Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3.5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План лекции 1. Понятие финансов и их функции. 2. Государственный бюджет и его функции. Бюджетный дефицит и его последствия. 3. Сущность, функции и виды налогов. 4. Фискальная политика, ее виды и инструменты. 5. Сущность, виды и причины государственного долга.
1. Понятие финансов и их функции. Финансы – это система экономических отношений по поводу распределения и перераспределения части национального дохода, формирования на этой основе фондов денежных средств, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом выступает государство. Не любые денежные отношения можно считать финансами. Финансами являются не сами денежные средства, а отношения между субъектами по поводу образования и использования фондов денежных средств. Финансам присущи следующие функции:распределительная, перераспределительная, аккумулирующая (ресурсообразующая), контролирующая. Финансовый механизм – система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся: формы финансовых ресурсов; методы их формирования; система законодательных норм и нормативов. Финансовая система – совокупность финансовых отношений, в процессе которых различными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства, учреждений и рынков, их обслуживающих. В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов, финансовую систему подразделяют на две сферы: 1) централизованных финансов (государственные финансы); 2) децентрализованных финансов (частные финансы). Различают подсистемы финансовых отношений: государственные финансы; финансы предприятий; финансы домашних хозяйств. Базовой подсистемой являются финансы предприятий. Именно в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Финансовые отношения предприятий строятся на принципах самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, ответственности и контроля. Значимую долю в финансовые ресурсы вносят домашние хозяйства. Они самостоятельно принимают решения о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине, целевом назначении и времени использования. Государственные (централизованные) финансы – денежные отношения по формированию централизованных фондов и использованию их для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода. Звеньями государственных финансов являются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, государственные фонды страхования. Государственные внебюджетные фонды используются по целевому назначению: социальные услуги населению; стимулирование развития отраслей инфраструктуры; обеспечение приоритетных отраслей экономики. Государственный кредит – это экономические отношения между государством и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями по поводу движение денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов. Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (государственного бюджета и внебюджетных фондов), при этом государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. 2. Государственный бюджет и его функции. Бюджетный дефицит и его последствия. Государственный бюджет – это совокупность денежных отношений в процессе образования, расходования и использования основного централизованного фонда денежных средства государства. Он является финансовым планом государства, содержащим его доходы, расходы на конкретный период (как правило, на год). Бюджет государства играет главенствующую роль в перераспределении национального дохода и в системе финансовых планов. Бюджетная система Республики Беларусь как унитарного государства включает республиканский и местный бюджеты (областные, городские, районные, сельские поселковые). Самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет регионов – района, города, области, республики в целом. Такой сводный бюджет называется консолидированным и используется для изучения, совершенствования финансовых отношений в структуре бюджетной системы, сбалансирования бюджетов посредством регулирования источников дохода. Принципами построения бюджетной системы являются: единство, полнота, реальность и гласность. Государственный бюджет выполняет следующие функции: – распределительная (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода); – контрольная (в движении бюджетных ресурсов проявляется финансовое состояние экономики страны, что упрощает контроль над ним); – регулирующая (через изменение расходов и доходов бюджета государство смягчает спады производства, снижает уровень безработицы). Госбюджет состоит из расходной и доходной частей. Расходная часть бюджета предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционных, экономических, развития производственной и социальной инфраструктуры). Существуют различные способы классификации государственных расходов. В частности, используется систематизация расходов по принципу распределения средств по исполнительным структурам государственной власти. Расходы группируют по целевому назначению: военные, экономические, социальные, внешнеэкономические, внешнеполитические, на содержание аппарата управления. Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора государству. Существует множество форм и методов аккумуляции государственных доходов. Различают: налоговые и неналоговые, обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные, специфические) доходы. В идеале общая сумма правительственных доходов должна покрывать сумму расходных статей государственного бюджета. Если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным, если доходы превышают расходы, имеет место профицит; когда же расходы превышают доходы, то наблюдается дефицит государственного бюджета. Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). Бюджетный дефицит в пределах 3 % от ВНП считается нормальным явлением. Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит». Если правительство сознательно закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит,т. е. он возникает в результате его планирования в связи с выполнением определенных социально-экономических программ. Покрытие данного вида дефицита происходит за счет внутреннего финансирования: кредитов Центрального банка, выпуска государственных ценных бумаг. Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом, возникает циклический бюджетный дефицит. Причиной его образования являются изменения в экономическом цикле. Это дефицит государственного бюджета, образованный в результате падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим социальным программам. По первой причине не обеспечиваются статьи доходов, по второй – увеличиваются статьи расходов государственного бюджета. Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования государственных расходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим, правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним: кредитование Центральным банком в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию. Выделяют три концепции регулирования государственного бюджета: 1. Концепция ежегодно балансируемого бюджета, в соответствии с которой исключается фискальная деятельность государства как антициклическая, стабилизирующая сила. Балансирование осуществляется с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов. 2. Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет. При этом бюджет балансируется не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Так, в период спада экономики правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, что ведет к дефициту бюджета. В период экономического роста правительство принимает противоположные меры, используя положительное сальдо бюджета для возмещения предыдущего дефицит. 3. Концепция функциональных финансов,всоответствиис которой основной целью государственных финансов является стабилизация экономики, а проблемы, порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение. Это обосновывается тем, что в период подъема поступления в бюджет увеличиваются автоматически, следовательно, дефицит будет самостоятельно ликвидироваться. В целом, достичь сбалансированности бюджета, а в отдельные годы сводить бюджет к профициту удавалось таким государствам, как Люксембург, Сингапур, Южная Корея, Словения. Однако в 90-е гг. ХХ в. для большинства государств был характерен бюджетный кризис. Наиболее быстро он нарастал в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии. Большинство развитых стран финансируют дефицит бюджета с помощью неэмиссионных источников, регулируя доходы и расходы. Поэтому величина чистого денежного кредита центральному правительству у них небольшая. В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, где финансовые рынки не развиты, значительные размеры дефицита отражают эмиссионный характер финансирования бюджета. 3. Сущность, функции и виды налогов. Налоги –обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей образует налоговую систему. Ее элементами являются: субъект налогообложения – юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога; объект налогообложения – доход, имущество, цена товара, облагаемые налогом; носитель налога – лицо, фактически уплачивающее налог; налоговая ставка – величина налога на единицу обложения; налоговая льгота – полное (частичное) освобождение от уплаты налога. Основные функции налогов: – фискальная – пополнение доходов государственного бюджета; – регулирующая – стимулирование экономической деятельности; – распределительная – перераспределение полученных субъектами хозяйствования доходов. Важнейшие принципы налогообложения: всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы; стабильность – устойчивость видов и ставок налогов во времени; обязательность – принудительность уплаты налогов; социальная справедливость – равные условия налоговой нагрузки для субъектов хозяйствования и населения. Графическая зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок отражена кривой Лаффера (рис. 3.5.1).
Рисунок 3.5.1 – Кривая Лаффера
При высоких налоговых ставках отсутствуют стимулы к увеличению дохода, следовательно, поступление налогов в бюджет снижается. Налоги классифицируются по субъектам налогообложения (налоги с физических и юридических лиц); по уровням управления (республиканские и местные); по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные). Прямые налоги – взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика. Косвенные налоги – взимаются посредством включения в цену товара или услуги и уплачиваются покупателем. В Республике Беларусь существуют следующие виды налогов:налог на прибыль и доходы предприятий;налог на добавленную стоимость (НДС); налог на экспорт и импорт (таможенные пошлины); подоходный налог с граждан; акцизный налог. Перечисленные выше налоги дают более 80 % поступлений в государственный бюджет Республики Беларусь. Кроме них взимаются также экологический налог, земельный налог, налог на недвижимость, местные налоги, взносы во внебюджетные фонды социальной защиты и занятости, государственная пошлина и т. д. В перспективе предполагается усовершенствовать налоговую систему, проведя следующие мероприятия: уменьшение суммарной налоговой нагрузки; сокращение налоговых льгот; упрощение процедуры уплаты налогов. 4. Фискальная политика, ее виды и инструменты. Фискальная политика – воздействие государства на состояние экономики с помощью изменения величины государственных расходов и налогов.Выделяют следующие цели фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла; обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции. Выделяют два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная (автоматическая). Дискреционная финансовая политика – сознательные решения правительства по изменению величины налогов и государственных расходов. Она может быть стимулирующей (увеличение государственных расходов, снижение налогов с целью стимулирования роста производства) или рестрикционной (увеличение налогов и снижение государственных расходов, чтобы сдерживать темпы инфляции). Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства, т. к. основана на действии встроенных стабилизаторов, приводящих к автоматическому изменению налоговых поступлений и государственных расходов. Встроенные стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве стабилизаторов выступают пособия по безработице, по бедности, прогрессивные подоходные налоги. В период спада стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений и росту расходов бюджета, в период подъема происходит обратный процесс. Фискальная политика может сопровождаться мультипликационным эффектом в виде роста ВВП, значительно превышающего прирост государственных расходов, вызвавших его. Выделяют мультипликатор государственных расходов – отношение изменения реального ВВП к изменению расходов государственного бюджета; налоговый мультипликатор – отношение изменения реального ВВП к вызвавшему его изменению налогов; мультипликатор сбалансированного бюджета – равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов. 5. Сущность, виды и причины государственного долга. Государственный долг –это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков. Или, другими словами, государственный долг – эта сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов посредством выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Причины государственного долга: 1. Спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. 2. Милитаризация экономики и войны. Военный сектор является не производственным, а потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования через увеличение налогов, эмиссии денег, продажи облигаций населению. Увеличение налогов в краткосрочном периоде увеличивает налоговые поступления в бюджет. Однако в долгосрочном периоде это приводит к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, необеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск денежных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, а с другой – образует и увеличивает государственный долг. В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги. Внутренний долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных её правительством. Внешний долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Наличие внешнего долга ведет к потере части национального продукта и падения престижа страны. Экономические последствия государственного долга: – он сокращает запас капитала в экономике. Отвлечение капитала для приобретения облигаций и векселей ведет к уменьшению акционерного капитала, что сокращает выпуск продукции и уровень жизни в будущем; – процентные платежи по госдолгу обременительны для населения, т. к. покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег; – выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев; – для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью; – рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение. Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВВП, расчет задолженности на душу населения. Рассчитываются два показателя, характеризующие платежеспособность страны. Один показывает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете за год), второй соотносит годовой размер по долгу с объемом валютных поступлений за год. Критическим значение этого показателя считается 25 %. С появлением долга появляется необходимость его управления, под которым понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств. Методы управления госдолгом: 1. Рефинансирование – выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов. 2. Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. Иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности. Последствием этого является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов. 3. Консолидациия – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Консолидация возможна только при взаимном согласии правительства-заемщика и правительства-кредитора.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.30 (0.011 с.) |