное» применительно к современному человечеству. Важное место среди них занимают, датируемые уже 80-ми гг. работы Р.Робертсона. Этому англо-американскому философу принадлежит пальма первенства в перечислении существенных признаков уже не столько метафоры, сколько научного термина «глобализация». Сюда же относятся ставшие уже почти классическими в философии глобализации труды И.Валлерстайна (Уоллерстайна). В них был заложен не только фундамент, но и первые этажи во все еще, однако, продолжающем строиться здании, которое можно было бы назвать современной философией глобализации. Понятие глобализации, устойчиво вошедшее в научный оборот в конце ХХ века, означает, что множество социальных, экономических, культурных, политических и иных отношений и связей приобретает всемирный, глобальный характер. Оно призвано выражать единство многообразных и даже разнонаправленных процессов социальной интеграции. Отсюда размытость самого этого понятия, что единодушно отмечают все его исследователи. Для более глубокого понимания содержания феномена глобализации представляется необходимым и правомерным различать понятия «глобализм», «глобалистика» и «глобализация», которые обычно неоднозначно используются разными авторами. Не включаясь в дискуссию, примем следующие значения указанных понятий. Глобализм (мондиализм) представляет собой навязываемую миру модель политического и экономического доминирования западной цивилизации под эгидой США. Политика и идеология глобализма утверждает однополюсный мир и ведут к расколу человечества на «золотой миллиард» – авангард глобализации и страны-нации аутсайдеры, т.е. слабо интегрированные страны и страны третьего мира. Мобильное и богатое меньшинство в этой идеологии противопоставляется инертному и бедному большинству. Такой сценарий глобализации, конечно, неприемлем для большинства стран и народов мира. Вот почему в мире достаточно широко распространено отрицательное отношение к идеологии глобализма, как оправданию протекания процесса глобализации по западно-американским моделям. С этим связана и критика идеологии глобализма в разнообразных социальных движениях антиглобалистов. Глобалистика – это междисциплинарное, ориентированное на науку исследование совокупности современных глобальных проблем и новых условий коэволюции природы и общества, жизни на планете, связанных с общими тенденциями развития цивилизации, теми противоречиями всемирного масштаба, субъектом которых выступает человечество в целом. Глобалистика начала складываться в конце 60-х годов ХХ века, разрабатывая методологические и научно-теоретические основы исследования глобальных проблем с учетом идей В.И. Вернадского, Тейяра де Шардена и других ученых и философов. Во второй половине 70-х годов сложились следующие школы современной глобалистики: технократическая, стадийная, эколого-демографическая, экзистенциально-культурная, эволюционно-детерминистская и др. В современной зарубежной глобалистике чаще всего выделяют два основных направления: – технооптимистическое, или технократическое (Т.Веблен, Д.Белл, Э.Тоффлер и др.) и технопессимистическое (Г.Маркузе, Д.Медоуз и др). Сквозной философско-мировоззренческой проблемой глобалистики в целом является тема единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле. Глобализация – объективно необходимый исторический процесс, сопровождающий человеческое общество на всем протяжении его развития, в котором выделяют различные этапы и эпохи, имеющие конкретное социокультурное измерение.
Истоки зримой глобализации часто связывают с «осевой эпохой», зафиксированной в концепции К. Ясперса, как эпохой великого духовного прорыва в жизни и сознании человечества, положившей начало всемирной истории. «Точку отсчета» современного этапа глобализации некоторые авторы относят к концу ХV – началу ХVI века и связывают со становлением индустриальной цивилизации, когда появились первые прецеденты колонизации, и содержанием глобализационных процессов стало превращение ранее разрозненных экономических систем в единую мировую экономику европейского типа. При этом глобализация понимается как продолжительный процесс установления и упрочения господства европейского капитализма. Индикатором современной глобализации, ставшей главной приметой конца ХХ – начала ХХI века, является нарастание всеобщей взаимозависимости и единства мира в самых различных его измерениях (экономических, политических, социокультурных, духовно-идеологических и др.). При всей уникальности и самобытности западной, арабо-исламской, китайской, индийской, африканской, российской и др. отдельных цивилизаций, к началу ХХI века в процесс глобализации вовлечено практически все человечество, поэтому понятие глобализации чаще всего отождествляется с современным ее этапом. Среди важнейших причин и объективных оснований, порождающих глобализацию, обычно выделяют: планетарную общность природных основ существования человечества; взаимодетерминированность экономических, политических и информационных процессов в различных регионах Земли; углубление тенденции интернационализации экономической жизни людей и другие тенденции объективного процесса единения человечества на пути перехода от биосферы к ноосфере, от индустриального к информационному обществу с новыми качествами жизни. Эти объективные основания процесса глобализации отражаются и усиливаются формированием целого ряда его субъективных факторов: все более широким распространением и в теоретическом, и в массовом общественном сознании идеи единства и взаимозависимости современного мира; становлением нового типа научной рациональности, сопряженной с эволюционно-синергетической парадигмой, включающей идею глобального эволюционизма; осознание все большим количеством людей своей сопричастности единому целому – человечеству и понимание неразумности и гибельности социальной разобщенности, группового, государственного и национального эгоизма, что ведет к становлению их глобальной солидарности. Современная глобализация – это еще далеко не единый мир. Она во многом путь к единому миру во всех отношениях миру. Основной сферой глобализации является международная система экономики, образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг. Функционирование этой сферы порождает следующую проблему: из-за неодинакового темпа развития и возможностей стран их углубляющиеся взаимозависимость и взаимопроникновение могут стать потенциальным источником не известных ранее рисков и конфликтов. Научно-техническая революция – также важнейший глобальный фактор, в корне меняющий всю структуру современного производства и жизни людей. Уровень экономического развития, место государства в мировой системе определяются его интеллектуальным потенциалом, возможностями формирования научно-исследовательской инфраструктуры, капиталовложениями в образование и профессиональную подготовку. Информационная революция как фактор глобализации создала общемировое информационное пространство, которое характеризуется неизмеримо большими потоками информации, возможностями ее использования, гигантским воздействием на все жизненные процессы, сознание и поведение людей. Борьба за информационное пространство становится одним из важнейших факторов современной геополитики. Глобализация выражается также во взаимопроникновении, взаимовлиянии культур, цивилизаций, в усилении стандартизации образа жизни, сознания и поведения людей, образования и т.д. Сегодня локальные культуры начинают терять свою локальность, образуется общая система глобальной метакультуры, глобальной системы ценностей. Глобализация включает и многие другие стороны усиления взаимосвязи и интеграции человеческих сообществ: повышение роли наднациональных и транснациональных структур и участников системы международных отношений: церкви, ООН и региональных сообществ, ТНК, общественных организаций; универсализацию правовых норм, социальных стандартов и др.
Таким образом, объективной стороной процесса глобализации является: 1) усиление взаимозависимости стран и народов во всех сферах человеческой деятельности; образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг, т.е. мировой экономики; 2) становление глобального информационного пространства, неподвластного воле и желаниям отдельных государств и обеспечивающего быструю связь в реальном масштабе времени; 3) превращение знания в основной элемент общественного богатства; 4) выход бизнеса за национальные рамки посредством формирования транснациональных корпораций, которые существенно ограничивают регулирующие возможности национальных государств;
Субъективной стороной процесса глобализации, имеющей объективное значение являются: 1) внедрение и доминирование в практике международных отношений и внутриполитической жизни народов универсальных человеческих ценностей; 2) формирование новых мировоззренческих и методологических парадигм (глобализма, глобалистики), в том числе и такого относительно самостоятельно раздела совремнного философского знания, как философия глобализации.
С ее позиций, глобализация одновременно и объективный, и субъективный процесс, пространством которого является весь земной шар(глобус). Она – противоречивый процесс. Среди ее положительных черт, как правило, отмечается рост контактов и связей между странами и народами в области экономики, торговли, науки, образования, технологий, культуры. Известно, что в течение последних 50 лет средний доход на душу населения в мире вырос в три раза, а мировой ВВП увеличился в 10 раз. Эти цифры как бы визитная карточка процесса глобализации. Следует, однако, иметь в виду, что они – всего лишь усредненные показатели современного социального благополучия, не отражающие существующую дифференциацию в благосостоянии отдельных стран, народов, регионов. Современная глобализация предоставляет неравные условия для ее участников. Мир до сих пор не интегрируется с учетом интересов всех государств и народов, а его деловая активность контролируется ограниченным числом наиболее сильных государств. Не случайны на этом фоне опасения участников «Форума тысячелетия», состоявшегося под эгидой ООН в мае 2000 г. в Нью-Йорке и собравшего представителей из более чем ста стран мира. Глобализация нуждается в эффективном демократическом общественном контроле, так как ее блага распределяются неравномерно, а мировой рынок не действует по правилам, основанным на общих для всех государств и народов социальных задачах. Одобренная Форумом тысячелетия программа действий, с одной стороны, не призывает к борьбе против глобализации, а с другой – определяет направление совместных усилий по координации процессов глобализации в интересах разных государств и народов. Предусмотренные данной программой меры должны проводиться в жизнь гражданским обществом, правительствами, Организацией Объединённых Наций на основе сотрудничества. Сложности и противоречия глобализации в контексте современных цивилизационных изменений порождают различные и порой альтернативные мировоззренческо-идеологические оценки и концепции этой объективной тенденции общественного развития. Некоторые современные исследователи глобализации прогнозируют, например, как одно из ее следствий «столкновение цивилизаций» (С.Хантингтон), поглощение Западом иных культурных систем и утверждение унифицированного западного либерализма (Ф. Фукуяма), образование Глобального Человейника по аналогии с муравейником (российский философ А. Зиновьев). Другие исследователи усматривают сущность глобализационных феноменов в их политико-экономическом содержании, приходя иногда даже к выводу об отсутствии у глобализации объективных оснований. Например, некоторые сторонники идеологии антиглобализма видят в глобализации продукт целенаправленного мыслетворчества западных идеологов-аналитиков, все более обретающий черты деструктивного стратегического курса мировой элиты. Глобализация, однако, не сводится только к политико-экономической интеграции, становлению единого техногенного информационно обеспеченного сообщества, а охватывает все сферы жизни общества и человечества. В этой связи актуальна задача изучения связанных с глобализацией типов бытия, познания, оценки, морали и, более широко, духовности. Неудивительно, что поиск магистральных путей глобализации современного мира в духе плодотворного сотрудничества, всеохватывающего диалога различных культур и цивилизаций Земли для сохранения многополюсного мира, богатства всей человеческой культуры рассматривается ЮНЕСКО как стратегическая цель человечества, а, мы бы уточнили, и современных философских исследований глобализации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.20 (0.009 с.) |