Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3.2. Макроэкономическое равновесиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В модели совокупных доходов и расходов План лекции 1. Понятие совокупного спроса и его факторы. 2. Совокупного предложение и его факторы. 3. Макроэкономическое равновесие. 1. Понятие совокупного спроса и его факторы. Национальный рынок функционирует в трех взаимосвязанных секторах: рынка товаров и платных услуг; рынка денег и ценных бумаг; рынка труда.На каждом из этих рынков взаимодействуют между собой совокупный спрос и совокупное предложение, а также устанавливается равновесие между ними. Совокупным спросом называется общая сумма расходов на покупку всех конечных товаров и услуг в экономике в течение определенного промежутка времени. Совокупный спрос можно также определить как спрос на реальный национальный продукт, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупный спрос (АD) включает в себя следующие виды расходов: на потребление домашних хозяйств (C); фирм и предприятий на инвестирование (I); государства (правительства) на покупку ресурсов, товаров и услуг (G). Таким образом, совокупный спрос может быть выражен формулой: АD = C + I + G. Макроэкономическая модель спроса представлена на рис. 3.2.1.
Рисунок 3.2.1 – График совокупного спроса
Кривая совокупного спроса – это кривая с отрицательным наклоном. Это значит, что чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта (при прочих равных условиях) готовы приобрести потребители внутри страны и из-за границы, правительство и предприятия. Обратная зависимость между изменением уровня цен и изменением совокупного спроса объясняется влиянием трех факторов: 1. Эффект процентной ставки. С повышением уровня цен фирмам и домашним хозяйствам требуется больше денег для покупок товаров и услуг, выдачи заработной платы, приобретения ресурсов. Поэтому в стране увеличивается спрос на деньги. Если нет эмиссии денег, то растет цена за пользование ими, т. е. ставка процента. Наступает момент, когда ставка процента начинает превышать норму будущей прибыли от инвестирования. Поэтому фирмам становится выгоднее давать деньги в ссуду, для получения высокого процента, а не инвестировать их. Падает спрос на инвестиционные товары, составляющие значительную часть национального продукта, а значит, снижается спрос и на сам национальный продукт. 2. Эффект богатства. При росте цен в стране происходит обесценивание денег (инфляция). Сбережения населения и фирм теряют свою покупательную способность, что снижает совокупный спрос, и наоборот. 3. Эффект импортных закупок. При росте внутренних цен на национальном рынке относительно мировых население страны будет приобретать больше импортных товаров. В то же время иностранные покупатели уменьшат объем закупок отечественных товаров, что также приведет к падению спроса на них. Снижение внутренних цен относительно мировых стимулирует рост совокупного спроса на национальный продукт. Изменение уровня цен ведет к изменению объема спроса на ВВП и проявляется в движении вдоль линии совокупного спроса. Под влиянием неценовых факторов происходят изменения в совокупном спросе, проявляющиеся в сдвиге его кривой вправо или влево. К таким факторам относятся: 1. Изменения в потребительских расходах (С). На динамику в потребительских расходов влияют изменение благосостояния потребителей; ожидание потребителей; задолженность потребителей; налоги. 2. Изменения в инвестиционных расходах (I) на которые влияют процентные ставки; ожидаемая прибыль от инвестиций; налоги предприятий; технологии; избыточные мощности. 3. Государственные расходы (С). Рост государственных закупок национального продукта ведет к возрастанию совокупного спроса, и наоборот. 4. Расходы на чистый экспорт (ХN). Чистый экспорт – разница между величиной экспорта и величиной импорта страны. На динамику чистого экспорта влияют: национальный доход других стран; валютные курсы. 2. Совокупное предложение и его факторы. Совокупное предложение (AS) – это объем реального национального продукта, который производится и предлагается на национальном рынке при определенном уровне цен.Существует прямая связь между уровнем цен и совокупным предложением. Поэтому простая модель совокупного предложения представляет собой кривую с положительным наклоном (рис. 3.2.2).
Рисунок 3.2.2 – График совокупного предложения
Различают три отрезка на кривой совокупного предложения: 1) горизонтальный (кейнсианский) отрезок, отражающий состояние спада, депрессии экономики. Здесь имеются избыточные мощности и ресурсы, так как предприятия полностью не загружены. Поэтому рост национального производства происходит в результате загрузки простаивающих производственных мощностей. Объем производства растет при сохранении существующего уровня цен; 2) промежуточный (восходящий) отрезок, соответствующий периоду оживления производства, выходу экономики из кризиса. Здесь увеличение реального объема производства ВВП связано с ростом цен; 3) вертикальный (классический) отрезок отражает развитие экономики в условиях полной загрузки мощностей, полной занятости. Поэтому любое изменение уровня цен не может изменить объем производства и предложения национального продукта. На величину предложения национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы. Прямая связь между уровнем цен и величиной совокупного предложения выражается в движении вдоль кривой совокупного предложения. Неценовые факторы сдвигают кривую предложения вправо–вверх или влево–вниз. К ним относятся издержки; цены на ресурсы; производительность труда; новая технология; налоги и субсидии. 3. Макроэкономическое равновесие. Равновесие спроса и предложения в национальной экономике достигается в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. На макроэкономическое равновесие (а значит, и на объем национального производства, занятость и уровень цен) влияют изменения совокупного спроса и совокупного предложения. Если спрос вырастет, то на разных участках кривой совокупного предложения макроэкономическое равновесие будет иметь следующий вид (рис. 3.2.3).
Рисунок 3.2.3 – Макроэкономическое равновесие
На горизонтальном участке увеличение совокупного спроса приведет к увеличению занятости и росту объема национального продукта без увеличения цен. На восходящем отрезке увеличение совокупного спроса приведет к росту производства национального продуктаи увеличению цен, так как растет занятость и начинают использоваться незагруженные мощности. Увеличение спроса на классическом (вертикальном) отрезке окажет влияние только на уровень цен, повысив их, так как здесь производственные мощности и рабочая сила использованы полностью. Если совокупный спрос снизится, то на кейнсианском отрезке объем произведенного национального продукта уменьшится, а уровень цен останется постоянным. На вертикальном (классическом) отрезке цены снизятся, а объем национального продукта не изменится. На восходящем отрезке и уровень цен, и величина национального продукта снижаются. Однако если спрос уменьшится, то первоначальное равновесие не восстановится. Это связано с неадекватной реакцией цен на изменение спроса: уменьшение спроса до первоначального уровня не сопровождается таким же снижением цен. Они остаются на более высоком уровне, чем раньше. Причины такой тенденции заключаются в политике фирм-монополистов, не снижающих свои цены, а также в поддержании прежнего уровня заработной платы, составляющей значительную часть издержек фирм. Заработная плата не может снизиться автоматически из-за коллективных договоров, заключаемых, как правило, на несколько лет. Это явление получило название «эффект храповика». Так же как храповик вращает колесо только вперед, так и макроэкономическое равновесие постоянно восстанавливается на более высоком уровне цен.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.17 (0.011 с.) |