Потребности как предпосылка производства: классификация и основные характеристики. Закон возвышения потребностей.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности как предпосылка производства: классификация и основные характеристики. Закон возвышения потребностей.



 

Потребность можно определить как состояние неудовлетворённости, испытываемое человеком в чём-либо и выражающее противоречие между имеющимся и необходимым и побуждающее его к действию.

Для того чтобы ответить на вопрос «что производить?» экономическая наука применяет различные критерии, описывающие потребности.

1. В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы различают: материальные (товары, услуги, доставляющие полезность); духовные; социальные.

2. В зависимости от социальной структуры: потребности в обществе в целом; потребности классов, социальных групп; потребности отдельных людей. При этом между этими потребностями могут возникнуть противоречия.

3. По очерёдности удовлетворения выделяют: первичные (необходимые) незаменяемые (пища, одежда …); вторичные (избыточные) заменяемые (культура, развлечения), могут быть заменены одна другой.

4. По отношению к характеру их изменения: эластичные; неэластичные.

5. По участию в воспроизводственном процессе: производственные; непроизводственные.

6. По происхождению: экономические, для удовлетворения которых необходимо производство; неэкономические, удовлетворяемые без производства.

Потребности обладают свойством безграничности и историчности. В процессе удовлетворения потребностей происходит формирование новых.

В марксистской политической экономии этот объективный процесс назван законом возвышения потребностей.

История развития свидетельствует о том, что стремление удовлетворять возрастающие и изменяющиеся потребности является сильнейшим мотивом совершенствования производства. Тем не менее экономисты отличают и другой закон – закон убывающей интенсивности или закон насыщения потребностей, суть которого состоит в уменьшении интенсивности потребления блага с каждым последующим разом до момента достижения точки насыщения.

Наибольшее распространение в современной экономической литературе получила теория американского ученого А.Маслоу, согласно которой виды потребностей располагаются в восходящем порядке (рис. 2. 1), начиная с физиологических (голод, жажда, необходимость в сне и т.д.) и далее – в безопасности (направлены на обеспечение потребностей в будущем), социальных связях (проистекают из общественных контактов), признании, уважении со стороны других (направлены на самоутверждение), самоактуализации и развитии (направлены на самореализацию).

 
 

 

 


Различные виды потребностей взаимодействуют друг с другом, и до тех пор, пока основные потребности в достаточной мере не удовлетворены, они определяют желания человека. Первые две группы потребностей – низшего порядка, последние две – высшего. Только удовлетворив основные потребности, человек переключается на удовлетворение качественно иных нужд. Вначале его беспокоит безопасность. Почувствовав себя защищенным, он устремляется к социальным контактам, в рамках которых ищет признания и самоутверждения, а добившись цели, испытывает необходимость в самореализации.

Потребности субъективны, так как только человек может знать, испытывает ли он какую-либо потребность и в какой мере эта потребность существует. Потребности меняются в зависимости от индивида. Содержание потребностей не ограничивается субъективной направленностью. Объективность их обусловлена взаимодействием субъекта и условий его деятельности. Поэтому потребности имеют предметную направленность. Кроме вышеназванных характеристик потребностям присущи воспроизводимость, динамичность, изменчивость, развитие в соответствии с общесоциальными условиями. Осознание потребностей предопределяет мотивы поведения.

Классическая политическая экономия рассматривала потребности как импульс развития производства и конечную цель стадии потребления.

Маржинализм впервые определил исходным пунктом экономического анализа потребности человека и законы их насыщения. Экономический анализ основывается на предпосылке возможности индивида вырабатывать степени предпочтения, определяемые мотивами и побудительными причинами. Маржинальная теория воссоздает картину хозяйственной деятельности, основываясь на изучении и взаимном сопоставлении степеней предпочтения каждого хозяйствующего субъекта. Испытывая потребности, экономические субъекты стремятся улучшить свое экономическое положение и с этой целью участвуют в хозяйственной деятельности, обмене благами и услугами. Экономический анализ потребностей основывается на законе убывающей интенсивности, или законе насыщения потребностей. Испытывая одновременно ряд потребностей, индивид с наибольшей интенсивностью желает использовать первую часть блага, но с последующим потреблением других частей этого блага интенсивность его желания убывает. Процесс потребления блага продолжается до тех пор, пока не достигается точка насыщения.

В 1854 г. Г. Госсен сформулировал два закона потребностей.

Закон продолжительности: когда какое-либо удовольствие испытывается непрерывно, его интенсивность, вначале высокая, понижается до нулевого значения. Госсен измерял потребность удовольствием, поэтому действие данного закона можно проследить через насыщаемость потребностей.

Закон повторяемости: когда какое-либо приятное ощущение повторяется, степень интенсивности испытываемого удовольствия и его продолжительность с каждым разом уменьшается. Интенсивность и продолжительность уменьшаются тем быстрее, чем быстрее происходит повторение.

Для экономической теории имеет принципиальное значение имеет безграничность человеческих потребностей. Это означает, что совокупность потребностей каждого индивида никогда не может быть полностью удовлетворена. Состояние насыщения продолжается, как правило, ограниченное время, поскольку потребности безостановочно воспроизводятся. Полностью и навсегда удовлетворить потребности человека невозможно, их круг постоянно и непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном расширении объема потребления. Потребности растут в количественном, но еще больше в и качественном отношении. Данная закономерность, подтверждаемая многолетней историей развития человечества, раскрывает содержание закона возвышения потребностей.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.191.104 (0.01 с.)