Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3.1. Введение в макроэкономику

Поиск

План лекции

1. Сущность, предмет и особенности макроэкономической теории.

2. Методы макроэкономики.

3. Макроэкономическая политика.

 

1. Сущность, предмет и особенности макроэкономической теории. Важной составной частью экономической теории является макроэкономика, название которой происходит от греческих слов: «макрос» – большой, «ойкос» – дом, «номос» – закон.

Макроэкономика – наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.

Предметом макроэкономики является народное хозяйство как единое целое. Она исследует результаты совместной деятельности всех экономических агентов, в центре внимания находятся такие обобщающие показатели функционирования экономики как валовой внутренний продукт, уровни безработицы и инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.

Первую попытку описания макроэкономических закономерностей предпринял Франсуа Кенэ, в своей знаменитой экономической таблице (1758 г.). В XIX в. появились схемы простого и расширенного воспроизводства К. Маркса и теория общего равновесия Л. Вальраса. Существенный вклад в развитие макроэкономики внесли Дж. Гэлбрейт, Е. Домар, С. Кузнец, В. Леонтьев, П. Самуэльсон, И. Фишер, М. Фридмен, Э. Хансен, Р. Харрод, Н. Кондратьев.

Новая модель регулирования экономики была предложена английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883–1946) в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Кейнс подверг критике классические представления о саморегуляции рынка, о том, что производство само создает потребление, и поэтому рынок не нуждается в вмешательстве государства. Напротив, он утверждал, что только благодаря государственному регулированию можно обеспечить выход из кризиса 30-х гг. ХХ в. Дж. М. Кейнс заложил основы макроэкономики, определил ее основные понятия и сформулировал важнейшие закономерности, обосновал необходимость государственного регулирования экономики.

Особенности макроэкономической теории. Макроэкономика представляет совокупность прочных связей, которые интегрируют все хозяйственные элементы в единую целостность. К объединяющим факторам можно отнести: общее разделение труда между отраслями производства и регионами; кооперирование крупных структурных подразделений производства; национальный рынок. В результате такой интеграции образуется макросистема, называемая народнохозяйственным комплексом.

Материальным фундаментом макроэкономики является национальное богатство – совокупность накопленных в результате труда материальных благ и природных ресурсов, имеющихся в стране. Эта совокупность включает производственные основные фонды (здания, машины, оборудование); непроизводственные основные фонды (жилища, здания и оборудование учреждений образования, здравоохранения); материальные оборотные средства; личное имущество населения; природные ресурсы; нематериальные результаты (образовательный и квалификационный потенциал нации, достижения науки и накопленные культурные ценности).

Макроэкономика опирается на специфическую хозяйственную базу, удовлетворяющую общенациональные потребности. В нее входят производство общественных благ и организация их коллективного потребления; общенациональная инфраструктура (производственная и социальная).

Государство устанавливает макроэкономические связи, которые по вертикали соединяют его со всеми домашними хозяйствами и фирмами. Через такие связи оно проводит активную экономическую политику, используя финансы, кредит, налоги, бюджет и другие средства.

Основными макроэкономическими принципами являются:

1) агрегирование – соединение частных показателей в единый общий показатель (агрегат). Здесь изучается не спрос на отдельный товар, а – совокупный спрос, не цена конкретного товара, а общий уровень цен;

2) анализ взаимосвязей, проявляющихся между секторами (агрегатами) в национальной экономике в рыночных и нерыночных экономических отношениях. К числу первых относятся цены, их совокупное движение, доходы, закупки; к числу вторых – ожидания потребителей, налоги, изменения в государственных расходах, войны, кризисы;

3) единство и специфика микро- и макроанализа, когда микроуровень выступает базой для макроуровня, т. е. накапливает фактические данные для агрегирования и является поставщиком информации для макроуровня. В свою очередь макроанализ характеризует сложившуюся динамику экономики, производства, его перспективу;

4) нахождение и анализ равновесных величин, т. е. определение равновесия на уровне агрегатов (равновесные объемы национального производства);

5) применение положений позитивной и нормативной экономики в отношении макроэкономических процессов. Позитивная макроэкономика изучает реальные экономические явления и их взаимосвязи. Нормативная макроэкономика предлагает рецепты действий;

6) корректировка основных макроэкономических показателей с учетом изменения уровня цен. Это важно учитывать при сопоставлении в практической деятельности номинального и реального значения макроэкономических показателей. Для этого используется дефлятор цен.

2. Методы макроэкономики. Основным приемом изучения макроэкономических процессов и явлений является моделирование. Экономическая модель – это упрощенное отражение экономической действительности с помощью уравнений и графиков, описывающих взаимосвязи различных переменных. Существует множество моделей, каждая из которых решает определенные задачи. В моделях используются гибкие (для долгосрочного периода) и негибкие (для краткосрочного периода) цены.Такие макроэкономические модели, как модель круговых потоков, AD – AS, крест Кейнса, IS – LM, кривые Филлипса, Лаффера, модель Солоу и другие представляют собой общий инструментарий макроэкономики и не имеют какой-либо национальной специфики. Специфическими могут быть значения эмпирических коэффициентов и конкретные формы функциональных зависимостей между экономическими переменными в разных странах.

В основу макроэкономического анализа заложена простейшая модель круговых потоков (или модель кругооборота ВНП, доходов и расходов). В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических субъектов (домохозяйства и фирмы) и не предполагает государственного вмешательства в экономику и каких-либо связей с внешним миром. В этом случае экономика является замкнутой системой, в которой доходы одних экономических субъектов предстают как расходы других. Модель круговых потоков отражает равенство суммарной выручки (суммарного дохода) фирм суммарному доходу домохозяйств.

В открытой экономике и при наличии государства модель круговых потоков становится более сложной. При дополнении модели другими экономическими субъектами: государством (правительством) и внешним миром представленное равенство нарушается, поскольку из потока доходы-расходы образуется отток или утечки в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. Одновременно в потоке доходы-расходы образуется приток или инъекции в виде инвестиций, государственных расходов и экспорта. Если утечки связаны с использованием дохода не на покупку произведенного внутри страны продукта, то инъекции – это дополнение к расходам на покупку произведенного внутри страны продукта.

Макроэкономический взгляд различает 4 экономических субъекта:

1. Домашние хозяйства – это все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Они являются собственниками всех производственных ресурсов, продаваемых ими фирмам. За счет продажи ресурсов домашние хозяйства получают доход, который распределяется на текущее потребление и сбережения. Следовательно, домашние хозяйства проявляют четыре вида экономической активности: продают факторы производства, потребляют часть полученного дохода и сберегают другую часть.

2. Предпринимательскийсектор – это совокупность фирм, зарегистрированных внутри страны. Их деятельность сводится к покупке производственных ресурсов, производству и продаже готовой продукции, инвестированию (превращению в капитал сбережений домашних хозяйств).

3. Государственный сектор – это все государственные институты и учреждения страны. Они занимаются предоставлением общественных благ, достающихся потребителям как бы бесплатно (оборона, правопорядок, услуги инфраструктуры). Результаты деятельности государства проявляются в снижении затрат фирм, а также расходов домашних хозяйств. При этом цель государственной деятельности состоит в максимизации не прибыли, но общественного благосостояния.

4. Заграница включает в себя всех экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами страны. Воздействие заграницы на отечественную экономику происходит через обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

3. Макроэкономическая политика. Макроэкономики дает определенные рекомендации по выработке вариантов макроэкономической политики государства на основе анализа реальных экономических параметров. Макроэкономическая политика – это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем.

В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих целей:

– обеспечение устойчивого роста экономики, позволяющего достичь более высокого жизненного уровня населения;

– повышение экономической эффективности на базе научно-технического прогресса;

– обеспечение высокой занятости, которая предоставит возможность всем индивидам реализовать свои производственные способности и получать доходы в зависимости от качества и количества затраченного труда;

– социальная защищенность, гарантирующая достойное существование безработных, нетрудоспособных, престарелых и детей;

– экономическая свобода, дающая экономическим субъектам возможность выбирать сферу деятельности и модель поведения;

– экономическая безопасность (экономическое равновесие);

– оптимальный платежный баланс и стабильный курс национальной валюты.

Макроэкономическая политика государства проводится правительством и Центральным банком. Выделяются следующие инструменты макроэкономической политики: бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, социальная и внешнеэкономическая. Бюджетно-налоговая политика предполагает использование налогов и государственных расходов с целью воздействия на экономику. Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий центрального банка в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Направлениями социальной политики выступают: социальная защита населения, политика доходов, регулирование рынка труда. Внешнеэкономическая политика включает тарифы, квоты и другие инструменты регулирования, которые либо стимулируют, либо ограничивают экспорт и импорт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.184 (0.008 с.)