Модели рыночной экономики. Социально ориентированная модель. Национальные модели.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели рыночной экономики. Социально ориентированная модель. Национальные модели.



 

Современная рыночная экономика представляет сложную систему хозяйствования, в которой взаимодействуют постоянно изменяющиеся рыночные закономерности и многочисленные регулирующие институты, в первую очередь государственные. Но путь к такой системе хозяйствования долог и сложен. Становление рынков и рыночных хозяйств в различных странах происходило по-разному. Существующие рыночные системы и направленность их развития зависят от:

· географического положения страны;

· наличия природных ресурсов;

· исторических условий развития;

· традиций населения и его обычаев;

· уровня развития производительных сил;

· социальной направленности общества.

Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования. Но при этом можно назвать их общие черты:

· наличие разнообразных форм собственности;

· преобладание свободных цен на товары и услуги;

· развитая система свободной конкуренции;

· распространение предпринимательской деятельности;

· определенная система государственного регулирования экономики.

Основными современными моделями рыночной экономики являются:

Американская модель или либеральная модель капитализма. Особенности которой можно свести к следующим основным моментам:

- низкий удельный вес государственной собственности (10% в США, 18% в ФРГ, 24% в Великобритании, 38% в Италии, 34% во Франции);

- минимальная регулирующая роль государства в экономике;

- резкая дифференциация населения на богатых и бедных;

- большое различие в уровне заработной платы (до 110 раз между главой фирмы и служащими);

- приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

В отличие от американской, европейскую экономическую модель можно определить как социально рыночную экономику. В Европе (особенно в ее континентальной части – Германии, Франции) роль государства в экономике была традиционно выше, чем в Америке.

Понятие "социальная рыночная экономика" возникло позже, в Германии. Еще перед второй мировой войной, на фоне мирового экономического кризиса, разразившегося в 30-е годы, ряд немецких ученых–экономистов (Вальтер Ойкен, Вильгельм Рёпке, Леопольд Микш) были едины в том, что в будущем их страна должна дистанцироваться от устаревших принципов свободной рыночной экономики, ответственной за возникшие мировой кризис и беспорядки.

В послевоенной разрушенной Германии с особой остротой возникает вопрос: по какому пути идти? Дистанцируясь теперь и от авторитарно-регулируемой экономики, немцы ищут 3-й путь. Формула этого пути была выдвинута немецким экономистом Альфредом Мюллер-Армаком (1901-1978 гг.). Она состояла из 3-х слов:социальное рыночное хозяйство. В этой формуле будущего Германии была заложена идея сочетания принципов рынка и социального выравнивания. Основная философия социального рыночного хозяйства состоит во взаимодействии рыночного механизма и "социально озабоченного" или "ходатайствующего государства". Таким образом идея социального рыночного хозяйства основывается на сочетании двух составляющих: рыночное хозяйство и социальная справедливость.

Социально ориентированная рыночная экономика – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде.

Существует несколько моделей социально ориентированной экономики, которые можно классифицировать по следующим критериям:

· место социальной политики среди национальных приоритетов (как правило, речь идет об альтернативе между социальным благосостоянием и экономическим ростом);

· распределение социальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательским сектором;

· масштабы государственного сектора, которые определяются как объемами перераспределяемого ВВП, так и долей занятых в госсекторе;

· особенности социальной политики. И предполагает различия в целях, направлениях и инструментах социальной политики. Это, например, отношение к проблеме полной занятости (выбор между поддержанием полной занятости и стимулированием эффективности и конкурентоспособности производства), характер развития социального сектора (социальные услуги могут предоставляться как через государственные, так и через частные учреждения и организации), доля социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели, адресность социальной политики.

Классификация по указанным критериям, целям и инструментам социальной политики приводит к выделению четырех основных моделей.

Первая модельтрадиционно называетсяконтинентальной, или германской. Помимо Германии, континентальная модель применяется в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, отчасти во Франции. Для этой модели характерны высокие объемы перераспределения ВВП через бюджет (около 50%), формирование страховых фондов в основном за счет работодателей, развитая система социального партнерства, стремление к поддержанию полной или по крайней мере высокой занятости.

Вторая модель - англосаксонская - используется в Великобритании, Ирландии, а также в Канаде. Она предусматривает более низкий уровень перераспределения через ВВП (не более 40%), преимущественно пассивный характер государственной политики занятости, высокий удельный вес частных и общественных компаний и организаций в оказании социальных услуг. Отметим при этом, что по различным сводным индексам "комфортности" и качества жизни Канада в последние годы вышла на первое место в мире.

В странах Южной Европы (Греция, Испания и Италия) реализуется средиземноморская модель. Объем ВВП, перераспределяемый через бюджет, здесь существенно варьирует (от почти 60% в Греции и Италии до 40% в Испании). Социальная же политика преимущественно адресована социально уязвимым категориям граждан и не носит всеобъемлющего характера.

Наконец, четвертаяскандинавская– модельприменяется в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии. Для скандинавской модели характерны очень активная социальная политика, понимание социального благосостояния как цели экономической деятельности государства, очень высокие (50-60% ВВП) объемы перераспределения национального богатства через бюджет, реализация идей социальной солидарности и активный упреждающий характер социальной политики. Основную роль в финансировании социальных расходов играет государство, осуществляя финансирование как через бюджет центрального правительства, так и через субнациональные бюджеты.

Финансовые проблемы, с которыми столкнулось большинство экономически развитых стран в 90-х годах, обусловили определенные сдвиги в принципах реализации социальных функций. Так, государства со значительными объемами финансирования социальных расходов за счет бюджетной системы стали более активно использовать принципы социального страхования и вводить элементы платности государственных социальных услуг.

Тем не менее здесь следует провести различие между концепцией социальной рыночной экономики ФРГ и другой западноевропейской экономической моделью, которая вплоть до недавнего времени претендовала на роль "теории третьего пути" – скандинавской, или шведской. В самом общем виде оно сводится к следующему.

Германская модель – это в основе своей рыночная модель. Она опирается на идеи всеобъемлющей конкуренции и договорного характера установления заработной платы и других ведущих социально-экономических параметров.

Для нее характерно:

- государственное вмешательство в экономику проявляется при решении социальных задач;

- решающая роль в экономике отводится банкам;

- различия в заработной плате составляют 23 к 1;

- все служащие на предприятиях объединены общим интересам и предприятию.

Шведская модель – это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Для нее является характерным:

- социальная направленность;

- сокращение имущественного неравенства;

- забота о малообеспеченных слоях населения;

- низкий уровень безработицы;

- высокий уровень государственного сектора.

Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются. Все современное западноевропейские "социальные экономики" основываются на взаимопроникновении рыночных и государственных начал, а также на социальной солидарности (социальном партнерстве).

 

Трансформационная экономика

 

Экономику бывших социалистических стран принято называть переходной (в интерпретации отдельных экономистов – трансформационной, транзитивной).

Трансформационная экономика (переходная) – переход экономики в новое состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.012 с.)