Лекция 2.7. Монополистическая конкуренция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2.7. Монополистическая конкуренция



План лекции

1. Основные черты монополистической конкуренции.

2. Равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции.

3. Неценовая конкуренции: сущность, методы, издержки.

 

1. Основные черты монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает схожую, но не идентичную продукцию.Ее основными признаками являются:

– относительно небольшая доля рынка, приходящаяся на одну фирму, а, следовательно, ограниченный контроль над ценой;

– сравнительно большое число фирм; отсюда тайный сговор с целью ограничения объема выпуска и повышения (понижения) цены невозможен;

– фирмы самостоятельны в выборе производственных решений и не учитывают возможную реакцию со стороны конкурентов;

– дифференциация продукта (по качеству, дизайну, упаковке, фирменным знакам, престижу и пр.);

– экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но и на неценовых факторах;

– относительно легкое вступление в отрасль, так как требуемый для этого капитал невелик. Возможные барьеры связаны с необходимостью производства изделия, которое отличается от продуктов конкурентов.

2. Равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции. При монополистической конкуренции фирмы обладают некоторой монопольной властью. Это не означает, что фирмы зарабатывают большие прибыли. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля.Поскольку у товаров на рынке существуют близкие заменители, кривая спроса не будет столь крутой как при чистой монополии. Поэтому на рынке монополистической конкуренции кривая спроса имеет вид сильно эластичной убывающей кривой.

Фирма будет максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, когда предельные издержки равны предельному доходу (MR = MC).

На долговременном этапе прибыль будет стимулировать вступление на рынок других фирм. По мере выпуска новых товаров данная фирма будет терять свою долю реализации на рынке. Долговременная кривая спроса будет соприкасаться с кривой средних издержек фирмы. Теперь максимизация прибыли достигается при нулевой прибыли, так как цена равна средним издержкам. При этом фирма еще будет обладать монопольной властью. Ее долговременная кривая спроса наклонена вниз, так как фирменная марка товара является уникальной. Но вступление на рынок других фирм и конкуренция свели ее прибыль к нулю. Таким образом, фирмы несут разные издержки, что приводит к разнообразию фирменных марок товара. В связи с этим фирмы могут назначать различные цены на свою продукцию, и некоторые будут зарабатывать небольшие прибыли.

В краткосрочном периоде фирма получает чистый экономический доход: об этом свидетельствует тот факт, что цена превышает средние общие затраты. Но доходы привлекают новые фирмы. Поэтому кривая спроса фирм опускается вниз, так как товары новых фирм являются субститутами. Приспосабливаясь, к конкуренции уже действующие фирмы могут увеличить расходы на рекламу, улучшить свои товары или как-то привлечь потребителя. Перемещение кривой спроса «старых» фирм вниз будет продолжаться до тех пор, пока не останется доходов привлекающих новые компании. Результатом будет состояние долгосрочного равновесия.

3. Неценовая конкуренции: сущность, методы, издержки. Неценовая конкуренция – методы конкурентной борьбы, в основу которых положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.

Методы неценовой конкуренции: изменение свойств продукции, придание ей качественно новых характеристик, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение новых видов продукции, совершенствование сопутствующих услуг (демонстрация товара, увеличение срока гарантии и др.); минимизация сроков поставки; создание сбытовой сети и службы сервиса.

К неценовым относятся следующие группы методов:

1. Методы обеспечения конкурентных преимуществ организации за счет изменения в лучшую сторону различных потребительских характеристик товаров и услуг с целью повышения потребительской ценности. К ней можно отнести: внедрение новых товаров (дифференциация товаров); внедрение товаров, обладающих новыми потребительскими свойствами, улучшенным качеством, более совершенным дизайном, более красивой упаковкой (дифференциация потребительских свойств товара).

2. Методы стимулирования сбыта. Это кратковременные меры денежного или материального характера, поощряющие покупку товара. Цели стимулирования сводятся к увеличению числа покупателей или увеличению количества товара, купленного одним и тем же покупателем. К средствам стимулирования продаж для покупателей относятся: образцы на пробу, премии, лотереи, скидки с цены, торговая скидка, купоны, распродажи, игры и конкурсы, клубы потребителей, «этикеточные мероприятия». Средствами стимулирования сбыта для торговых посредников являются: премии и подарки, торговые премии, компенсации затрат на рекламу, призы, выставки продажи, сувениры, торговые брошюры.

3. Методы рекламы и связей с общественностью.

 

Лекция 2.8. Олигополия

План лекции

1. Характеристика рынка олигополии

2. Типология моделей олигополии.

3. Олигополия и эффективность.

 

1. Характеристика рынка олигополии. Олигополия – это рыночная структура, при которой доминируют несколько продавцов (производителей), а появление новых затруднено или невозможно. Обычно на олигополистическом рынке существует от 2 до 10 фирм, на которые приходится 50 % и более продаж на рынке. Товар может быть дифференцирован или стандартизирован (рынок пива, алюминия, сигарет, автомобилей). Отдельные фирмы могут влиять на цену благодаря большой доле в общем объеме выпуска. На таком рынке между фирмами существует взаимосвязь, так как продавцы осознают, что изменение цены любой компанией скажется на конъюнктуре всего рынка. Следовательно, отдельная фирма, реализуя свою ценовую политику, вынуждена считаться с возможной реакцией со стороны конкурентов. Это является основным фактором, влияющим на поведение фирм на олигополистическом рынке.Во многих случаях олигополии защищены от конкуренции барьерами, схожими с монопольными.

Основными причинами существования олигополии являются:

– экономия издержек вследствие положительного эффекта масштаба, доступного в основном крупным фирмам;

– барьеры к объединению фирм и вступлению в отрасль – патентование и лицензирование технологий, финансовые преграды;

– объединения более мелких фирм с целью достижения рыночной власти и эффекта масштаба.

2. Типология моделей олигополии. Единой модели поведения фирмы в условиях олигополии не существует. Разработан целый ряд моделей, действующих в конкретных ситуациях, например:

1. Твердость цен и ломаная кривая спроса. Участники рынка полагают, что соперники не последуют за любым приростом их цены, но будут дублировать любое понижение цен.

2. Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль. Ценой, ограничивающей вход в отрасль, является достаточно низкая цена на уровне минимальных долгосрочных средних общих издержек. Фирмы либо сговариваются, либо следуют примеру других участников рынка. Цена на уровне минимальных долгосрочных средних общих издержек обеспечивает нормальную прибыль и препятствует появлению новых конкурентов.

3. Установление цены по принципу «издержки плюс». Фирма определяет цену на товар исходя из процентной надбавки к предполагаемым средним переменным издержкам. Надбавка обеспечивает возмещение средних, постоянных издержек и получение нормальной прибыли.

4. Ценообразование, основанное на тайном сговоре. Пример тайного сговора – картель – объединение фирм с целью регулирования объема выпуска и цен. Фирмы устанавливают предельно общий уровень выпуска продукции, каждой устанавливается жесткая квота. Пока члены картеля придерживаются квот, цена будет держаться на уровне монопольной, обеспечивая участникам картеля экономическую прибыль.

5. Лидерство в ценах. Одна фирма, обычно крупнейшая, действует как ценовой лидер, устанавливая цену так, чтобы максимизировать собственную прибыль, другие фирмы следуют за лидером, полагая, что крупные фирмы располагают большей информацией о рыночной конъюнктуре.

6. Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими продавцами, в итоге которых выигрывают потребители.

3. Олигополия и эффективность. Часто фирмы – олигополисты действуют сообща, что приближает олигополию к чистой монополии, т. е. ее экономические последствия схожи с последней. Объем производства в условиях олигополии меньше оптимального, а цены выше, чем у конкурентной фирмы. В форме картелей олигополия крайне неэффективна, поскольку воспроизводится групповая монополия. Другим моделям олигополии, где конкуренция все-таки существует, свойственны все недостатки несовершенной конкуренции. А из-за рыночной власти олигополистов эти недостатки выражены более ярко, чем при монополистической конкуренции.

При перераспределении экономических ресурсов рыночная система в условиях олигополии действует столь же гибко, как и при совершенной конкуренции. Практика показывает, что чаще всего фирмы в условиях олигополии устанавливают цены выше предельных издержек, а это означает, что они функционируют при объемах производства меньше тех, которые желательны для потребителя. Следовательно, олигополия не достигает той эффективности в распределении экономических ресурсов, которую обеспечивает совершенная конкуренция. И в этом отношении она сходна с монополией. Однако олигополия все же лучше, чем монополия.

Олигополисты располагают значительными финансовыми, техническими и интеллектуальными ресурсами, способны обеспечить НТП. Существование барьеров для вхождения в отрасль в условиях олигополии гарантирует последней получение прибыли в течение длительного промежутка времени, которая затем может быть направлена на НИОКР. Главным оправданием олигополии является то, что она наилучшим образом приспособлена для тех видов деятельности, где минимальный эффективный размер производства достаточно велик.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.012 с.)