Формы организации общественного хозяйства. Товарное производство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации общественного хозяйства. Товарное производство.



Формы организации общественного хозяйства. Товарное производство.

 

Осн исторические формы общ хоз-ва: 1.Натуральное хозяйство (производство

для внутр потребления (не для продажи), различают: а)патриархальное хоз;

б)общинное хоз; 2.Товарное производство. Различают простое и

капиталистическое товарное производство (простое базируется на частной

собственности и личном труде, капиталистическое - на частной собственности

и использовании наемной рабочей силы).

 

Экономическая теория товара.

Благами называются средства, пригодные для удовлетворения потребностей.

Блага подразделяются на материальные (дары природы, землю, воду, воздух и

климат продукты с/х и промышленности) и нематериальные (способности,

професс мастерство, репутация). Выделяют неэкон и экон блага. Первые не

обмениваются на другие блага (воздух). Экон благом является товар. Т -

благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и

предназначено для обмена, для реализации на рынке. Исходя из общественной

потребности товары делятся на средства производства и предметы потребления.

Средства производства - это товары, удовлетворяющие производственные

потребности общества. Предметы потребления - это товары, удовлетворяющие

личные потребности человека. Различают долговременные и недолговременныеТ:

первые используются постоянно (оборудование); вторые лишь раз и полностью

потребляются (питание). Т делятся на взаимозаменяемые (например нефть и

газ) и взаимодополняемые (магнитофон-кассета). Товаром считается и услугаТ

характеризуется двумя свойствами: способностью удовлетворять ту или иную

потребность и воплощенными в нем затратами общественного труда.

Соответственно этим 2 началам товар обладает 2 свойствами: потребительная

стоимость и стоимость. Товар должен обладать способностью обмениваться на

другие товары. Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в

которой обменивается один Т на другой. Основой обмена является стоимость -

то общее, что свойственно всем Т, а именно затраты труда. Труд, воплощенный

или овеществленный в Т, и представляет его стоимость. Это внутреннее

свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой

стоимости. Стоимость бывает индивидуальная и общественная. Индивидуальная -

это стоимость товара каждого отдельно взятого производителя. Общественная

стоимость проявляется на рынке. Величина стоимости товара зависит от трех

факторов: а) общественная производительность труда; б) ограниченность и

редкость ресурсов; в) спрос и предложение. По вопросу величины стоимости Т

существуют три подхода:

1. марксистский: величина стоимости определяется количеством труда,

воплощенного в товаре - эта величина находится под воздействием двух

факторов:

а) производительности труда;

б) интенсивности труда.

2. австрийская школа считает, что стоимость товара определяется

ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может

принести последний экземпляр товаров определенной группы.

3. кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется

издержками производства, спросом и предложением и предельной полезностью.

 

Принципы организации и механизм регулирования рыночной экономики в теории трудовой стоимости.

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности". Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.

Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных

субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

1. Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

2. Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

3. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию производства?

4.Кто должен получить эту продукцию? В частности, как должна распределяться экономики между индивидуальными потребителями?

5. Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?

Механизмы регулирования

Саморегулирование рынка, т. е. свобода действия производителя, субъектов производств, свободные отношения между ними, свобода распоряжения продукцией, выбора партнеров, способов взаимодействия с ними (договор, назначение цены и т.д.).
Регулирование рыночных отношений институтами и средствами гражданского общества; социальное партнерство, реально содействующее балансу экономических интересов.
Государственное регулирование при участии законодательной, исполнительной и судебной власти.
Корпоративное внутрипроизводственное (внутрифирменное) регулирование.

 

Условия и границы эффективного функционирования рыночной системы.Фиаско рынка.

Эффективность-в рамках теории марженализма, считается, что рынки совершенны(не существует контроля над ценами,они формируются в результате взаимодействия сторон)У всех субъектов имеется полная информация о ситуации, формируются оптимальные пропорции производства.Неравенство доходов-условие эффективного функционирования.

Фиаско рынка представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Из многих возможных причин фиаско рынка три заслуживают особого внимания. Мы рассмотрим их под заголовками внешние эффекты, общественные блага и недостаточная конкуренция. Остальные источники возможных фиаско рынка будут лишь упомянуты.

 

Формы организации общественного хозяйства. Товарное производство.

 

Осн исторические формы общ хоз-ва: 1.Натуральное хозяйство (производство

для внутр потребления (не для продажи), различают: а)патриархальное хоз;

б)общинное хоз; 2.Товарное производство. Различают простое и

капиталистическое товарное производство (простое базируется на частной

собственности и личном труде, капиталистическое - на частной собственности

и использовании наемной рабочей силы).

 

Экономическая теория товара.

Благами называются средства, пригодные для удовлетворения потребностей.

Блага подразделяются на материальные (дары природы, землю, воду, воздух и

климат продукты с/х и промышленности) и нематериальные (способности,

професс мастерство, репутация). Выделяют неэкон и экон блага. Первые не

обмениваются на другие блага (воздух). Экон благом является товар. Т -

благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и

предназначено для обмена, для реализации на рынке. Исходя из общественной

потребности товары делятся на средства производства и предметы потребления.

Средства производства - это товары, удовлетворяющие производственные

потребности общества. Предметы потребления - это товары, удовлетворяющие

личные потребности человека. Различают долговременные и недолговременныеТ:

первые используются постоянно (оборудование); вторые лишь раз и полностью

потребляются (питание). Т делятся на взаимозаменяемые (например нефть и

газ) и взаимодополняемые (магнитофон-кассета). Товаром считается и услугаТ

характеризуется двумя свойствами: способностью удовлетворять ту или иную

потребность и воплощенными в нем затратами общественного труда.

Соответственно этим 2 началам товар обладает 2 свойствами: потребительная

стоимость и стоимость. Товар должен обладать способностью обмениваться на

другие товары. Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в

которой обменивается один Т на другой. Основой обмена является стоимость -

то общее, что свойственно всем Т, а именно затраты труда. Труд, воплощенный

или овеществленный в Т, и представляет его стоимость. Это внутреннее

свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой

стоимости. Стоимость бывает индивидуальная и общественная. Индивидуальная -

это стоимость товара каждого отдельно взятого производителя. Общественная

стоимость проявляется на рынке. Величина стоимости товара зависит от трех

факторов: а) общественная производительность труда; б) ограниченность и

редкость ресурсов; в) спрос и предложение. По вопросу величины стоимости Т

существуют три подхода:

1. марксистский: величина стоимости определяется количеством труда,

воплощенного в товаре - эта величина находится под воздействием двух

факторов:

а) производительности труда;

б) интенсивности труда.

2. австрийская школа считает, что стоимость товара определяется

ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может

принести последний экземпляр товаров определенной группы.

3. кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется

издержками производства, спросом и предложением и предельной полезностью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.024 с.)